Файл: Общие принципы осуществления аудиторского контроля (Аудиторская проверка операций с основными средствами (на примере ООО «Иверия»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 159
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы аудита
1.1. Цели, задачи, нормативно-правовая база аудита
1.2. Основные направления проверки и методы аудита
1.3. План и программа аудиторской проверки, аудиторские процедуры
Глава 2. Аудиторская проверка операций с основными средствами (на примере ООО «Иверия»)
2.1. Аудит операций по поступлению основных средств
2.2. Аудит начисления амортизации основных средств
2.3. Аудит ремонта, модернизации и реконструкции основных средств
2.4. Аудит выбытия, демонтажа, частичной ликвидации объекта
Организация может приобрести как новые основные средства, так и бывшие в эксплуатации.
Рассмотрим принятие к учету основного средства в бухгалтерском учете по предприятию ООО «Иверия». Актив принимается предприятием к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:
а) объект предназначен для использования в производстве продукции,
при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока, продолжительностью свыше 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
в) предприятие не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.[9 стр.4]
Все вышеперечисленные условия бухгалтерами соблюдаются. Что касается подпункта «г», то здесь можно ориентироваться на основания учета амортизации в целях налогообложения. Если начисляемая амортизация учитывается в налоговых расходах, то есть амортизационный расход является экономически обоснованным в соответствии со статьей 252 НК РФ, то можно считать, что такой объект способен приносить экономическую выгоду.
Остановимся на моменте ввода в эксплуатацию. Поправки, внесенные в ПБУ 6/01 приказом Минфина России от 12 декабря 2005 г. № 147н, изменили порядок определения даты, с которой основное средство принимается к учету. С учетом новой редакции для отражения стоимости объекта на счете 01 «Основные средства» не требуется фактического ввода его в эксплуатацию, а нужно принимать во внимание цель приобретения актива. Если актив предназначен для использования в процессе производства продукции (оказания услуг, выполнения работ), он включается в состав основных средств в момент готовности к эксплуатации.
В соответствии с п. 27 Методических указаний по основным средствам принятие к учету в качестве ОС означает, что формирование стоимости данного актива закончено и производится перевод фактических затрат с кредита счета 08 в дебет счета учета.
Машины и оборудование, не требующие монтажа (транспортные передвижные средства, строительные механизмы и т. п.), а также машины и оборудование, требующие монтажа, но предназначенные для запаса (резерва) в соответствии с установленными технологическими и иными требованиями, принимаются к бухгалтерскому учету на предприятии ООО «Иверия» в качестве ОС на основании утвержденного руководителем акта приемки-передачи ОС. Это соответствует положению, установленному в п. 39 Методических указаний по ОС.
Таким образом, объект, не требующий монтажа, учитывается в составе ОС в момент приобретения, а объект, требующий монтажа, - после завершения монтажа и приведения его в состояние, пригодное для использования. Таким образом, задержка затрат по приобретению ОС на счете 08 является обоснованной (строительство, передача в монтаж). В противном случае искажаются остаточная стоимость ОС, амортизация для целей бухгалтерского учета, налог на имущество и бухгалтерский финансовый результат.
При учете объектов недвижимости следует помнить, что они подлежат обязательной государственной регистрации. Это относится и к транспортным средствам (ст. 131 ГК РФ). Отсутствие госрегистрации права собственности не является основанием для освобождения организации от обязанности учета недвижимости в составе основных средств (Постановления ФАС Поволжского округа от 03.02.2010 N А57-22457/2008 и ФАС Волго-Вятского округа от 24.03.2010 N А82-2570/2009-27).
Следует отметить, иногда организации не на все принятые ОС оформляют акты по соответствующей унифицированной форме, утвержденной постановлением Госкомстата России, №№ ОС-1, ОС-1а или ОС-16, а также инвентарные карточки № ОС-6, ОС-6а. Ведение инвентарной книги по унифицированной форме № ОС-6б разрешено только для малых предприятий.
Часто документы не имеют необходимых подписей должностных лиц. В этом случае, аудиторы говорят, что нарушены положения п. 2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ, а документы, не оформленные должным образом, не являются первичным учетным документом, на основании которого производятся бухгалтерские записи. Отсутствие должным образом оформленных актов ввода в эксплуатацию ОС может привести к серьезным налоговым последствиям как по налогу на прибыль, так и по НДС. Если организация не может подтвердить момент ввода объекта в эксплуатацию, то она не может начислять амортизацию по данному объекту (п. 21 ПБУ 6/01 и п. 2 ст. 259 НК РФ) последовательно, подтвердить расход в виде амортизационных отчислений в обоих видах учета. Кроме того, НДС к вычету в этом случае организация также приняла неправомерно (п. 2ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ, письмо Минфина России от 16.05.2006 № 03-02-07/1-122). [2стр.64]
В соответствии с п. 18 Методических указаний по ОС инвентарная карточка является регистром аналитического учета, «паспортом» ОС, который составляется на основании первичных учетных документов. В ней также отражается информация о перемещении объекта внутри организации, проведении реконструкции, модернизации, капитального ремонта, а также их выбытие или списание.
Следует отметить, организациям разрешено отражать в учете активы, в отношении которых выполняются предусмотренные в п. 4 ПБУ 6/01 условия принятия их к бухгалтерскому учету в качестве ОС, но стоимость которых не более 20000 руб.до 01.01.2011года и не более 40000 с 01.01.2011года в составе материально производственных запасов (п. 5 ПБУ 6/01). Точный лимит устанавливается учетной политикой организации. При списании таких активов оформляются документы, предусмотренные для списания материалов в соответствии с письмом Минфина России от 30.05.2006 № 03-03-04/4/98. Это совсем другое оформление первичных документов по движению актива, и совсем другая операция.
