Файл: Система психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности (ГЛАВА 1. Теоретические основы системы психофизиологического отбора и диагностики профпригодности).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы системы психофизиологического отбора и диагностики профпригодности
1.1 Виды и сущность профессионального отбора
1.2. Методы диагностики профпригодности
1.3. Роль психофизиологических исследований в профессиональном отборе
2. Эмпирическое исследование профессиональной пригодности
2.2 Изучение типа профессиональных интересов студентов
2.3 Определение уровня адаптации к условиям социальной среды
Тем не менее, нетрудно заметить, что студенты (Ирина К., Дмитрий С., Сергей Х. и Владислав К.), зачисленные по результатам теста МЛО «Адаптивность в группу высокой адаптации, имеют высокие баллы по первичной профессиональной ориентации по выбранному направлению деятельности.
Таким образом, проведенное исследование показало, что у студентов, имеющих высокие баллы направлению первичной профессиональной ориентации, совпадающий с выбранной специальностью, имеют более высокий уровень адаптации к обучению в вузе, что, вероятно, может отражать их высокую профессиональную пригодность к выбранной деятельности.
Выводы по главе 2:
- Результаты теста «Определение будущей профессии» студентов, принимавших участие в исследовании, показал, что в целом выбранная ими специальность соответствует их первичной профессиональной ориентации.
- Результаты теста МЛО «Адаптивность» показали, что все студенты, принимавшие участие в исследовании, характеризуются высоким или удовлетворительным уровнем адаптации к обучению в вузе по выбранной специальности.
- Обследованные студенты, имеющие высокие баллы по направлению первичной профессиональной ориентации, совпадающий с выбранной специальностью, имеют более высокий уровень адаптации к обучению в вузе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе было проведено теоретическое (анализ и систематизация доступной литературы по выбранной проблеме) и эмпирическое (экспериментально-психофизиологическое тестирование студентов различных специальностей) исследование.
Анализ источников по проблеме психофизиологического подхода к профессиональному отбору показал, что в современной литературе нет общепринятого определения понятия «профессиональный отбор» [5]. В практике отбора персонала сложились три основных концептуальных модели (профессиологическая, социально-психологическая и медико-психологическая) [7]. Приоритетным методом при профессиональном отборе персонала является тестирование (психологическое, психофизиологическое и др.) [17].
Профессиональная пригодность индивида представляет собой с одной стороны совокупность качеств и свойств индивида, предопределяющих успешность формирования его пригодности к определенным сферам деятельности, с другой – сформированные навыки умения и знания в этой области [2]. Диагностика профессиональной пригодности основана на выявлении отдельные динамических характеристик индивида, необходимых для работы в определенной сфере деятельности. Она включает методы определения психических, психомоторных и физических качеств человека, способствующих успешному овладению какой-либо профессией [13].
Система психофизиологического профессионального отбора направлена на выявление функциональных характеристик индивида, отражающих соотношение компонентов его физической и умственной работоспособности, адаптивных свойств организма, а также устойчивости к монотонным, стрессовым или другим видам работ [15].
Эмпирическое исследование, проведенное в рамках выполнения настоящей курсовой работы, показало, что результаты теста «Определение будущей профессии» [13] студентов разных направлений в целом соответствуют выбранной ими специальности.
Исследование по тесту МЛО «Адаптивность» [11], результаты которого позволяют судить о психофизиологических и психологических характеристиках респондентов, показал, что 4 студентов, принявших участие в исследовании, характеризовались высоким уровнем адаптации к обучению в вузе по выбранной специальности, 5 – удовлетворительным уровнем адаптации.
У студентов, имеющих высокие баллы направлению первичной профессиональной ориентации, совпадающий с выбранной специальностью, имеют более высокий уровень адаптации к обучению в вузе, что, вероятно, может отражать их высокую профессиональную пригодность к выбранной деятельности.
