Файл: Система психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности (ГЛАВА 1. Теоретические основы системы психофизиологического отбора и диагностики профпригодности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тем не менее, нетрудно заметить, что студенты (Ирина К., Дмитрий С., Сергей Х. и Владислав К.), зачисленные по результатам теста МЛО «Адаптивность в группу высокой адаптации, имеют высокие баллы по первичной профессиональной ориентации по выбранному направлению деятельности.

Таким образом, проведенное исследование показало, что у студентов, имеющих высокие баллы направлению первичной профессиональной ориентации, совпадающий с выбранной специальностью, имеют более высокий уровень адаптации к обучению в вузе, что, вероятно, может отражать их высокую профессиональную пригодность к выбранной деятельности.

Выводы по главе 2:

  1. Результаты теста «Определение будущей профессии» студентов, принимавших участие в исследовании, показал, что в целом выбранная ими специальность соответствует их первичной профессиональной ориентации.
  2. Результаты теста МЛО «Адаптивность» показали, что все студенты, принимавшие участие в исследовании, характеризуются высоким или удовлетворительным уровнем адаптации к обучению в вузе по выбранной специальности.
  3. Обследованные студенты, имеющие высокие баллы по направлению первичной профессиональной ориентации, совпадающий с выбранной специальностью, имеют более высокий уровень адаптации к обучению в вузе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе было проведено теоретическое (анализ и систематизация доступной литературы по выбранной проблеме) и эмпирическое (экспериментально-психофизиологическое тестирование студентов различных специальностей) исследование.

Анализ источников по проблеме психофизиологического подхода к профессиональному отбору показал, что в современной литературе нет общепринятого определения понятия «профессиональный отбор» [5]. В практике отбора персонала сложились три основных концептуальных модели (профессиологическая, социально-психологическая и медико-психологическая) [7]. Приоритетным методом при профессиональном отборе персонала является тестирование (психологическое, психофизиологическое и др.) [17].

Профессиональная пригодность индивида представляет собой с одной стороны совокупность качеств и свойств индивида, предопределяющих успешность формирования его пригодности к определенным сферам деятельности, с другой – сформированные навыки умения и знания в этой области [2]. Диагностика профессиональной пригодности основана на выявлении отдельные динамических характеристик индивида, необходимых для работы в определенной сфере деятельности. Она включает методы определения психических, психомоторных и физических качеств человека, способствующих успешному овладению какой-либо профессией [13].


Система психофизиологического профессионального отбора направлена на выявление функциональных характеристик индивида, отражающих соотношение компонентов его физической и умственной работоспособности, адаптивных свойств организма, а также устойчивости к монотонным, стрессовым или другим видам работ [15].

Эмпирическое исследование, проведенное в рамках выполнения настоящей курсовой работы, показало, что результаты теста «Определение будущей профессии» [13] студентов разных направлений в целом соответствуют выбранной ими специальности.

Исследование по тесту МЛО «Адаптивность» [11], результаты которого позволяют судить о психофизиологических и психологических характеристиках респондентов, показал, что 4 студентов, принявших участие в исследовании, характеризовались высоким уровнем адаптации к обучению в вузе по выбранной специальности, 5 – удовлетворительным уровнем адаптации.

У студентов, имеющих высокие баллы направлению первичной профессиональной ориентации, совпадающий с выбранной специальностью, имеют более высокий уровень адаптации к обучению в вузе, что, вероятно, может отражать их высокую профессиональную пригодность к выбранной деятельности.

