Файл: Роль мотивации в поведении организации (Глава 1.Теоретические аспекты мотивации персонала).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации персонала
1.1 Понятие и значение мотивации сотрудников компании
1.2 Основные методы мотивации персонала
Глава 2 . Анализ мотивации персонала компании ООО «Драйв»
2.1. Характеристика деятельности компании ООО «Драйв»
2.2 Характеристика кадрового состава организации
2.3 Анализ системы мотивации сотрудников компании ООО «Драйв»
Глава 3. Мероприятия по совершенствованию системы мотивации труда на предприятии ООО «Драйв»
3.1 Совершенствование мотивации персонала сотрудников компании ООО «Драйв»
3.2 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий
Расчеты показали, что общая сумма расходов составляет 733,6 тыс. руб., из которых 90,4 тыс. руб. - единовременные расходы и 643,2 тыс. руб. - текущие расходы, которые распределены в течение года по квартально равными частями.
Приток денежных средств панируется за счет увеличения производительности труда и сокращения расходов, связанных с текучестью кадров.
Как показали результаты расчетов, производительность труда в 2019 году составила 1695,3 тыс. руб./чел. Планируется, что совершенствование материальных и нематериальных форм стимулирования приведет к росту производительности труда на 5%.
Определим размер планируемой выручки: 58*(1695,3*5%) = 103243,8 тыс. руб., что превышает размер выручки, полученной в 2019 году на 4916,8 тыс. руб.
Дополнительные расходы, связанные с высоким уровнем текучести кадров, которые заключались в расходах на найм, оформление, адаптацию новых сотрудников в 2019 году составили 78 тыс. руб.
Следовательно, общий приток денежных средств за счет реализации предложений, составит 4994,8 тыс. руб.
При этом важно учитывать, что рост выручки связан не только с расходами в рамках разработанных предложений, но и повлечет увеличение переменных расходов, которые должны быть обязательно учтены при анализе эффективности проектных мероприятий.
Произведем соответствующие расчеты: выручка от реализации в 2019 году составила 98327 тыс. руб., себестоимость продукции - 79126 тыс. руб., в том числе переменные расходы 29100 тыс. руб.
Удельный вес переменных расходов составляет 29,60% (29100/98327*100%) в выручке. Следовательно, при росте выручки на 4994,8 тыс. руб., переменные расходы вырастут на 1478,5 тыс. руб. (4994,8*0,296).
Произведенные расчеты приведены в таблице 10
Таблица 10
Анализ денежных потоков, связанных с реализацией проекта
Статья расходов |
1 кв. 2019г |
2 кв. 2019г |
3 кв. 2019г |
4 кв. 2019г |
Итого |
1.Денежный приток, тыс. руб. |
1248,7 |
1248,7 |
1248,7 |
1248,7 |
4994,8 |
2.Денежный отток, тыс. руб. |
620,8 |
530,4 |
530,4 |
530,4 |
2212 |
2.1.Единовременные расходы |
90,4 |
0 |
0 |
0 |
90,4 |
2.2.Текущие расходы |
530,4 |
530,4 |
530,4 |
530,4 |
2121,6 |
Рост переменных расходов |
369,6 |
369,6 |
369,6 |
369,6 |
1478,5 |
Расходы, связанные с проектом |
160,8 |
160,8 |
160,8 |
160,8 |
643,2 |
3. Сальдо денежных потоков, тыс. руб. |
627,9 |
718,3 |
718,3 |
718,3 |
2782,8 |
Анализ эффективности проектных мероприятий можно провести на основе как простых, так и сложных методов, основанных на концепции дисконтирования денежных потоков.
С учетом нестабильности макроэкономической обстановки, скачкообразным изменением курса валют, высокой учетной ставки, определим размер дисконта на уровне 19% годовых.
Горизонт планирования проекта составляет 4 квартала. Соответственно, коэффициент дисконтирования квартальный будет равен:
dкв =[N(1+19/100) -1]*100%= 4,4%
Определив денежные оттоки и притоки, связанные с реализацией инновационного проекта, и ставку дисконта (приведения) оценим разработанный проект (табл. 11).
Таблица 11
Чистая приведенная стоимость проекта
Статья расходов |
1 кв. 2019г |
2 кв. 2019г |
3 кв. 2019г |
4 кв. 2019г |
1. Сальдо денежных потоков, тыс. руб. |
627,9 |
718,3 |
718,3 |
718,3 |
2. Накопленный денежный поток (нарастающим итогом), тыс. руб. |
627,9 |
1346,2 |
2064,5 |
2782,8 |
3. Коэффициент дисконтирования |
1 |
0,9579 |
0,9175 |
0,8788 |
4. Дисконтированный поток, тыс. руб. |
627,9 |
688,1 |
659,0 |
631,2 |
5. Дисконтированный поток (нарастающим итогом), тыс. руб. |
627,9 |
1316,0 |
1975,0 |
2606,2 |
Дисконтированный поток определен как произведение сальдо денежных потоков и коэффициента дисконтирования.
