Файл: Система психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности (ГЛАВА 1. Теоретические основы системы психофизиологического отбора и диагностики профпригодности).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы системы психофизиологического отбора и диагностики профпригодности
1.1 Виды и сущность профессионального отбора
1.2. Методы диагностики профпригодности
1.3. Роль психофизиологических исследований в профессиональном отборе
2. Эмпирическое исследование профессиональной пригодности
2.2 Изучение типа профессиональных интересов студентов
2.3 Определение уровня адаптации к условиям социальной среды
2.1 Материалы и методы
Многие высшие учебные заведения (в первую очередь, военные) проводят строгий профессиональный отбор абитуриентов, который включает психологическую и психофизиологическую диагностику [3]. Только после успешного прохождения обеих стадий абитуриент допускается до сдачи вступительных экзаменов. Однако большинство вузов проводят менее строгую политику в отношении желающих обучаться той или иной профессии. При этом вопрос профессиональной пригодности определяется успешностью обучения студента по профильным предметам. Тем не менее, из хорошо теоретически подготовленного выпускника вуза не всегда получается хороший специалист в выбранной области деятельности.
Было проведено исследование профессиональной пригодности 9 студентов Cпортивной школы №93 «На Можайке», обучающихся по трем различным направлениям: естественно-научное (2 девушки и 1 юноша), техническое (3 юноши) и гуманитарное (2 девушки и 1 юноша). Комплектация выборки происходила случайным образом. Основной критерий отбора испытуемых был выбранный профиль обучения в вузе (естественно-научный, технический или гуманитарный соответственно) с целью выявления психофизиологического соответствия будущего специалиста выбранному направлению деятельности. Студенты, принимавшие участие в исследовании, были в возрасте от 19 до 21 года. Согласно проведенному опросу, каждый из них выбрал специальность по собственному желанию и целенаправленно готовился к поступлению по ней в вуз. В таблице 2 представлена характеристика выборки.
Таблица 2 – Характеристика выборки студентов различных специальностей, принявших участие в исследовании
№ п/п |
Студент |
Возраст |
Специальность |
Естественно-научное направление |
|||
1 |
Ирина К. |
20 лет |
Биоинженерия и биоинформатика |
2 |
Мария Л. |
19 лет |
Биология |
3 |
Дмитрий С. |
20 лет |
Биоинженерия и биоинформатика |
Техническое направление |
|||
4 |
Сергей Х. |
21 год |
Лазерная техника и лазерные технологии |
5 |
Андрей Л. |
21 год |
Математическое обеспечение и администрирование информационных систем |
6 |
Владислав К. |
19 лет |
Инфокоммуникационные технологии и системы связи |
Гуманитарное направление |
|||
7 |
Татьяна Б. |
20 лет |
Филология |
8 |
Светлана Р. |
21 год |
Филология |
9 |
Павел Щ. |
20 лет |
Реклама и связи с общественностью |
Исследование проводилось в 2 этапа:
- изучение типа профессиональных интересов студентов, принявших участие в исследования по результатам теста «Определение типа будущей профессии» (методика Е. А. Климова) [13];
- определение уровня адаптации к условиям социальной среды (обучению в вузе) методом многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» (разработан А. Г. Маклаковым и С.В. Чермяниным) [11];
Статистическая обработка данных проводилась при помощи программного продукта MS Excel и пакета программ STATISTICA с применением блока непараметрической статистики (U-критерий Манна-Уитни и коэффициент корреляции Спирмана) [16].
2.2 Изучение типа профессиональных интересов студентов
Методика Е. А. Климова «Определение типа будущей профессии» [13] разработана для уточнения социально-профессионального статуса субъекта. Как правило, ее применяют для учащихся старших классов для их первичной профессиональной ориентации. В нашем случае данная методика использовалась для уточнения направленности личностных интересов студентов, принимавших участие в исследовании, и их соотнесении с выбранным профессиональным поприщем.
