Файл: История развития менеджмента (Понятие и сущность менеджмента).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Понятие менеджмента и условия его развития как науки
1.1. Понятие и сущность менеджмента
1.2. Условия и предпосылки возникновения менеджмента
Глава 2. Анализ школ управления
2.1. Школа научного управления
2.2. Классическая (административная) школа в управлении
2.3. Школа психологии и человеческих отношений
Глава 3. Основные подходы к управлению
3.2. Системный подход в управлении
3.3. Ситуационный подход в управлении
4.1. Особенности американской модели менеджмента
4.2. Особенности японской модели менеджмента
Введение
Любая наука основывается на использовании исторического опыта. Изучение истории управленческой мысли помогает определить пути, формы и методы развития управления, позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки.
Изучение истории развития менеджмента сегодня особенно актуально, так как изученный исторический опыт и пути развития, отслеживание эволюции приводит нас к пониманию истинной сущности управления и осознания того, как сделать его наиболее эффективным в наше время.
Изучая историю развития менеджмента можно выделить несколько подходов или связать изучение с разными периодами. Обычно историческую периодизацию связывают, во-первых, с этапом цивилизации (цивилизационный подход); с определенным культурным периодом в жизни человечества (культурологический подход); с какой-либо общественно-экономической формацией или переходным периодом между ними (формационный подход).
Стоит отметить, что многоаспектность менеджмента невозможно уложить в жесткие формационные рамки.
Свою курсовую работу в основном я буду строить на изучении развития теории и практики менеджмента, основанные на выделении различных школ.
Итак, теория менеджмента характеризуется многообразием школ, теоретических и практических подходов, которые довольно трудно классифицировать и расположить по периодам цивилизации, поэтому существуют различные точки зрения по этим вопросам. Если говорить про общий вид, то здесь выделяется школа научного управления (Ф.Тейлор, Г.Эмерсон), затем классическую или иначе ее можно назвать административно-функциональную школу управления (А.Файоль, М.Вебер), школу человеческих отношений (Э.Мейо, А.Маслоу) и наконец, школу управления (П. Друкер).
Говоря о развитии теории и практике менеджмента можно выделить одну характерную особенность. Она строится не на отрицании предыдущих исследований, а на основе ранее созданных подходов, развивая и дополняя их, отрывая новые аспекты управленческой деятельности. Тем самым, формируется, так скажем «Пирамида теории менеджмента» в основании, которой лежит Школа научного управления, то есть самая первое и раннее учение о менеджменте.
Основа современного менеджмента была заложена основателями Школы научного управления Фредериком Тэйлором, супругами Фрэнком и Лилиан Гилбрет и основателями административно-функциональной школы управления Анри Файолем, Максом Вебером и другими. Именно они сформировали принципы рациональной организации производства, научного управления и функции управления.
Следующим не менее важным этапом развития менеджмента стала теория, представленная Школой человеческих отношений. Ее основателями были Мэри Паркер Фоллет, Элтон Мейо, Дуглас Мак-Грегор и школой поведенческих наук – Джэкоб Л.Морено, Курт Левин, Абрахам Маслоу.
Школа науки управления, которая характеризуется системным подходом, развитием количественным методом в управлении и ситуационным подходом. Представителями данной школы являются Питер Друкер, Игорь Ансофф, Рассел Акофф, С.Янг.
Начало XXI века – это время стремительных идей, процесс освоения мирового управленческого опыта с каждым разом все более развитыми поколениями менеджеров. Все это дает толчок процессу изучения приоритета ценностей и культур, ориентацию на плодотворное сотрудничество, а не на идеологическую борьбу. Именно в этом аспекте просматривается поворот к человеку, к его интеллекту и компетентности, развитию профессионализма, освоению опыта, накопленного годами всем человечеством.
Целью написания данной курсовой работы является изучение истории развития менеджмента. Исходя из цели, в работе поставлены следующие задачи:
- во-первых, рассмотреть понятие «менеджмента» и условия его развития как науки;
- во-вторых, провести анализ школ управления;
- в-третьих, изучить и проанализировать основные подходы к управлению.
Предметом исследования будет являться история развития менеджмента как науки. Объектом исследования выступают подходы школ управления.
При написании курсовой работы применялись такие методы, как сбор, анализ и систематизация информации.
ГЛАВА 1. Понятие менеджмента и условия его развития как науки
1.1. Понятие и сущность менеджмента
Понятие «менеджмент» несмотря на столетнюю историю развития науки, окончательно не нашло своего четкого определения. Это объясняется тем, что роль и значение в социально-экономической сфере данного понятия возрастает с каждым разом.
Обращаясь к научным источникам для определения понятия «менеджмент» наталкиваешься на определения с разных точек зрения.
Так, в работе американских ученых менеджмент – это умение достичь поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.
В соответствии с традицией мировой литературы в области управления, менеджменту дается широкая трактовка в фундаментальном Оксфордском словаре английского языка. Итак, менеджмент – это:
- способ, манера общения с людьми;
-власть и искусство управления;
- особого рода умелость и административные навыки, которым обычно обучают;
- орган управления – административная единица, без которой не может существовать ни одна организация.
Главная задача людей в аппарате управления – это наиболее эффективное использование всех ресурсов организации, то есть капитала, оборудования, материалов, труда и информации для достижения поставленных целей.
По мнению Короткова Э.М., доктора экономических наук менеджмент – это целенаправленное воздействие, согласующее совместную деятельность. Управление, по его мнению – это процесс выработки и осуществления управляющих воздействий.