Список использованных источников

  1. Балакирева, Э. В. Профессиологический подход к педагогическому образованию / Э. В. Балакирева. - СПб. : Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – 255 с.
  2. Бодров, В. А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов / В. А. Бодров. – М. : ПЕР СЭ, 2001. – 511 с.
  3. Буслаева, Л. А. Профессионально-психологический отбор в вузе. Опыт работы / Л. А. Буслаева, А. М. Колчаков // Психопедагогика в правоохрани-тельных органах. – 1996. - № (4). – С. 48-50.
  4. Винокуров, Л. В. «Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов» / Л. В. Винокуров. – СПб. : Питер, 2001. – 512 с.
  5. Демина, Н. В. Сущность и содержание отбора персонала как функции кадрового менеджмента / Н. В. Демина // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2008. - № 12. – С. 60-72.
  6. Ждан, А. Н. История психологии от античности до наших дней / А. Н. Ждан. – М. : Академический проект, 2004. – 576 с.
  7. Котенев, И. О. Концептуальные основы развития ведомственного профессионального психологического отбора / И. О. Котенев // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2014. - № 1 (56). – С. 117-121.
  8. Кутырев, М. А. Понятие и история развития профессионального психологического отбора / М. А. Кутырев // Материалы VIII международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы психологии». -2015. – С. 34-41.
  9. Леонова, А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека / А. Б. Леонова, В. И. Медведев. – М . : Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 200 с.
  10. Макаренко, Н. В. Основы профессионального психофизиологического отбора / Н. В. Макаренко [и др.]. – Киев : Наукова думка, 1987. – 244 с.
  11. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина // Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. / Ред. и сост. Райгородский Д. Я. – Самара : Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2006. – С. 549-672.
  12. Проблемы профессиональной социализации личности / Под ред. Л. М. Митиной. – Кемерово : 1996. – 260 с.
  13. Психологическая диагностика в управлении персоналом: Учебное пособие для сотрудников кадровых служб / Под ред. Климова Е.А. – М. : РПО, 1999. – 184 с.
  14. Психолого-педагогическая диагностика профессионально важных личностных качеств: учебное пособие. / Сост. Е. О. Тарасова. – Сызрань: филиал Самар. гос. техн. ун-т, 2010. – 128 с.
  15. Психофизиология: Учебник для вузов / Под ред. Ю. И. Александрова. – СПб. : Питер, 2014. – 464 с.
  16. Реброва, О. Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA / О. Ю. Реброва. – М. : МедиаСфера, 2002. – 312 с.
  17. Сорокина, Л. В. Принципы профессионального отбора на основе психофизиологических характеристик человека / Л. В. Сорокина // Вестник Самарского Государственного технического университета. – 2015. - № 1 (25). – С. 185-191.
  18. Столяренко, Л. Д. «Психология»: Учебник для вузов / Л. Д. Столяренко. – СПб. : Лидер, 2004. – 592 с.
  19. Толочек, В. А. «Проблемы современной психологии труда»: Учеб. Пособие / В. А. Толочек. – М. : Изд-во РАГС при Призеденте РФ, 2000. – 385 с.
  20. Тутушкина, М. К. «Практическая психология»: Учеб. 4-е изд., перер. дополн. / М. К. Тутушкина. – СПб. : Из-во «Дидактика Плюс», 2001. – 368 с.
  21. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность / Х. Хекаузен. – М. : Педагогика, 1996. – 216 с.
  22. Хромова, И. Н. Методика для диагностики профпригодности студентов психологов / И. Н. Хромова // Вестник Самарской гуманитарной академии. – 2009. - № 1. – С. 179-192.
  23. Чебышева, В. В. О подготовке учащихся средней школы к выбору профессии / В. В. Чебышева, О. И. Галкина, Л. М. Зюбина // Вопросы психологии. – 1989. - № 5. - С. 29-39.
  24. Шадура, А. Ф. Психологическая коррекция отклонений в самосознании личности в подростковом и раннем юношеском возрасте. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1991. – 306 с.
  25. Шевченко, О. П. Актуальность диагностики профпригодности людей, ее взаимосвязь с дальнейшим становлением профессионализма / О. П. Шевченко / Вопросы микроэкономики. – 2010. - № 10. – с. 15-31.

Приложение А

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ

(МЕТОДИКА Е.А. КЛИМОВА)

Прочитайте данные высказывания. Если они вам подходят, то перед цифрой в клетке поставьте «+», если нет – поставьте «-» Если сомневаетесь, зачеркните цифру.

1. Легко знакомлюсь с людьми.

1

2. Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить.

1

3. Люблю ходить в музеи, театры, на выставки.

1

4. Охотно и постоянно ухаживаю за растениями, животными.

1

5. Охотно и подолгу могу что-нибудь вычислять, чертить.

1

6. С удовольствием общаюсь со сверстниками или малышами.

1

7. С удовольствием ухаживаю за растениями и животными.

1

8. Обычно делаю мало ошибок в письменных работах.

1

9. Мои изделия обычно вызывают интерес у товарищей, старших.

2

10. Люди считают, что у меня есть художественные способности.

2

11. Охотно читаю о растениях, животных.

1

12. Принимаю участие в спектаклях, концертах.

1

13. Люблю читать об устройстве механизмов, приборов, машин.

1

14. Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы.

2

15. Легко улаживаю разногласия между людьми

2

16. Считают, что у меня есть способности к работе с техникой.

2

17. Людям нравится мое художественное творчество/

2

18. У меня есть способности к работе с растениями и животными

2

19. Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме.

2

20. Я почти никогда ни с кем не ссорюсь.

1

21. Результаты моего технического творчества одобряют даже незнакомые люди.

1

22. Без особого труда усваиваю иностранные языки.

