Файл: Роль мотивации в поведении организации (Глава 1.Теоретические аспекты мотивации персонала).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации персонала
1.1 Понятие и значение мотивации сотрудников компании
1.2 Основные методы мотивации персонала
Глава 2 . Анализ мотивации персонала компании ООО «Драйв»
2.1. Характеристика деятельности компании ООО «Драйв»
2.2 Характеристика кадрового состава организации
2.3 Анализ системы мотивации сотрудников компании ООО «Драйв»
Глава 3. Мероприятия по совершенствованию системы мотивации труда на предприятии ООО «Драйв»
3.1 Совершенствование мотивации персонала сотрудников компании ООО «Драйв»
3.2 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий
Для заинтересованности сотрудника в более высокой производительности, мотивирования труда, повышении качества труда, повышении ответственности за результаты труда вводятся разные системы доплат и льгот. Доплаты характеризуются чертами поощрительных форм материального стимулирования. Следовательно, доплата - это форма награды за эффект, полученный на конкретном участке, за дополнительные результаты труда. Доплаты распространяются лишь на тех работников, кто задействован в достижении дополнительного экономического эффекта, дополнительного результата труда. Доплата в отличие от тарифа не является постоянным и обязательным элементом зарплаты. Рост размера доплаты связан главным образом с увеличением индивидуальной эффективности работы конкретного члена коллектива и его вклада в коллективный результат. Если показатели работы падают, доплата может быть не только уменьшена в размере, но и целиком отменена. Доплата рассматривается как отдельный аспект заработной платы, занимающий промежуточное положение между премиальными выплатами и тарифной ставкой. Рост размера доплаты находится в зависимости от увеличения индивидуального уровня эффективности труда определенного члена коллектива и его вклада в общий результат. При уменьшении показателей работы доплата может быть не только уменьшена в размере, но и совсем отменена. [7, C. 51]
Важнейшее направление денежно-материального стимулирования - это премирование. Премия оказывает стимулирование на особо повышенный результат труда, ее источник - фонд материального поощрения. Это одна из важнейших составных частей зарплаты. Цель премирования - прежде всего, увеличение положительного результата конечного итога деятельности, выраженного в определенных показателях. Премия не имеет устойчивого характера. Ее размер может быть большим или меньшим, она может быть не начислена вообще. Это очень важный момент, при его отсутствии премия утрачивает свой смысл. По сути, она становится простой доплатой к зарплате, и ее роль в данной ситуации сводится к минимизации недостатков в системе тарификации. Главное место в поощрительной системе занимает размер премиального начисления. Он определяет связь увеличения размера поощрения с результатами работы. Эффективность системы премирования на предприятии сотрудник видит в размере денежной суммы, которую получает в виде премии.
Роль материального стимулирования могут играть и бонусы, постепенно входящие в рабочую систему многих предприятий, заменяет ранее дискредитировавшую себя по различным причинам тринадцатую зарплату. В отличие от тринадцатой зарплаты, бонусам предшествует аттестация или оценка деятельности сотрудников.
Материально-социальные стимулы, как и материально-денежные стимулы, представляют собой внешние вознаграждения. Но нужно отметить, что временами «гигиенические факторы» Герцберга могут стать стимулами, и наоборот, стимулы могут быть трансформированы в условия появления мотивов («гигиенические факторы»). Следовательно, можно сделать вывод, что при наличии потребности в благе и возможности его достичь - это стимул, если же потребность удовлетворена и благо получено, то бывший стимул перерастает в «гигиенические факторы», если же потребность удовлетворена частично или не удовлетворена - благо продолжает играть роль стимула. К последним относятся:
- Стимулирование свободным временем. Из-за дефицита свободного времени многие люди работают с чувством хронической усталости, на них постоянно влияет нервно-эмоциональная перегрузка. Система стимуляции трудовой активности обозначает оптимизацию соотношения свободного и рабочего времени, поскольку у человека кроме непосредственной работы могут быть также иные более важные дела, например, хобби, занятия спортом или просто отдых. Если сотрудники нуждаются в свободном времени, а его полностью занимает работа, то он будет стараться убежать от нее, понижая, следовательно, производительность труда.