Список использованных источников
- Балакирева, Э. В. Профессиологический подход к педагогическому образованию / Э. В. Балакирева. - СПб. : Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – 255 с.
- Бодров, В. А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов / В. А. Бодров. – М. : ПЕР СЭ, 2001. – 511 с.
- Буслаева, Л. А. Профессионально-психологический отбор в вузе. Опыт работы / Л. А. Буслаева, А. М. Колчаков // Психопедагогика в правоохрани-тельных органах. – 1996. - № (4). – С. 48-50.
- Винокуров, Л. В. «Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов» / Л. В. Винокуров. – СПб. : Питер, 2001. – 512 с.
- Демина, Н. В. Сущность и содержание отбора персонала как функции кадрового менеджмента / Н. В. Демина // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2008. - № 12. – С. 60-72.
- Ждан, А. Н. История психологии от античности до наших дней / А. Н. Ждан. – М. : Академический проект, 2004. – 576 с.
- Котенев, И. О. Концептуальные основы развития ведомственного профессионального психологического отбора / И. О. Котенев // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2014. - № 1 (56). – С. 117-121.
- Кутырев, М. А. Понятие и история развития профессионального психологического отбора / М. А. Кутырев // Материалы VIII международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы психологии». -2015. – С. 34-41.
- Леонова, А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека / А. Б. Леонова, В. И. Медведев. – М . : Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 200 с.
- Макаренко, Н. В. Основы профессионального психофизиологического отбора / Н. В. Макаренко [и др.]. – Киев : Наукова думка, 1987. – 244 с.
- Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина // Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. / Ред. и сост. Райгородский Д. Я. – Самара : Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2006. – С. 549-672.
- Проблемы профессиональной социализации личности / Под ред. Л. М. Митиной. – Кемерово : 1996. – 260 с.
- Психологическая диагностика в управлении персоналом: Учебное пособие для сотрудников кадровых служб / Под ред. Климова Е.А. – М. : РПО, 1999. – 184 с.
- Психолого-педагогическая диагностика профессионально важных личностных качеств: учебное пособие. / Сост. Е. О. Тарасова. – Сызрань: филиал Самар. гос. техн. ун-т, 2010. – 128 с.
- Психофизиология: Учебник для вузов / Под ред. Ю. И. Александрова. – СПб. : Питер, 2014. – 464 с.
- Реброва, О. Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA / О. Ю. Реброва. – М. : МедиаСфера, 2002. – 312 с.
- Сорокина, Л. В. Принципы профессионального отбора на основе психофизиологических характеристик человека / Л. В. Сорокина // Вестник Самарского Государственного технического университета. – 2015. - № 1 (25). – С. 185-191.
- Столяренко, Л. Д. «Психология»: Учебник для вузов / Л. Д. Столяренко. – СПб. : Лидер, 2004. – 592 с.
- Толочек, В. А. «Проблемы современной психологии труда»: Учеб. Пособие / В. А. Толочек. – М. : Изд-во РАГС при Призеденте РФ, 2000. – 385 с.
- Тутушкина, М. К. «Практическая психология»: Учеб. 4-е изд., перер. дополн. / М. К. Тутушкина. – СПб. : Из-во «Дидактика Плюс», 2001. – 368 с.
- Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность / Х. Хекаузен. – М. : Педагогика, 1996. – 216 с.
- Хромова, И. Н. Методика для диагностики профпригодности студентов психологов / И. Н. Хромова // Вестник Самарской гуманитарной академии. – 2009. - № 1. – С. 179-192.
- Чебышева, В. В. О подготовке учащихся средней школы к выбору профессии / В. В. Чебышева, О. И. Галкина, Л. М. Зюбина // Вопросы психологии. – 1989. - № 5. - С. 29-39.
- Шадура, А. Ф. Психологическая коррекция отклонений в самосознании личности в подростковом и раннем юношеском возрасте. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1991. – 306 с.
