Файл: Общие принципы осуществления аудиторского контроля (Аудиторская проверка операций с основными средствами (на примере ООО «Иверия»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 160

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3. План и программа аудиторской проверки, аудиторские процедуры

Специфика экономического субъекта, объем и сложность работы по его проверке каждый раз требует определения четкой последовательности шагов при проведении аудита и правильного распределения обязанностей между аудиторами, если проверку проводят несколько специалистов. При разработке плана и программы аудиторской проверки используется аудиторский стандарт «Планирование аудита».

План аудиторской проверки отражает укрупненные группы аудиторских работ по объектам и группам хозяйственных операций, сроки исполнения работ и исполнителей. План составляется в письменной форме.

Цель составления плана: предварительно определить объем и характер необходимых тестов; оценить затраты времени и труда по их проведению; достичь взаимопонимания с клиентом по всем основным вопросам до начала проверки; иметь доказательства обоснованности выполнения аудита и качества его проведения у данного клиента.

В плане аудита основных средств можно выделить следующие виды работ: аудит наличия и аналитического учета основных средств; аудит поступления основных средств; аудит выбытия основных средств; аудит начисления амортизации; аудит переоценки основных средств; аудит аренды основных средств; аудит ремонта основных средств.

Детализацией общего плана аудита является аудиторская программа, которая является перечнем аудиторских процедур по каждому виду аудиторских работ. Аудиторские процедуры можно определить как совокупность операций обработки данных, выполняемых для достижения целей аудита при проверке конкретных хозяйственных операций с применением определенных аудиторских приемов.

В программе аудиторской проверки указываются: цель аудита, основные участки работы экономического субъекта и разделы учета, подлежащие проверке, характер проверки (сплошная, выборочная, визуальная и т.д.), закрепление обязанностей за членами бригады аудиторов, предполагаемая продолжительность проверки и сроки ее начала и окончания.

В области учета основных средств могут быть следующие нарушения, которые аудитор при составлении аудиторской программы должен принять к сведению:

1.При ведении аналитического учета.

1.1. Документальное оформление операций по движению основных средств документами произвольной формы.

1.2. Ведение инвентарных карточек не по всем видам или объектам основных средств.

2. Нарушение дисциплины по осуществлению контроля за сохранностью основных средств.


2.1. Отсутствие заключения договоров о полной индивидуальной материальной ответственности.

2.2. Отсутствие некоторых предметов, взятых в домашнее пользование сотрудниками организации и неоформленные документально.

2.3. Проведение инвентаризации реже 1 раза в 3 года.

3. Нарушение правильности начисления износа.

3.1. Начисление амортизации реже 1 раза в месяц.

3.2. Продолжение начисления амортизации по объектам с истекшими сроками полезного использования.

3.3. Неправомочное использование механизма ускоренной амортизации.

4. Неправильное отнесение затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции (работ, услуг).

4.1. Завышение объема ремонтных работ и необоснованное списание выплаченной зарплаты.

5. Нарушение в учете аренды основных средств.

5.1. Отсутствие договоров аренды.

6. Нарушение учета и налогообложения поступления основных средств.

6.1. Неправильное формирование первоначальной стоимости объекта основных средств.

6.2. При безвозмездном получении основных средств их стоимость не присоединяется к налогооблагаемой прибыли.

6.3. Занижение стоимости приобретенного транспортного средства.

7. Неправильное отнесение имущества к основным средствам.

В соответствии с приведенным выше планом разрабатывается программа аудита основных средств.

Рассмотрим аудиторские процедуры, позволяющие оценить организацию учета основных средств.

  1. Установить соответствие остатков по синтетическим счетам 01, 02, 03, 07, 08, отраженных в Главной книге, аналогичным данным аналитического учета и Бухгалтерского баланса (форма № 1).

Если сальдо не тождественны, то следует выяснить причину у лица, ответственного за ведение учета основных средств и нематериальных активов. При этом следует проанализировать, привело ли существующее искажение в бухгалтерском учете к завышению или занижению налоговой базы по налогу на имущество и сделать соответствующий перерасчет.

  1. Проверить соответствие применяемых на предприятии форм первичной учетной документации унифицированным формам.

Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7 «об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств» утверждены следующие согласованные с Министерством финансов РФ и Министерством экономического развития и торговли РФ, унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств:[21стр.29]

  • ОС – 1 «Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)»;
  • ОС – 1а «Акт о приеме-передаче здания (сооружения)»;
  • ОС – 1б «Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)»;
  • ОС – 2 «Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств»;
  • ОС – 3 «акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств»;
  • ОС – 4 «Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)»;
  • ОС – 4а «Акт о списании автотранспортных средств»;
  • ОС – 4б «акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)»;
  • ОС – 6 «Инвентарная карточка учета объекта основных средств»;
  • ОС – 6а «Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств»;
  • ОС – 6б «Инвентарная книга учета объектов основных средств»;
  • ОС – 14 «Акт о приеме (поступлении) оборудования»;
  • ОС – 15 «Акт приемки-передачи оборудования в монтаж»;
  • ОС – 16 «Акт о выявленных дефектах оборудования».

При проведении аудиторской проверки основных средств можно использовать следующие аудиторские процедуры, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Аудиторские процедуры в отношении учета объектов основных средств

Содержание процедуры

Используемые

документы

Выводы аудитора

Проверка соблюдения по-ложения учетной полити-ки в отношении объектов основных средств

Учетная политика, регистры учета, пер-вичные документы

Применяемые методы в области учета основных средствсоответ- ствуют положениям учетной по-литики

Проверка соответствия отчетных показателей (форм № 1 и № 5) соот-ветствующим показате-лям в Главной книге, ре-гистрам синтетического и аналитического учета

Квартальный, полу-

годовой и годовой ба-лансы, форма № 5, приложение к балан-

су, формы основных средств

Отчетные показатели соответ-ствуют учетным данным регистров синтетического и аналитического учета

Проверка правильности определения первона-чальной стоимости ос-новных средств

Акты приемки-пере-дачи, счета-фактуры, накладные

Первоначальная стоимость ос-новных средств соответствует составу данной стоимости в ПБУ 6/01

Проверка источников поступления основных средств

Накладные, счета-фактуры

Источники поступления соответствуют источникам в счетах-фактурах

Проверка правильности выделения налога на до-бавленную стоимость при приобретении основных средств

Нормативные доку-менты, счета-фактуры, данные по счетам 19 и 68

Налог на добавленную стоимость в финансовых документах выделяется отдельной строкой

Проверка правильности использования типовых форм по учету основных средств. Проверка пра-вильности начисления амортизации по основным средствам

Учетная политика, нормативные доку-менты, формы основ-ных средств статисти-ческой отчетности. Разработочные таблицы «Расчет амортизацион-ных отчислений»

На предприятии используются унифицированные формы отчетности. Проверенные разработочные ведомости по амортизации основных средств не содержат ошибок

Проверка соответствия используемых методов начисления амортизации требованиям бухгалтер-ского учета

Нормативные доку-менты, учетная по-литика

Используемый метод начисления амортизации основных средств (линейный) соответствует требованиям законодательства и приказу по учетной политике

Содержание процедуры

Используемые

документы

Выводы аудитора

Проверка правильности отнесения объектов ос-новных средств к соот-ветствующим категориям

Нормативные доку-менты, справочная документация

Объекты основных средств отнесены к соответствующим амортизационным группам

Проверка правильности оформления операций по выбытию основных средств

Акты на списание ос-новных средств (форма основных средств)

Проверенные акты выбытия основных средств ошибок не содержат

Проверка правильности уплаты налогов по реали-зованным основным средствам

Журналы учета хозяй-ственных операций, акты на списание ос-новных средств, рас-четы

Аудиторская проверка не выявила существенных нарушений по уплате налогов по реализованным основным средствам

Проверка правильности «привязки» объектов ос-новных средств к мате-риально ответственным лицам

Справочная докумен-тация, данные устных опросов, договоры материальной ответ-ственности

Аудиторская проверка выявила правильность «привязки» объектов к материально ответственным лицам

Проверка правильности отражения в учете и от-четности операций по арендованным осн. ср-м

Данные по счетам 01, 03, 08, 76, 19, 001; журнал хозяйственных операций

Аудиторская проверка выявила отсутствие учетных документов по арендованным основным средствам

Проверка правильности проведения переоценки основных средств и ре-

зультатов ее оформления

Расчеты по переоценке основных средств, журнал регистрации хозяйственных опе-раций