- Возможность ухода от монотонного к более творческому, интересному, содержательному трудовому процессу. Под монотонностью кто- то понимает объективность характеристик непосредственного процесса труда, кто-то - лишь психологическое состояние человека, которое является показателем однообразной работы.
- Создание необходимых условий высокопроизводительного труда. К таковым относятся: оптимальная организация рабочего места, отсутствие шумов, отвлекающих от работы (особенно монотонных), достаточная освещенность, режим труда, темп и др. В трудовой практике всегда предпринимаются методы стандартизировать трудовые условия, однако после проведения ряда исследований специалисты пришли к мнению, что в трудовой деятельности не существует идеального рабочего места.
- Продвижение по службе. Один из максимально эффективных стимулов, поскольку, во-первых, при нем растут оклады; во-вторых, происходит расширение круга полномочий и таким образом член коллектива становится причастным к принятию стратегических решений; в-третьих, наблюдается рост степени ответственности, а это, в свою очередь, дает повод человеку не допускать ошибки и промахи и работать эффективнее; в-четвертых, увеличивает уровень доступа к недоступной ранее информации. Другими словами, повышение в должности помогает сотруднику почувствовать себя значимым, нужным компании, самоутвердиться, что, конечно же, заинтересовывает его в выполняемой работе.
Морально-психологическое стимулирование. Это стимулы, ориентированные на стимулирование человека как личности, а не только механизма, который обязан выполнять функции на производстве. В отличие от описанных выше стимулов, моральные мотивации представляют собой внутренние стимулы, и напрямую воздействовать на человека ими нельзя. Сущность морального стимулирования - распространение информации о заслугах и результатах деятельности человека в социальной среде. В его основе лежит информационная природа, которая представляет собой информационный процесс, в котором источник информации о заслугах сотрудников представляет собой субъект управления; приемник - объект стимулирования, коллектив и сотрудник, канал связи - средства распространения информации. Следовательно, чем точнее будет выполняться передача такой информации, тем лучше система будет выполнять свои функции.
Глава 2 . Анализ мотивации персонала компании ООО «Драйв»
2.1. Характеристика деятельности компании ООО «Драйв»
Компания ООО «Драйв» была создана в 2009 году без ограничения срока его действия на основании решения общего собрания участников и в соответствии с нормами Гражданского Кодекса РФ. Компания ООО «Драйв» зарегистрирована в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Санкт-Петербургу и Ленинградской области ПИ №ТУ 78-00071 от 08.09.2008г.
Компания ООО «Драйв» образована на основе частной собственности, является юридическим лицом, осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим уставом и действующим законодательством на основе полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости. Компания ООО «Драйв» является коммерческой организацией. Офис компании ООО «Драйв» расположен по адресу: СПб, ул. Александровская, 36, лит. Б, офис 4 Телефон (812) 422-71-32.
Компания ООО «Драйв» - это информационное издание, предоставляющее платную рекламу компаниям в Санкт-Петербурге. Журнал «Драйв» - великолепная рекламная площадка как для дорогой имиджевой рекламы, так и для продвижения товаров и услуг. Нацеленность на «своего» читателя позволяет журналу сделать эффективным любой рекламный проект.
Проведенный анализ организационной структуры предприятия ООО «Драйв» в рамках исследования его характеристик, представлен на схеме на рисунке 2
Рисунок 2. Организационная структура компании
ООО «Драйв»
С помощью проведенного анализа было установлено, что организационно-управленческая структура ООО «Драйв» по принципу своего построения является сильно централизованной и линейно-функциональной.
В ней сочетаются преимущества функциональной и линейной структур, но главными выступают командные (вертикальные) связи типа «подчи- ненный-руководитель». Она охарактеризована, как правило, тем, что в центре каждого структурного подразделения стоит единоначальник - руководитель, который наделен основными полномочиями, осуществляет единоличное руководство сотрудниками, подчиненными ему и замыкает на себе все управленческие функции. Функционирующие звенья управления не наделены административной властью по отношению к нижестоящим руководителям и исполнителям, функциональные руководители уровней, стоящих выше, лишь функционально руководят структурными подразделениями.