- Шевченко, О. П. Актуальность диагностики профпригодности людей, ее взаимосвязь с дальнейшим становлением профессионализма / О. П. Шевченко / Вопросы микроэкономики. – 2010. - № 10. – с. 15-31.
Приложение А
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ
(МЕТОДИКА Е.А. КЛИМОВА)
Прочитайте данные высказывания. Если они вам подходят, то перед цифрой в клетке поставьте «+», если нет – поставьте «-» Если сомневаетесь, зачеркните цифру.
1. Легко знакомлюсь с людьми. |
1 |
||||
2. Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить. |
1 |
||||
3. Люблю ходить в музеи, театры, на выставки. |
1 |
||||
4. Охотно и постоянно ухаживаю за растениями, животными. |
1 |
||||
5. Охотно и подолгу могу что-нибудь вычислять, чертить. |
1 |
||||
6. С удовольствием общаюсь со сверстниками или малышами. |
1 |
||||
7. С удовольствием ухаживаю за растениями и животными. |
1 |
||||
8. Обычно делаю мало ошибок в письменных работах. |
1 |
||||
9. Мои изделия обычно вызывают интерес у товарищей, старших. |
2 |
||||
10. Люди считают, что у меня есть художественные способности. |
2 |
||||
11. Охотно читаю о растениях, животных. |
1 |
||||
12. Принимаю участие в спектаклях, концертах. |
1 |
||||
13. Люблю читать об устройстве механизмов, приборов, машин. |
1 |
||||
14. Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы. |
2 |
||||
15. Легко улаживаю разногласия между людьми |
2 |
||||
16. Считают, что у меня есть способности к работе с техникой. |
2 |
||||
17. Людям нравится мое художественное творчество/ |
2 |
||||
18. У меня есть способности к работе с растениями и животными |
2 |
||||
19. Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме. |
2 |
||||
20. Я почти никогда ни с кем не ссорюсь. |
1 |
||||
21. Результаты моего технического творчества одобряют даже незнакомые люди. |
1 |
||||
22. Без особого труда усваиваю иностранные языки. |
1 |
||||
23. Мне часто случается помогать даже незнакомым людям |
2 |
||||
24. Подолгу могу заниматься музыкой, рисованием, читать книги и т.д. |
1 |
||||
25. Могу влиять на ход развития растений и животных. |
2 |
||||
26. Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов. |
1 |
||||
27. Мне обычно удается убедить людей в своей правоте. |
1 |
||||
28. Охотно наблюдаю за растениями или животными. |
1 |
||||
29.Охотно читаю научно-популярную, критическую литературу, публицистику. |
1 |
||||
30. Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т. п. |
1 |
||||
РЕЗУЛЬТАТЫ |
|||||
П |
Т |
З |
И |
Ч |
Приложение Б
Индивидуальные результаты теста «Определение типа
будущей профессии» (методика Е. А. Климова),
полученные у студентов различных специальностей, принимавших
участие в исследовании
Ирина К., специальность «Биоинженерия и биоинформатика» |
||||
«Природа» |
«Техника» |
«Знак.система» |
«Искусство» |
«Человек» |
7 |
5 |
4 |
5 |
1 |
Мария Л. , специальность «Биология» |
||||
«Природа» |
«Техника» |
«Знак.система» |
«Искусство» |
«Человек» |
6 |
3 |
3 |
1 |
2 |
Дмитрий С., специальность «Биоинженерия и биоинформатика» |
||||
«Природа» |
«Техника» |
«Знак.система» |
«Искусство» |
«Человек» |
7 |
2 |
4 |
2 |
2 |
Сергей Х., специальность «Лазерная техника и лазерные технологии» |
||||
«Природа» |
«Техника» |
«Знак.система» |
«Искусство» |
«Человек» |
3 |
8 |
2 |
0 |
4 |
Андрей Л., специальность «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» |
||||
«Природа» |
«Техника» |
«Знак.система» |
«Искусство» |
«Человек» |
2 |
5 |
1 |
1 |
3 |
Владислав К., специальность «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» |
||||
«Природа» |
«Техника» |
«Знак.система» |
«Искусство» |
«Человек» |
4 |
7 |
2 |
3 |
2 |
Татьяна Б., специальность «Филология» |
||||
«Природа» |
«Техника» |
«Знак.система» |
«Искусство» |
«Человек» |
3 |
3 |
5 |
4 |
4 |
Светлана Р., специальность «Филология» |
||||
«Природа» |
«Техника» |
«Знак.система» |
«Искусство» |
«Человек» |
5 |
2 |
6 |
2 |
4 |
Павел Щ., специальность «Реклама и связи с общественностью» |
||||
«Природа» |
«Техника» |
«Знак.система» |
«Искусство» |
«Человек» |
3 |
3 |
5 |
1 |
3 |
Приложение В
Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность»
- Бывает, что я сержусь.
