Файл: Управление выходными денежными потоками на предприятии (Анализ денежных потоков в ООО «Атлант»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы управления денежными потоками
1.1 Содержание управления денежными потоками
1.3 Движение денежных средств предприятия
Глава 2. Анализ управления денежными потоками в ООО «Атлант»
2.1 Построение бюджета ООО «Атлант»
2.2 Обоснование необходимости ведения ББЛ в управленческой деятельности ООО «Атлант»
Руководит всей фирмой один человек — гендиректор, который кроме управления компанией, ведет переговоры с вышестоящими инстанциями а также имеет ряд других обязанностей.
Человек, который ответственен за производственный процесс — это начальник производства. В его обязанности входит контроль производства компании, а также планирование производства и доведение информации о производстве до руководящих лиц.
За финансовую стабильность и планирование в организации отвечает финансовый директор. Также в его компетенции организация и регулирование денежных потоков и руководство финансовым подразделением.
В обязанности коммерческого директора входит деятельность организации, связанная с коммерцией в той или иной степени. Также в его обязанности входит контроль работы менеджеров, организация рекламной деятельности, изучение меняющихся потребностей клиентов, отбор наиболее выгодных посредников, а также поиск каналов сбыта.
За работу кадрового отдела отвечает начальник отдела кадров. В его обязанности входит проведение собеседований, тестирований, повышений на работе. А также он ответственен за донесение информации от руководителей до работников.
Если говорить о создании бюджета по балансовому листу, то стоит понимать, что это довольно сложный процесс, который использует все имеющиеся о компании сведения. Для построение ББЛ необходимы данные не только БДР и БДДС, но также данные о текущих бюджетах. В нашем случае такими данными мы не обладаем, но нам это и не надо, так как для воссоздания общей картины будет достаточно БДР и БДСС, а также знания о форме ведения хозяйства и политики предприятия.
Прогнозный баланс организации строится постепенно, в строгой последовательности. Рассчитываться прогнозный баланс на 2019 год. А за остаточную стоимость будут взяты данные от 31 декабря 2018 года из компании «ООО Атлант». Расчеты будут вестись в тысячах рублей.
Если говорить о заполнении таблицы бюджета, то в первую очередь заполняется поле «Внеоборотные активы». Для расчета нематериальных активов следует воспользоваться формулой: Стоимость активов нематериальных равна сумме остаточной стоимости этих активов сложенная к новым активам, которые были недавно приобретены с вычетом амортизации.
Говоря о нематериальных активах, то у предприятия ООО «Атлант» таковым является их товарный знак предприятия. Таким образом, в подсчетах мы можем быть уверены в том, что приобретать нематериальные активы компания не будет.
Также в учетной политике организации записано, что метод, который используется для расчётов — линейный. Это значит, что каждый месяц из бюджета компании будет списываться равная амортизационная сумма, которая равно 221 рублю[2].
Средний срок действия товарного знака организации, в течение которого он будет ликвиден и будет приносить пользу компании равен примерно 9 годам. Исходя из этого мы можем предугадать приблизительную стоимость нематериальных активов организации в 11 тысяч рублей.
При расчете основных средств используется также аналогичная формула, которая выглядит следующим образом: Для подсчета суммы основных средств нам необходимо сложить стоимость основных средств на конец расчетного времени с запланированными средствами из инвестиционного бюджета и вычесть от этого амортизационную стоимость активов за данное время. Вся трудоемкость и сложность данного процесса возникает из-за нехватки информации о количестве закупаемого основного средства.
Так как в нашем расположении есть данные о бюджете организации за 2018 год, то у нас есть возможность наглядно увидеть, как образовалась стоимость основных средств (Таблица 1): для начала нам необходимо отнять от общей суммы основных средств амортизационную стоимость. Разницу, которую мы получили в итоге, мы указываем в поле «Основные средства». После того, как был выполнен первый пункт, необходимо прибавить стоимость оборудования, которое будет установлено, а также те объекты, которые подлежат строительству и объекты, которые приобретены. Но главное отличие в данном подсчете это то, что амортизация данных средств не указывается из-за того, что они не используются в производстве
Из всех вышеуказанных подсчетов можно сделать вывод о том, что на конец расчетного времени сумма основных средств равно 7 724 990. Но для более точного расчета стоимости основных средств предприятия нам нужны данные об продаже и покупке основных средств. Но такой учет компания ООО «Атлант» не ведет, что приводит к небольшим сложностям при заполнении поля «Основные средства».
