Файл: Проблема мобилизации и эффективного использования инвестиций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Всего на реализацию проектов, связанных с выполнением поручений Правительства Российской Федерации, в 2014 году было направлено 68,2 млрд рублей, что составляет около четверти от всего инвестиционного бюджета компании.

46,7 млрд рублей в 2014 году направлено на проекты, связанные с обеспечением безопасности. Основную часть инвестиционных средств направлялась на обновление устройств автоматики и телемеханики, оборудования и устройств электроснабжения и связи, а также на внедрение двусторонней автоблокировки.

Другим важным направлением инвестирования средств компании являются мероприятия по снятию инфраструктурных ограничений железнодорожной инфраструктуры, на реализацию которых в 2014 году предусмотрено 140,5 млрд рублей.

Данные средства были направлены на комплексные проекты по увеличению пропускной способности железнодорожной сети.

В 2014 году продолжалась реализация мероприятий по реконструкции участка Мга - Гатчина - Веймарн - Ивангород и железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива, организации скоростного пассажирского движения на участке С.Петербург - Бусловская (2 этап), развитию участка Тобольск - Сургут - Коротчаево, комплексной реконструкции участка Трубная – В.Баскунчак – Аксарайская.

При этом инвестиции компании направлялись не только на развитие инфраструктуры, но и на проекты обновления, реализация которых необходима для обеспечения устойчивой и безопасной работы железнодорожного транспорта: реконструкции железнодорожного пути, строительства и реконструкции искусственных сооружений.

Для выполнения мероприятий по реконструкции железнодорожного пути в 2014 году предусмотрено 84,0 млрд рублей, что позволило реконструировать 3950 тыс. км железнодорожного пути.

На обновление подвижного состава в 2014 году направлено 104,7 млрд рублей. Основная доля данных средств (84,1 млрд рублей) приходится на обновление тягового подвижного состава. Инвестиции, предусмотренные проектом инвестиционного бюджета, позволили закупить в 2014 году 660 новых локомотивов.

На прочие проекты было предусмотрено 23,8 млрд рублей. В них включаются мероприятия по повышению транспортной доступности для населения страны, а именно обновление инфраструктуры пассажирского комплекса пригородного и дальнего сообщения, внедрение ресурсосберегающих технологий, развитие социальной сферы и др.

Важно отметить, что несмотря на заявленную подчиненность инвестиционной стратегии задачам, поставленным правительством, в этом направлении существуют достаточно серьезная критика.


Система управления инвестиционной деятельностью ОАО «РЖД» базируется на внутренних нормативно-методических документах, к числу которых относятся, например, «Положение об управлении инвестиционной деятельностью», «Регламент управления инвестиционной деятельностью», шаблоны заявок и форм. Система предусматривает автоматизированное управление инвестиционной деятельностью с использованием прикладной программы «АСУ-Инвест», в которой выделены три основных функциональных модуля:

- модуль создания программы,

- модуль контроля выполнения проектов,

- модуль постинвестиционного мониторинга.

Сравнительный анализ источников привлечения инвестиций ОАО «РЖД»

Проведенный анализ инвестиционной деятельности ОАО «Российские железные дороги» позволяет выделить следующие категории инвестиций общества (табл. 7).

Таблица 7 -Классификация инвестиций железнодорожного транспорта

Признак классификации

Характеристика инвестиций

По форме вложения

Денежные

Натуральные

По уровню инвестора

Федеральные

Региональные

Местной администрации

Предприятий и организаций

Частные

По источникам финансирования

Бюджетные

Собственные

Привлеченные

Заемные

По системному признаку

Прямые

Сопутствующие

Сопряженные

Прочие

По сфере вложений

Производственные

Непроизводственные

По воспроизводственной структуре

На новое строительство

Расширение

Реконструкцию

Техническое перевооружение

По технологической структуре

Строительно-монтажные работы

Оборудование

Инструмент

Инвентарь

Проектно-изыскательские работы

Прочие

По видам объекта инвестирования

Железные дороги

Производственные объекты

Жилье

Непроизводственные объекты

Прочие объекты

По сложности природных условий

Благоприятные

Менее благоприятные

Неблагоприятные

Особо неблагоприятные


Все указанные виды инвестиций применяются для того, чтобы повысить эффективность работы ОАО «РЖД» в рамках реализации целей стратегического развития железнодорожного транспорта РФ. В свою очередь в Стратегии, уже рассмотренной ранее, присутствуют прогнозные данные по финансированию инвестиционных проектов, в том числе и в разрезе источников финансирования по минимальному и максимальному варианту реализации стратегии.

Среди источников финансирования проектов, таким образом, можно выделить средства бюджетов (Федерального и региональных), а также средства частных инвесторов, в которые на ряду с ОАО «РЖД», чья доля среди всех инвесторов по прогнозам максимальна (59,9% по минимальному варианту стратегии и 55,8% по максимальному варианту), отмечены также другие частные инвесторы. При этом возможности привлечения частного инвестиционного капитала предусмотрены лишь для ряда проектов (рис. 3).