Менеджмент - (в переводе с английского – управление, организация) – управление производством, совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разработанных с целью увеличения прибыли. Данное понятие более современное, отражающее всю специфику современного времени.[1]
Менеджментом также называют науку об управлении человеческими отношениями в процессе производственной деятельности человека. Менеджмент можно рассматривать и как науку, изучающую природу управленческого труда, причины и следствия, а также условия, при которых совместны труд группы людей становится полезным и более эффективным. Стоит отметить, что изучая менеджмент, мы узнаем теории, законы и закономерности целенаправленной деятельности людей в процессе управления.
Сущность менеджмента – управлять всем, то есть производством, финансами, кадрами, ресурсами для упорядоченного построения системы управления – от исходной ситуации – к улучшению результатов.
Основными признаками менеджмента как типа управления стоит считать:
- исходным элементом организации управления является человек, его потребности, мотивы, ценности и установки. Это помогает управлять как внутренними процессами деятельности людей, так и процессами поведения фирмы во внешней экономической среде;
- в подходах, принципах и методах управления имеется явный приоритет к экономическим методам и средствам управления;
- в организационном отношении для менеджмента характерна гибкость во внешней среде;
С менеджментом неразрывно связано понятие «организация» как коллектив людей, деятельность которых сознательно координируется совместно в одном направлении для достижения поставленных целей.
Менеджмент в этом плане рассматривает организацию как производственную цепочку, которая приведет к результату. Менеджмент при этом является системой управления и как любая система управления имеет два аспекта. В одной стороны, составляющей менеджмента является субъект управления, а с другой – объект управления.
Если рассматривать как субъект управления то менеджмент – это орган или лицо, которое осуществляет действие над объектом, охватывая все уровни управления.
Если же рассмотреть, как объект управления то это будет означать - процесс, явление и трудовые коллективы, которые подвергаются воздействию со стороны субъект управления. Примерами объекта управления является имущество, товары, услуги, информация, финансы и т.д. Основной особенностью объекта управления является то, что они могут свободно менять владельца, если они не изъяты из экономического оборота.
1.2. Условия и предпосылки возникновения менеджмента
Появление менеджмента можно соотнести с возникновением письменности, когда стали издаваться первые законы, регулирующие порядок и жизнь древних людей.
Менеджмент в той или иной форме существовал там, где люди работали группами, в трех сферах человеческого общества:
- политической – т.е. менеджмент необходим был для установления и поддержания порядка в группах;
- экономической - необходимость в поиске производства и распределения ресурсов;
- оборонительной – необходимость в защите от врагов и диких зверей. [2]
Начиная с самых древних обществ можно увидеть наличие менеджмента. Во все времена необходимы были люди, которые бы координировали и направляли деятельность других. Так, например, египетские пирамиды - это памятник управленческого искусства того древнего времени, так как строительство таких уникальных сооружений требовало четкости в планировании организации людей, а также контроля за их деятельностью.
Изучая развитие теории и практики менеджмента, выделяют несколько исторических периодов:
I период – древний. Это 9-7 тысячелетия до нашей эры, примерно до XVIII века. Для этого периода характерны простые, зачаточные формы организации совместного труда. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Здесь можно выделить старейшин и вождей родов и племен, которые олицетворяли руководство всех видов деятельности того периода.
Также стоит отметить, что в Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством. Здесь можно выделить такой сформировавшийся управленческий аппарат как чиновники и обслуживающая его прослойка – писцы.
Александр Македонский (356-323 гг. до н.э) развил теорию и практику управления войсками.
Не стоит и забывать про философов того времени. Одним из первых, кто дал характеристику управления, был Сократ (470-399 гг. до н.э.). именно он проанализировал разные формы управления, на основе чего выявил принцип универсальности управления.
Платон (428-348 гг. до н.э.) дал классификацию форм государственного управления и сделал попытку разграничить функции органов управления.
Аристотель (343 – до н.э.) – заложил основы учения о домохозяйстве, в рамках которой указывал разработки поведения рабовладельца в отношении с рабами, то есть искусству управлять ими.
II период – индустриальный (1776 – 1890 гг.). Особую роль в этот период стоит отнести не только представителю классической политической экономике, но и специалисту в области управления Адаму Смиту. Он развил представления о государственном управлении, сделал анализ различных форм разделения труда и дал характеристику обязанностей государя и государства.
Большое влияние в этот период оказало учение Роберта Оуэна. Он изложил идеи гуманизации управления производством, говорил о необходимости обучения и улучшения условий труда и быта рабочих, что в принципе и актуально сегодня.
И первый переворот, который случился в управлении – это создание и использование вычислительной техники. В 1833 году английский математик Чарльз Чеббидж разработал проект «аналитическая машина», с помощью которого управленческие решения принимались более оперативно.
III период – период систематизации (1856-1960гг.). В этот период времени управление находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, изменяется научный аппарат, наконец, меняются и сами исследователи и их взгляды. Со временем, менеджеры изменяли ориентиры от потребностей конкретной организации к изучению способов управления на тех, кто в их окружении. Одни решали управленческие проблемы, другие искали более систематизированные подходы.
Подводя итог вышесказанного, стоит отметить, что менеджмент – наука об управление, о том, что как построить отношения и труд группы людей для более эффективной производительности и высокого результата в труде.
Менеджмент всегда понимался с разных точек зрения, но суть и цель оставалась одна.