Файл: Проблема мобилизации и эффективного использования инвестиций.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические и методические основы инвестиционной политики предприятия
1.1 Сущность и принципы инвестиционной политики предприятия
1.2 Виды и этапы инвестиционной политики предприятия
1.3 Подходы к выбору инвестиционной политики предприятия
2 Инвестиционная политика на примере ОАО «РЖД»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «РЖД»
2.2 Инвестиционная стратегия ОАО «РЖД» в контексте основных целей развития компании
3 Совершенствование инвестиционной политики ОАО «РЖД»
С учетом прогнозируемого объема перевозок была подготовлена и одобрена Генеральная схема развития сети железных дорог ОАО «РЖД» на период до 2020 года. Прогноз объемов перевозок отдельных групп грузов сделан на основе внутри- и межотраслевых балансов отраслей промышленности, требующих массовых грузоперевозок. Исходя из этих данных была определена потребность в развитии инфраструктуры и спрогнозирован инвестиционный бюджет ОАО «РЖД» на долгосрочную перспективу.
Внутренние процедуры дорабатываются с тем, чтобы повысить транспарентность планирования и формирования инвестиционной программы и бюджета ОАО «РЖД» и улучшить контроль реализации инвестиционного бюджета.
В соответствии с принципами финансирования инвестиционных проектов на долгосрочный период, были выделены критерии разбивки проектов на группы:
- обеспечивающие коммерческий эффект для ОАО «РЖД»,
- не обеспечивающие коммерческого эффекта для ОАО «РЖД», но реализация которых целесообразна с учетом мультипликативного эффекта для экономики страны,
- не обеспечивающие коммерческого эффекта для ОАО «РЖД», но имеющие экономическое значение для ограниченного круга субъектов экономической деятельности.
Предложения ОАО «РЖД» по источникам финансирования проектов развития железнодорожной инфраструктуры представлены в Правительство Российской Федерации и причастные министерства.
Инвестиционная программа и отдельные проекты последовательно рассматривались на заседаниях коллегиальных органов в области инвестиционной деятельности: Рабочей группы Экспертного совета по инвестиционным проектам, Экспертного совета по инвестиционным проектам, Инвестиционного комитета ОАО «РЖД».
Инвестиционная программа ОАО «РЖД» на среднесрочный и долгосрочный периоды одобрена Правительством.
Стратегическая программа развития ОАО «РЖД» основывается на прогнозах объемов перевозок и потребности в инвестициях, выполненных в Генеральной схеме развития железнодорожного транспорта ОАО «РЖД».
Стратегическая программа развития ОАО «РЖД» направлена на:
- укрепление единого социально-экономического пространства страны на основе надежных и эффективных транспортных связей;
- улучшение транспортной обеспеченности страны, освоение растущих потребностей экономики и общества в транспортных услугах;
- усиление глобальной конкурентоспособности национальной транспортной системы;
- повышение финансовой устойчивости деятельности при снижении совокупных транспортных затрат в экономике;
- развитие и модернизацию российского железнодорожного транспорта, в первую очередь, его инфраструктуры;
- создание новых высококвалифицированных рабочих мест на железнодорожном транспорте и в смежных отраслях.
Источниками инвестиционной программы в 2015 году являются амортизация, займы, прибыль, также продажа акций дочерних зависимых организаций и взносы в уставный капитал ОАО «РЖД». В среднесрочной перспективе компания планирует направить инвестиции, прежде всего на реализацию проектов, связанных с выполнением поручений Президента и Правительства Российской Федерации. И самым масштабным из них, как уже было сказано, является проект по развитию железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона. Общая стоимость этого проекта оценивается в 562 млрд рублей, из которых 260 млрд в предварительном варианте предполагается профинансировать за счёт средств государственной поддержки, и при этом объём инвестиций необходимо будет подтвердить по итогам технологического и ценового аудита.
