Файл: Переманивание наиболее ценных сотрудников (Реализация кадровой политики организации).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретический аспект проблемы переманивания сотрудников организации
1.1. Реализация кадровой политики организации
1.2. Анализ причин переманивания сотрудников
1.3. Организация кадровой безопасности организации
Глава 2. Анализ проблем переманивания наиболее ценных сотрудников (на примере ООО «Агат плюс»)
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ текучести кадров ООО «Агат плюс» по причине переманивания кадров
2.3. Разработка рекомендаций по защите от переманивания наиболее ценных сотрудников
Наиболее очевидной сопутствующей угрозой является утечка конфиденциальной информации. Представители рабочих профессий в случае инициативного увольнения уносят с собой только собственные профессиональные компетенции (знания, навыки и умения). Работники умственного труда всегда имеют доступ к тем или иным сведениям о деятельности своего работодателя, имеющим закрытый характер. При этом, чем выше их должностной статус, тем к более конфиденциальным данным они обычно допущены. В случае реализации рассматриваемой здесь угрозы соответствующая информация с высокой степенью вероятности станет доступной для нового работодателя [7, с.295].
Так, даже рядовой инженер промышленного предприятия имеет доступ к конфиденциальной технологической информации, представляющей очевидный интерес для однопрофильного предприятия-конкурента. Бухгалтер в курсе закрытой информации о финансовом состоянии организации, сотрудник службы персонала - о ее кадровых проблемах. Учитывая, что многие отечественные предприниматели до настоящего времени активно уклоняются от налогов или допускают другие нарушения действующего законодательства, инициативное увольнение сотрудника может привести к появлению у конкурента компрометирующей информации, которую он в дальнейшем сможет использовать в собственных интересах.
В некоторых случаях переманивание ведущих специалистов конкурирующей организации способно серьезно ухудшит т. ее рыночные позиции. В сфере оптовой торговли увольнение руководителя подразделения в финансовом секторе, а иногда — рядового сотрудника (например, страхового агента) часто приводит к потере части клиентской базы, которая вслед за своим «куратором» переходит на обслуживание к его новому работодателю. В этом случае пострадавшая органи тция песет финансовый ущерб в форме упущенной прибыли. Аналогичная ситуация возникает в случае переманивания одного из топ-менеджеров, высокий авторитет которого в соответствующей сфере предпринимательской деятельности во многом формировал общий имидж его прежнего работодателя [6, с.35].
Наконец, в случае переманивания зарубежными корпорациями ведущих ученых, конструкторов, инженеров, работающих на предприятиях ВПК, возникает прямая угроза государственной безопасности. Она реализуется уже не только в форме утечки соответствующей информации, но и за счет появления у соответствующего государства новых военно-технических разработок, которые могли бы быть созданы в нашей стране [20].
Первая особенность связана с тем, что сотрудник, ставший объектом переманивания со стороны конкурента, скорее всего, будет скрывать эту информацию от своего работодателя. Он подаст заявление об увольнении по собственному желанию, оперируя сугубо формальными объяснениями (плохие перспективы карьерного роста, низкий уровень оплаты труда, наличие проблем в отношениях с коллегами по работе и т. п.). Выяснить, куда именно уходит сотрудник и какую роль сыграл в его увольнении будущий работодатель, чаще всего не удается даже опытному психологу. Теоретически сотрудника можно удержать от инициативного увольнения, немедленно повысив его в должности или увеличив размер должностного оклада. Однако подобные уступки могут спровоцировать коллег данного сотрудника На аналогичные действия, что сразу создаст работодателю многочисленные проблемы. Не представляется возможным и как-либо наказать инициативно увольняющегося сотрудника, даже в случае его откровенно нелояльного поведения в отношении прежнего работодателя. Многие организации в такой ситуации используют сегодня расписки с обязательством хранить в тайне от нового работодателя конфиденциальную информацию по прежнему месту работы, основываясь при этом на соответствующих положениях законодательных актов.
Однако доказать факт утечки конфиденциальных сведений и привлечь к ответственности сотрудника, ушедшего к конкуренту, на практике почти невозможно [19, с.29].
Вторая особенность связана с тем, что основной причиной успешной реализации рассматриваемой угрозы является недовольство сотрудника условиями своей трудовой деятельности у конкретного работодателя.
Служба безопасности к этой проблеме никакого отношения не имеет, поскольку условия трудового найма находятся вне ее компетенции. Поэтому основная ответственность за эффективное противодействие угрозам переманивания сотрудников лежит на других инстанциях в лице:
- топ-менеджеров (на предприятиях малого и среднего бизнеса — собственников) организации;
- кадровой службы [3, с.12];
- руководителей структурных подразделении.
Служба безопасности может быть подключена к решению рассматриваемой проблемы только в том случае, когда организация становится объектом кадровой агрессии со стороны конкурента.
В подобной ситуации служба безопасности обязана выявить конкретного кадрового агрессора и предложить руководству адекватные меры воздействия на него (переговоры, угроза ужесточить уровень конкуренции на профильном рынке, апелляция в соответствующую предпринимательскую ассоциацию и т. п.).
