Файл: Формы государственного устройства (Глава 1. Общая характеристика формы государственного устройства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Думается, что данная классификация форм государственного устрой­ства заслуживает пристального изучения.

Однако в литературе высказываются и другие мнения. Так, О.О Миронов считает, что государство современного мира по форме национально- государственного устройства являются либо унитарными, либо федеративны­ми». Такой же позиции придерживается М. Н. Марченко, который полагает, что существует две основные разновидности форм государственно устройства. Наиболее простая из них - унитарное государство. Более сложной формой гос­ударственного устройства является федерация. В последнее время стали выде­лять также такие разновидности политико-территориального устройства госу­дарства, как территориальная автономия, административно-территориальных деление, регионалистское государство [16, с.76].

Унитарное государство - это государство, в составе которого нет дру­гих государств либо государственных образований, а территории делятся на простые административно-территориальные единицы.

По мнению других ученых унитарное государство - это единое суве­ренное государство, состоящее из административно-территориальных еди­ниц, не обладающих статусом государственных образований.

Территориальный аспект внутри воспроизводственного регулирования выступает в унитарном государстве в форме, прежде всего пространственно­го действия законов, а также функционирования органов государства в про­странстве этого государства. В некоторых довольно мелких унитарных госу­дарствах нет административно-территориальных единиц. В качестве админи­стративно-территориальных единиц в унитарных государствах выступают, например, губернии, провинции, уезды, районы, города и т.д. Яркими приме­рами унитарного государства являются Франция, Финляндия, Эстония Та­джикистан и др.

В унитарных государствах принимается одна конституция, действует один парламент, одно правительство, единая судебная система, единое граж­данство.

Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное госу­дарство. Федерация - сложное государство, состоящее из нескольких субъек­тов, объединившихся для решения общих задач. Профессор Сатывалдиев Р.Ш. считает, что федеративное государство это сложное, союзное государ­ство, субъекты которого по территориальному и этническому признаку обла­дают статусом государства-члена или государственного образования.

Название формы территориального устройства наиболее типичны и прослеживаются практически у всех исследователей данного вопроса. Но считать, что перечень территориальных форм исчерпывается названными, было бы несерьезно.


Исторически известна и такая форма объединения государства, как конфедерация, сочетающая признаки международно-правовой и внутригосу­дарственной организации. Конфедерации, как объединения государств созда­вались для достижения главным образом внешнеполитических и военных це­лей. В XX веке создавались конфедеративные государства. Создание конфе­дераций возможно и в будущем.

Конфедерация представляет собой менее распространенную по сравне­нию с другими форму государственного устройства. Это объединение или союз государств, при котором государства, образующие конфедерацию, со­храняют свою самостоятельность. Примерами конфедерации можно назвать, хотя и «формально», европейскую конфедерацию, Мусульмано-хорватскую Федерацию с Республикой Сербской в Боснии.

Тадевосян Э. В. и ряд других ученых выделяют конфедерацию, как одну из основных форм госу­дарственного устройства [23, С. 59].

При определении формы конфедерации, необходимо иметь в виду, что форма государственного устройства описывает лишь внешнюю сторону тер­риториальной организации. От нее в известной мере зависит реальный статус территорий. Но выявить объем их самостоятельности только по формальным признакам невозможно.

Территория не застывшее, а динамично, закономерно развивающееся яв­ление. Современная наука (территория государства) выдвигает ряд других форм государственного устройства, которые сформулированы из анализа историче­ских процессов, так и реалий современной действительности [4, с.124].

Так, Гелиева И.Н. выделяет такую форму государственного устрой­ства, как содружество [7, с.12].

Содружество - это весьма редкое, еще более аморфное, чем конфедерация, но, тем не менее, организационное объедине­ние государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности (экономика, право, язык). Для теории государства изучение такой формы организационного объединения государств, как со­дружество, стало относительно новым и особенно актуальным делом после распада СССР и образования Содружества Независимых Государств.

Рассматривая формы территориального устройства, теория государства сталкивается с их многообразием, которое позволяет по-разному оценивать эти формы, и, следовательно, проводить их классификацию. В процессе про­ведения классификации все зависит от того, что положено в основу класси­фикации.

В ряду таких классификаций государств на формы по территориально­му устройству в научной и учебной литературе встречается деление всех форм на основные и, следовательно, неосновные.


В основу данной классификации положена степень распространенно­сти тех или иных государственных форм. К основным формам государствен­ного устройства относят: унитарные государства, федерации. К неосновным формам относятся все остальные: унии, протекторат. Вместе с тем, по наше­му мнению, такой подход к классификации форм государственного устрой­ства по существу и терминологически неверен. В основу классификации гос­ударственных форм правильнее всего будет положить принцип внутреннего строения. Это позволит более правильно дать характеристику территориаль­ного устройства любого государства.

В современной теории государственное устройство, все более часто разделяют на простой и сложное. Представляется правильной и основатель­ной классификация, предложенная Л. И. Спиридоновым. Беря за основу дан­ную классификацию, можно построить стройную систему форм государств по их устройству.

Простое государственное устройство - это унитарное устройство госу­дарства. С формулировкой «простое» следует согласиться.

