Файл: Общие принципы осуществления аудиторского контроля (Аудиторская проверка операций с основными средствами (на примере ООО «Иверия»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 159

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Организация может приобрести как новые основные средства, так и бывшие в эксплуатации.

Рассмотрим принятие к учету основного средства в бухгалтерском учете по предприятию ООО «Иверия». Актив принимается предприятием к бухгалтерскому учету в качестве ос­новных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

а) объект предназначен для использования в производстве продукции,
при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владе­ние и пользование или во временное пользование;

б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока, продолжительностью свыше 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) предприятие не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.[9 стр.4]

Все вышеперечисленные условия бухгалтерами соблюдаются. Что касается подпункта «г», то здесь можно ориентироваться на основания учета амортиза­ции в целях налогообложения. Если начисляемая амортизация учитывается в налоговых расходах, то есть амортизационный расход является экономи­чески обоснованным в соответствии со статьей 252 НК РФ, то можно считать, что такой объект способен приносить экономическую выгоду.

Остановимся на моменте ввода в эксплуатацию. Поправки, внесенные в ПБУ 6/01 приказом Минфина России от 12 декабря 2005 г. № 147н, изменили порядок определения даты, с которой основное средство принимается к учету. С учетом новой редакции для отражения стоимости объекта на счете 01 «Основные средства» не требуется фактичес­кого ввода его в эксплуатацию, а нужно принимать во внимание цель приоб­ретения актива. Если актив предназначен для использования в процессе производства продукции (оказания услуг, выполнения работ), он включает­ся в состав основных средств в момент готовности к эксплуатации.

В соответствии с п. 27 Методических указаний по основным средствам принятие к учету в качестве ОС означает, что формирование стоимости данного актива закончено и произ­водится перевод фактических затрат с кредита счета 08 в дебет счета учета.

Машины и оборудование, не требующие монтажа (транспортные передвижные средства, строительные механизмы и т. п.), а также машины и оборудование, требующие монтажа, но предназначенные для запаса (резер­ва) в соответствии с установленными технологическими и иными требовани­ями, принимаются к бухгалтерскому учету на предприятии ООО «Иверия» в качестве ОС на основании утвержденного руководителем акта приемки-передачи ОС. Это соответствует положению, установленному в п. 39 Методических указаний по ОС.


Таким образом, объект, не требующий монтажа, учитывается в составе ОС в момент приобретения, а объект, требующий монтажа, - после заверше­ния монтажа и приведения его в состояние, пригодное для использования. Таким образом, задержка затрат по приобретению ОС на счете 08 является обоснованной (строительство, передача в монтаж). В противном слу­чае искажаются остаточная стоимость ОС, амортизация для целей бухгал­терского учета, налог на имущество и бухгалтер­ский финансовый результат.

При учете объектов недвижимости следует помнить, что они подлежат обязательной государственной регистрации. Это относится и к транспорт­ным средствам (ст. 131 ГК РФ). Отсутствие госрегистрации права собственно­сти не является основанием для освобождения организации от обязанности учета недвижимости в составе основных средств (Постановления ФАС По­волжского округа от 03.02.2010 N А57-22457/2008 и ФАС Волго-Вятского округа от 24.03.2010 N А82-2570/2009-27).

Следует отметить, иногда организации не на все принятые ОС оформляют акты по соответствующей унифицированной форме, утвержденной постановлением Госкомстата России, №№ ОС-1, ОС-1а или ОС-16, а также инвентарные карточки № ОС-6, ОС-6а. Веде­ние инвентарной книги по унифицированной форме № ОС-6б разрешено только для малых предприятий.

Часто документы не имеют необходимых подписей должностных лиц. В этом случае, аудиторы говорят, что нарушены положения п. 2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ, а документы, не оформленные должным образом, не являются первичным учетным документом, на основании которого производятся бухгалтерские записи. Отсутствие должным образом оформленных актов ввода в эксплуатацию ОС может привести к серьезным налоговым последствиям как по налогу на прибыль, так и по НДС. Если организация не может подтвердить момент ввода объекта в эксплуатацию, то она не может начислять амортизацию по данному объекту (п. 21 ПБУ 6/01 и п. 2 ст. 259 НК РФ) последовательно, подтвердить расход в виде амортизационных отчислений в обоих видах учета. Кроме того, НДС к вычету в этом случае организация также приняла неправомерно (п. 2ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ, письмо Минфина России от 16.05.2006 № 03-02-07/1-122). [2стр.64]

В соответствии с п. 18 Методических указаний по ОС инвентарная карточка является регистром аналитического учета, «пас­портом» ОС, который составляется на основании первичных учетных доку­ментов. В ней также отражается инфор­мация о перемещении объекта внутри организации, проведении реконст­рукции, модернизации, капитального ремонта, а также их выбытие или спи­сание.


Следует отметить, организациям разрешено отражать в учете активы, в отношении которых выполняются предусмотренные в п. 4 ПБУ 6/01 условия принятия их к бухгалтерскому учету в качестве ОС, но стоимость которых не более 20000 руб.до 01.01.2011года и не более 40000 с 01.01.2011года в составе материально производственных запасов (п. 5 ПБУ 6/01). Точный лимит устанавливается учетной политикой организации. При списа­нии таких активов оформляются документы, предусмотренные для списания материалов в соответствии с письмом Минфина России от 30.05.2006 № 03-03-04/4/98. Это совсем другое оформление первичных документов по движению актива, и совсем другая операция.

Аудиторы обычно рекомендуют организациям переоформить документы по вводу в эксплуатацию ОС на документы, подтверждающие получение и расход материально-производственных запасов (приходный ордер по форме № M-4, требование-накладную по форме № М-11, акт на списание мате­риалов и др.). В противном случае споров при проверке не избежать.

