Файл: Роль мотивации в поведении организации (Глава 1.Теоретические аспекты мотивации персонала).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации персонала
1.1 Понятие и значение мотивации сотрудников компании
1.2 Основные методы мотивации персонала
Глава 2 . Анализ мотивации персонала компании ООО «Драйв»
2.1. Характеристика деятельности компании ООО «Драйв»
2.2 Характеристика кадрового состава организации
2.3 Анализ системы мотивации сотрудников компании ООО «Драйв»
Глава 3. Мероприятия по совершенствованию системы мотивации труда на предприятии ООО «Драйв»
3.1 Совершенствование мотивации персонала сотрудников компании ООО «Драйв»
3.2 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий
Введение
Актуальность данной курсовой работы определена сложностями, возникающими при создании рациональной системы стимулирования и мотивации труда работников на практике, так как многочисленные старания по приспособлению классических теорий мотивации к максимально реальным условиям работы сотрудников фирм во многих аспектах не систематизированы, а это вызывает существенные затруднения в использовании технологий и методов мотивации. Сложность организации системы стимулирования сотрудников на практике тоже определена слабой степенью изученности сти- муляционных аспектов работников, занятых в определенных видах производства и отраслях экономики.
Целью курсовой работы является разработка и анализ мероприятий с целью совершенствования системы мотивации труда персонала на предприятии.
В соответствии с поставленной целью в работе были определены следующие задачи:
1. Охарактеризовать основные направления структуры управления и деятельности компании ООО «Драйв».
- Провести финансово-производственный анализ деятельности компании ООО «Драйв».
- Провести исследование современных направлений и теоретических основ мотивации труда, а также ее роли в части повышения эффективности работы предприятия.
- Выявить проблемы в сфере стимулирования труда и мотивации сотрудников компании ООО «Драйв».
- Разработать план мероприятий для совершенствования системы мотивации и стимулирования труда работников компании ООО «Драйв».
Объектом исследования является компания ООО «Драйв».
Предметом исследования выступают мотивационные аспекты работы с сотрудниками компании.
В работе использовались методы системного подхода, сравнительно - сопоставительные методы - синтез, аналогия, классификация, анализ, а также статистические методы количественных показателей.
Теоретической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, специализирующихся в области управления персоналом: Гаврикова С.С., Губская М.А., Орехова Л.Л. , Кравченко Е.Г., Кушнарева И.В., Бугаева М.В., Пазухина Ю.П., Гультяев В.Е., Царёва А.Н. и других.
Исходя из цели и задач курсовая работа состоит из: введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации персонала
1.1 Понятие и значение мотивации сотрудников компании
Основная особенность управления кадрами в наше время - это немаловажная роль личности сотрудника. Следовательно, нужно выработать обновленный подход к управлению кадрами. Данный подход заключается в нижеследующем:
-
-
-
- использование новых технологий в управлении кадрами.
- выработка философии кадрового управления.
- выработка и создание совместной системы ценностей, установки поведения, социальных норм, которые регламентируют поведение отдельно взятой личности.
- изобретение модели совершенной службы кадрового управления. [3, C.25]
-
-
В управлении кадрами стимулирование рассматривается как вопрос активизации мотивов сотрудника (внутренняя мотивация) и создания стимула (внешняя мотивация) для повышения эффективности его труда. В связи с этим как синонимичные термину мотивация используются также термины мотивирование и стимулирование.
«Мотивация» (мотив) происходит от греческого слова «motiv» и от латинского «movo» - двигаю. Мотивация может быть растолкована по-разному. Учитывая мнение множества исследователей-специалистов в области человеческих ресурсов, мотивацией можно назвать процесс связывания целей сотрудника и целей компании, чтобы наиболее полно удовлетворить потребности той и другой стороны, это система разных методов воздействия на сотрудников с целью достижения поставленных целей и компании, и сотрудника. [8, C.27]
Российский исследователь в области кадрового менеджмента Веснин В.Р. полагает, что мотивация - это «внешнее или внутреннее побуждение экономического субъекта к деятельности во имя достижения каких-либо целей, наличие интереса к такой деятельности и способы ее стимулирования, побуждения».
Сущность мотивации заключена в том, чтобы сотрудники предприятия или фирмы исполняли свои рабочие обязанности в соответствии с предоставленными им обязанностями и правами, с принятыми управленческими решениями. Цель мотивации - сформировать комплекс условий, которые будут побуждать человека к выполнению действий для достижения целей с достижением максимального эффекта. Функция мотивации заключена в том, что она влияет на членов трудового коллектива предприятия в форме общественного воздействия, побудительных мотивов к эффективному труду, индивидуальных и коллективных поощрительных мер. [21, C.116]
Современные теоретические подходы к мотивации предполагают представления, которые сформулированы психологией, изучающей механизмы и причины определенных целей в поведении человека. С этой позиции мотивация может быть определена как основной двигатель поведения человека, в основе которого находится взаимосвязь мотивов, потребностей и целей человека. Следовательно, общая характеристика мотивационного процесса можно представить, определив используемые для его пояснения соответствующие понятия.
Цели - это желаемые объекты или их состояние, к обладанию которыми стремятся люди.
Потребности - это состояние человека, который испытывает нужду в объектах, необходимых для его существования. Потребности представляют собой источник активности человека, причины целенаправленности его действий.
Мотивы - это побуждение человека к действию, направленное на цель (результат).
Трудовой мотив - это непосредственное побуждение сотрудника к работе (деятельности), целью которого является удовлетворение его потребностей. Мотив труда может быть сформирован лишь в том случае, если трудовая деятельность выступает если не единственным, то основным способом получения блага. Важную роль для формирования мотива труда играет оценка вероятностей достижения цели.
