Файл: Система психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности (ГЛАВА 1. Теоретические основы системы психофизиологического отбора и диагностики профпригодности).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы системы психофизиологического отбора и диагностики профпригодности
1.1 Виды и сущность профессионального отбора
1.2. Методы диагностики профпригодности
1.3. Роль психофизиологических исследований в профессиональном отборе
2. Эмпирическое исследование профессиональной пригодности
2.2 Изучение типа профессиональных интересов студентов
2.3 Определение уровня адаптации к условиям социальной среды
Психологическим проблемам профессиональной пригодности посвящено большое количество работ ряда отечественных авторов (К. М. Гуревича, В. Н. Дружинина, Е. А. Климова, Н. В. Макаренко и др.) [22]. Определение этого понятия лежит в двух плоскостях: с одной стороны профессиональная пригодность рассматривается как совокупность качеств и свойств индивида, предопределяющих успешность формирования пригодности к определенным видам трудовой деятельности; с другой – основой для трактовки этого понятия является совокупность сформированных, т.е. имеющихся на данный момент у индивида профессиональных навыков, умений и знаний [2,4].
Формирование профессиональной пригодности индивида представляет собой сложный непрерывный и многостадийный процесс, который включает в себя следующие этапы [2]:
- трудовое воспитание и обучение (формирование общетрудовых навыков);
- профессиональная ориентация (выбор специальности);
- профессиональный отбор (определение готовности к определенному виду деятельности);
- профессиональная подготовка (обучение профессии);
- профессиональная адаптация (приспособление к трудовой деятельности);
- профессиональная деятельность;
- профессиональная аттестация (периодическая оценка сформированности профессиональных навыков);
- профессиональная реабилитация (восстановление функционального и психического состояния после напряженной трудовой деятельности).
Методологическая база и практическая реализация диагностики профессиональной пригодности имеют ряд основополагающих принципов [2]:
- системный подход, который заключается во всестороннем исследовании свойств и качеств индивида с позиции предрасположенности к определенному виду деятельности;
- деятельный подход, позволяющий установить характер причинно-следственных отношений индивида и конкретного вида деятельности;
- личностный подход, заключающийся в изучении особенностей внутренних факторов индивида с позиции принадлежности к каком-либо виду деятельности;
- принцип научной обоснованности, т.е. использование рекомендаций для конкретной сферы в выявлении профессиональной;
- принцип динамичности, который предполагает рациональную последовательность применения средств и методов выявления профессиональной пригодности;
- принцип активности, т.е. использование индивидуальных данных человека для построения его обучения и тренировки профессиональных навыков;
- принцип дифференциального прогнозирования, заключающийся в определении индивидуального соответствия человека по своим свойствам и качествам к требованиям определенной специальности;
- принцип относительности критериев, т.е. процедура выявления профессиональной пригодности должна адаптироваться под меняющиеся условия профессионального отбора по тому или иному виду деятельности.
В основе подходов к диагностике профессиональной пригодности лежат три метода: эмпирико-экспериментальный, сбор и обобщение мнения экспертов, а также применение методов анализа деятельности с составлением определенной программы исследований соответствия [2].
Первый из перечисленных методов предполагает массовое обследование специалистов с выявлением у них профессионально важных качеств. Второй основан на получении списка определенных требований, составленного высококвалифицированными специалистами в определенной сфере деятельности, но этот метод не имеет строго научного обоснования. Последний же из перечисленных методов очень трудоемкий, в связи с чем имеет достаточной ограниченную область применения.
Сущность диагностики профессиональной пригодности в независимости от применяемого метода состоит в выявлении следующих профессионально важных качеств [14]:
- общегражданские качества (идейный и моральный облик индивида как члена трудового коллектива);
- общетрудовые качества (отношение к труду, склонность к определенному виду деятельности);
- дееспособность (совокупность общих, физических и умственных качеств индивида);
- единичные и частные способности, важные для определенной работы (усидчивость, звуковысотный слух и т.д.)
