Файл: История развития менеджмента (Понятие и сущность менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Файоль выделил 5 основных функций управления:

  1. планирование – процесс выбора целей и решений, которые необходимы для их достижения;
  2. координация – достижение соответствия и согласованности между различными частями предприятиями путем рациональных связей в производстве;
  3. контроль – процесс, обеспечивающий достижение организацией поставленных целей, включающих установку стандартов, измерение результатов и корректировку;
  4. мотивация – процесс побуждения себя и людей к деятельности для достижения целей организации;
  5. организация – процесс создания структуры предприятия, повышающий эффективность совместной работы людей для достижения общих целей.[7]

Процесс менеджмента отражает в себе последовательное выполнение основных функций управления. Качество выполнения каждой функции – необходимое условие обеспечения качества выполнения последующего этапа или последующей функции. Именно так происходит взаимосвязь всех функций.

Связующими процессами являются процесс коммуникации и процесс принятия решений.

Процесс коммуникации – это обмен информацией между двумя и более людьми.

Процесс принятия решений – это процесс выбора альтернатив.

Так как организация это сложная система, состоящая из множества элементов и множества процессов. То М.Портер предлагает классификацию процессов, которая опирается на их роли в создании дополнительных ценностей. То есть каждый процесс должен вносить какой-то дополнительный вклад по отношению к предыдущему процессу в ценность конечного продукта. В связи с этим критерием все процессы подразделяются на три группы:

- основные, которые связаны непосредственно с производством продукции;

- обеспечивающие процессы, которые осуществляют поддержку основных процессов (снабжение, управление персоналом и другие);

- управленческие процессы, которые включают в себя процессы по установлению целей и формированию условий для их достижения.

Но все эти процессы как бы они не делились и не характеризировались отличительными свойствами, связаны между собой и образуют единую общую систему.

3.2. Системный подход в управлении

Основой системного подхода является рассмотрение организации, как совокупности различных элементов. В качестве элементов можно представить работников, непосредственно структуру организации, ее цели, задачи и применяемы технологии.


Данная теория впервые была применена в точных науках, а применение в управлении можно считать конец 50-х годов.

Системный подход – это способ мышления в отношении организации и управления. И чтобы осознать, как системный подход помогает лучше понять организацию и достичь более эффективно поставленные цели, необходимо сначала определиться, что вообще такое само понятие «система».

Итак, система – это некая целостность, состоящая из взаимосвязанных элементов или частей, каждая из которых вносит свой весомый вклад в характеристики всего целого.

Если какая-то часть перестает работать, или работает не достаточно хорошо – то невозможно получить целую систему. Любая система имеет вход, выход, внутреннюю среду, внешнюю среду, границу, объект и субъект.

Вход в систему – это ресурсы, которые необходимо обработать в процессе.

Выход в системе – это результат деятельности, конкретный продукт или услуга. Граница системы – это невидимое отделение внутренний среды от внешней. Внутренняя среда – это человеческий ресурсы, материальные ресурсы, функции управления, которые взаимосвязаны, это иерархия – объект и субъект системы управления. Внешняя среда – это клиенты, конкуренты, поставщики информация извне.

Различают два типа системы – открытые и закрытые. Открытая система - это система, которая активно взаимодействует с внешними элементами внешней среды. Эта система не обеспечивает себя сама, она во многом зависит от информации, материалов, которые идут к ней извне. А вот закрытая система – это самообеспечивающая система, которая не зависит от внешней среды и развивается сама по себе. Говоря о любой организации, то стоит сказать, что это открытая система, так как она активна и взаимодействует с внешней средой. Успех такой организации во многом зависит от того, насколько эффективно происходит данное взаимодействие, смогла ли данная организация приспособиться к внешним условиям функционирования.

Управленческая деятельность, управление, менеджмент – это многомерная сложная система, состоящая из входящих в ее состав различных подсистем. Субъект управления – это такая же система или управляющая подсистема, а объект – управляема система. Организация представляет собой систему, состоящую из подсистем: административной, экономической, финансовой, производственной, технической, технологической, социальной, демографической и других. [8]

Эти подсистемы взаимодействуют друг с другом так, что каждое изменение в одной подсистеме влечет за собой изменения во всех других подсистемах и в самой системе в целом. Поэтому руководитель должен настроить все элементы и подсистемы организации на эффективное функционирование и адаптировать организацию к изменениям внешней среды для ее выживания и перспективного развития.


3.3. Ситуационный подход в управлении

Основной сутью ситуационного подхода является то, что применение различных методов управления может быть эффективным с точки зрения всех факторов ситуации. В разных ситуациях необходимо применять различные методы управления. Стоит отметить, что то, что характерно для одной организации не обязательно подходит к другой. На деятельность любой организации оказывает влияние ряд факторов, поэтому нельзя выделить один единственный стандартный эффективный метод управления. Самым лучшим методом управления является то, что наибольше всего подходит сложившейся ситуации.

Центральным местом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в определенный момент. Из-за того, что в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость так сказать «ситуационного мышления». Используя ситуационный подход, руководители начинают лучше понимать какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в какой-либо конкретной ситуации.

