Файл: Эффективность менеджмента организации (Основные понятия эффективного менеджмента).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 2
Бухгалтерский подсчет в компании исполняется особым подразделением – бухгалтерией. Главный бухгалтер подчиняется руководителю компании и несет обязанность за развитие учетной политики, управление бухгалтерского учета и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской информации. Бухгалтерия компании гарантирует обработку бумаг, разумное ведение записей в учетных регистрах, составление отчетности, а также занимается калькуляцией туров, начислением заработной платы.
Старший менеджер считается заместителем генерального директора, в его прямые обязанности входят: развитие и работа с клиентской базой, создание и проведение компаний по привлечению покупателей, рекламное исследование рынка туристических услуг, организация работы офиса, заключение контрактов, регистрация туристических документов, консалтинг по туристическому продукту, отбор, создание, формирование, подсчет цены и реализация туристических поездок, резервирование билетов, гостиниц; консультирование покупателей и выявление потребностей.
В руководстве старшего менеджера находятся 3 отделения. Отделы находятся на одном уровне, любой отдел занимается своим конкретным направлением.[34] [38, с. 26]
Первый отдел занимается зарубежными турами. В данном отделе функционируют 2 человека: руководитель по работе с клиентами и руководитель по оформлению документов. В прямые обязанности менеджера с покупателями входит:
- отвечать на телефонные звонки;
- добиваться расположения покупателей;
- рассказать про туры, помогать в выборе;
- заполнять анкеты и подписывать договора;
- резервировать отели, приобретать подтверждения брони.
Руководитель по оформлению документов, занимается обработкой документов, т.е. проводит проверку анкеты туристов, поправляет ошибки, подготавливает документы для сдачи в консульства.
Второй отдел занимается реализацией туристических путевок по России. В данном отделе, трудится 2 человека, в их прямые обязанности входит:
- отвечать на телефонные звонки;
- поддерживать связь с туристами;
- располагать к себе посетителей, чтобы клиент доверял компании;
- говорить про туристические поездки, оказать помощь в выборе;
- заполнять анкеты и заключать договора;
- бронировать отели, получать подтверждения брони;
- приобретать железнодорожные и авиабилеты.
Третий отдел – отдел сбыта исполняет следующие функции: создание и осуществление рекламной политики компании; оформлением документации; поиском и привлечением покупателей. Услуги оказываются в офисе фирмы, а также вероятен спецзаказ через интернет-сайт. Работники отделения сбыта осуществляют деятельность по развитию ассортиментной, стоимостной и маркетинговой политики компании, разрабатывают стратегии продаж, образуют рекламную деятельность и мероприятия по продвижению туров. Управляет отделом руководитель по сбыту в подчинении, у которого находятся менеджеры по продажам, руководитель по рекламе, офис-менеджеры, консультанты.[35] [35, с. 65]
Среднесписочная численность сотрудников на 01.01.2014 год составляет 12 человек. В таблице 1 представлен анализ трудовых ресурсов ООО «Сто дорог» по категориям работников.
Таблица 1 – Структура персонала по категориям работников за 2012 - 2014 гг.
Годы |
Общая численность, чел. |
Административно-управленческий персонал |
Оперативный персонал |
||
чел. |
в % к общей численности |
чел. |
в % к общей численности |
||
2012 |
6 |
3 |
50,0 |
3 |
50,0 |
2013 |
7 |
3 |
42,9 |
4 |
57,1 |
2014 |
9 |
3 |
33,3 |
7 |
77,7 |
Исследование изменения структуры персонала по категориям сотрудников за 2012 – 2014 гг. демонстрирует, что за прошедший промежуток прослеживается увеличение количества оперативного персонала. Увеличение персонала обуславливается расширением деятельности фирмы, в связи с чем, был организован дополнительный набор персонала.
В таблице 2 представлена структура персонала по уровню образования.
Таблица 2 – Структура персонала по уровню образования за 2012-2014 гг.
Годы |
Общая численность работников, чел. |
Высшее |
Среднее специальное |
||
чел. |
в % к общей численности |
чел. |
в % к общей численности |
||
2009 |
6 |
4 |
66,7 |
2 |
33,3 |
2010 |
7 |
5 |
71,4 |
2 |
28,6 |
2011 |
9 |
5 |
55,6 |
4 |
44,4 |
Показанный анализ структуры персонала по степени образования показывает, что за прошедший промежуток увеличилась численность сотрудников, имеющих высшее и среднее специальное образование.
В таблице 3 представлена структура персонала по половозрастному составу.
Таблица 3 – Структура персонала по половозрастному признаку за 2012-2014 гг.
