Файл: Общие принципы осуществления аудиторского контроля (Аудиторская проверка операций с основными средствами (на примере ООО «Иверия»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы аудита
1.1. Цели, задачи, нормативно-правовая база аудита
1.2. Основные направления проверки и методы аудита
1.3. План и программа аудиторской проверки, аудиторские процедуры
Глава 2. Аудиторская проверка операций с основными средствами (на примере ООО «Иверия»)
2.1. Аудит операций по поступлению основных средств
2.2. Аудит начисления амортизации основных средств
2.3. Аудит ремонта, модернизации и реконструкции основных средств
2.4. Аудит выбытия, демонтажа, частичной ликвидации объекта
Эти основные вопросы аудитор должен изучить, дать им оценку, высказать суждение в аудиторском заключении и сделать предложения по выявленным нарушения и отступлениям от установленных правил учета.
Следует отметить, внедрение рыночной экономики в России привело к необходимости адаптирования к международной практике ведения учета основных средств и приводить этот учет в соответствие с международными стандартами.[19стр25]
Для проведения аудита основных средств необходимо использовать современную нормативно-правовую базу.
Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации установлены в Положении по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденном приказом Минфина России от 30 марта 2001г. № 26н (далее по тексту - ПБУ 6/01) с учетом поправок, внесенных в ПБУ 6/01 приказом Минфина России от 24.12. 2010 г. № 186н,
Дальнейшую детализацию положения ПБУ 6/01 получили в Методических указаниях по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003г. № 91н (далее по тексту - Методические указания по ОС).
Нормативно - правовой базой аудита учета основных средств также являются:
- Налоговый кодекс РФ;
- Федеральный закон «О бухгалтерском учете», № 129-ФЗ от 21.11.96. (в редакции федерального закона от 28.09.2010г. № 243-ФЗ);
- Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»;
- ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденное Приказом МФ РФ от 06.10.2008г. №106н с учетом изменений, внесенных приказом МФ РФ от 08.11.2010г. 2009г. № 144н;
- ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте». Приказ МФ РФ 27.12.2006г. №153н в редакции приказа Минфина РФ от 24.12.2010г № 186н;
- «Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» утв. Приказом МФ РФ от 13.06.95 № 49;
- Постановление Правительства от 1 января 2002 года № 1 в редакции Постановлений Правительства РФ от 10.12.2010 № 1011 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».
Помимо искажения данных бухгалтерской отчетности, ошибки в учете основных средств влияют на величину налога на имущество, так как в соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектом обложения по налогу на имущество признается движимое и недвижимое имущество организации. Кроме того, искажается величина подлежащего уплате в бюджет налога на прибыль, например, за счет ошибок в начислении амортизации, неправильном учете расходов, связанных с основными средствами, за счет неверного учета в составе расходов налога на имущество. Возможны ошибки в принятии к вычету НДС.
Следует также учитывать и другие нормативные документы, регламентирующие порядок ведения бухгалтерского учета основных средств, в том числе письма Минфина РФ.
1.2. Основные направления проверки и методы аудита
Целью аудиторской проверки операций с основными средствами является установление достоверности во всех существенных отношениях отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций по приобретению, эксплуатации и выбытию объектов основных средств, а так же формирования мнения о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в части отражения указанных операций.
Источники информации, используемые при аудите основных средств, зависят от принятой предприятием учетной политики. Это выражается в выборе форм учета: журнально-ордерной, мемориально-ордерной, упрощенной, машинно-ориентированном, а также в перечне применяемых регистров, их построении, последовательности и способах записей в них.
Приведем состав первичных документов, подлежащих изучению:
- Приказ «Об учетной политике организации»;
- Акты инвентаризации основных средств;
- Приказ о назначении постоянно действующей комиссии;
- Отчет о переоценке основных средств;
- Договоры купли-продажи основных средств;
- Акты приема-передачи основных средств;
- Договоры на ремонт, реконструкцию и модернизацию основных средств;
- Акты о ликвидации основных средств;
- Инвентарные карточки основных средств;
- Опись инвентарных карточек учета основных средств;
- Инвентарные списки основных средств по месту их нахождения в эксплуатации и другие документы, обусловленные отраслевой спецификой.
Но следует помнить, что при любой форме учета операции по основным средствам должны оформляться унифицированными межведомственными формами первичной учетной документации.[9стр.17]
Изучению подлежат следующие регистры синтетического и аналитического учета:
- Главная книга;
- Журналы-ордера:
№ 13 (по кредиту счетов 01 «Основные средства», 03 «Доходные вложения в материальные ценности»);
№10 (по кредиту счетов 02 «Амортизация основных средств», 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы»);
№16 (по кредиту счетов 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы»);
Ведомость № 18 (учет затрат по капитальным вложениям);
Ведомость аналитического учета основных средств;
Разработочные таблицы «Расчет износа (амортизации) основных средств».
Применение регистров зависит от выбранной и зафиксированной в приказе по учетной политике формы ведения бухгалтерского учета.
Данные, предоставленные в регистрах бухгалтерского учета, должны соответствовать данным финансовой (бухгалтерской) отчетности. Проверке подлежат: Форма № 1 (Бухгалтерский баланс); Форма № 2 (Отчет о прибылях и убытках); Форма № 5 (Приложение к бухгалтерскому балансу).
Основные направления аудита учета основных средств должны обеспечить:
• контроль за наличием и сохранностью основных средств;
• правильность отнесения предметов к основным средствам;
• правильность оценки основных средств в учете;
• правильность оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств;
• правильность начисления и отражения в учете износа и ремонта основных средств;
• правильность отражения данных о наличии и движении основных средств в бухгалтерском учете и отчетности.[19стр.28]
В соответствии с основными направлениями и задачами аудита основных средств можно выделить четыре направления проверки:
1) аудит наличия и сохранности основных средств;
2) аудит движения основных средств;
3) аудит правильности начисления амортизации;
4) проверка правильности налогообложения по основным средствам.