Также мы располагаем информацией о том, что организация не осуществляла никаких денежных вложений за всё время своей работы. Исходя из этой информации мы обозначим данное значение нулем.
Рассмотрим теперь такой раздел, как «Финансовые вложения». Данный раздел содержит в себе сумму вложений компании в акции, ценные бумаги, различного рода вексели и так далее. Кроме того, в данный раздел также входят вклады компании в бюджеты других компаний и договоры о совместном сотрудничестве. Но, стоит заметить, что такие решения могут приниматься только акционерами на всеобщем собрании. Более того, никто, кроме акционеров не будет знать об условиях сделки, даже самые высокопоставленные сотрудники. Перед началом создания плана, сумма денежных вложений в организацию составляла почти 500 тысяч рублей. Из этого следует, что примерная сумма вложений на окончание 2018 года составляет 62 008 рублей (сумма всех вложений в доли других компаний).
Далее идет пункт «Оборотные активы». Данный пункт имеет подраздел «Запасы», который состоит из суммы материалов, готовых товаров и сырья. Для того, чтобы сделать прогноз стоимости данных активов, необходимо сделать следующее: для определения стоимости запасов на 2018 год необходимо от суммы запасов за 2013 год вычесть БДР, а также расходы из инвестиционного бюджета и прибавить к этому сумму планируемых закупок. Но по данной формуле сделать расчет не представляется возможным, так как данных о бюджете закупок в данный момент нет. Эти данные находятся в стадии разработки. Процесс планирования закупок на данный момент не налажен до автоматизма.
Но при этом утверждать, что стоимость закупки запасных средств будет нулевая тоже неверно. Поэтому нам необходимо воспользоваться учетной политикой компании. В ней прописано 8% от общей суммы расходов на материальные нужды. И выяснив сумму планируемых затрат на 2018 год в размере 211 283 тысячи рублей, мы можем предположить, что стоимость затрат будет составлять почти 17 000 рублей.
При составлении прогноза, также стоит учитывать налог на добавленную стоимость. За основу возьмём НДС за 2018. все дело опять же в том, что нам не известно количество и сумма закупаемого товара, а НДС высчитывается как раз как процент от приобретенных товаров. Также для грамотного расчета НДС необходимо иметь план производства, в котором указаны планы на реализацию продукции. Иными словами на предприятии возникает целый каскад событий, включающий в себя приобретенные и проданные товары и услуги, учет поступивших и потраченных средств за определенный промежуток времени. Усложняет задачу также отсутствие списка контрагентов, которые работают на компанию.
Что касается поля «Оборотные активы», то чаще всего редактируется подпункт, который отвечает за задолженность по дебету. Чтобы рассчитать данный подпункт, необходимо воспользоваться БДР и БДДС. Таким образом, сумма задолженности по дебету равна остатку задолженности по дебету плюс денежные поступления от продажи на текущий период (БДР). Из получившейся суммы мы отнимаем денежный приток от реализации (БДДС).
Если говорить о разделе «Финансовые вложения», то он состоит из акций, различных ценных бумаг, которые взяты на год или менее. Предположим, что стоимость этих акций не выросла и не упала, таким образом их можно считать за ноль. В разделе «Денежные средства» располагается денежный оборот организации.
Таблица 1
Актив баланса ООО «Атлант», тыс. рублей
И конечной ячейкой таблицы является итоги по каждому из пунктов. В вышеприведенной таблице вы можете наблюдать все результаты анализа.
Но на это создание бюджета предприятия не заканчивается. Остается заполнить таблицу пассива баланса. В поля «Капитал и резервы» мы переписываем данные с прошлого учетного периода (поля резервный, уставной и добавочный капитал). Что же касается прибыли, которая нераспределена, то её подсчет ведется следующим образом: к прибыли которая была нераспределена вначале отчетного периода мы складываем прогноз прибыли на текущий год. И от полученной суммы мы отнимаем дивиденды, которые будут выплачены посредникам и другим лица, непосредственно работавшим над разработкой.