- Обычно по утрам я просыпаюсь свежим и отдохнувшим.
- Сейчас я примерно так же работоспособен, как и всегда.
- Судьба определенно несправедлива ко мне.
- Запоры у меня бывают очень редко.
- Временами мне очень хотелось покинуть свой дом.
- Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.
- Мне кажется, что меня никто не понимает.
- Считаю, что если кто-то причинил мне зло, то я должен ответить ему тем же.
- Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.
- Мне бывает трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе.
- У меня бывают часто странные и необычные переживания.
- У меня отсутствовали неприятности из-за моего поведения.
- В детстве я одно время совершал мелкие кражи.
- Бывает, что у меня появляется желание ломать или крушить все вокруг.
- Бывало, что я целыми днями или даже неделями ничего не мог делать, потому что никак не мог заставить себя взяться за работу.
- Сон у меня прерывистый и беспокойный.
- Моя семья относится с неодобрением к той работе которую я выбрал.
- Бывали случаи, что я не сдерживал обещаний.
- Голова у меня болит часто.
- Раз в неделю или чаще я без всякой видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле.
- Было бы хорошо, если бы почти все законы отменили.
- Состояние моего здоровья почти такое же, как у большинства моих знакомых (не хуже).
- Встречая на улице своих знакомых или школьных друзей, с которыми я давно не виделся, я предпочитаю проходить мимо, если они со мной не заговаривают первыми.
- Большинству людей, которые меня знают, я нравлюсь.
- Я человек общительный.
- Иногда я так настаиваю на своем, что люди теряют терпение.
- Большую часть времени настроение у меня подавленное.
- Теперь мне трудно надеяться на то, что я чего-нибудь добьюсь в жизни.
- У меня мало уверенности в себе.
- Иногда я говорю неправду.
- Обычно я считаю, что жизнь стоящая штука.
- Я считаю, что большинство людей способны солгать, чтобы продвинуться по службе.
- Я охотно принимаю участие в собраниях и других общественных мероприятиях.
- Я ссорюсь с членами моей семьи очень редко.
- Иногда я испытываю сильное желание нарушить правила приличия или кому-нибудь навредить.
- Самая трудная борьба для меня это борьба с самим собой.
- Мышечные судороги или подергивания у меня бывают крайне редко (или почти не бывают).
- Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.
- Иногда, когда я себя неважно чувствую, я бываю раздражительным.
- Часто у меня такое чувство” что я сделал что-то не то или даже что-то плохое.
- Некоторые люди до того любят командовать, что меня так и тянет делать все наперекор, даже если я знаю, что они правы.
- Я часто считаю себя обязанным отстаивать то, что нахожу справедливым.
- Моя речь сейчас такая же, как всегда (ни быстрее, ни медленнее, нет ни хрипоты, ни невнятности).
- Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая, как у большинства моих знакомых.
- Меня ужасно задевает, когда меня критикуют или ругают.
- Иногда у меня бывает чувство, что я просто должен нанести повреждение себе или кому-нибудь другому.