Мотив труда может быть сформирован тогда, когда в распоряжении субъекта управления имеется необходимое количество благ, соответствующее обусловленным социально потребностям человека. Для получения блага требуется личное трудовое усилие человека. Трудовая деятельность дает возможность сотруднику получать данные блага с меньшими моральными и материальными издержками, чем любые иные виды деятельности, а также приносит значительную степень удовлетворения. Ведущие мотивы, определяющие поведение сотрудников, называются мотивационным комплексом (ядром), который имеет собственную структуру и зависит от определенной рабочей ситуации. Мотивы, управляющие человеком, весьма и весьма сложны, подвергаются частым изменениям и формируются с помощью целого комплекса внешних и внутренних факторов - образования, способностей, материального благосостояния, социального положения, общественного мнения и т.д. Таким образом, прогнозирование поведения сотрудников при разных системах мотивации вызывает большие затруднения. [6, C.48]
Если потребности влияют на людей с помощью стремления к их удовлетворению, то руководство организаций должно моделировать такие ситуации, при которых сотрудники могли бы почувствовать, что они могут удовлетворить свои потребности с помощью определенных типов поведения, приводящих к достижению задач предприятия. В любом случае знание истинного мотива поведения человека в организации может помочь избеганию потери квалифицированного работника, предотвратить возможные конфликты в коллективе.
Схема процесса мотивации, которая в полной мере отражает его многоступенчатость и цикличность, а также взаимосвязь потребностей, целей и мотивов, показана на рисунке 1
Эта схема весьма условна и дает только самые общие представления о взаимосвязи мотивов и потребностей. На практике мотивационный процесс возможно значительно более сложен.
Рисунок 1. Схема мотивационного процесса
Мотивация как функция управления может быть реализована через систему стимулов, и любое действие человека должно иметь для него отрицательные или положительные последствия с учетом достижения его целей или удовлетворения его потребностей. Изучение поведения сотрудников позволяет руководству создавать мотивационные структуры, с помощью которых оно осуществляет создание команды. [20, C.87]
В наши дни организация с эффективной системой мотивации - это одна из самых сложных проблем менеджмента на практике.
Следовательно, мотивация труда является важнейшим фактором результативности работы, и в данном качестве она представляет собой основу трудового потенциала сотрудника, совокупной системы свойств, которые влияют на деятельность компании. Таким образом, можно сделать вывод, что связь стимулирования труда, мотивации и результатов деятельности неразрывно связана с приобретенными навыками труда - ценностями, потребностями, стимулами, мотивами, но именно трудовая мотивация является источником трудовой деятельности личности. Эффективная производственная и трудовая деятельность возможна только при наличии оптимальной системы мотивации труда.
Следовательно, самое важное значение мотивационной системы заключено в том, чтобы организовать стимулирование производственного поведения сотрудников предприятия, направляя его на достижение стоящих перед предприятием стратегических задач, то есть объединить стратегические задачи предприятия и материальные интересы сотрудников. Таким образом, для того, чтобы построить эффективную систему мотивации, требуется изучение применяемых в настоящее время систем стимулирования и теоретических основ мотивации.
1.2 Основные методы мотивации персонала
Мотивация труда является внешним побуждением, элементом трудовой ситуации, влияющим на поведенческие аспекты человеческой деятельности в области труда, материальной мотивационной оболочки сотрудников. Также оно имеет нематериальную нагрузку, которая позволяет сотруднику реализовывать себя как сотрудника и личность одновременно. Стимулом является все то, что человек ценит в той или иной мере степени.
Стимуляция трудового процесса подразумевает моделирование ситуации, при которой в результате активного труда человек будет выполнить свои обязанности более производительно и более эффективно, другими словами, выполнит большее количество заданий, чем планировал ранее. В данной ситуации стимулирование труда помогает сотруднику осознать, что он может выполнять свою работу с большей производительностью, и появляется желание, рождающее, в свою очередь, потребности более производительного труда. [19, C.191]
Система мотивов и стимулов должна ориентироваться на определенный уровень - нормативную базу трудовой деятельности. Вступление человека в трудовые отношения обозначает, что он должен выполнять некоторый спектр обязанностей за заранее запланированное вознаграждение. В данной ситуации стимулирование еще не существует в проекте. Это сфера контролируемой деятельности и здесь задействованы мотивы избегания, которые связаны с боязнью наказания за невыполнение предъявляемых требований. Наказаний, которые связаны с потерей материальных благ, должно быть как минимум 2: разрыв трудовых отношений или частичная выплата вознаграждения. Система стимулирования берет свое начало из административно- правовых способов управления, но не может заменить их, поскольку стимулирование труда имеет эффективность, если органы управления могут добиться того уровня, за который производится оплата. Цель стимулирования - не просто побудить человека вообще работать, а побудить его делать больше (лучше) того, что обуславливается трудовыми отношениями.
Многочисленные опросы, проведенные в различных предприятиях, показали, что максимально эффективными поощрениями люди считают материальные: денежные премии, улучшение жилищных условий, путевки в дома отдыха, ценные подарки. Материально-денежная стимуляция дает возможность регулировки поведения объектов управления на основании использования разных денежных санкций и выплат.
Основная часть дохода наемного сотрудника - это зарплата, основные ее формы - повременная заработная плата, устанавливающаяся с учетом временной выработки. Сдельная заработная плата зависит от объема и качества выпущенной продукции. На нее оказывают влияние такие факторы .как внедрение научной организации, совершенствование нормирования труда, перегруппировка рабочей силы, модернизация рабочих мест, сокращение излишнего персонала, усиление заинтересованности в более квалифицированном и сложном труде.