Кроме того, они обращают внимание на текст письма Минфина России от 8 февраля 2007г. № 07-05-06/36. В нем сказано, что если организация отразила в составе ОС активы стоимостью в пределах лимита, установлен­ного в учетной политике, но не более 20 000 руб., то начисление амортизации по ним должно производиться в общеустановленном порядке одним из спо­собов, предусмотренных п. 18 ПБУ 6/01. Так что выбор есть - либо аморти­зировать такое имущество в общем порядке и уточнить ранее поданные декларации по налогу на прибыль, либо переоформить документы. Минфин России в пись­ме от 30.05.06г. №03-03-04/4/98 разъяснил, что по таким активам нужно вести специально утвержденные для учета карточки учета по форме № М-17.

Аудиторы отмечают, частая ошибка при проверке - неверное определение единицы учета ОС (один инвен­тарный объект учитывается как несколько или наоборот). Неправильное формирование инвентарных объектов может привести к необоснованному списанию на издержки ОС стоимостью до 20 000 руб., занижению налогов на имущество и на прибыль.

В п. 6 ПБУ 6/01 указано, что инвентарным объектом является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктив­но обособленный предмет, предназначенный для выполнения определен­ных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструк­тивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, и предназначенный для выполнения определенной работы.

Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособ­ления и принадлежности, общее управление, смонтированных на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. В случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учиты­вается как самостоятельный инвентарный объект.


Типичной ошибкой, по мнению фискальных органов, является учет монитора, системного блока одного компьютера в качестве отдельных объектов и списание их стоимости на затраты как «малоценных» объектов ОС.

Позиция официальных органов по данному поводу последовательно сводится к следующему: все приспособления и принадлежности стандартной комплектации персонального компьютера, представляющие собой комплекс конструктивно-сочлененных предметов и способные выполнять свои функ­ции только в составе комплекса, учитываются отдельным инвентарным объек­том. Такое мнение высказывает Минфин России в многочисленных письмах: от 4сентября2007 г. № 03-03-06/1/639 , от 9октяб­ря 2006 г. № 03-03-04/4/156 и др.

В вводной части ОКОФ сказано, что объек­том классификации вычислительной техники и оргтехники считается каждая машина, укомплектованная всеми приспособлениями и принадлежностями, необходимыми для выполнения возложенных на нее функций, и не являюща­яся составной частью какой-либо другой машины. При этом нужно иметь в виду, что вычислительная техника не является комплексом конструктивно сочлененных предметов, так как они не монтируются на едином фундаменте, не являются единым целым с процессором, могут выполнять свои функции одновременно с несколькими процессорами.

Для постановки основных средств, как на бухгалтерский, так и на налого­вый учет следует разобраться с понятиями первоначальной стоимости ос­новного средства по правилам бухгалтерского и по правилам налогового учета, выявить общие правила и различия. Отразим эти понятия в таблице 2.

Таблица 2

Первоначальная стоимость по правилам учета

Первоначальная стоимость

по правилам

бухгалтерского учета

Основание

Первоначальная стоимость

по правилам

налогового учета

Основание

Первоначальнон стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и других возмещаемых налогов.

При приобретении основных средств, бывших в эксплуатации действуют аналогичные правила.

Пункт 8 ПБУ 6/01 Приказ Минфина РФ от 30. 01 г. N26h"0б утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01" (в редакции приказов Минфина РФ от 25.10.10 г., № 132н,

От 24.12.10г. № 186н)

Пункт 24 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 г. №91н

Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, когда основное средство получено

безвозмездно, - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с пунктом 8 статьи 250 НК РФ)

Пункт 1 статьи 257 НК РФ


Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов.

Уточним, что же включается в первоначальную стоимость основного сред­ства по правилам бухгалтерского учета на примере предприятия ООО «Иверия». Фактические затраты включают в себя:

  • суммы, уплачиваемые поставщику или продавцу за приобретаемое основное средство;
  • стоимость доставки объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования;
  • суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
  • стоимость и информационных и консультационных услуг, связанных с приобретением основных средств;
  • таможенные пошлины и таможенные сборы;
  • невозмещаемые налоги и государственные пошлины, уплачиваемые в

связи с приобретением объекта основных средств;

  • вознаграждения посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;
  • иных затрат, непосредственно связанных с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.

Следует подчеркнуть, порядок формирования первоначальной стоимости основного средства распространяется и на основные средства, бывшие в эксплуатации. Об этом сказано в пункте 24 Методических указаний по бухгалтерскому учету основ­ных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10 2003 года. Стоимость бывшего в эксплуатации ОС должна соответствовать рыночной оценке.

Рассмотрим и другие варианты поступления ОС на предприятие, и формирование их первоначальной стоимости.

Согласно п. 9 ПБУ 6/01 первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями. Кроме того, в первоначальную стоимость основных средств, внесенных в счет вклада в уставный капитал, включаются все затраты организации на доставку объектов и приведение их в состояние, пригодное для использова­ния (п. 12 ПБУ 6/01).

Денежная оценка имущества, вносимого для оплаты долей в ус­тавном капитале ООО, утверждается решением общего собрания участни­ков, принимаемым всеми участниками единогласно (ст.15 Закона №14-ФЗ). Если номинальная стоимость доли составляет более 20 000 руб., к оценке имущества, вносимого в ее оплату, должен привлекаться независимый оценщик. Отметим, что уставом ООО могут быть установлены виды имущества, которое не может быть внесено для оплаты долей в уставном капитале общества.