Файл: Гарантии прав и свобод человека и гражданина (Понятие, сущность, классификация гарантий прав и свобод человека и гражданина).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приведение общественного устройства в вид, соответствующий требованиям прав чело­века, которые провозглашены Конституцией РФ и общепризнанными нормами международ­ного публичного права есть важнейшая цель механизма правовой реформации, затронувшей соответственно и судебную власть.

Для человека, смысл отношений гражданина и государства как правоотношений, состоит в по­лучении защиты своих прав (при необходимости), а для государства - в обязанности оказать эту за­щиту. Между государством и человеком возникает спорный вопрос по поводу конституционных обязанностей человека (гражданина), и тогда государство, сохраняя правопорядок, в законных фор­мах требует (а порой принуждает) соблюдения этих обязанностей. Но вне пределов своих выпол­ненных обязанностей и, не выходя за рамки охраняемых государством прав, человек остается сво­бодным. Характерно, что большинство сознательных граждан в демократических государствах на протяжении всей своей жизни не имеют ни единого столкновения с властью.

Конституционные права и свободы имеют специфический определенный набор средств и методов своей защиты. К их числу можно отнести конституционно-судебный механизм, су­дебную защиту, административные действия, относящиеся к деятельности органов исполни­тельной власти, законную самозащиту человеком своих прав, а также международно- правовой механизм, призванный обеспечить стабильное развитие правовой доктрины Россий­ской Федерации на мировой межнациональной арене.

Если закон или отдельная его часть были признаны неконституционными, они утрачивают силу и их применение далее не возможно. Таким образом, судебной защитой обеспечивается не только лицо, которое обратилось с жалобой, но и другие граждане, чьи права оказались под угрозой. Что же касается конкретного дела, в котором был применен закон, признанный не­конституционным, то оно подлежит пересмотру в обычном порядке.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1996 г. № 4-П содержится та­кое положение: «Конституция Российской Федерации, формулируя право на судебную защи­ту, не исключает, а, напротив, предполагает возможность исправления судебных ошибок и после рассмотрения дела в той судебной инстанции, решение которой отраслевым законода­тельством может признаваться окончательным в том смысле, что согласно обычной процеду­ре оно не может быть изменено».

Соответственно, Конституционный Суд Российской Федерации, в сфере осуществления своих полномочий, активно участвует в защите прав и свобод граждан. Он выступает как главный судебный орган контроля с области конституционного законодательства.


Каждому человеку гарантируется судебная защита его прав и свобод согласно Конституции РФ. Также, каждый гражданин Российской Федерации вправе обратиться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. Любое лицо может подать жалобу о нарушении его прав и свобод в соответствующий суд, что выражает конституционное право каждого на судебную за­щиту. Суд обязан ее принять, рассмотреть и вынести законное и обоснованное решение, тем самым восстанавливая нарушенное право или доказывая отсутствие такого нарушения [2].

Судебная защита включена в разнообразные механизмы и средства, обеспечивающие права и свободы человека. Ее значимость подчеркивается не только в Пакте о гражданских и политических правах, но и во Всеобщей декларации прав человека, ст. 8 которой гласит, что «каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставляемых ему конституцией или законом».

Надежным, эффективным и действенным инструментом реализации права на судебную защиту стал Закон РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, на­рушающих права и свободы граждан». После его принятия стал наблюдаться планомерный рост поступления в суды дел, касающихся нарушений прав и свобод граждан.

Конституция вводит систему гарантий и обязательств соблюдения прав человека. Соглас­но ч. 3 ст. 15 Конституции любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свобо­ды и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Перечисление в Конституции РФ основных прав и сво­бод не должно расцениваться как отрицание или недооценка других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отме­няющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Процессуальные гарантии составляют важнейшую часть гарантий конституционных прав человека. Им посвящены статьи 46-54 Конституции РФ. Среди них указывается право на су­дебную защиту прав и свобод (в т.ч. право на обжалование в суд незаконных действий и ре­шений органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц). В эту же группу входит право на рассмотрение своего дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых данное дело отнесено законом, право на защиту. Одной из важных со­ставляющих конституционных прав является право на получение квалифицированной юриди­ческой правовой помощи, а также право на обжалование в суде неправомерного ареста. Сюда же относятся право не давать свидетельских показаний против самого себя и своих близких, право считаться невиновным, пока обратное не будет доказано и установлено вступившим в законную силу приговором суда (презумпция невиновности), право на возмещения государст­вам вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государствен­ной власти или их должностных лиц.


2.3 Роль и место Конституционного суда РФ в защите прав и свобод граждан

Наиболее значимым институтом, защищающим права и свободы человека и гражданина, стала судебная власть, особое место в которой занимает Конституционный Суд Российской Федерации, осуществляющий конституционный контроль.

В практике Конституционного Суда Российской Федерации «нормоконтроль» впервые упоминается в Постановлении от 16.06.1998 № 19- П по делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции РФ[15] в контексте разграничения компетенции между Конституционным Судом Российской Федерации и другими судами.