Идея о том, что конкретная ситуация может влиять на принятие решений руководителем была высказана Мери Паркер Фоллет, которая в 20-е года описала «закон ситуации». Но более широкое распространение ситуационный подход получил в 60-е года, когда смежные науки об управлении подтвердили важность тех или иных факторов на управление.

Ситуационный подход дает ответ на вопрос о том, почему предприятия со сходными строениями в одной и той же внешней среде ведут себя по-разному и показывают разные результаты функционирования.

Ситуационный подход концентрируется на ситуационных отличиях между предприятиями и внутри самих предприятий, пытается определить значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность деятельности предприятия. Были сформулированы следующие внутренние переменные: цели, структура, ресурсы культура организации. Именно вариативность внутренних переменных предопределяет возможность решения проблемы гибкости и адаптивности к внешней среде.

Ситуационный подход внес большой вклад в развитие теории управления. Он содержит конкретные рекомендации по применению научных концепций, принципов, методов в зависимости от сложившейся ситуации и условий внешней среды.


Методология ситуационного подхода заключается в том, что руководитель должен:

  1. Быть знаком со средствами профессионального управления;
  2. Знать сильные и слабые стороны каждой из управленческих концепций и методик и предвидеть последствия от их применения;
  3. Уметь правильно понимать ситуацию, определять наиболее важные факторы в данной ситуации и какой эффект может повлечь за собой их изменение;
  4. Уметь увязывать конкретные приемы к конкретной ситуации, чтобы обеспечить достижение целей самым эффективным путем;[9]

Успех или неудача применения ситуационного подхода определяется на третьем этапе.

Каждый из изученных подходов в управлении применяется в разных ситуациях при разных условиях и разными людьми. Количественный подход, возникший в результате развития точных наук, применяется для более сложных систем или организаций.

Процессный подход, возникший в 20-е годы 20-го века и по настоящее время, рассматривается как процесс, который постоянно ведется, выполняя основные свои функции.

И наконец - то ситуационный подход, который на мой взгляд, является самым сложным, но при этом является наиболее эффективным и применяется в зависимости от ситуации. Каждый руководитель знает какой же подход применить к своей организации, как сделать так, чтобы система давала эффективный результат.

Глава 4. Модели менеджмента

4.1. Особенности американской модели менеджмента

Система управления в американских фирмах жестко организована. Именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента. Американский менеджмент впитал в себя основы классической школы, основателем которой является Анри Файоль.

Американский менеджмент базируется на трех исторических предпосылках:

  1. Наличие рынка;
  2. Индустриальный способ организации производства;
  3. Корпорация как основная предпринимательства.[10]

Американский экономист Роберт Хейлбронер указал три основных исторически сложившихся подхода к распределению ресурсов общества. Это – традиции, приказы и рынок. Традиционный подход имеет в виду распределение экономических ресурсов общества посредством сложившихся традиций, от одного поколения к другому.


Командный подход подразумевает распределение ресурсов через приказы. И рыночный подход предусматривает распределение ресурсов с помощью рынка, при этом без вмешательства общества. И именно рыночный подход является наиболее эффективным.

Стоит отметить, что современная американская модель менеджмента ориентирована на такую организационно-правовую форму частного предпринимательства, как корпорация, которая возникла в начале XIX века.

Американские корпорации широко используют в своей деятельности стратегическое управление, основой которого является системный и ситуационный анализ внешней и внутренней среды.

Важной составной частью работы корпорации является стратегическое планирование – процесс создания и претворения в жизнь алгоритма действий, которые связаны в пространстве и во времени, при этом нацелены на выполнение стратегических задач.

В американской модели управления организацией имеются свои особенности. Здесь четко распределено ответственность каждого работника. Каждый руководитель лично отвечает за выполнение установленных показателей. При этом американские корпорации свободно используют капитал, технологию, управленческий опыт материнской компании. Успех фирмы зависит, прежде всего, от факторов, лежащих в ее границах, и фирма рассматривается как закрытая система. При таком подходе цели и задачи являются стабильными в течении длительного времени. Основным является непрерывный рост и углубление специализации производства. Организационная структура строится по функциональному принципу, т.е. с четким разделением аппарата управления по каждой службе. Особое значение имеет контроль – четкое выполнение кадрами указаний сверху. В американской модели управления представления о функциях, задачах и должностных обязанностях, правах и взаимодействиях предшествуют найму работников. По сформулированным требованиям производится поиск кандидатов на определенную должность, другими словами людей приспосабливают к системе.

4.2. Особенности японской модели менеджмента

Японская система управления была и остается самой успешной системой во всем менеджменте. И главная причина ее успеха – умение работать с людьми или по-другому ориентированность на человеческий фактор. При этом стоит отметить, что японцы рассматривают не одного человека (личность), как это делают американцы, а группу людей. Японская модель выше других ставит социальные потребности (принадлежность к социальным группам, место работника в группе, внимание и уважение окружающих). Именно поэтому вознаграждение за труд, т.е. стимул они воспринимают тоже через призму социальных потребностей.