Для выработки эффективных методов профилактики угрозы переманивания персонала организации необходимо выявить возможные причины недовольства сотрудников, которыми могут воспользоваться конкуренты. Наиболее распространенные из них:
- неудовлетворенность экономическими или социальными условиями найма, включая их юридическое оформление (например, использование в организации «серых схем» оплаты труда);
- отсутствие перспектив профессионального и карьерного роста;
- факторы, отрицательно характеризующие самого работодателя (неустойчивость положения на рынке, ограниченный масштаб и нелегитимность бизнеса и т. п.) [7, с.295];
- неудовлетворенность общим состоянием психологического климата в организации (например, из-за реализуемой работодателем политики поощрения активной внутрифирменной конкуренции между сотрудниками, т. е. «американской модели управления персоналом»);
- неудовлетворенность отношениями с непосредственным руководителем (чаще всего — из-за отсутствия у него необходимых личностных качеств, реже — в силу объективной психологической несовместимости);
- неудовлетворенность отношениями с коллегами по работе.
Для предотвращения переманивания персонала необходимо разделить функции по структурным подразделениям организации, данное распределение представлено в таблице 1.
Таблица 1.
Распределение функций и ответственности между инстанциями организации в области противодействия угрозе переманивания персонала
Инстанция |
Функции |
Ответственность |
Собственники и топ-менеджмент |
|
Общая ответственность за эффективность системы внутрифирменного менеджмента (только со стороны топ-менеджеров) |
Служба персонала |
|
|
Служба безопасности |
|
В рамках установленных функций |
Руководители структурных подразделений |
|
Персональная ответственность за состояние психологического климата в возглавляемом коллективе |
Таким образом, организация противодействия угрозе переманивания персонала реализуется преимущественно в рамках персонального менеджмента (а не менеджмента безопасности) на основе распределения функций и ответственности между инстанциями.
Во второй главе были рассмотрены основные аспекты кадровой безопасности организации, а так же, а также процесс распределения функций и ответственности между инстанциями организации в области противодействия угрозе переманивания персонала.
Таким образом, не только от кадровых служб, но и от топ-менеджмента любой современной организации требуется постоянное внимание к рассматриваемому аспекту кадровой безопасности.
При этом они должны учитывать две важные особенности, отличающие его от других угроз по кадровому направлению деятельности: невозможность применения карающих и низкая эффективность пресекающих методов противодействия данной угрозе; практическое устранение службы безопасности организации от участия в противодействии данной угрозе.
Глава 2. Анализ проблем переманивания наиболее ценных сотрудников (на примере ООО «Агат плюс»)
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
Фирма «Агат плюс» была создана в 1997 году в качестве официального дилера ОАО «ВАЗ». За небольшой отрезок времени компании удалось выйти на достаточно высокий уровень продаж и стать одним из крупнейших дилеров ОАО «ВАЗ» в Астраханской области.
Фирма ООО «Агат плюс» является официальным дилером АО «ВАЗ». Кроме того, предприятие занимается тюнингом автомобилей, кузовным ремонтом и продажей запчастей, шин, дисков и аксессуаров.
В январе 2005 года закончилось строительство шинного центра, а в апреле «Агат плюс» стал участником программы TyrePlus, организованной крупнейшим мировым производителем шин – компанией Michelin. Шинный центр оснащен самым современным оборудованием: стендом для регулировки углов развала-схождения Hunter 811, балансировочными станками и шиномонтажными станками SICAM, стендом для замены масла. Качество обслуживания соответствует высоким стандартам, предъявляемым ко всем участникам сети TyrePlus.
Главный потенциал компании – это кадры, имеющие богатый опыт работы в области продажи, тюнинга и ремонта автомобилей как отечественного, так и зарубежного производства. В настоящее время на предприятии работают более 70 человек. Инженерно-технический персонал подобран из числа лучших работников российской автомобильной промышленности.
Значительные средства вкладываются в обучение сотрудников. Почти все специалисты, занимающиеся обслуживанием и ремонтом автомобилей, проходят стажировку у производителей. Специалисты тюнинга также обучаются у производителей или их официальных представителей (Webasto, Sanden – установка и обслуживание кондиционеров, автономных отопителей и др.). Большинство менеджеров-консультантов и служащих компании имеют высшие образование. Молодые специалисты получают широкие возможности для самореализации.
Фирма «Агат плюс» в ближайшее время намерена удерживать лидирующие позиции в области реализации автомобилей ВАЗ, расширять ассортимент за счет автомобилей ВАЗ, иномарок. Для повышения качества обслуживания клиентов планируется строительство нескольких полноценных дилерских центров, где будут предоставляться услуги по продаже автомобилей (в том числе в кредит и лизинг) и по автострахованию. Здесь же будет производиться гарантийный и коммерческий ремонт.
ООО «Агат плюс» является обществом с ограниченной ответственностью.
Предприятие может осуществлять следующие виды деятельности:
- Продажа автомобилей;
- Производство специальных автомобилей;
- Техническое обслуживание:
- Гарантийное и послегарантийное обслуживание;
- Компьютерная диагностика двигателя;
- Регулировка развал-схождение на компьютерном стенде;
- Диагностика и ремонт подвески;
- Диагностика топливной системы и промывка инжектора;
- Ремонт электрооборудования;
- Автомойка.
- Кузовной ремонт;
- Жестяные работы;
- Сварочные работы;
- Подготовка автомобиля к покраске;
- Покраска автомобилей в специальных камерах;
- Восстановление геометрии кузова;
- Ремонт бамперов или пластиковых деталей;
- Покраска отдельных деталей кузова автомобиля;
- Покраска пластиковых деталей автомобиля.
- Продажа шин и подбор дисков;
- Доработка автомобилей до уровня повышенной комфортности
Организационная структура ООО «Агат плюс» представлена на рисунке 2. Исследуя организационную структуру видно, что отдел кадров занимает высокое место, наряду с юридическим отделом, бухгалтерией и др. отделами. Начальник отдела кадров непосредственно подчиняется генеральному директору, т.е. являясь заместителем директора по кадрам.