К числу других важных проектов, финансируемых за счёт государственной поддержки, относятся мероприятия по развитию железнодорожной инфраструктуры Московского транспортного узла, что также будет способствовать повышению пропускной способности и в целом стабильной работе транспортной системы в Москве и пригородах. А также проекты: по развитию участка Междуреченск – Тайшет, который обеспечит дополнительный выход кузбасских и тувинских углей на Транссиб и далее в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, и комплексной реконструкции подходов к портам Азово-Черноморского бассейна, в первую очередь – строительство обхода Краснодарского узла. Всего на реализацию государственных проектов за счёт средств господдержки, а также собственных и заёмных средств компании за три года планируется направить 418 млрд рублей, или 33% от общего объёма инвестиционного бюджета компании. При этом объём господдержки инвестпрограммы «РЖД», включая средства Фонда национального благосостояния, а также средства, направляемые в уставный капитал компании в рамках текущего бюджетного цикла, составит порядка 352 млрд рублей, в том числе это будут средства бюджета Москвы как субъекта Федерации примерно в сумме 15,5 млрд рублей.
Другим важным направлением использования инвестиционных средств компании являются проекты, не предусматривающие такого масштабного нового строительства, но также направленные на снятие инфраструктурных ограничений железнодорожной сети. На их реализацию в ближайшую трёхлетку предусмотрено 360 млрд рублей, в следующем году 125,7 млрд, или 29% от общего объёма инвестиционной программы. Данные средства будут направлены на комплексные проекты по увеличению пропускной способности железнодорожной сети, реконструкцию путей, строительство и реконструкцию искусственных сооружений. В целом в рамках инвестпрограммы за три года будет реконструировано более 9,3 тыс. км железнодорожных путей, 660 км контактной сети и порядка 245 км автоблокировки.
На обновление подвижного состава в 2015–2016 годах планируется направить также весьма существенные средства – 281,5 млрд рублей, в том числе в 2015 году эта сумма более 101 млрд рублей. Основная доля данных средств – 224,5 млрд – приходится на обновление тягового подвижного состава. Инвестиции, которые предусмотрены проектом предлагаемого инвестиционного бюджета, позволят закупить в ближайшие три года 1529 новых локомотивов, в том числе в следующем году – 629 единиц и по 450 единиц в 2015 и 2016 годах. При этом будут закуплены локомотивы увеличенной производительности, повышенной энергоэффективности, по сравнению с эксплуатируемыми в настоящее время аналогами, которые уже, так сказать, предлагает наша российская промышленность.
133,5 млрд рублей в 2015–2016 годах планируется направить на обеспечение технологической устойчивости производственного процесса, повышения безопасности движения поездов, поддержание существующей пропускной способности, а также на проекты по обеспечению транспортной и пожарной безопасности и обновлению объектов гражданской обороны, в том числе в следующем году эта сумма составит более 45 млрд рублей.
Инвестиции, которые предусмотрены проектом предлагаемого инвестиционного бюджета, позволят закупить в ближайшие три года 1529 новых локомотивов, в том числе в следующем году – 629 единиц и по 450 единиц в 2015 и 2016 годах.
«РЖД» для реализации заявленного объёма инвестпрограммы продолжит дальнейшее наращивание кредитного портфеля. В соответствии с прогнозом, дефицит финансирования инвестпрограммы, покрываемый за счёт размещения инфраструктурных облигаций и еврооблигаций компании, в следующем году составит порядка 124 млрд рублей. И здесь очень важным моментом является сохранение возможности выкупа в следующем году Внешэкономбанком инфраструктурных облигаций «РЖД» (это мы обсуждали в рамках совещаний и с ВЭБом, естественно) в объёме не менее 50 млрд рублей на ранее согласованных Правительством условиях. При этом общий кредитный портфель к уровню текущего года вырастет чуть более чем на 58 млрд рублей и суммарно составит почти 685 млрд рублей при коэффициенте долг/EBIDA, который достигнет уровня 2,6. В 2017 году размер кредитной задолженности составит уже более 750 млрд рублей, но хочу обратить внимание, что соотношение долг/EBIDA останется тем же – 2,6.
Необходимо также отметить, что с учётом вышесказанного финплан и инвестпрограмма сбалансированы, в целом отвечают поставленным задачам, рассмотрены также всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Для сбалансированности финансового плана и инвестпрограммы в среднесрочной перспективе нам необходимо принятие тех конкретных решений по заморозке и снижению закупочных цен, о которых мы говорили, когда принималось решение по так называемому обнулению тарифов.
Первое. Экспертный совет считает, что осуществление программы содержания пути должно являться приоритетом. Данную программу необходимо выполнить в полном и первоначально запланированном объёме. В этих целях рекомендуется поддержать выделение ОАО «РЖД» субсидии на ремонт инфраструктуры из средств федерального бюджета в размере 26 млрд рублей.