- навыки, привычки, знания, опыт.
На основании полученных составляется список отраслей применения свойств и качеств индивида [22].
В процессе профессионального отбора выделяют несколько взаимосвязанных этапов [23,24]:
- психологическое изучение профессии с целью выявления требований к человеку (профессиография), которое предполагает выявление внутренней структуры;
- выбор психодиагностических методов исследования, в наибольшей мере характеризующих те психические процессы и профессиональные действия, в отношении которых надлежит оценивать профессиональную пригодность;
- психологическое изучение претендентов на овладение профессией (психодиагностика), т.е. оценка общего развития, направленности на овладение данной профессией и т.д.
- психологический прогноз успешности обучения и последующей деятельности на основе сопоставления сведений о требованиях профессии к человеку и полученных психодиагностических данных, с акцентом на оценку личностных характеристик, о возможности целенаправленного совершенствования и компенсации профессионально значимых качеств; вероятности адаптации к профессии; возможности появления экстремальных воздействий.
Таким образом, диагностика профессиональной пригодности основана на выявлении отдельные динамических характеристик индивида, необходимых для работы в определенной сфере деятельности. Она включает методы определения психических, психомоторных и физических качеств человека, способствующих успешному овладению какой-либо профессией.
1.3. Роль психофизиологических исследований в профессиональном отборе
В основе психофизиологического подхода к профессиональному отбору лежит ряд фундаментальных концепций [15]:
- теория функциональных систем, описывающая функциональную структуру деятельности (П. К. Анохин);
- концепция установки (доминанты), отражающая функциональный настрой организма (А. А. Ухтомский);
- концепция пространственной синхронизации колебаний биопотенциалов мозга (М. Н. Ливанов);
- концепция психологической системы деятельности, включающая показатели психофизиологического уровня ее обеспечения (Б. Ф. Ломов и др.).
Применение различных психофизиологических методов в профессиональном отборе направлено на выявление следующих параметров, характеризующих пригодность индивида к определенному виду деятельности [13]:
- работоспособности;
- адаптации к экстремальным и напряженным условиям труда;
- функционального состояния (монотония, утомление, напряженность, стресс).
Система психофизиологического отбора обладает набором надежных и методически обоснованных средств для определения каждого из выше перечисленных параметров [10].
Для анализа работоспособности человека применяют комплексный подход с использованием различных методов (ЧСС, ЭПГ, ЭМГ и др.), на основании данных которых можно судить о соотношении изменений в продуктивности умственной и физической деятельности индивида. В течение дня работоспособность человека изменяется и имеет следующую стадийность [9]:
- стадия врабатывания, которая включает первичную мобилизацию (кратковременное снижение всех показателей деятельности и активации физиологических систем), гипермобилизация (общая неспецифическая и специфическая активация отдельных функциональным систем, необходимых для данного вида деятельности), гиперкомпенсация (приспособление к требованиям деятельности и формирование стереотипа деятельности);
- стадия оптимальной работоспособности (устойчивое рабочее состояние организма);
- стадия полной компенсации (снижение работоспособности и развитие начальных признаков утомления);
- стадия неустойчивой компенсации (нарастающее утомление и снижение работоспособности);
- стадия «конечного порыва» (кратковременное повышение работоспособности за счет привлечения «неприкосновенных» психофизиологических резервов организма);
- стадия декомпенсации (прогрессивное снижение работоспособности, когда быстро нарастает утомление, снижается эффективность и продуктивность работы).
Исследование динамики этих процессов имеет исключительно важное значение для индивида при профессиональном отборе для выбора оптимального режима труда (в частности, сменного) [15].
Психофизиологические данные помогают на практике различать состояния психической адаптации и дезадаптации, выявлять динамику и формы процесса адаптации, уровни и варианты формирующихся адаптационных систем, что оказывается полезным для оптимизации воздействия производственных факторов на организм человека [9].