Результатом работы аудитора является составление аудиторского заключения. Для того чтобы иметь основания для выводов по основным направлениям аудиторской проверки, аудитор должен собрать соответствующие доказательства. Информация, собранная и проанализированная аудитором в ходе проверки, служит обоснованием выводов аудитора и называется аудиторскими доказательствами. Собирая аудиторские доказательства, аудитор использует следующие методы.
1. Методы фактического контроля: инвентаризация; контрольный обмер.
2.Методы документального контроля: формальная проверка; арифметическая проверка; проверка документов по существу.
3. Прочие методы: наблюдение; опрос; экономический анализ.
Рассмотрим, насколько эффективен каждый из этих методов сбора аудиторских доказательств, при проверке основных средств.
Инвентаризация проводится в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности. Сразу по прибытии в организацию аудитор должен уточнить дату проведения последней инвентаризации. Если инвентаризация основных средств не проводилась более 2-3 лет, то аудитор может потребовать ее проведению, что позволит более качественно провести последовательную проверку и уменьшить аудиторский риск. Аудитор может сам участвовать в проведении инвентаризации или ограничиться наблюдением за ее проведением. Рекомендуется убедиться в наличии наиболее дорогостоящих предметов. Инвентаризация основных средств производится на основании “Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств” утв. Приказом МФ РФ от 13.06.95 № 49.
Метод контрольного обмера эффективен при проверке затрат на ремонт основных средств. Аудитор может произвести контрольный обмер объемов выполненных работ по ремонту непосредственно на объектах, что позволит дать объективную оценку фактических ремонтных работ и установить сумму необоснованно списанных материалов, а также сумму незаконно выплаченной заработной платы, если при попустительстве отдельных работников организации имело место завышение объемов выполненных работ.
При проведении формальной проверки документов аудитор визуально просматривает первичные документы по учету основных средств, инвентарные карточки, журналы-ордера 10, 10/1, 13, расчетные таблицы, форму № 5, главную книгу и др.
Метод арифметической проверки предусматривает проверку правильности подсчетов, а также правильности составления алгоритмов расчетов при автоматизации бухгалтерского учета. Проверка расчетов сумм амортизации, переоценки основных средств, правильности применения норм амортизации и коэффициентов пересчета. Также сверяются данные аналитических и синтетических счетов, журналов-ордеров, главной книги, баланса, приложения к нему ф. № 5.
При проверке документов по существу рассматривается законность и целесообразность хозяйственной операции, правильность отнесения на счета и включения в статьи затрат. Если при проверке первичный документ вызывает сомнение, то необходимо получить письменное объяснение у лиц, ответственных за данную сделку, и сделать встречную проверку.
Наблюдение - получение общего представления о возможностях клиента на основании визуального наблюдения. Аудитор наблюдает за тем, как оформляется та или иная операция по учету и движения основных средств, заполняются первичные документы и регистры синтетического учета. Однако операции по учету основных средств не так многообразны и часты, особенно на малых предприятиях, поэтому наблюдение как метод аудиторской проверки малоэффективен. Более полную информацию можно получить в результате документальной проверки, опроса сотрудников и экономического анализа.
Методом экономического анализа аудитор пользуется, как правило, при проверке бухгалтерской отчетности, где отражено состояние основных средств (ф. №1, ф. №5). Аудитор может сделать анализ использования организацией основных средств по времени и мощности с учетом специфики производственной деятельности организации, а так же эффективность капиталовложений. Подробнее анализ основных средств рассмотрен в следующем параграфе.
Опрос - получение устной или письменной информации от клиента. Опрос или беседа должны быть проведены со всеми сотрудниками, принимающими участие в учете основных средств и заполнении отчетности. Для того чтобы беседа дала аудитору результаты, она, как и все прочие аудиторские процедуры, должна быть тщательно спланирована. Для этого аудитор составляет заранее вопросник, который включает в себя перечень вопросов, которые аудитор планирует задать сотрудникам организации с вариантами ответов.
Рассмотрим методику проверки, состоящую из нескольких этапов.
На подготовительном этапе необходимо осуществить следующие действия.
- Ознакомиться с учетной политикой предприятия в частности организации учета основных средств в аудируемом отчетном периоде, отметив следующие моменты:
- Порядок отнесения объектов в состав основных средств;
- Порядок формирования первоначальной стоимости объектов основных средств для целей бухгалтерского и налогового учета;
- Применяет ли организация механизм ускоренной амортизации и если да, то каковы основания для его применения;
- Порядок учета затрат на ремонт основных средств для целей бухгалтерского и налогового учета, отраженный в приказе об учетной политике и реализуемый на практике;
- Какие способы амортизации объектов основных средств применяются на предприятии (для целей бухгалтерского учета и налогового учета), если происходили изменения в выборе методов, то установить причину;
- Проводятся ли переоценки объектов основных средств и пр.
Причем если установлено, что переоценки проводятся, то надлежит выяснить, кто их проводит и на каком основании (если специализированные оценщики, то ознакомиться с договором).
- Ознакомиться с составом комиссии, назначенной руководителем для контроля движения и ликвидации основных средств на основании приказа по предприятию.
- Установить круг материально ответственных лиц, удостовериться в наличии договоров с ними о полной материальной ответственности. Если такие договоры отсутствуют, то порекомендовать их заключить.
- Ознакомиться с результатами последней инвентаризации (при этом проверить наличие подписей всех членов инвентаризационной комиссии, уточнить, не было ли письменных возражения по актам отдельных членов комиссии).