Годы |
Общая численность работников |
В том числе |
|||||
женщин |
в том числе |
мужчин |
в том числе |
||||
до 30 лет |
от 31 до 40 лет |
до 30 лет |
от 31 до 45 лет |
||||
2009 |
6 |
3 |
1 |
1 |
3 |
1 |
2 |
2010 |
7 |
3 |
1 |
2 |
4 |
1 |
3 |
2011 |
9 |
3 |
1 |
2 |
6 |
3 |
3 |
Состав персонала по половозрастному составу за изучаемый промежуток существенных изменений не претерпела. Увеличение числа мужчин, работающих в компании, произошло за счет повышения общей количества сотрудников. [36] [36, с. 215]
Анализ координационной структуры демонстрирует, что данная координационная структура гарантирует подобное распределение административной работы, при котором линейные звенья управления призваны командовать, а многофункциональные – разъяснять. Это дает возможность целесообразно совмещать линейные подразделения, исполняющие весь объем основной производственной работы, с отделами, реализующими определенные функции управления в масштабах целой компании. Организационная структура управления позволяет целесообразно совмещать прямолинейные и многофункциональные связи, однако в полной мере никак не дает ответ условиям, предъявляемым к организационной структуре современной туристической компании ввиду собственной невысокой адаптивности и негибкости.
2.3. Анализ финансово-хозяйственной деятельности туристической фирмы
Анализ главных финансовых характеристик ООО «Сто дорог» говорит об успешности компании. Начальной информацией для рассмотрения финансово-хозяйственной деятельности считаются отчет о прибылях и убытках и бухгалтерский баланс. В таблице 4 показан анализ работы компании по главным финансовым признакам за 2012-2014 гг.
Таблица 4 – Основные технико-экономические и финансовые показатели деятельности в 2012–2014 гг.
Показатели |
2012г. |
2013г. |
2014г. |
Отклонения, +- |
Темпы роста, % |
||
2013г. к 2012 г. |
2014г. к 2013г. |
2013г. к 2012 г. |
2014г. к 2013г. |
||||
1. Выручка от продажи, тыс. руб. |
6254 |
7586 |
8524 |
+1332 |
+938,0 |
121,3 |
112,3 |
2. Себестоимость, тыс. руб. |
5781 |
7054 |
7995 |
+1273 |
+941,0 |
122,0 |
113,3 |
3. Уровень себестоимости, % |
92,44 |
92,98 |
93,79 |
+0,54 |
+0,81 |
- |
- |
4. Валовая прибыль, тыс. руб. |
473 |
532 |
529 |
+59,00 |
-3,00 |
112,47 |
99,44 |
5. Уровень валовой прибыли, % |
7,56 |
7,01 |
6,21 |
-0,55 |
-0,80 |
- |
- |
6. Коммерческие расходы, тыс. руб. |
295 |
346 |
339 |
+51,00 |
-7,00 |
117,29 |
97,98 |
7. Уровень коммерческих расходов, % |
4,71 |
4,56 |
3,98 |
-0,15 |
-0,58 |
- |
- |
8. Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. |
178 |
186 |
190 |
+8 |
+4,0 |
104,5 |
102,2 |
9. Уровень прибыли от продаж, % |
2,85 |
2,45 |
2,23 |
-0,40 |
-0,22 |
- |
- |
10. Прочие доходы, тыс. руб. |
0 |
0 |
0 |
+0 |
+0 |
- |
- |
11. Прочие расходы, тыс. руб. |
26 |
15 |
45 |
-11,00 |
+30,00 |
57,69 |
300,00 |
12. Прибыль до налогообложения, тыс. руб. |
151 |
171 |
145 |
+20,00 |
-26,00 |
113,25 |
84,80 |
13. Уровень прибыли до налогообложения, % |
2,41 |
2,25 |
1,71 |
-0,16 |
-0,54 |
- |
- |
14. Чистая прибыль, тыс. руб. |
115 |
130 |
110 |
+15 |
-20,0 |
113,0 |
84,6 |
15. Уровень чистой прибыли, % |
1,84 |
1,71 |
1,29 |
-0,13 |
-0,42 |
- |
- |
За изучаемый промежуток прослеживается рост выручки от реализации товаров на 1332 тыс. руб. или 21,3% в 2013 г. и 938 тыс. руб. или 12,36% в 2014 г. Доход от реализации товаров увеличился на 8 тыс. руб. или 4,49% в 2013 г. и на 4 тыс. руб. или 2,15% в 2014 г, и собрала на конец исследуемого периода 190 тыс. руб. В 2012 г. прибыль от продажи оказанных услуг составила 6254 тыс. руб. В 2013-2014 годах прослеживается существенный рост выручки от реализации (7586 тыс. руб. и 8524 тыс. руб.) при одновременном повышении себестоимости продукции. Увеличение показателя выручки носит положительный характер и обуславливает увеличение производительности деятельности всего предприятия. Однако в турфирме данный принцип не соблюдается: скорость увеличения выручки ниже темпа роста себестоимости продукта. За прошедший промежуток первоначальная стоимость продуктов увеличилась с 5781 тыс. руб. в 2012 г. вплоть до 7054 тыс. руб. в 2013 г. и до 7995 тыс. руб. в 2014 г.