Актуальность изучения психофизиологических функциональных состояний определяется в первую очередь их вкладом в обеспечение эффективности деятельности и надежности человека, а также увеличением количества профессий и изменением условий труда, когда психофизиологические возможности приобретают приоритетное значение [17].
Определение психофизиологической цены какой-либо деятельности позволило разработать конкретные методики оценки состояний функционального комфорта, продуктивной и непродуктивной напряженности.
Система психофизиологического отбора основана на комплексе психофизиологических исследований, которые принято объединять в так называемый «полиэффекторный метод» [15], включающий регистрацию частоты сердечных сокращений (ЧСС), электропневмографию (ЭПГ), электромиографию (ЭМГ) и т.д.
Эффективность применения каждого отдельного метода в профессиональном отборе определяется тем комплексом регистрируемых психофизиологических характеристик индивида, которые подвергаются наибольшему напряжению при выполнении определенного вида деятельности.
В связи с большим количеством исследуемых параметров и методов их регистрации, была проведена их унификация, обобщение и систематизация приемов анализа и оценки изменения психофизиологической функции.
В таблице 1 приведены все основные психофизиологические методы, применяемые при профессиональном отборе.
Таблица 1 – Характеристики психофизиологических методов исследования, применяемых при профессиональном отборе
№ п/п |
Психофизиологический метод |
Основы методы |
1. |
Электроэнцефалография (ЭЭГ) |
Отражает суммарную электрическую активность клеток мозга |
2. |
Магнитоэнцефалография (МЭГ) |
Регистрирует слабые магнитные поля, возникающие при синхронной электрической активности клеток мозга |
3. |
Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) |
Визуализация путем построения с помощью компьютера «картин» мозга на основе данных о метаболической активности его структур |
4. |
Ядерная магнитная резонансная интроскопия (ЯМРИ) |
Позволяет получить информацию о плотности химически эквивалентных ядер, распределении скоростей потока крови в тканях, диффузии молекул и обмене веществ |
5. |
Электроокулограмма (ЭОГ) |
В основе метода лежит дипольное свойство глазного яблока |
6. |
Электромиография (ЭМГ) |
Регистрация суммарных колебаний потенциалов, возникающих в нервно-мышечных волокнах |
7. |
Электрическая активность кожи (ЭАК) |
Обусловлена в первую очередь электрической активностью кожных сальных желез |
В таблице 1 приведен далеко не полный список применяемы в психофизиологическом отборе методов. В частности, в ней не представлены наиболее простые методы регистрации физиологических параметров – измерение артериального давления, альгизиметрия и проч., которые также относятся к полиэффекторному методу [9,15].
Кроме того, необходимо отметить, что большинство выше перечисленных методов применяется при психофизиологическом профессиональном отборе для лиц экстремальных и особо опасных специальностей (летчики и т.д.), а также работников во вредных и экстремальных производственных условиях (полярники, работники опасного химического синтеза и т.д.) [10].
Таким образом, психофизиологические методы исследования направлены на выявление функциональных характеристик индивида, отражающих соотношение компонентов его физической и умственной работоспособности, адаптивных свойств организма, а также устойчивости к монотонным, стрессовым или другим видам работ. При профессиональном отборе полученная информация позволяет прогнозировать оптимальное соотношение режимов труда и отдыха, воздействия различных производственных факторов для конкретного человека с учетом его психофизиологических особенностей, определить профессиональную пригодность к определенной сфере деятельности.
Выводы по главе 1:
- В настоящее время приоритетным методом при профессиональном отборе персонала является тестирование (психологическое, психофизиологическое и др.).
- Диагностика профессиональной пригодности основана на выявлении отдельные динамических характеристик индивида, необходимых для работы в определенной сфере деятельности и включает методы определения психических, психомоторных и физических качеств человека, способствующих успешному овладению какой-либо профессией.
- Психофизиологические методы исследования при профессиональном отборе направлены на выявление функциональных характеристик индивида, отражающих соотношение компонентов его физической и умственной работоспособности, адаптивных свойств организма, а также устойчивости к монотонным, стрессовым или другим видам работ.