Тест состоит из 30 утверждений, с которыми респонденту предлагают согласиться, либо не согласиться (бланк теста «Определение типа будущей профессии» представлен в Приложении А). Согласно полученным результатам (алгебраическая сумма набранных баллов в каждом столбце теста), определяет тип склонности респондента:
- «человек-природа» (П) - специальность, связанная с ежедневным контактом с природой, животными и растениями;
- «человека-техника» (Т) - специальность, точности и определенности действий;
- «человек-знаковая система» (З) - специальность, связанная со способностью абстрагироваться от знаковой системы;
- «человек-искусство» (И) - специальности, связанные с музыкальной, литературно-художественной деятельностью;
- «человек-человек» (Ч) - специальность, требующая постоянного контакта с людьми.
На рисунках 1-3 представлены данные полученных результатов тестирования студентов, принимавших участие в исследовании. Индивидуальные результаты теста представлены в Приложении Б.
Рисунок 1 – Результаты теста «Определение будущей профессии» у студентов естественно-научного направления
Рисунок 2 – Результаты теста «Определение будущей профессии» у студентов технического направления
Рисунок 3 – Результаты теста «Определение будущей профессии» у студентов гуманитарного направления
Максимальное количество баллов, которое можно набрать в каждой колонке равняется 8, что выявляет личностную доминанту [13].
Как видно из рисунка 1, у студентов естественно-научного направления наибольшее количество баллов выявлено в колонке «П» («человек-природа»), что в целом соответствует выбранной специальности.
У студентов технического направления (рисунок 2) максимум баллов определяется в колонке «Т» («человек-техника»), что также в целом соответствует выбранной ими специальности.
Как видно из рисунка 3, у студентов гуманитарного направления максимальное количество баллов выявляется в колонке «З» («человек-знаковая система»), но также обнаруживается высокая сумма баллов в колонках «И» (человек-искусство») и «Ч» («человек-человек»), что, вероятно, связано с тем, что специалисты гуманитарного направления часто работают в общественных местах с большим количество людей.
Таким образом, результаты теста «Определение будущей профессии» студентов разных направлений, показал, что в целом выбранная ими специальность соответствует их психологическим потребностям.
2.3 Определение уровня адаптации к условиям социальной среды
Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» предназначен для изучения адаптивных возможностей индивида на основе оценки ряда психофизиологических и социально-психологических характеристик, отражающих интегральные особенности психического и социального развития. Опросник принят в качестве стандартизированной методики и рекомендуется к использованию для решения задач профессионального психологического отбора, психологического сопровождения учебной и профессиональной деятельности [11].
В настоящей работе использовался вариант интерпретации МЛО «Адаптивность» по группам адаптивности. Испытуемым предлагалось ответить на 165 вопросов опросника (бланк опросника МЛО «Адаптивность» представлен в Приложении Б) – возможный ответ «Да» (+) или «Нет» (-). При обработке результатов теста учитывалось сколько ответов совпали с ключом (ключ к опроснику МЛО «Адаптивность» представлен в Приложении В). Каждый ответ, совпавший с ключом оценивался в 1 балл. По результатам интерпретации теста студенты, принимавшие участие в исследовании были распределены по следующим группам адаптивности:
- группа высокой и нормальной адаптивности (5-10 баллов);
- группа удовлетворительной адаптации (3-4 балла);
- группа низкой адаптации (1-2 балла).
На рисунке 4 представлены полученные результаты тестирования по шкале «Адаптивность» МЛО. Индивидуальные результаты теста представлены в Приложении Г.
Рисунок 4 – Результаты теста МЛО «Адаптивность» у студентов, принявших участие в исследовании
Как видно на рисунке 4, в целом студенты естественно-научного направления характеризуются более высоким уровнем адаптации (Ирина К. и Мария Л. отнесены к группе высокой адаптации, Дмитрий С. – удовлетворительной) условиям обучения в вузе по выбранному направлению по сравнению с остальными обследованными студентами.
Студенты технических специальностей в целом характеризовались «средним» (относительно студентов других направлений) уровнем адаптации к условиям обучения в вузе по выбранному направлению. При этом 2 юноши (Сергей Х. и Владислав К.) были отнесены к группе высокой адаптации, Андрей Л. – к группе удовлетворительной адаптации.
Все студенты гуманитарного направления, принявшие участие в исследовании, были отнесены к группе удовлетворительной адаптации.
