Файл: История развития менеджмента (Понятие и сущность менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В отличие от других стран, работники японской системы управления не стремятся к выполнению правил, инструкций и обещаний. По их мнению, поведение менеджера и принятие им решений всецело зависит от ситуации, которая сложилась на производстве. Главное при этом, что управленческий процесс – это изучение нюансов обстановки, которые позволяют менеджеру принять правильное решение.

Центральное место в японской системе занимает управление качеством. Во всех сферах экономики действовали группы (кружки) качества, в которые помимо рабочих включались мастера и инженеры. Японская система не дает сбоев в качестве. Это и является результатом ее продуманности и простоты. Также в системе организации труда японцев имеется такая модель как «Канбан». Суть ее заключается в том, что на всех фазах производственного процесса отказались от производства продукции крупными партиями и создали вместо этого непрерывно-поточное производство.

Ни одна страна мира не уделяет столько внимания эффективности производства и качеству продукции, как Япония. Это часть образа жизни населения страны. Как говорят японцы, «качество — это состояние сознания, производительность — это способ добродетельного поведения».

Японская система управления развивалась частично под влиянием американских идей управления. Так, важнейшей идеей японского менеджмента, которая имеет американское происхождение, является то, что работающий по найму должен всю жизнь трудиться в одной фирме. Такая идея Японии дает огромный эффект в управлении.

Японская система менеджмента основывается на такой философии «мы все одна семья», именно поэтому самая важная задача японских менеджментов – установить нормальные отношения с работниками, сформировать понимание того, что рабочие и менеджеры – одна семья, без каких-либо привилегий. [11]

Основной составной частью японского менеджмента является система пожизненного найма и трудового стажа. Продвижение по службе в Японии прежде всего зависит от возраста и стажа и только потом учитываются все остальные качества. Служащий, перешедший в другую компанию, лишается трудового стажа и начинает все сначала. Рабочие, меняющие место работы, дискриминируются в отношении оплаты труда, льгот, пенсии; их рассматривают как людей второго сорта.


4.3. Особенности западноевропейской модели менеджмента

Заметное влияние на формирование менеджмента оказали английские исследователи.

Так, англичане Р. Фэлк и Л.Урвик занимались разработкой принципов управления. Также английские ученые внесли вклад в разработку метода «исследования операции», который впервые зародился в Англии в 40-х гг., в связи с необходимостью решения некоторых военных стратегических и тактических задач. Во Франции вопросами научного управления занимались Анри Луи Ле Шателье Шарль Фремен- виль братья Андре и Эдуард Мишлен. Неоценимый вклад внес и Анри Файоль.

В исследование принципов организации внес большой вклад известный немецкий социолог Макс Вебер, разработавший «идеальный тип» административной организации, названный «бюрократией». [12]

Концепция бюрократической рационализации являлась составляющей становления классического менеджмента. Он считал, что компании должны управляться на безличной, сугубо рациональной основе. Бюрократия – система управления с точным следованием личности определенных правил и рекомендаций, а не на основе личных оценок.

Данная концепция включала в себя: четкое определение должностных обязанностей и ответственности работников, введение формальной отчетности, разделение функций собственности и управления.

М.Вебером сформулировались условия реализации предложенной им концепции:

1) должности организуются в иерархическую пирамиду, в соответствии с формальными полномочиями, каждая должность находится в подчинении вышестоящей. Объем власти и полномочий по мере движения вверх личности по уровням иерархии возрастает;

2) отбор и продвижение сотрудников по службе осуществляется в соответствии с их квалификацией, уровень которых определяется на экзамене или в соответствии с опытом;

3) все административные акты и решения формируются в письменном виде;

4) менеджеры – это наемные сотрудники, которые работают только в интересах самой организации, а не в интересах отдельных персон и групп;

5) менеджера работаю в соответствии с четкими правилами и процедурами, что должно гарантировать надежность их поведения;

6) эффективные средства выполнения задач организации. Все принимаемые решения должны обязательно вести прямо к выполнению задач организации.[13]

Большое влияние на развитие всей Европы в послевоенные годы оказал немецкий ученый, политик, министр экономики и канцлер Людвиг Эрхард. Под его руководством Западная Германия добилась экономического чуда. Концепция «социального рыночного хозяйства» (по Эрхарду) включает в себя два основных положения:


1. Усиление государственного регулирования во всех сферах хозяйствования;

2. Введение индикативного планирования, пришедшего на смену директивного планирования. Индикативное планирование предполагает установление планов и показателей, достижение которых является наиболее желательным. Политика Эрхарда получила поддержку всех слоев общества, а также ученых и практиков, занимающихся вопросами управления.

Таким образом, можно сказать, что западноевропейская модель менеджмента не сформировалась в отдельно взятой стране, она прошла длительный срок эволюции в каждом из европейских государств, и только лучшие принципы потом трансформировались в общеевропейские которые, однако, за счет своей гибкости, позволяют учитывать специфику каждого государства в отдельности. Именно на таких основах менеджмента и существует современный Европейский союз.

Подводя итог вышесказанного, стоит отметить, что каждая модель сформировались на основе разных принципов и методов. Развивалась разными учеными и практиками, преследовала разные цели и задача, но при всем этом нашла свое применение каждая из систем управления.