Рассмотрим вопрос о деятельности Конституционного Суда Российской Федерации в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина. Следует отметить, что не все обращения принимаются к рассмотрению в заседаниях Конституционного Суда. В основном, вынесение «отказных» определений мотивировано неподведомственностью жалоб Конституционному Суду Российской Федерации. Однако встречаются определения об отказе в принятии к рассмотрению жалоб, вынесенные и по иным основаниям, предусмотренным статьей 43 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (недопустимость обращения в соответствии с требованиями закона, наличие по предмету обращения ранее вынесенных постановлений Конституционного Суда, сохраняющих свою силу, отмена или утрата силы оспариваемого акта).

Следует отметить, что не по всем обращениям постановления Конституционного Суда принимаются в пользу заявителей. Полагаем, что постановление органа конституционного контроля можно считать принятым в пользу заявителя, если Суд в данном постановлении полностью или в части признает оспариваемые нормы права не соответствующими Конституции Российской Федерации (то есть обращение заявителя удовлетворяется полностью или частично). Это свидетельствует о наличии нарушений прав и свобод человека и гражданина той или иной правовой нормой. Соответственно, если оспариваемые нормы права признаны Судом соответствующими Конституции Российской Федерации, констатируется отсутствие нарушений прав и свобод человека и гражданина той или иной правовой нормой.


За период с 2013 по 2018 год количество обращений по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина в орган конституционного контроля составило 14 495, из которых принято к рассмотрению 139, отказано в принятии к рассмотрению - 14 356.

За данный промежуток времени по личным правам и свободам человека и гражданина Конституционным Судом Российской Федерации принято в пользу заявителей 30 из 50 постановлений, по политическим правам и свободам - 12 из 19[16], по социально-экономическим и культурным правам и свободам - 39 из 70.

Таким образом, с принятием Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» в России окончательно сформировался институт судебного конституционного контроля, играющий важную роль в защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечении верховенства Конституции и охране основ конституционного строя. Однако это не исключает необходимость дальнейшего совершенствования и развития института конституционного контроля, а также деятельности Конституционного Суда по защите прав и свобод человека и гражданина.

При совершении действий, нарушающих права, свободы и законные интересы граждан, лицом, не являющимся специальным субъектом, т.е. общим субъектом, установлена административная ответственность, предусмотренная ст. 5.62 КоАП РФ. Данная статья введена Федеральным законом РФ от 07.12.2011 № 420-ФЗ. В связи с этим основное отличие уголовной от административной ответственности проводится именно п данному признаку, который влияет на более высокую степень общественной опасности преступления, нежели административного правонарушения.

Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что статья 261 Трудового кодекса РФ носит гарантийный характер и не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявительницы.[17]

Предоставляя определенные гарантии, трудовые льготы беременным женщинам, законодатель требует соблюдать общеправовой принцип недопустимости злоупотребления своими правами со стороны работников. Например, если женщина скрыла от работодателя факт беременности и работодатель при увольнении добросовестно заблуждался относительно состояния работницы, то вполне возможно признание увольнения законным.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации определяет, что при рассмотрении дел о восстановлении на работе следует иметь в виду, что при реализации гарантий, предоставляемых трудовым законодательством, в случае расторжения трудового договора должен соблюдаться принцип недопустимости злоупотребления правом.[18]


В практической деятельности следственных органов может возникнуть вопрос о квалификации нарушения равенства прав и свобод человека и гражданина с иными составами преступлений.

Как отмечалось выше нарушение прав, свобод и законных интересов граждан включает в себя собственно нарушение равенства, а также нарушение конкретного права, свободы или законного интереса человека. Эта взаимосвязь не разделима. В этой связи возникает вопрос о квалификации такого деяния, как, например, отказ в приеме на работу беременной женщины, вместо которой работодатель взял в качестве работника мужчину. В данном случае усматривается и нарушение равенства прав и свобод по признаку пола, и нарушение конституционного права на труд, в связи с чем необходимо установить наличие или отсутствие совокупности преступлений, предусмотренных ст. 136 и ст. 145 УК РФ.

Представляется, что данная проблема может быть разрешена следующим образом. Поскольку ст. 145 УК РФ является специальной нормой по отношению к составу преступления, предусмотренного ст. 136 УК РФ, тогда при установлении того обстоятельства, что причинами отказа в приеме на работу или увольнении женщины является ее беременность или наличие детей до 3-х летнего возраста должна применяться ст. 145 УК РФ. А в случае, если причиной отказа в приеме на работу пусть и беременной женщины является ее половая принадлежность или иное обстоятельство, указанное в диспозиции ст.136 УК РФ (но не беременность или наличие детей), тогда применяется ст.136 УК РФ.

Заключение

Одним из наиважнейших достижений человечества по-прежнему остаются права и свободы человека и гражданина, эффективность использования и соблюдения которых зависит от их гарантированности. Поэтому центральной в реализации любого права является определенная законодательная система специфических средств - гарантий, благодаря которым становится возможным осуществление прав и свобод, их охрана от противоправных посягательств и защита от нарушений.

В широком смысле под «гарантиями» подразумевается вся совокупность объективных и субъективных факторов, которые направлены на полную реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод граждан, на устранение причин и условий их ненадлежащего осуществления и защиту от нарушений.

Устанавливая содержание и объем прав и свобод человека, государство берет на себя гарантию исполнения этих установок.