Стоит заметить, что при интерпретации результатов теста МЛО «Адаптивность» не принимался во внимание ряд факторов, который мог оказать влияние на конечный итог (не учитывался курс обучения студентов, пол и возраст, а также одновременная трудовая занятость принимавших в исследовании лиц) [11].
Таким образом, исследование по тесту МЛО «Адаптивность», результаты которого позволяют судить о психофизиологических и психологических характеристиках респондентов, показал, что 4 студентов, принявших участие в исследовании, характеризовались высоким уровнем адаптации к обучению в вузе по выбранной специальности, 5 – удовлетворительным уровнем адаптации.
2.4 Обсуждение полученных результатов
Как уже отмечалось выше, одним из важнейших направлений профессионального отбора является выявление у индивида качеств и характеристик, соответствующих требованиям того или иного вида деятельности [2,25]. Одним из возможных путей решения этой проблемы лежит выявление данных параметров путем применения экспериментально-психофизиологических методик тестирования [13].
В данной работе у студентов, обучающихся по разным специальностям (естественно-научное, техническое и гуманитарное направление) было проведено исследование соответствие выбранной профессии и их психологических предпочтений (тест «Определение будущей профессии») и уровня адаптации к обучению по выбранному направлению деятельности.
Как уже упоминалось, все студенты, принявшие участие в исследовании, выбрали будущую профессию самостоятельно и целенаправленно готовились к поступлению в вуз по выбранной специальности. Как показало проведенное исследование, в целом у всех студентов выбранная сфера деятельности совпадает с их первичной профессиональной ориентацией. Однако только у одного из студентов (Сергей Х., техническая специальность), принявших участие в исследовании, по результатам теста «Определение будущей профессии» было максимальное количество баллов в колонке «Т» («человек-техника»), совпадающем с выбранным профессиональным поприщем. Сергей Х. обучается на предпоследнем курсе, активно участвует в научной жизни вуза и собирается поступать в аспирантуру по выбранной специальности.
Еще у 2 студентов естественно-научного направления (Ирина К. и Дмитрий С.) и 1 студента технического направления (Владислав К.) также определены высокие баллы (7 баллов) по первичной профессиональной ориентации по выбранной специальности (колонка «П» и «Т» соответственно). Ирина К. и Дмитрий С. Также обучаются на старших курсах и активно участвую в научной жизни вуза, по окончании которого планируют остаться в науке. Владислав К. – студент 2 курса, который пока кроме учебы не принимает активного участия в жизни вуза.
Особенностью полученных результатов тестов «Определение будущей профессии» у студентов гуманитарного направления является то, что у них была выявлена высокая сумма баллов по нескольким колонкам (преимущественно «З», «И», «Ч»). Вероятно, это связано с общей гуманитарной направленностью личности этих студентов. Кроме того, обучающиеся по специальности «психология» и «социология» после окончания вуза должны работать в постоянном контакте с людьми, что, по всей видимости, также повлияло на выбор профессии.
Было проведено статистическое сравнение результатов тестов МЛО «Адаптивность» по непараметрическому U-критерию Манна-Уитни при уровне значимости р=0,05 у студентов разных специальностей, принявших участие в исследовании [16]. Статистически значимых различий обнаружено не было.
Был поведено корреляционный анализ связи между результатами теста «Определение будущей профессии» и МЛО «Адаптивность» [16]. Сильной корреляционной зависимости обнаружено не было (таблица 4).
Таблица 3 – Корреляционная матрица связи между результатами теста «Определение будущей профессии» и МЛО «Адаптивность»
«П» |
«Т» |
«З» |
«И» |
«Ч» |
|
МЛО |
0,312 |
0,289 |
-0,015 |
0,115 |
0,269 |
Примечание: МЛО – результаты теста МЛО «Адаптивность»; «П» - количество балов в колонке «Человек-природа»; «Т» - количество балов в колонке «Человек-техника»; «З» - количество балов в колонке «Человек-знаковая система»; «Х» - количество балов в колонке «Человек-искусство»; «Ч» - количество балов в колонке «Человек-человек» |