Кроме того, низкий уровень прибыли от продаж определен существенным уровнем коммерческих затрат. В 2013 г. прослеживается повышение коммерческих затрат с 295 до346 тыс. руб. или на 17,29%, а в 2014 г. – уменьшение коммерческих затрат до 339 тыс. руб. или на 7%.
За прошедший период доход с продаж увеличилась на 8 тыс. руб. или на 4,5% в 2013 г. и на 4 тыс. руб. в 2014 г. или на 2,2%, составив на конец отчетного периода 190 тыс. руб.
В компании прослеживается понижение суммы прочих затрат в 2013 г. на 11 тыс. руб. и повышение в 2014 г. на 30 тыс. руб. Прочие прибыли в компании не сформируются.
В 2013 г. чистая прибыль ООО «Сто дорог» увеличилась на 15 тыс. руб., но в 2014 г. данный показатель уменьшился на 20 тыс. руб. и на конец отчетного периода собрал 73,3тыс. руб.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности говорит о неустойчивом финансовом состоянии турфирмы. Невзирая на совершенствование финансово-экономических характеристик в 2013 г. по сравнению с 2012, в 2014 г. снова прослеживается тенденция к уменьшению основных финансовых характеристик, что говорит о недостатках в работе фирмы.
Показатели рентабельности за 2012-2014 гг. представлены в таблице 5.
Таблица 5 – Показатели рентабельности ООО «Сто дорог» за 2012-2014 гг.
Наименование показателя |
2012. |
2013г. |
2014г. |
Отклонение, (+,-) |
|
2013 г. к 2012 г. |
2014 г. к 2013 г. |
||||
1. Рентабельность активов, % |
13,61 |
13,44 |
11,04 |
-0,17 |
-2,4 |
2. Рентабельность заемного капитала, % |
19,00 |
22,53 |
22,17 |
3,53 |
-0,36 |
3. Рентабельность собственного капитала, % |
47,91 |
33,33 |
22,00 |
-14,58 |
-11,33 |
4. Рентабельность продаж, % |
1,83 |
1,71 |
1,29 |
-0,12 |
-0,42 |
Оценка возможности компании приносить прибыль на вложенный в предприятие капитал была сделана посредством расчета ряда главных характеристик рентабельности. В турфирме размер чистой прибыли, приходящейся на рубль ссудного капитала, собрала 19% в 2012 г., 22,53% в 2013 г. и 22,17% в 2014 г., а размер чистой прибыли, приходящейся на рубль собственного капитала – 47,91%, 33,33% и 22% в 2012-2014 гг. соответственно. Как видно, в 2012-2013 гг. эффективность собственного капитала выше рентабельности заемного капитала, но в 2014 г. данные характеристики находятся приблизительно на одном уровне. Эффективность продаж согласно чистой прибыли отчетного периода составила в 2012 г. – 1,83%, в 2013 г. – 1,71%, в 2014г. – 1,29%. Значит, с 1 рубля реализованных товаров предприятие получила в 2009 году – 1,83 коп., в 2013 г. – 1.71 коп. и в 2014 г. 1,29 коп. прибыли. Понижение признака рентабельности продаж говорит о сокращении производительности работы.
В таблице 6 представлена динамика коэффициентов финансового состояния ООО «Сто дорог» за 2012-2014 гг.
Таблица 6 – Динамика коэффициентов финансового состояния фирмы ООО «Сто дорог» за 2012-2014 гг.
Показатели |
2012г. |
2013г. |
2014г. |
Отклонения, +- |
|
2013г.к 2012г. |
2014г.к 2013г. |
||||
1. Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,12 |
0,25 |
1,25 |
+0,13 |
+1 |
2. Коэффициент текущей ликвидности |
2,17 |
3,19 |
6,05 |
+1,02 |
+2,86 |
3. Коэффициент финансовой устойчивости |
0,76 |
0,82 |
0,90 |
+0,6 |
+0,8 |
4. Коэффициент финансовой независимости |
0,28 |
0,40 |
0,50 |
+11,9 |
+10,13 |
5. Коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности |
0,1 |
0,49 |
1 |
+0,39 |
+0,51 |
6. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств |
2,52 |
1,48 |
1,01 |
-1,04 |
-0,47 |
7. Коэффициент финансирования |
0,39 |
0,68 |
1,01 |
+0,29 |
+0,33 |
Коэффициент текущей ликвидности дает возможность определить, в какой кратности нынешние активы возмещают краткосрочные обязательства. Коэффициент текущей ликвидности для турфирмы составляет 2,17; 3,19 и 6,05 за 2012-2014 гг. соответственно. Ввиду того, что отношение нынешних активов и кратковременных обязанностей выше, чем 1:1, можно говорить о низком экономическом риске. [37] [37, с. 83]