Изучая модели управления разных стран, мы видим, какие приоритеты и какие задачи ставит перед собой та или организация, руководя коллективом.

Опираясь на такие модели управления крупнейшие корпорации, банки составляют экономический стержень и политическую силу. От моделей, системы управления и решений менеджеров решаются главные задачи организаций, государственных деятелетей, регионов и всего государства. Однако роль менеджеров не ограничивается только присутствием их в огромных многоуровневых корпоративных структурах управления. Они также важны и в малом бизнесе.

Поэтому каждый руководитель выбирает сам, по какому пути ему развиваться, какую модель управления взять на основу или как построить стимулирование персонала. От этого выбора зависит развитие организации в целом.

Заключение

Понятие менеджмента и управление тесно взаимосвязаны понятия друг с другом. Управление возникло еще в древности, когда люди только начали объединяться для достижения своих маленьких, но все, же целей. Менеджмент это более современное понятие управления, которое стало зарождаться при возникновении четырех различных школ управления.

Развитие каждой школы было построено на убеждении, что был единственный правильный подход для построения наиболее эффективной системы управления. Но применение на практике тех или иных подходов показало, что каждая из четырех школ по-своему права и имеет при этом ряд важных достоинств и недостатков.


Научное управление основывается на анализе конкретных форм и методов работ и выделении наиболее эффективных методов для повышения эффективности управления в целом.

Основой классической школы управления стал административный подход. Его основоположником является А. Файоль. Он выделил такие главные признаки управления как планирование, организация, распоряжение и контроль.

Представители школы человеческих отношений стремились рассматривать каждую организацию как определенную "социальную систему", что явилось новым шагом в развитии теории управления.

Дальнейшее совершенствование подходов к управлению связано с достижениями в областях точных наук, с развитием таких наук как математика, статистика и пр. Они послужили формированию количественных методов анализа тех или иных ситуаций.

Количественный подход или научная школа управления применяют количественные методики для анализа и построения моделей. Это служит основой принятия грамотных верных управленческих решений, направленный на повышение эффективности деятельности организации.

Все эти школы управления внесли значительный вклад в развитие менеджмента. Но, ни одна из них не является полностью идеальной и подходящей к практическим условиям управления.

Системный подход строится на том, что организация функционирует как система и все в ней взаимосвязано.

Система менеджмента — это определенная совокупность элементов, свойства которых подбираются исходя из характера целей и принципов управления тем или иным объектом. Цели управления выступают в качестве системообразующего элемента.

Любая система управления разрабатывается людьми, которые сами являются субъектами этого же управления. Эта система направлена на реализацию поставленных целей, однако имеет объективный характер, поскольку базируется на законах и принципах.

Список используемой литературы

  1. Володько, В. Ф. Основы менеджмента: учебное пособие / В. Ф. Володько, 2010.
  2. Воропаев, С. Н. Менеджмент: учебное пособие / С. Н. Воропаев, В. Д. Ермохин; Международная ассоциация "Агрообразование". – Москва : КолосС, 2007.
  3. Теория управления: учебник / [Ю. П. Алексеев и др.]; под общей редакцией: А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. – Москва: Издательство РАГС, 2010.
  4. Теория управления: учебное пособие по специальности "Государственное и муниципальное управление" / В. Г. Игнатов, Л. Н. Албастова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
  5. Управленческие решения: учебник по специальности "Менеджмент организации" / С. Н. Чудновская. – Москва: Эксмо, 2007.
  6. Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник / В.Р.Веснин. – М.: Проспект, 2013.
  7. Вачугов Д.Д. Основы менеджмента. – М.: Высшая школа, 2005.
  8. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в 21 веке. – М.: Вильямс, 2004.
  9. Журавлев П.В., Седегов Р.С., Янчевский В.Г. Теория системного менеджмента - М.: Экзамен, 2006.
  10. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. /Пер. с англ. под ред. О.Я. Третьяк, Л.А. Волковой, Ю.Н. Контуревского. – СПб.: Питер, 2004.- 742 с.
  11. Лукичева Л.И. Управление организацией. – М.: Омега, 2005.
  12. Николайчук В. Маркетинг и менеджмент услуг. Деловой сервис. – СПб.: Питер, 2005.
  13. Одинцов А.А. Основы менеджмента: Учебное пособие по специальности «Менеджмент организации». – М.: Колос, 2006.
  14. Румянцева З.П. Общее управление организацией: Теория и практика. – М.: Инфра-М, 2005.
  15. Коротков, Э.М., Солдатова, И.Ю. Основы менеджмента: Учебное пособие / Э.М. Коротков, И.Ю. Солдатова, - М.: Дашков и К, 2013.
  16. Коргова, М.А. Менеджмент: краткий курс: учеб. пособие / М.А. Коргова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  17. Минцберг, Генри. Менеджмент: природа и структура организаций глазами гуру / Генри Минцберг; пер. с англ. О.И.Медведь. - М. : ЭКСМО, 2009.
  18. Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; [пер. с англ. О.И. Медведь]. - М.: Вильямс, 2012.
  19. Репина, Е.А. Основы менеджмента: Учебное пособие / Е.А. Репина. - М.: Академцентр, 2013.
  20. Теория управления: учебник / [Ю. П. Алексеев и др.]; под общей редакцией: А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. – М.: Издательство РАГС, 2010.