- Мое поведение в значительной мере определяется обычаями тех, кто меня окружает.
- В детстве у меня была компания, где все старались стоять друг за друга.
- Иногда меня так и подмывает с кем-нибудь затеять драку.
- Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.
- Обычно я засыпаю спокойно и меня не тревожат никакие мысли.
- Последние несколько лет я чувствую себя хорошо.
- У меня никогда не было ни припадков, ни судорог.
- Сейчас мой вес постоянен (я не худею и не полнею).
- Я считаю, что меня часто наказывали незаслуженно.
- Я легко плачу.
- Я мало устаю.
- Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности из-за нарушения закона.
- С моим рассудком творится что-то неладное.
- Чтобы скрыть свою застенчивость, мне приходится затрачивать большие усилия.
- Приступы головокружения у меня бывают очень редко (или почти не бывают).
- Меня беспокоят сексуальные вопросы.
- Мне трудно поддерживать разговор с людьми, с которыми я только что познакомился.
- Когда я пытаюсь что-то сделать, часто замечаю, что у меня дрожат руки.
- Руки у меня такие же ловкие и проворные, как и прежде.
- Большую часть времени я испытываю общую слабость.
- Иногда, когда я смущен, я сильно потею, и меня это очень раздражает.
- Бывает, что я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.
- Думаю, что я человек обреченный.
- Бывали случаи, что мне было трудно удержаться, чтобы что-нибудь не стащить у кого-нибудь или где-нибудь, например в магазине.
- Я злоупотреблял спиртными напитками.
- Я часто о чем-нибудь тревожусь.
- Мне бы хотелось быть членом нескольких кружков или обществ.
- Я редко задыхаюсь, и у меня не бывает сильных сердцебиений.
- Всю свою жизнь я строго следую принципам, основанным на чувстве долга.
- Случалось, что я препятствовал или поступал наперекор людям просто из принципа, а не потому, что дело было действительно важным.
- Если мне не грозит штраф и машин поблизости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено.
- Я всегда был независимым и свободным от контроля со стороны семьи.
- У меня бывали периоды такого сильного беспокойства, что я даже не мог усидеть на месте.
- Зачастую мои поступки неправильно истолковывались.
- Мои родители и (или) другие члены моей семьи придираются ко мне больше, чем надо.
- Кто-то управляет моими мыслями.
- Люди равнодушны и безразличны к тому, что с тобой случится.
- Мне нравится быть в компании, где все подшучивают друг над другом.
- В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.
- Я вполне уверен в себе.
- Никому не доверять самое безопасное.
- Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным и взволнованным.
- Когда я нахожусь в компании, мне трудно найти подходящую тему для разговора.
- Мне легко заставить других людей бояться себя, и иногда я это делаю ради забавы.
- В игре я предпочитаю выигрывать.
- Глупо осуждать человека, обманувшего того, кто сам позволяет себя обманывать.
- Кто-то пытается воздействовать на мои мысли.
- Я ежедневно выпиваю много воды.
- Счастливее всего я бываю, когда один.
- Я возмущаюсь каждый раз, когда узнаю, что преступник по какой-либо причине остался безнаказанным.
- В моей жизни был один или несколько случаев, когда я чувствовал, что кто-то посредствомгипноза заставляет меня совершать те или иные поступки.
- Я редко заговариваю с людьми первым.
- У меня никогда не было столкновений с законом.
- Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей это как бы придает мне вес в собственных глазах.
- Иногда, без всякой причины у меня вдруг наступают периоды необычайной веселости.
- Жизнь для меня почти всегда связана с напряжением.
- В школе мне было очень трудно говорить перед классом.
- Люди проявляют по отношению ко мне столько сочувствия и симпатии, сколько я заслуживаю.
- Я отказываюсь играть в некоторые игры, потому что у меня это плохо получается.
- Мне кажется, что я завожу друзей с такой же легкостью, как и другие.