Сложное государственное устройство предполагает существование государства, включающего в себя другие государственные образования.

В результате выделились такие классы сложных государств, как про­текторат и уния.

Протекторат (покровительственные отношения) над той или иной тер­риторией предполагает изначально договорные отношения между сильным и слабым государствами, устанавливающие особые взаимные обязанности и права.

Протекторат относят к числу разновидностей государственного устройства лишь по традиции, ибо после заключения международного дого­вора о покровительстве нового (третьего) государства не появляется, а, сле­довательно, не возникает вопроса о его территориальной организации.

Тем не менее, например, образуется единое оборонное пространство. Если на государство, над которым осуществляется покровительство, напада­ет на другое государство, это означает объявление войны и государству, осуществляющему покровительство.

Примерами протектората являются: протекторат Испании над Монако (с 1524), а с 1643г. протекторат Франции над Монако, протекторат России над Молдавией и Валахии, после русско-турецкой войны 1828-1829 гг. и др.

Под унией понимается союз, соединение, объединение государств. Среди уний различаются федерации, конфедерации, объединение монархи­ческих государств в форме реальной и личной унии, фузии, инкорпорации, империи.

К униям также можно отнести и такие формы государственного устройства как содружество и кондоминиум.


Объединение монархических государств существуют в форме личной (персональной) или реальной унии. Общим у обеих форм является то, что они возникают вследствие совпадения монархов двух или нескольких госу­дарств в одном лице.

Личная уния имеет основанием случайное непреднамеренное совпаде­ние независимых друг от друга прав на корону в нескольких государствах на различных порядках престолонаследования. Она продолжается до тех пор, пока эти различные правомочия персонифицированы в одном лице. Так, в прошлом веке, прекратилась личная уния между Великобританией и Ганно­вером в 1837 г. и др.

Реальная уния возникает в результате соглашения государств, в силу которого у них появляется общий монарх. Реальными были унии между Нор­вегией и Швецией, Австро-Венгрия и др.

Империя - сложное государство, созданное насильственным путем. Степень зависимости основных частей империи бывает различной. Некото­рые государствоведы пришли к выводу, что у составных частей империи ни­когда не было единого государственно-правового статуса. Круг империи до­статочно широк. Они существовали во все исторические эпохи (Римское гос­ударство, Великобритания, Российская империя и др.).

Фузия (слияние государств) и инкорпорация (внешне оформляемое как слияние, присоединение одного государства к другому) представляют боль­шой интерес.

Таким образом предложенная классификация наиболее полно отражает многообразие форм государственного устройства.

Глава 2. Анализ основных форм государственного устройства

2.1 Понятие, признаки и виды унитарных государств

Большинство из всех существующих в современное время государств являются унитарными по форме государственного устройства. Это объясняется тем, что такое государство является эффективно управляемым и наилучшим образом обеспечивает государственное единство. По мнению М.Н. Марченко, среди «авторов, специализирующихся на исследовании форм государственного устройства, нет принципиальных расхождений по поводу того, что представляет собой унитарное государство и каковы его основные признаки и черты». [16, с. 95]


С данным утверждением сложно согласиться, так как в настоящее время в связи с появлением региональных государств в теории государства и права возникает дискуссия по вопросу отнесения региональных государств либо к разновидности унитарных государств, либо выделения их в качестве самостоятельной формы государственного устройства. В связи с этим существуют и разные определения унитарных государств.

Унитарное государство — простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства. [8, с.20]

Унитарная форма устройства, как правило, характерна для небольших по территории и населению однонациональных государств и для государств с монархической формой правления. В современном мире насчитывается свыше 150 унитарных государств. Весьма условными примерами могут быть такие страны как Дания, Англия, Голландия, Монголия и другие. Можно привести пример Республику Таджикистан статья 1 « Республика Таджикистан - суверенное, демократическое, правовое, светское и унитарное государство». Также в качестве примера можно привести Республику Беларусь в Конституции которой в части 1 статьи 1 говорится: « Республика Беларусь- унитарное демократическое социальное правовое государство».

О.А. Колоткина и И.Д. Ягофарова считает основными признаками унитарного государства:

  • простая форма территориального устройства;
  • общие для всей страны высшие представительные (парламент), исполнительные (правительство) и судебные органы;
  • единая система законодательства (нет деления на федеральное и региональное);
  • единая система государственных органов;
  • однопалатный парламент;
  • территория государства делится на административно- территориальные единицы (области, департаменты, округа, провинции, графства и др.), которые не обладают политической самостоятельностью;
  • единое гражданство;
  • мононациональный состав населения (например, Япония, Вьетнам, Монголия и др.);
  • в составе унитарного государства могут находиться автономные образования, обладающие национальными, культурными, историческими и иными особенностями.

«Унитарное государство обычно называют простым государством, оно делится административно-территориальные единицы. В унитарном государстве высока степень централизованного руководства и регулирования жизни государства в целом и многих хозяйственных, социальных и иных процессов в частности, хотя у органов административно-территориальных единиц государства в местных делах степень самостоятельности может быть вполне достаточной. Центр старается не подменять местные органы и не вмешиваться в их деятельность, если она основана на законе».