1

23. Мне часто случается помогать даже незнакомым людям

2

24. Подолгу могу заниматься музыкой, рисованием, читать книги и т.д.

1

25. Могу влиять на ход развития растений и животных.

2

26. Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов.

1

27. Мне обычно удается убедить людей в своей правоте.

1

28. Охотно наблюдаю за растениями или животными.

1

29.Охотно читаю научно-популярную, критическую литературу, публицистику.

1

30. Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т. п.

1

РЕЗУЛЬТАТЫ

П

Т

З

И

Ч


Приложение Б

Индивидуальные результаты теста «Определение типа

будущей профессии» (методика Е. А. Климова),

полученные у студентов различных специальностей, принимавших

участие в исследовании

Ирина К., специальность «Биоинженерия и биоинформатика»

«Природа»

«Техника»

«Знак.система»

«Искусство»

«Человек»

7

5

4

5

1

Мария Л. , специальность «Биология»

«Природа»

«Техника»

«Знак.система»

«Искусство»

«Человек»

6

3

3

1

2

Дмитрий С., специальность «Биоинженерия и биоинформатика»

«Природа»

«Техника»

«Знак.система»

«Искусство»

«Человек»

7

2

4

2

2

Сергей Х., специальность «Лазерная техника и лазерные технологии»

«Природа»

«Техника»

«Знак.система»

«Искусство»

«Человек»

3

8

2

0

4

Андрей Л., специальность «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем»

«Природа»

«Техника»

«Знак.система»

«Искусство»

«Человек»

2

5

1

1

3

Владислав К., специальность «Инфокоммуникационные технологии и системы связи»

«Природа»

«Техника»

«Знак.система»

«Искусство»

«Человек»

4

7

2

3

2

Татьяна Б., специальность «Филология»

«Природа»

«Техника»

«Знак.система»

«Искусство»

«Человек»

3

3

5

4

4

Светлана Р., специальность «Филология»

«Природа»

«Техника»

«Знак.система»

«Искусство»

«Человек»

5

2

6

2

4

Павел Щ., специальность «Реклама и связи с общественностью»

«Природа»

«Техника»

«Знак.система»

«Искусство»

«Человек»

3

3

5

1

3


Приложение В

Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность»