- Мне неприятно, когда вокруг меня люди.
- Мне, как правило, везет.
- Меня легко привести в замешательство.
- Некоторые из членов моей семьи совершали поступки, которые меня пугали.
- Иногда у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.
- Мне бывает трудно приступить к выполнению нового задания или начать новое дело.
- Если бы люди не были настроены против меня, я в жизни достиг бы гораздо большего.
- Мне кажется, что меня никто не понимает.
- Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.
- Я легко теряю терпение с людьми.
- Часто в новой обстановке я испытываю тревогу.
- Часто мне хочется умереть.
- Иногда я бываю так возбужден, что мне бывает трудно заснуть. .
- Часто я перехожу на другую сторону улицы, чтобы избежать встречи с тем, кого я увидел.
- Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что я не справлюсь с ним.
- Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.
- Даже среди людей я чувствую себя одиноким.
- Я убежден, что существует лишь одно-единственное правильное понимание смысла жизни.
- В гостях я чаще сижу в стороне и разговариваю с кем-нибудь одним, чем принимаю участие в общих развлечениях.
- Мне часто говорят, что я вспыльчив.
- Бывает, что я с кем-нибудь посплетничаю.
- Часто мне бывает неприятно, когда я пытаюсь предостеречь кого-либо от ошибок, а меня понимают неправильно.
- Я часто обращаюсь к людям за советом.
- Часто, даже тогда, когда для меня мне складывается все хорошо, я чувствую, что мне все безразлично.
- Меня довольно трудно вывести из себя.
- Когда я пытаюсь указать людям на их ошибки или помочь, они часто понимают меня неправильно.
- Обычно я спокоен и меня нелегко вывести из душевного равновесия.
- Я заслуживаю сурового наказания за свои проступки.
- Мне свойственно так сильно переживать свои разочарования, что я не могу заставить себя не думать о них.
- Временами мне кажется, что я ни на что не пригоден.
- Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов’ я, особо не задумываясь, соглашался с мнением других.
- Меня весьма беспокоят всевозможные несчастья.
- Мои убеждения и взгляды непоколебимы.
- Я думаю, что можно, не нарушая закона, попытаться найти в нем лазейку.
- Есть люди, которые мне настолько неприятны, что я в глубине души радуюсь, когда они получают нагоняй за что-нибудь.
- У меня бывали периоды, когда я из-за волнения терял сон.
- Я посещаю всевозможные общественные мероприятия, потому что это позволяет побывать среди людей.
- Можно простить людям нарушение правил, которые они считают неразумными.
- У меня есть дурные привычки; которые настолько сильны, что бороться с ними просто бесполезно.
- Я охотно знакомлюсь с новыми людьми.
- Бывает, что неприличная и даже непристойная шутка у меня вызывает смех.
- Если дело у меня идет плохо, мне сразу хочется все бросить.
- Я предпочитаю действовать согласно собственным планам, а не следовать указаниям других.
- Люблю, чтобы окружающие знали мою точку зрения.
- Если я плохого мнения о человеке или даже презираю его, почти не стараюсь скрыть это от него.
- Я человек нервный и легко возбудимый.
- Все у меня получается плохо, не так, как надо.
- Будущее кажется мне безнадежным.
- Люди довольно легко могут изменить мое мнение, даже если до этого оно казалось мне окончательным.
- Несколько раз в неделю у меня бывает чувство, что должно случиться что-то страшное.
- Чаще всего я чувствую себя усталым.
- Я люблю бывать на вечерах и просто в компаниях.
- Я стараюсь уклониться от конфликтов и затруднительных положений.
- Меня часто раздражает, что я забываю, куда кладу вещи.
- Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем о любви.
- Если я захочу сделать что-то, но окружающие считают, что этого делать не стоит, я легко могу отказаться от своих намерений.
- Глупо осуждать людей, которые стремятся взять от жизни все, что могут.
- Мне безразлично, что обо мне думают другие.