Второе. Необходимо оптимизировать инвестиционную программу и финансовый план частными инвестициями в отрасль. В частности, обновление парка магистральных локомотивов на железнодорожном транспорте может происходить как за счёт «РЖД», так и за счёт частных инвестиций. Хотелось бы сделать конкретное предложение по привлечению частных инвестиций в локомотивный парк. Это предложение ОАО «РЖД» –рассмотреть возможность объявить публичную оферту на долгосрочный операционный лизинг частных локомотивов. С одной стороны, это не увеличит долговую нагрузку на компанию, с другой – даст возможность включить дополнительные ресурсы в обновление тягового подвижного состава. Также, по мнению экспертов, следует обратить внимание на привлечение частных инвестиций в объекты железнодорожной инфраструктуры, возвратность которых должна обеспечиваться стимулирующими тарифами.
Третьим направлением по оптимизации финплана и инвестпрограммы должно стать повышение эффективности работы с дочерними обществами. Все виды бизнеса, находящиеся в ДЗО, должны сохраняться только при условиях высокой доходности, в противном случае – подлежать продаже. Инвестпрограмма не должна содержать расходов на деятельность ДЗО. Так, при введении системы долгосрочного субсидирования пригородных перевозок, которая подготовлена по поручению Аркадия Владимировича Дворковича, необходимо в будущем исключить такие расходы, как закупка моторвагонного подвижного состава, приобретение которого должно происходить или за счёт пригородных компаний, или за счёт субсидий субъектов Российской Федерации.
Четвёртое. После создания системы общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий необходимо вернуться к рассмотрению инвестпроектов ОАО «РЖД», так как по завершении формирования системы стандартов и форм по раскрытию информации инвестпроекты должны быть подвергнуты технологическому ценовому аудиту. Экспертное сообщество должно обладать полной информацией о том, как реализация того или иного инвестпроекта повлияет на важнейшие технологические, экономические показатели работы железнодорожного транспорта. Данную работу необходимо проводить на регулярной плановой основе. Считаем также, что общественный контроль должен затрагивать не только инвестиционную деятельность, но также и закупочную. Необходимо создать в субъектах естественных монополий прозрачную систему закупок по аналогии с госзакупками, и первым шагом в данном направлении должно стать формирование уже в ноябре этого года совета потребителей услуг ОАО «РЖД», практические наработки которого могут применяться и к другим монополиям.
Предложенные рекомендации, как представляется, позволят повысить эффективность деятельности ОАО «РЖД» в процессе осуществления инвестиционной деятельности, что с одной стороны позволит повысить эффективность функционирования железнодорожной системы страны, определяя достижения поставленных стратегических целей ее развития, а с другой стороны сможет служить объектом заимствования для других компаний, как для осуществления инвестиционной деятельности в сфере железнодорожного транспорта, так и для других сфер, что в целом может повысить эффективность и конкурентоспособность экономики страны.
Заключение
Инвестиционная деятельность в той или иной степени присуща любому предприятию. Она представляет собой один из наиболее важных аспектов функционирования любой коммерческой организации. Причинами, обуславливающими необходимость инвестиций, являются обновление имеющейся материально-технической базы, наращивание объемов производства, освоение новых видов деятельности.
Управление инвестиционными процессами решает задачи, связанные с вложениями денежных средств в долгосрочные материальные и финансовые активы, представляет собой наиболее важный и сложный раздел инвестиционного менеджмента.
Основной целью инвестиционной политики предприятия является создание оптимальных условий для вложения собственных и заемных финансовых и иных ресурсов, обеспечивающих возрастание доходов на вложенный капитал, для расширения экономической деятельности предприятия, создания лучших условий для победы в конкурентной борьбе.
В области работы с частными инвесторами можно выделить ряд проблем, в частности: низкая конкурентоспособность инвестиционных проектов, высокие барьеры входа на рынок перевозок, неопределенность приоритетных сфер частного инвестирования, отсутствие эффективной методики прогнозирования эффективности инвестиционных проектов и т.д.
Решение указанных проблем возможно с реализацией следующий рекомендаций:
- проведение комплексного анализа всех аспектов деятельности компании и выявление перспективных областей для частного финансирования инвестиционных проектов, а также особенностей работы с частными инвесторами по каждой области,
- использование государственно-частного партнерства в том числе в связках РФ – ОАО «РЖД» - частные инвесторы, в которых общество может выступать еще и как координатор отношений других участников,