Расчеты показали, что проект является эффективным, даже с учетом дисконта (риска снижения стоимости денег во времени).
Чистая приведенная стоимость проекта составляет 2606,2 тыс. руб., что значительно больше 0, следовательно, проект эффективен.
Данные таблицы 3.5 также свидетельствуют о быстрой окупаемости проекта, так как уже в 1 квартал 2019 года денежный поток - положителен, следовательно, затраты окупятся уже в 1 квартале 2019 года.
Сопоставим основные показатели деятельности за 2019 год (фактические показатели) и 2019 год (планируемые показатели). Расчеты приведены в таблице 12
Таблица 12
Основные показатели деятельности ООО «Драйв»
Показатель |
2019 год (факт) |
2019 год (план) |
Абсолютное отклонение, тыс. руб. |
Относительное отклонение, % |
1.Выручка от реализации, тыс. руб. |
98327,0 |
103243,8 |
4916,8 |
105,00 |
2.Себестоимость, тыс. руб. |
79126,0 |
81260,0 |
2134,0 |
102,70 |
3.Коммерческие расходы, тыс. руб. |
4056,0 |
4056,0 |
0,0 |
100,00 |
4.Управленческие расходы, тыс. руб. |
9598,0 |
9598,0 |
0,0 |
100,00 |
5.Прибыль от продаж, тыс. руб. |
5547,0 |
8329,8 |
2782,8 |
150,17 |
6. Сальдо прочих доходов и расходов, тыс. руб. |
(1265,0) |
(1265,0) |
0,0 |
100,00 |
7.Прибыль до налогообложения, тыс. руб. |
4282,0 |
7064,8 |
2782,8 |
164,99 |
8.Налог на прибыль, тыс. руб. |
1028,0 |
1413,0 |
385,0 |
137,45 |
9.Чистая прибыль, тыс. руб. |
2046,0 |
5651,8 |
3605,8 |
276,24 |
Следовательно, за счет реализации проектных мероприятий, планируется:
- увеличение выручки на 4916,8 тыс. руб. (+5%);
- увеличение прибыли на 2782,8 тыс. руб. (+50,17%);
- увеличение прибыли до налогообложения на 2782,8 тыс. руб. (+64,99%);
- увеличение чистой прибыли на 3605,8 тыс. руб. (+176,24%).
Рассмотрим, как показатели деятельности окажут влияние на показатели рентабельности (табл. 13).
Таблица 13
показатели рентабельности после внедрения проекта
Показатель |
2019 год (факт) |
2019 год (план) |
Абсолютное отклонение |
Относительное отклонение, % |
1. Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. |
98327,0 |
103243,8 |
4916,8 |
105,00 |
2. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. |
79126,0 |
81260,0 |
2134 |
102,70 |
3.Стоимость собственного капитала, тыс. руб. |
95025,0 |
95025,0 |
0 |
100,00 |
4. Стоимость активов, тыс. руб. |
199759,0 |
199759,0 |
0 |
- |
5. Стоимость оборотного капитала, тыс. руб. |
80422,0 |
80422,0 |
0 |
- |
6. Прибыль от продаж, тыс. руб. |
5547,0 |
8329,8 |
2782,8 |
150,17 |
7. Прибыль до налогообложения, тыс. руб. |
4282,0 |
7064,8 |
2782,8 |
164,99 |
8. Чистая прибыль, тыс. руб. |
2046,0 |
5651,8 |
3605,8 |
276,24 |
9. Рентабельность собственного капитала, % (п.8 / п.3 * 100) |
2,15 |
5,95 |
3,79 |
- |
10. Рентабельность активов, % (п.8 / п.4 * 100) |
1,02 |
2,83 |
1,81 |
- |
11. Рентабельность оборотного капитала, % (п.8 / п. 5) |
2,54 |
7,03 |
4,48 |
|
12. Рентабельность продаж по чистой прибыли, % (п.8 / п. 1 * 100) |
2,08 |
5,47 |
3,39 |
|
13. Рентабельность продаж по прибыли до налогообложения, % (п. 7 / п. 1 * 100) |
4,35 |
6,84 |
2,49 |
|
14. Рентабельность продаж по прибыли от продаж, % (п. 6 / п. 1 * 100) |
5,64 |
8,07 |
2,43 |
|
15. Рентабельность затрат, % (п.6 / п.2 * 100) |
7,01 |
10,25 |
3,24 |
Эффективность мероприятий подтверждается ростом всех показателей рентабельности ООО «Драйв»:
- рост рентабельности собственного капитала на 3,79%
- рост рентабельности активов на 1,81%;
рост рентабельности оборотного капитала на 4,48%;
рост рентабельности продаж по чистой прибыли на 3,39%;
рост рентабельности продаж по прибыли до налогообложения на 2,49%;
рост рентабельности продаж по прибыли от продаж на 2,43%; - рост рентабельности затрат на 3,24%.
