Файл: Проблема мобилизации и эффективного использования инвестиций.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические и методические основы инвестиционной политики предприятия
1.1 Сущность и принципы инвестиционной политики предприятия
1.2 Виды и этапы инвестиционной политики предприятия
1.3 Подходы к выбору инвестиционной политики предприятия
2 Инвестиционная политика на примере ОАО «РЖД»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «РЖД»
2.2 Инвестиционная стратегия ОАО «РЖД» в контексте основных целей развития компании
Всего на реализацию проектов, связанных с выполнением поручений Правительства Российской Федерации, в 2014 году было направлено 68,2 млрд рублей, что составляет около четверти от всего инвестиционного бюджета компании.
46,7 млрд рублей в 2014 году направлено на проекты, связанные с обеспечением безопасности. Основную часть инвестиционных средств направлялась на обновление устройств автоматики и телемеханики, оборудования и устройств электроснабжения и связи, а также на внедрение двусторонней автоблокировки.
Другим важным направлением инвестирования средств компании являются мероприятия по снятию инфраструктурных ограничений железнодорожной инфраструктуры, на реализацию которых в 2014 году предусмотрено 140,5 млрд рублей.
Данные средства были направлены на комплексные проекты по увеличению пропускной способности железнодорожной сети.
В 2014 году продолжалась реализация мероприятий по реконструкции участка Мга - Гатчина - Веймарн - Ивангород и железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива, организации скоростного пассажирского движения на участке С.Петербург - Бусловская (2 этап), развитию участка Тобольск - Сургут - Коротчаево, комплексной реконструкции участка Трубная – В.Баскунчак – Аксарайская.
При этом инвестиции компании направлялись не только на развитие инфраструктуры, но и на проекты обновления, реализация которых необходима для обеспечения устойчивой и безопасной работы железнодорожного транспорта: реконструкции железнодорожного пути, строительства и реконструкции искусственных сооружений.
Для выполнения мероприятий по реконструкции железнодорожного пути в 2014 году предусмотрено 84,0 млрд рублей, что позволило реконструировать 3950 тыс. км железнодорожного пути.
На обновление подвижного состава в 2014 году направлено 104,7 млрд рублей. Основная доля данных средств (84,1 млрд рублей) приходится на обновление тягового подвижного состава. Инвестиции, предусмотренные проектом инвестиционного бюджета, позволили закупить в 2014 году 660 новых локомотивов.
На прочие проекты было предусмотрено 23,8 млрд рублей. В них включаются мероприятия по повышению транспортной доступности для населения страны, а именно обновление инфраструктуры пассажирского комплекса пригородного и дальнего сообщения, внедрение ресурсосберегающих технологий, развитие социальной сферы и др.
Важно отметить, что несмотря на заявленную подчиненность инвестиционной стратегии задачам, поставленным правительством, в этом направлении существуют достаточно серьезная критика.
Система управления инвестиционной деятельностью ОАО «РЖД» базируется на внутренних нормативно-методических документах, к числу которых относятся, например, «Положение об управлении инвестиционной деятельностью», «Регламент управления инвестиционной деятельностью», шаблоны заявок и форм. Система предусматривает автоматизированное управление инвестиционной деятельностью с использованием прикладной программы «АСУ-Инвест», в которой выделены три основных функциональных модуля:
- модуль создания программы,
- модуль контроля выполнения проектов,
- модуль постинвестиционного мониторинга.
Сравнительный анализ источников привлечения инвестиций ОАО «РЖД»
Проведенный анализ инвестиционной деятельности ОАО «Российские железные дороги» позволяет выделить следующие категории инвестиций общества (табл. 7).