  1. Бывает, что я сержусь.
  2. Обычно по утрам я просыпаюсь свежим и отдохнувшим.
  3. Сейчас я примерно так же работоспособен, как и всегда.
  4. Судьба определенно несправедлива ко мне.
  5. Запоры у меня бывают очень редко.
  6. Временами мне очень хотелось покинуть свой дом.
  7. Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.
  8. Мне кажется, что меня никто не понимает.
  9. Считаю, что если кто-то причинил мне зло, то я должен ответить ему тем же.
  10. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.
  11. Мне бывает трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе.
  12. У меня бывают часто странные и необычные переживания.
  13. У меня отсутствовали неприятности из-за моего поведения.
  14. В детстве я одно время совершал мелкие кражи.
  15. Бывает, что у меня появляется желание ломать или крушить все вокруг.
  16. Бывало, что я целыми днями или даже неделями ничего не мог делать, потому что никак не мог заставить себя взяться за работу.
  17. Сон у меня прерывистый и беспокойный.
  18. Моя семья относится с неодобрением к той работе которую я выбрал.
  19. Бывали случаи, что я не сдерживал обещаний.
  20. Голова у меня болит часто.
  21. Раз в неделю или чаще я без всякой видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле.
  22. Было бы хорошо, если бы почти все законы отменили.
  23. Состояние моего здоровья почти такое же, как у большинства моих знакомых (не хуже).
  24. Встречая на улице своих знакомых или школьных друзей, с которыми я давно не виделся, я предпочитаю проходить мимо, если они со мной не заговаривают первыми.
  25. Большинству людей, которые меня знают, я нравлюсь.
  26. Я человек общительный.
  27. Иногда я так настаиваю на своем, что люди теряют терпение.
  28. Большую часть времени настроение у меня подавленное.
  29. Теперь мне трудно надеяться на то, что я чего-нибудь добьюсь в жизни.
  30. У меня мало уверенности в себе.
  31. Иногда я говорю неправду.
  32. Обычно я считаю, что жизнь стоящая штука.
  33. Я считаю, что большинство людей способны солгать, чтобы продвинуться по службе.
  34. Я охотно принимаю участие в собраниях и других общественных мероприятиях.
  35. Я ссорюсь с членами моей семьи очень редко.
  36. Иногда я испытываю сильное желание нарушить правила приличия или кому-нибудь навредить.
  37. Самая трудная борьба для меня это борьба с самим собой.
  38. Мышечные судороги или подергивания у меня бывают крайне редко (или почти не бывают).
  39. Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.
  40. Иногда, когда я себя неважно чувствую, я бываю раздражительным.
  41. Часто у меня такое чувство” что я сделал что-то не то или даже что-то плохое.
  42. Некоторые люди до того любят командовать, что меня так и тянет делать все наперекор, даже если я знаю, что они правы.
  43. Я часто считаю себя обязанным отстаивать то, что нахожу справедливым.
  44. Моя речь сейчас такая же, как всегда (ни быстрее, ни медленнее, нет ни хрипоты, ни невнятности).
  45. Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая, как у большинства моих знакомых.
  46. Меня ужасно задевает, когда меня критикуют или ругают.
  47. Иногда у меня бывает чувство, что я просто должен нанести повреждение себе или кому-нибудь другому.
  48. Мое поведение в значительной мере определяется обычаями тех, кто меня окружает.
  49. В детстве у меня была компания, где все старались стоять друг за друга.
  50. Иногда меня так и подмывает с кем-нибудь затеять драку.
  51. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.
  52. Обычно я засыпаю спокойно и меня не тревожат никакие мысли.
  53. Последние несколько лет я чувствую себя хорошо.
  54. У меня никогда не было ни припадков, ни судорог.
  55. Сейчас мой вес постоянен (я не худею и не полнею).
  56. Я считаю, что меня часто наказывали незаслуженно.
  57. Я легко плачу.
  58. Я мало устаю.
  59. Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности из-за нарушения закона.
  60. С моим рассудком творится что-то неладное.
  61. Чтобы скрыть свою застенчивость, мне приходится затрачивать большие усилия.
  62. Приступы головокружения у меня бывают очень редко (или почти не бывают).
  63. Меня беспокоят сексуальные вопросы.
  64. Мне трудно поддерживать разговор с людьми, с которыми я только что познакомился.
  65. Когда я пытаюсь что-то сделать, часто замечаю, что у меня дрожат руки.
  66. Руки у меня такие же ловкие и проворные, как и прежде.
  67. Большую часть времени я испытываю общую слабость.
  68. Иногда, когда я смущен, я сильно потею, и меня это очень раздражает.
  69. Бывает, что я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.
  70. Думаю, что я человек обреченный.
  71. Бывали случаи, что мне было трудно удержаться, чтобы что-нибудь не стащить у кого-нибудь или где-нибудь, например в магазине.
  72. Я злоупотреблял спиртными напитками.
  73. Я часто о чем-нибудь тревожусь.
  74. Мне бы хотелось быть членом нескольких кружков или обществ.
  75. Я редко задыхаюсь, и у меня не бывает сильных сердцебиений.
  76. Всю свою жизнь я строго следую принципам, основанным на чувстве долга.
  77. Случалось, что я препятствовал или поступал наперекор людям просто из принципа, а не потому, что дело было действительно важным.
  78. Если мне не грозит штраф и машин поблизости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено.
  79. Я всегда был независимым и свободным от контроля со стороны семьи.
  80. У меня бывали периоды такого сильного беспокойства, что я даже не мог усидеть на месте.
  81. Зачастую мои поступки неправильно истолковывались.
  82. Мои родители и (или) другие члены моей семьи придираются ко мне больше, чем надо.
  83. Кто-то управляет моими мыслями.
  84. Люди равнодушны и безразличны к тому, что с тобой случится.