В таблице 14 обобщено влияние разработанных мероприятий по показатели заработной платы и производительности труда.
Таблица 14
Влияние проекта на показатели заработной платы и производительности труда
Показатель |
2019 год (факт) |
2019 год (план) |
Абсолютное отклонение |
Относительное отклонение, % |
1. Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. |
98327,0 |
103243,8 |
4916,8 |
105,00 |
2. Фонд оплаты труда персонала, тыс.руб. |
14209 |
14368,2 |
159,2 |
101,12 |
3.Среднесписочная численность персонала, чел. |
58 |
58 |
0 |
100,00 |
4. Производительность труда, тыс. руб./чел. |
1695,3 |
1780,1 |
84,8 |
105,00 |
5. Среднегодовая заработная плата, тыс. руб. |
244,9 |
247,7 |
2,8 |
101,15 |
Данные таблицы свидетельствуют о росте производительности труда на 84,8 тыс. руб./чел. (+5%), а также средней заработной платы на 2,8 тыс. руб. (+1,15%).
Проведенное исследование обуславливает экономическую эффективность проекта.
Однако важно отметить, что проекты, связанные с мотивацией персонала, имеют и определённую социальную значимость.
Заключение
Проблемы мотивации персонала являются главными при управлении персоналом. В наши дни актуальность данной тематики все время возрастает в связи с тем, что основной капитал любого предприятия - это его персонал.
Самая важная отличительная особенность лучших руководителей - умение их сотрудничать с персоналом, их способности воодушевлять работников на высокую отдачу их деятельности для достижения задач всей организации в целом.
В результате проведенных в работе исследований можно выделить несколько выводов:
Мотивация при управлении персоналом подразумевает процесс активизирования мотивов сотрудников (внутренняя мотивация) и создание стимулов (внешняя мотивация) для максимизации из побуждений выполнять свою работу наиболее эффективно.
Высокий уровень мотивации кадров - одно из важнейших условий для достижения успеха организации. Ни одно предприятие не сможет вести преуспевающую деятельность в отсутствие настроя сотрудников на работу с высоким уровнем отдачи, при отсутствии высоких уровней приверженности сотрудников, при отсутствии заинтересованности коллектива в конечном результате и при отсутствии стремления членов коллектива вносить свой вклад для достижения поставленных целей.
Проанализировав и детально рассмотрев работу в организации ООО «Драйв» можно сделать выводы о том, что руководящий состав этой компании уделяет достаточно большое внимание сплочению коллектива и сформировал сильную команду единомышленников.
Руководящему составу предприятия ООО «Драйв» нужно проявлять стремление к увеличению заинтересованности своих кадров, а в особенности менеджеров, в итогах и результатах работы всего предприятия. Так как именно этот уровень сотрудников менее заинтересован в конечных результатах.
По собственному мнению, они получают маленькую зарплату, также они не получают морального удовлетворения своей работой, следствием чего является рост текучести кадров.
Появление в организации систем устранения и разрешения конфликтных ситуаций, стимулирование их позитивных последствий, как правило, позволяет повысить уровень эффективности функционирования системы управления в организации, поддержания положительного психологического климата в рабочем коллективе.
Цель мотивации представляет собой формулировку комплекса условий, которые побуждают человека к выполнению действий, имеющих направление на достижение задач и максимизации эффекта.
Мотивационные процессы могут быть разбиты на несколько этапов: выявление потребностей, развитие и формирование мотивов, управление ими для изменения поведенческой психологии сотрудников, необходимой для достижения задач, корректировка процесса мотивации с учетом уровня достижений результата.
Современный менеджмент подразумевает принятие активных попыток пересмотра классиков мотивационных теорий для адаптации их к современному структурному разделению потребностей.
Система мотивации кадров может основываться на различных методиках, их выбор находится в зависимости от проработки системы мотивации в компании, особенностей деятельности самого предприятия и общей системы управления.
Произведенный комплекс расчетов свидетельствует, что затраты на мероприятия, являющиеся основой для создания системы стимулирования труда и мотивации персонала ООО «Драйв» будут окупаться в течение 23 дней и дадут экономию материальных средств в размере 1134,75 тыс. рублей в год. Следовательно, выбранные мероприятия оправданы экономически.