Что касается поля «Долгосрочные обязательства», то в данный момент компания не имеет каких либо обязательств, поэтому данный пункт мы оставляем незаполненным. А вот сумму кредитов и их стоимость можно определить следующим способом: от остаточного долго по кредитам мы отнимаем те выплаты, которые уже были произведены. И к полученному результату мы прибавляем доходы от новых займов. Трудность при планировании суммы кредитов в том, что в БДДС показатели погашения кредитных обязательств не имеют разделения на кратко- и долгосрочные. Учитывая данное обстоятельство, мы будем считать, что все кредитные обязательства компании являются кратскосрочными.
Итак, осталось заполнить поле «Краткосрочные обязательства». Воспользовавшись вышеуказанной формулой, мы получаем, что стоимость займов компании равняется практически 3 млн. рублей. Остальные показатели мы берем из предыдущего года ввиду того, что у нас нет достаточной информации и данных для корректного подсчета показателей.
Таким образом, таблица пассива баланса выглядит следующим образом (Таблица 2).
Таблица 2
Пассив прогнозного баланса ООО «Атлант», тыс. рублей
2.2 Обоснование необходимости ведения ББЛ в управленческой деятельности ООО «Атлант»
Большую роль в регулировании и управлении любой компанией играет бюджет по балансовому листу (прогнозный баланс). Он является не только конечным итогом бюджетирования, а также дает возможность урегулировать и сбалансировать источники финансов, и увеличить эффективность пользования ресурсами за счет анализа всех статей расходов и доходов компании и изучения будущего плана финансового положения организации.
Одной из основополагающих задач при разработке системы бюджетирования является создание таких прогнозов, которые будут иметь минимальное расхождение с реальным положением дел, учитывая все нюансы организации и среды, в которой она находится. Компания ООО «Атлант» для выполнения данной цели с 20010 года перешла на автоматизированную систему отчетности 1С. 1С имеет ряд несомненных преимуществ по сравнению со своими конкурентами и хорошо зарекомендовала себя на рынке аналитического анализа учета данных.
При создании прогнозного баланса у нас возникли небольшие трудности ввиду слабой развитости системы бюджетирования в организации. Основной проблемой является тот факт, что в организации отсутствует весь список текущих бюджетов. А ведь важность данный показателей нельзя переоценить, так как благодаря им руководители и менеджеры могут более детально взглянуть на положение дел на предприятии и принять необходимые меры. В компании ООО «Атлант» отсутствует следующие бюджеты:
- закупочный бюджет;
- производственный бюджет;
- реализационный бюджет.
И ценность каждого бюджета велика при создании плана на развитие организации, так как без данных показателей не удается в полной мере предугадать будущее компании.
Что касается закупочного бюджета, а также производственного и реализационного, то они чаще всего нужны для заполнения таких полей, как «Сырье», «Основной капитал», «Прочие активы». Благодаря данным бюджетам у менеджеров есть возможность узнать о каких либо недостающих товарах или комплектующих, а также данные показатели отображают текущее материальное положение компании, её отдельных секторов. Благодаря данным показателям у руководителей есть возможность видеть условия и сроки поставки заказанных товаров у поставщиков и, в случае необходимости, вносить правки.
Следующая проблема, которая возникла при создании системы бюджетирования заключалась в структуре БДДС. Во время заполнения полей «Краткосрочные обязательства» и «Долгосрочные обязательства» мы вынуждены были констатировать тот факт, что планирование раздела «Кредиты и займы» было невозможно. Данный вопрос возник из-за отсутствия в БДДС деления на краткосрочные и долгосрочные кредиты, ввиду чего мы взяли за основу краткосрочные кредиты, посчитанные по формуле долгосрочных.
Что касается раздела «Кредиторская задолженность», то данный раздел вообще не подлежит прогнозированию в нашем случае. И на это есть ряд весомых причин. Чтобы понять, в чем дело, нам нужно поэтапно рассмотреть задолженность по кредитам ООО «Атлант». К концу 18 года она включала в себя ряд пунктов, такие как расчеты с клиентами и заказчиками, налоговые расчеты, расчеты перед работниками, расчеты с поставщиками.