  85. Мне нравится быть в компании, где все подшучивают друг над другом.
  86. В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.
  87. Я вполне уверен в себе.
  88. Никому не доверять самое безопасное.
  89. Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным и взволнованным.
  90. Когда я нахожусь в компании, мне трудно найти подходящую тему для разговора.
  91. Мне легко заставить других людей бояться себя, и иногда я это делаю ради забавы.
  92. В игре я предпочитаю выигрывать.
  93. Глупо осуждать человека, обманувшего того, кто сам позволяет себя обманывать.
  94. Кто-то пытается воздействовать на мои мысли.
  95. Я ежедневно выпиваю много воды.
  96. Счастливее всего я бываю, когда один.
  97. Я возмущаюсь каждый раз, когда узнаю, что преступник по какой-либо причине остался безнаказанным.
  98. В моей жизни был один или несколько случаев, когда я чувствовал, что кто-то посредствомгипноза заставляет меня совершать те или иные поступки.
  99. Я редко заговариваю с людьми первым.
  100. У меня никогда не было столкновений с законом.
  101. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей это как бы придает мне вес в собственных глазах.
  102. Иногда, без всякой причины у меня вдруг наступают периоды необычайной веселости.
  103. Жизнь для меня почти всегда связана с напряжением.
  104. В школе мне было очень трудно говорить перед классом.
  105. Люди проявляют по отношению ко мне столько сочувствия и симпатии, сколько я заслуживаю.
  106. Я отказываюсь играть в некоторые игры, потому что у меня это плохо получается.
  107. Мне кажется, что я завожу друзей с такой же легкостью, как и другие.
  108. Мне неприятно, когда вокруг меня люди.
  109. Мне, как правило, везет.
  110. Меня легко привести в замешательство.
  111. Некоторые из членов моей семьи совершали поступки, которые меня пугали.
  112. Иногда у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.
  113. Мне бывает трудно приступить к выполнению нового задания или начать новое дело.
  114. Если бы люди не были настроены против меня, я в жизни достиг бы гораздо большего.
  115. Мне кажется, что меня никто не понимает.
  116. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.
  117. Я легко теряю терпение с людьми.
  118. Часто в новой обстановке я испытываю тревогу.
  119. Часто мне хочется умереть.
  120. Иногда я бываю так возбужден, что мне бывает трудно заснуть. .
  121. Часто я перехожу на другую сторону улицы, чтобы избежать встречи с тем, кого я увидел.
  122. Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что я не справлюсь с ним.
  123. Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.
  124. Даже среди людей я чувствую себя одиноким.
  125. Я убежден, что существует лишь одно-единственное правильное понимание смысла жизни.
  126. В гостях я чаще сижу в стороне и разговариваю с кем-нибудь одним, чем принимаю участие в общих развлечениях.
  127. Мне часто говорят, что я вспыльчив.
  128. Бывает, что я с кем-нибудь посплетничаю.
  129. Часто мне бывает неприятно, когда я пытаюсь предостеречь кого-либо от ошибок, а меня понимают неправильно.
  130. Я часто обращаюсь к людям за советом.
  131. Часто, даже тогда, когда для меня мне складывается все хорошо, я чувствую, что мне все безразлично.
  132. Меня довольно трудно вывести из себя.
  133. Когда я пытаюсь указать людям на их ошибки или помочь, они часто понимают меня неправильно.
  134. Обычно я спокоен и меня нелегко вывести из душевного равновесия.
  135. Я заслуживаю сурового наказания за свои проступки.
  136. Мне свойственно так сильно переживать свои разочарования, что я не могу заставить себя не думать о них.
  137. Временами мне кажется, что я ни на что не пригоден.
  138. Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов’ я, особо не задумываясь, соглашался с мнением других.
  139. Меня весьма беспокоят всевозможные несчастья.
  140. Мои убеждения и взгляды непоколебимы.
  141. Я думаю, что можно, не нарушая закона, попытаться найти в нем лазейку.
  142. Есть люди, которые мне настолько неприятны, что я в глубине души радуюсь, когда они получают нагоняй за что-нибудь.
  143. У меня бывали периоды, когда я из-за волнения терял сон.
  144. Я посещаю всевозможные общественные мероприятия, потому что это позволяет побывать среди людей.
  145. Можно простить людям нарушение правил, которые они считают неразумными.
  146. У меня есть дурные привычки; которые настолько сильны, что бороться с ними просто бесполезно.
  147. Я охотно знакомлюсь с новыми людьми.
  148. Бывает, что неприличная и даже непристойная шутка у меня вызывает смех.
  149. Если дело у меня идет плохо, мне сразу хочется все бросить.
  150. Я предпочитаю действовать согласно собственным планам, а не следовать указаниям других.
  151. Люблю, чтобы окружающие знали мою точку зрения.
  152. Если я плохого мнения о человеке или даже презираю его, почти не стараюсь скрыть это от него.
  153. Я человек нервный и легко возбудимый.
  154. Все у меня получается плохо, не так, как надо.
  155. Будущее кажется мне безнадежным.
  156. Люди довольно легко могут изменить мое мнение, даже если до этого оно казалось мне окончательным.
  157. Несколько раз в неделю у меня бывает чувство, что должно случиться что-то страшное.
  158. Чаще всего я чувствую себя усталым.
  159. Я люблю бывать на вечерах и просто в компаниях.
  160. Я стараюсь уклониться от конфликтов и затруднительных положений.
  161. Меня часто раздражает, что я забываю, куда кладу вещи.
  162. Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем о любви.
  163. Если я захочу сделать что-то, но окружающие считают, что этого делать не стоит, я легко могу отказаться от своих намерений.
  164. Глупо осуждать людей, которые стремятся взять от жизни все, что могут.
  165. Мне безразлично, что обо мне думают другие.