Файл: Роль мотивации в поведении организации (Глава 1.Теоретические аспекты мотивации персонала).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации персонала
1.1 Понятие и значение мотивации сотрудников компании
1.2 Основные методы мотивации персонала
Глава 2 . Анализ мотивации персонала компании ООО «Драйв»
2.1. Характеристика деятельности компании ООО «Драйв»
2.2 Характеристика кадрового состава организации
2.3 Анализ системы мотивации сотрудников компании ООО «Драйв»
Глава 3. Мероприятия по совершенствованию системы мотивации труда на предприятии ООО «Драйв»
3.1 Совершенствование мотивации персонала сотрудников компании ООО «Драйв»
3.2 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий
3пл = Бтар + Пнад * К * К2
где: 3пл - размер оплаты труда при новой системе расчета заработной платы;
Бтар - базовый оклад или тариф, определяемый как постоянная составляющая заработной платы сотрудника, размер которой определяется штатным расписанием;
Пнад - персональная надбавка, устанавливаемая каждому сотруднику по представлению руководителя отдела в рамках утвержденного общего фонда на персональные надбавки всем сотрудникам;
К1 - фактическое привлечение клиентов для менеджеров;
К2 - относительный коэффициент, отражающий среднюю оценку рекламодателями уровня и качества предоставляемых рекламных услуг.
Базовый оклад или тариф является страховочной базой для сотрудника, т.е. этот тот объем денежных средств, который сотрудник получит в любом случае, вне зависимости от каких-либо обстоятельств. Рекомендуется установить базовый оклад в размере 20 - 40 % от заработной платы, которую получал сотрудник до введения новой системы оплаты труда. Для менеджеров это может быть ставка за совершение сделок.
Размер персональной надбавки может составлять 50 - 60 % от базового оклада. Именно этот коэффициент является оценочным показателем отношения руководства к конкретному сотруднику. Здесь можно учесть личные качества сотрудника, а также принять во внимание количество лет, проработанных в данной компании или объем предоставленной рекламы.
Показатель К1 отражает рабочие качества специалиста, т.е. имеет непосредственное отношение к деловым качествам редакторов, менеджеров и 1Т- менеджеров.
Для менеджеров этот коэффициент вычисляется по формуле: К1 = 1 + А,
где: А - процент реально привлеченных клиентов.
Здесь возможны некоторые вариации. Для менеджеров можно сделать изменения в формуле, основанные на разделении клиентов на постоянных и новых, т.е. сотрудничество с уже известными клиентами иногда приносит компании меньшую пользу, нежели привлечение новых, возможно перспективных клиентов, которые в дальнейшем могут стать более эффективными партнерами.
Для 1Т- менеджеров данный процент, например, можно рассчитывать, по количеству организаций, которые снова обратились в компанию ООО «Драйв» для продвижения своих рекламных проектов.
К2 - этот коэффициент основывается на субъективных мнениях коллег о данном человеке. Он отражает личные качества человека, а также его профессиональные способности, оцененные субъективно его сотрудниками и рекламодателями. Следовательно, предложенная формула включает как точные данные (оклад), так и учитывает экономические и социологические показатели оценки труда. Данный расчет позволяет учесть не только объективные рабочие качества специалиста, но и его индивидуальные способности к работе в команде, общению с коллегами, клиентами и руководством.
Отличительные особенности данной формулы:
- Расчет заработной платы по данной формуле учитывает много факторов, влияющих на эффективность труда сотрудников компании ООО «Драйв». Например, четко определенный объем стабильного заработка, профессиональные способности сотрудника, а также его поведенческие особенности и стиль поведения в отношениях, умение работать в команде, другими словами - психологический облик человека.
- Заработная плата, рассчитанная по данной формуле, на первом этапе приблизительно равна прежней заработной плате, которую имел сотрудник компании ООО «Драйв». Следовательно, вероятность того, что переход на новую систему оплаты труда вызовет неприятие, отторжение сотрудников, снижена до предела, т.е. перевод на новый расчет заработной платы произойдет с минимальными переживаниями для сотрудников.
Помимо прямого денежного вознаграждения существуют различные формы косвенных материальных компенсаций сотрудникам, которые называются социальными льготами или социальным пакетом компании.