Рисунок 6 Источники финансирования инвестиций по проектам

Прежде всего, внешние источники финансирования ориентированы на использование средств бюджетов федерального и регионального уровня, а также средств ОАО «РЖД». Участие частных инвесторов предполагается в рамках инвестирования проектов для линий следующих типов: грузообразующие, технологические и высокоскоростные. При этом ориентация идет, прежде всего, на конечных пользователей указанных линий.

Таким образом, объекты социального и стратегического значения инвестируются за счет внешних средств, полученных от бюджетов различных уровней. Средства крупнейших компаний используются на осуществление проектов, ориентированных на расширение сети железных дорог и их эффективности по направлениям, которые они могут использовать в своей деятельности (например, для развития станций примыкания для повышения грузооборота и присоединением путей промышленных предприятий к общей сети используются средства таким компаний как ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез», ООО «Петро-Гранит», ОАО «Михайловский ГОК», ЗАО «Калужский научно-производственный электрометаллургический завод» и других [14]). Данное направление достаточно перспективно для использования. В частности по причине того, что крупнейшие промышленные предприятия имеют в своей собственности часть железнодорожной инфраструктуры, необходимой им в основной деятельности, соединение же ее с общей железнодорожной сетью страны позволит повысить их эффективность, что делает подобные проекты целесообразными для частных инвесторов, а также повысит величину грузооборота и эффективность работы ОАО «РЖД» с такими компаниями, что определяет важность реализации таких проектов в рамках стратегии развития холдинга ОАО «РЖД» и сети железных дорог России.


Отметим, что особенности данного распределения во многом, помимо перспективности проекта для того или иного инвестора, определены законодательными ограничениями, связанными с оборотом имущества ОАО «РЖД». Таким образом, инвестиции по направлениям проектов среди всех инвесторов распределяются следующим образом (табл. 8).

Таблица 8 -Распределение источников инвестиций в разрезе направлений реализации проектов, %

Категория линий

Федеральный бюджет

Региональные бюджеты

Частные инвестиции

Средства холдинга «РЖД»

Строительство новых железнодорожных линий

65,8

9,2

22,7

2,3

Стратегические

100

-

-

-

Социально-значимые

70

30

-

-

Грузообразующие

50

-

50

-

Технологические

50

5

35

10

Высокоскоростные магистрали

50

25

25

Развитие существующих объектов железнодорожного транспорта

3,2

96,8

Модернизация существующих объектов железнодорожного транспорта

100

Развитие пропускных способностей существующей инфраструктуры (строительство дополнительных главных путей)

18

82

Обновление подвижного состава

2,7

27,9

69,4

Локомотивы

15

85

Грузовые вагоны

50

50

Пассажирские вагоны

15

85

Моторвагонный подвижной состав

50

50

Итого

24,1

4,3

18,9

52,7

Отметим, что операторы и собственники подвижного состава, помимо уже указанных промышленных предприятий и ОАО «РЖД», осуществляющие предоставление услуг по перевозкам пассажиров и грузов по сети железных дорог России также инвестируют, ориентируясь, прежде всего, на развитие парка подвижного состава. В данном случае они не рассматриваются в виду ограниченности объекта исследования холдингом ОАО «РЖД».


При этом структура заемных средств ОАО «РЖД» (табл. 9) позволяет сделать вывод об использовании в инвестиционной деятельности, прежде всего, путем размещения облигаций, которые размещаются и торгуются на бирже ММВБ-РТС и Ирландской фондовой бирже.

Таблица 9 -Динамика заемных средств (займы и облигации) ОАО «РЖД» по срокам привлечения (в среднем за год), млн. руб.

год

Займы, в том числе:

Кратко-срочные

Долго-срочные

Облигации, в том числе:

краткосрочные

долгосрочные

Всего:

2004

12065

12065

-

6029,9

2008,7

4021,2

18095

2005

24023

15319

8704,1

22637

2008,7

20629

46660

2006

25412

8370,7

17041

38363

7027,3

31335

63774

2007

33099

18802

14297

36486

7027,3

29459

69585

2008

133191

94053

39138

55088

7160,3

47928

188279

2009

164150

82736

81414

148357

15857

132500

312508

2010

110830

15871

94960

204952

20717

184235

315783

В ср. за год

71824

35317

36508

73131

8829,6

64301

144955

ОАО «РЖД» в качестве источников заемного капитала для финансирования инвестиций используют помимо облигаций и банковских займов также синдицированные кредиты и проектное финансирование.

Подходы ОАО «РЖД» к формированию инвестиционной программы кардинально меняются. В 2012 году и Компания, и государство пересмотрели свои взгляды по вопросам определения источников финансирования инвестиционной программы ОАО «РЖД» и выбора приоритетных направлений развития железнодорожной инфраструктуры.