Проведенная экспертиза документов по переоценке не выявила искажений в учете

Проверка правильности ведения учета основных средств в условиях авто-матизированной формы учета

Учетная политика, ру-ководство по работе с программами бухгал-терского учета

В организации применяется современное программное обеспечение, соответствующее системе учета основных средств


При проверке правомерности предъявления налога на добавленную стоимость следует обратить внимание на положения главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ, в частности:

  • если основные средства приобретены для эксплуатации в подразделениях непроизводственной сферы (для целей жилищного, социального, медицинского, спортивного и культурного обслуживания членов производственного коллектива), то сумма налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщику, не может быть предъявлена к возмещению из бюджета;
  • если существует кредиторская задолженность по счетам 60 «Расчеты с поставщиками и подразделениями» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в частности поставщиков основных средств, то следует убедиться, что налог на добавленную стоимость в этой части бюджета не предъявлен, т.е. на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретению ценностей» имеются соответствующие дебетовые сальдо.

Необходимо проверить правильность оформления транспортных средств в части отражения затрат, связанных с их поставкой на учет.

Следует проверить документальное оформление фактов приобретения основных средств у физических лиц. Данные факты должны быть оформлены договорами купли-продажи, составленными в письменной форме, с указанием паспортных данных продавцов. При этом следует проверить, не выделен ли ошибочно налог на добавленную стоимость из стоимости указанной сделки.

В том случае, если объекты основных средств созданы на самом предприятии, необходимо проверить правильность формирования первоначальной стоимости объекта, а так же учитывать, что при проверке налога на добавленную стоимость в части строительства хозяйственным способом необходимо четко отслеживать применимое именно в период постановки объекта на учет налоговое законодательство.

В бухгалтерском учете эта операция должна быть отражена следующей бухгалтерской записью:

Дебет сч. 01 «Основные средства», кредит сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы» на сумму фактически произведенных затрат.

Если установлено, что имели место операции по оприходованию безвозмездно полученных основных средств, то необходимо проверить использование субсчета по безвозмездным поступлениям, счета 98 «Доходы будущих периодов», который используется для учета стоимости безвозмездно полученных активов до момента признания их в качестве доходов организации. При проведении аудиторской проверки операций с основными средствами важным вопросом является правильность отражение расходов на ремонт основных средств.


При проверке операций, связанных с выбытием объектов основных средств, необходимо установить причину выбытия и проверить правильность отражения в учете операций, связанных с выбытием. В том числе, если имеет место списание объекта в результате морального или физического износа, необходимо проверить отражение в учете материалов, лома, утиля, полученных при демонтаже объекта.

При выбытии объекта в учете должны быть сделаны следующие бухгалтерские записи:

Дебет сч. 02 «Амортизация основных средств», кредит сч. 01 «Основные средства» - списана начисленная амортизация;

Дебет сч. 91 «Прочие доходы и расходы», кредит сч. 01 «Основные средства» - списана остаточная стоимость на финансовые результаты;

Дебет сч. 91 «Прочие доходы и расходы», кредит сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» - учтены затраты на демонтаж, разборку: заработная плата, единый социальный налог, иные понесенные затраты;

Дебет сч. 10 «Материалы» , кредит сч. 91 «Прочие доходы и расходы» - оприходованы материалы, лом, утиль.

В случае если объект до списания имелся в наличии, то последняя бухгалтерская запись обязательна. Если выбытие объекта связано с выявленной недостачей при инвентаризации, то списание производится по учетной стоимости, а в случае установления виновного лица ущерб должен взыскиваться по рыночной цене.

При проведении аудиторской проверки в части основных средств аудиторская организация должна оценить эффективность их использования. Ведь от степени использования основных средств зависят увеличение выпуска продукции, снижение себестоимости, рост накоплений экономического субъекта.

Глава 2. Аудиторская проверка операций с основными средствами (на примере ООО «Иверия»)

2.1. Аудит операций по поступлению основных средств

Постановка на учет основных средств осуществляется при инвестирова­нии денежных средств, связанных со строительством основных средств, а также с приобретением основных средств за плату, получении основных средств безвозмездно от других юридических и физических лиц. Кроме того, основные средства появляются в организации при получении их в качестве вклада в уставный капитал организации, или они могут быть получе­ны в оперативное управление, и по другим основаниям.