Социальные льготы, представляя собой дополнительные блага, получаемые сотрудниками от компаний, повышают их благосостояние и качество трудовой жизни. В настоящее время социальный пакет является существенной составляющей компенсационного пакета организаций, а его состав и структура определяются как законодательством, так и самим работодателем.
Социальный пакет, предоставляемый сотрудникам компании ООО «Драйв» должен иметь четкую структуру, включающую:
-
- Дополнительные льготы и гарантии, ответственность за обеспечение которых принимает на себя руководство компании ООО «Драйв». Дополнительные льготы и гарантии могут распространяться как на всех сотрудников компании, так и на отдельные его категории, и служить средством подчеркивания особых заслуг или статуса сотрудников.
- Определенные законодательством льготы и гарантии (оплата больничных листов, отпуск и т. п.), распространяющиеся на всех сотрудников.
В компании ООО «Драйв» социальный пакет целесообразно формировать на основе системы «кафетерия». Данная система основана на идее гибкого, адаптированного к потребностям каждого из сотрудников компании механизма непрямого материального вознаграждения и, по сути, является инструментом, альтернативным премированию, одним из видов непрямого материального вознаграждения и эффективным способом стимулирования труда.
На практике эта система строится следующим образом: по результатам оценки сотрудник компании ООО «Драйв» получает определенное количество баллов и, в зависимости от набранной суммы, выбирает различные формы бенефитов (например, бытовую технику, оплату страховки автомобиля, полис ДМС и т.п.). Сотруднику это обеспечивает возможность приобретения более предпочтительных для него льгот, а руководству компании ООО «Драйв» - возможность строгого контроля расходов на социальные выплаты, что и является основным преимуществом системы.
Несмотря на явные достоинства системы «кафетерия», она не свободна и от некоторых недостатков. Общая стоимость льгот при использовании этой системы повышается, поскольку влечет за собой дополнительные административные и накладные расходы, а некоторые услуги, например страхование сотрудников, обходятся дешевле, если их получают в больших объемах. Кроме того, возникает необходимость регулярного информирования сотрудников об имеющихся в наличии льготах и потенциальном их значении в будущем и настоящем.
Поэтому на предприятии ООО «Драйв» систему «кафетерия» нужно вводить поэтапно, исходя из результатов анализа предпочитаемого вида стимулирования среди сотрудников компании. Также необходимо учесть, что содержание пакета зависит от уровня должности: чем она выше, тем дороже социальный пакет. Можно использовать подход с учетом мотивации: за достижения и успехи определенный сотрудник информационного издания имеет социальный пакет дороже, чем его коллеги того же должностного уровня.
В качестве дополнительных видов социальных льгот на предприятии ООО «Драйв» предлагаются следующие:
-
-
- выплаты, связанные со значимыми для сотрудников компании событиями.
- оплата корпоративного отдыха;
- оплата отдыха детей сотрудников компании.
-
Практика показала, что как только у сотрудников появляется финансовая стабильность, возникает возможность позаботиться о досуге и обучении детей, особенно, если учесть, что на предприятии ООО «Драйв», в основном, работают женщины. Совершенно очевидно, что их беспокоит, с кем оставить ребенка, чем он занят в отсутствие родителей, где взять деньги на летний отдых.
Поэтому предприятие может частично оплачивать отдых детей своих сотрудников в летних лагерях. Вполне посильно выдавать материальную помощь к началу учебного года в пределах пяти тысяч рублей. Поскольку предприятие ООО «Драйв» дорожит своим имиджем, то в социальный пакет необходимо включить оплату корпоративных праздников, поскольку атмосфера в коллективе является немаловажным фактором сплоченной и эффективной работы. Организация досуга для сотрудников и членов их семей может включать проведение различных культурных и спортивных мероприятий, оплату или распространение билетов для детей сотрудников компании на посещение театров и музеев, экскурсии, новогодние елки и т.д.
3.2 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий
ООО «Драйв» является коммерческой организацией, основная цель деятельности которой заключается в максимизации прибыли, поэтому любое управленческое решение должно быть экономически обоснованным. Оценка эффективности предложений построена на сравнении денежных потоков (притоков и оттоков), связанных с реализацией разработанных предложений в практической деятельности ООО «Драйв».
Первоначально определим расходы, связанные с реализацией разработанных предложений, классифицируя их на две группы: капитальные (единовременные) расходы;
- текущие расходы.