Аудиторы обычно рекомендуют организациям переоформить документы по вводу в эксплуатацию ОС на документы, подтверждающие получение и расход материально-производственных запасов (приходный ордер по форме № M-4, требование-накладную по форме № М-11, акт на списание материалов и др.). В противном случае споров при проверке не избежать.
Кроме того, они обращают внимание на текст письма Минфина России от 8 февраля 2007г. № 07-05-06/36. В нем сказано, что если организация отразила в составе ОС активы стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике, но не более 20 000 руб., то начисление амортизации по ним должно производиться в общеустановленном порядке одним из способов, предусмотренных п. 18 ПБУ 6/01. Так что выбор есть - либо амортизировать такое имущество в общем порядке и уточнить ранее поданные декларации по налогу на прибыль, либо переоформить документы. Минфин России в письме от 30.05.06г. №03-03-04/4/98 разъяснил, что по таким активам нужно вести специально утвержденные для учета карточки учета по форме № М-17.
Аудиторы отмечают, частая ошибка при проверке - неверное определение единицы учета ОС (один инвентарный объект учитывается как несколько или наоборот). Неправильное формирование инвентарных объектов может привести к необоснованному списанию на издержки ОС стоимостью до 20 000 руб., занижению налогов на имущество и на прибыль.
В п. 6 ПБУ 6/01 указано, что инвентарным объектом является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, и предназначенный для выполнения определенной работы.
Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. В случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
Типичной ошибкой, по мнению фискальных органов, является учет монитора, системного блока одного компьютера в качестве отдельных объектов и списание их стоимости на затраты как «малоценных» объектов ОС.
Позиция официальных органов по данному поводу последовательно сводится к следующему: все приспособления и принадлежности стандартной комплектации персонального компьютера, представляющие собой комплекс конструктивно-сочлененных предметов и способные выполнять свои функции только в составе комплекса, учитываются отдельным инвентарным объектом. Такое мнение высказывает Минфин России в многочисленных письмах: от 4сентября2007 г. № 03-03-06/1/639 , от 9октября 2006 г. № 03-03-04/4/156 и др.
В вводной части ОКОФ сказано, что объектом классификации вычислительной техники и оргтехники считается каждая машина, укомплектованная всеми приспособлениями и принадлежностями, необходимыми для выполнения возложенных на нее функций, и не являющаяся составной частью какой-либо другой машины. При этом нужно иметь в виду, что вычислительная техника не является комплексом конструктивно сочлененных предметов, так как они не монтируются на едином фундаменте, не являются единым целым с процессором, могут выполнять свои функции одновременно с несколькими процессорами.
Для постановки основных средств, как на бухгалтерский, так и на налоговый учет следует разобраться с понятиями первоначальной стоимости основного средства по правилам бухгалтерского и по правилам налогового учета, выявить общие правила и различия. Отразим эти понятия в таблице 2.
Таблица 2
Первоначальная стоимость по правилам учета
Первоначальная стоимость по правилам бухгалтерского учета |
Основание |
Первоначальная стоимость по правилам налогового учета |
Основание |
Первоначальнон стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и других возмещаемых налогов. При приобретении основных средств, бывших в эксплуатации действуют аналогичные правила. |
Пункт 8 ПБУ 6/01 Приказ Минфина РФ от 30. 01 г. N26h"0б утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01" (в редакции приказов Минфина РФ от 25.10.10 г., № 132н, От 24.12.10г. № 186н) Пункт 24 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 г. №91н |
Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, когда основное средство получено безвозмездно, - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с пунктом 8 статьи 250 НК РФ) |
Пункт 1 статьи 257 НК РФ |
Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов.
Уточним, что же включается в первоначальную стоимость основного средства по правилам бухгалтерского учета на примере предприятия ООО «Иверия». Фактические затраты включают в себя:
- суммы, уплачиваемые поставщику или продавцу за приобретаемое основное средство;
- стоимость доставки объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования;
- суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
- стоимость и информационных и консультационных услуг, связанных с приобретением основных средств;
- таможенные пошлины и таможенные сборы;
- невозмещаемые налоги и государственные пошлины, уплачиваемые в
связи с приобретением объекта основных средств;
- вознаграждения посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;
- иных затрат, непосредственно связанных с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.
Следует подчеркнуть, порядок формирования первоначальной стоимости основного средства распространяется и на основные средства, бывшие в эксплуатации. Об этом сказано в пункте 24 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10 2003 года. Стоимость бывшего в эксплуатации ОС должна соответствовать рыночной оценке.
Рассмотрим и другие варианты поступления ОС на предприятие, и формирование их первоначальной стоимости.
Согласно п. 9 ПБУ 6/01 первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями. Кроме того, в первоначальную стоимость основных средств, внесенных в счет вклада в уставный капитал, включаются все затраты организации на доставку объектов и приведение их в состояние, пригодное для использования (п. 12 ПБУ 6/01).
Денежная оценка имущества, вносимого для оплаты долей в уставном капитале ООО, утверждается решением общего собрания участников, принимаемым всеми участниками единогласно (ст.15 Закона №14-ФЗ). Если номинальная стоимость доли составляет более 20 000 руб., к оценке имущества, вносимого в ее оплату, должен привлекаться независимый оценщик. Отметим, что уставом ООО могут быть установлены виды имущества, которое не может быть внесено для оплаты долей в уставном капитале общества.