Следовательно, линейно-функциональный вид системы обеспечивает форму кооперации и разделения труда в процессе управления, при которой управляющие воздействия и принятие решений осуществляют линейные руководители, а функциональные - консультируют, разрабатывают проекты решений и координируют. Этот тип структуры управления логически более строен и формально определен, однако и менее гибок.
В итоге анализ показывает, что орг. структура ООО «Драйв» демонстрирует соответствие существующим целям и настоящему положению. Права и обязанности возлагаются на сотрудников, ответственных за определенные участки работы.
Тем не менее, заметны незначительные нарушения информационных потоков, которые проявляются в недостаточной четкости при взаимодействии между подразделениями. В этом направлении ведется ряд работ, проходит изучение способов использования систематизированных технологий и процедур в процессе принятия управленческих решений.
Один из ведущих показателей работы любого коммерческого предприятия - объем реализации продукции (работ, услуг). Исходя из данных финансовой отчетности в течение трех предыдущих лет на предприятии ООО «Драйв» наблюдается стабильный рост общего объема продаж.
Так, в 2017 году выручка составила 81761 тыс. руб., в 2018 году - 88561 тыс. руб. и в 2019 году - 98327 тыс. руб. Соответственно темпы роста товарооборота в 2018 году составили 8,3 % ((88561 - 81761) / 81761 * 100), а в 2017 году - 11 %. При проведении анализа необходимо помнить о влиянии инфляции, таким образом, изучение изменений в показателях должно быть произведено с учётом сопоставления цен. Это позволяет полностью ограничить ценовое влияние для фиксации изменений объемов чистых продаж за счет физического объема продаж и увеличения выпуска. По данным внутреннего учета индекс цен для компании ООО «Драйв» на 2019 год составил 1,11. Определить объем реализации в сопоставимых ценах можно с помощью отношения объема с момента действия новых продажных цен индекса цен.
В 2019 году наблюдалось снижение удельного веса доли размещения в интернет-издании в сопоставимых ценах на 6,8 %. Также удельный вес бан- нерного размещения и модульного размещения рекламы на сайте предприятия немного снизился - на 7 % и 3,7 % соответственно.
Однако в 2019 году в компании наблюдались высокие показатели роста доли размещения в глянцевом журнале - на 11,9 %. Немного больше стал использоваться статейный вид рекламы - заметно увеличение его удельного веса на 0,5 %.
2.2 Характеристика кадрового состава организации
Рациональное распределение труда персонала предприятия является главным условием, отвечающим за бесперебойность процесса производства. Самым ответственным этапом в анализе обеспечения кадрами предприятия является изучение их движения.
В ходе исследования было проанализировано состояние трудовых ресурсов ООО «Драйв», результаты которого приведены в таблице 1
Таблица 1
Показатели среднесписочной численности сотрудников
ООО «Драйв»
2018 год |
2019 год |
Абсол. |
Относ. |
|
(чел.) |
(чел.) |
откл. |
отк,%. |
|
Администрация, бухгалтерия |
4 |
4 |
- |
- |
Редакторы |
4 |
3 |
- 1 |
- 25 |
1Т-менеджеры |
5 |
4 |
- 1 |
- 20 |
Менеджеры |
45 |
44 |
- 1 |
- 2,22 |
Системные администраторы |
2 |
1 |
- 1 |
- 50 |
Курьеры |
2 |
2 |
- |
- |
Всего |
62 |
58 |
- 4 |
- 6,45 |
Данный анализ показывает, что за период 2019 г. по сравнению с предыдущим 2018 годом в компании наблюдался существенный рост текучести персонала - на 6,45 %. Среднесписочная численность сотрудников редакторского отдела снизилась на 25 % из-за увольнения одного человека. Также уменьшилось число 1Т- менеджеров на 20 %. Количество менеджеров, работающих по договорам, снизилось на 2,22 %. Из-за сокращения ставки уволен 1 системный администратор.
Однако приведенная картина не отражает полной динамики движения кадров на протяжении всего периода, а лишь итоговые показатели, т.е. в течение года может быть принято и уволено несколько человек. Поэтому в рамках этого отчета выявлен анализ динамики текучести кадров компании.