Как было отмечено ранее, одной из выявленных проблем, является низкое качество внутрифирменных коммуникационных каналов между сотрудниками. Также планируется размещение информационных стендов, где будет в печатном виде размещаться информация о работе ООО «Драйв». Внедрение данных коммуникационных каналов будет способствовать обсуждению положений Кодекса корпоративной культуры, который планируется к разработке в 2019 году.
Единовременные расходы обобщены в таблице 7
Таблица 7
Единовременные расходы, связанные с реализацией проекта
Статья расходов |
Сумма, тыс. руб. |
1. Разработка и установка программного обеспечения |
35,4 |
2. Обучение персонала работе с программой |
6,0 |
3. Приобретение и монтаж стенда |
18,0 |
4. Разработка Кодекса корпоративной культуры, его оформление |
7,0 |
5. Изготовление сувенирной продукции |
24,0 |
ИТОГО |
90,4 |
Общая сумма единовременных расходов составила 90,4 тыс. руб. В связи с невысокой стоимостью данные затраты могут быть списаны единовременно, а не через амортизационные отчисления.
Текущие расходы связаны с совершенствованием материальных и нематериальных форм мотивационного стимулирования.
Материальное стимулирование заключается в увеличении переменной части заработной платы в общем объеме фонда оплаты труда. Порядок распределения премиального фонда должен осуществляться с учетом вклада каждого подразделения ООО «Драйв» в итоговый результат деятельности. Процентное соотношение функциональных блоков компании представлено в таблице 8
Таблица 8
Процентное соотношение функциональных блоков компании
Прибыль |
Валовой доход |
Расходный бюджет |
Сумма |
Взвешенный процент |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Финансово- |
20 |
15 |
25 |
60 |
20 |
|
административный блок |
||||||
Отделы сбыта |
30 |
20 |
45 |
95 |
32 |
|
Производственные отделы |
45 |
60 |
25 |
130 |
44 |
|
Прочие сотрудники |
5 |
5 |
5 |
15 |
4 |
|
По всей компании |
100 |
100 |
100 |
290 |
100 |
В таблице 8 определен взвешенный процент участия каждого блока в формировании основных показателей деятельности. С учетом полученных процентов определяется размер премий, приходящийся на службу.
Базой распределения является премиальный фонд, который определен в размере 159,2 тыс. руб. за год (39,8 тыс. руб. за квартал).
Нематериальное стимулирование включает:
-организацию отдыха сотрудников ООО «Драйв» (внедрение интенсив - поездок);
-компенсацию детских санаторных путевок; организацию корпоративных праздников.
По результатам работы лучшие сотрудники будут премироваться оплатой туристических туров по городам России. В 2019 году планируется оплата 4 таких туров стоимостью 48,0 тыс. руб. каждый. В летний период, а также в период школьных каникул в качестве поощрения сотрудникам ООО «Драйв», имеющим детей, будет предложена компенсация (частичная компенсация) санаторных путевок на общую сумму 137,6 тыс. руб.
Расходы на организацию корпоративных праздников включают организацию фуршета, развлекательных программ. Общая сумма расходов - 106,8 тыс. руб. Шаг анализа - 1 квартал. Расходы распределены равными платежами. Текущие расходы представлены в таблице 9
Таблица 9
Текущие расходы, связанные с реализацией проекта
Статья расходов |
1 кв. |
2 кв. |
3 кв. |
4 кв. |
Итого |
2019г |
2019г |
2019г |
2019г |
||
1. Премирование сотруд |
39,8 |
39,8 |
39,8 |
39,8 |
159,2 |
ников, тыс. руб. |
|||||
2. Страховые взносы |
11,9 |
11,9 |
11,9 |
11,9 |
47,6 |
(30%), тыс. руб. |
|||||
3.Организация интенсив- Поездок для сотрудников, тыс. руб. |
48,0 |
48,0 |
48,0 |
48,0 |
192,0 |
4. Компенсация детских путевок в санатории, тыс. руб. |
34,4 |
34,4 |
34,4 |
34,4 |
137,6 |
5.Организация корпоративных праздников, тыс. руб. |
26,7 |
26,7 |
26,7 |
26,7 |
106,8 |
ИТОГО |
160,8 |
160,8 |
160,8 |
160,8 |
643,2 |