Таблица 7 -Классификация инвестиций железнодорожного транспорта
Признак классификации |
Характеристика инвестиций |
|||||||||
По форме вложения |
Денежные |
Натуральные |
||||||||
По уровню инвестора |
Федеральные |
Региональные |
Местной администрации |
Предприятий и организаций |
Частные |
|||||
По источникам финансирования |
Бюджетные |
Собственные |
Привлеченные |
Заемные |
||||||
По системному признаку |
Прямые |
Сопутствующие |
Сопряженные |
Прочие |
||||||
По сфере вложений |
Производственные |
Непроизводственные |
||||||||
По воспроизводственной структуре |
На новое строительство |
Расширение |
Реконструкцию |
Техническое перевооружение |
||||||
По технологической структуре |
Строительно-монтажные работы |
Оборудование |
Инструмент |
Инвентарь |
Проектно-изыскательские работы |
Прочие |
||||
По видам объекта инвестирования |
Железные дороги |
Производственные объекты |
Жилье |
Непроизводственные объекты |
Прочие объекты |
|||||
По сложности природных условий |
Благоприятные |
Менее благоприятные |
Неблагоприятные |
Особо неблагоприятные |
Все указанные виды инвестиций применяются для того, чтобы повысить эффективность работы ОАО «РЖД» в рамках реализации целей стратегического развития железнодорожного транспорта РФ. В свою очередь в Стратегии, уже рассмотренной ранее, присутствуют прогнозные данные по финансированию инвестиционных проектов, в том числе и в разрезе источников финансирования по минимальному и максимальному варианту реализации стратегии.
Среди источников финансирования проектов, таким образом, можно выделить средства бюджетов (Федерального и региональных), а также средства частных инвесторов, в которые на ряду с ОАО «РЖД», чья доля среди всех инвесторов по прогнозам максимальна (59,9% по минимальному варианту стратегии и 55,8% по максимальному варианту), отмечены также другие частные инвесторы. При этом возможности привлечения частного инвестиционного капитала предусмотрены лишь для ряда проектов (рис. 3).
Рисунок 6 Источники финансирования инвестиций по проектам
Прежде всего, внешние источники финансирования ориентированы на использование средств бюджетов федерального и регионального уровня, а также средств ОАО «РЖД». Участие частных инвесторов предполагается в рамках инвестирования проектов для линий следующих типов: грузообразующие, технологические и высокоскоростные. При этом ориентация идет, прежде всего, на конечных пользователей указанных линий.
Таким образом, объекты социального и стратегического значения инвестируются за счет внешних средств, полученных от бюджетов различных уровней. Средства крупнейших компаний используются на осуществление проектов, ориентированных на расширение сети железных дорог и их эффективности по направлениям, которые они могут использовать в своей деятельности (например, для развития станций примыкания для повышения грузооборота и присоединением путей промышленных предприятий к общей сети используются средства таким компаний как ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез», ООО «Петро-Гранит», ОАО «Михайловский ГОК», ЗАО «Калужский научно-производственный электрометаллургический завод» и других [14]). Данное направление достаточно перспективно для использования. В частности по причине того, что крупнейшие промышленные предприятия имеют в своей собственности часть железнодорожной инфраструктуры, необходимой им в основной деятельности, соединение же ее с общей железнодорожной сетью страны позволит повысить их эффективность, что делает подобные проекты целесообразными для частных инвесторов, а также повысит величину грузооборота и эффективность работы ОАО «РЖД» с такими компаниями, что определяет важность реализации таких проектов в рамках стратегии развития холдинга ОАО «РЖД» и сети железных дорог России.
Отметим, что особенности данного распределения во многом, помимо перспективности проекта для того или иного инвестора, определены законодательными ограничениями, связанными с оборотом имущества ОАО «РЖД». Таким образом, инвестиции по направлениям проектов среди всех инвесторов распределяются следующим образом (табл. 8).
Таблица 8 -Распределение источников инвестиций в разрезе направлений реализации проектов, %
Категория линий |
Федеральный бюджет |
Региональные бюджеты |
Частные инвестиции |
Средства холдинга «РЖД» |
Строительство новых железнодорожных линий |
65,8 |
9,2 |
22,7 |
2,3 |
Стратегические |
100 |
- |
- |
- |
Социально-значимые |
70 |
30 |
- |
- |
Грузообразующие |
50 |
- |
50 |
- |
Технологические |
50 |
5 |
35 |
10 |
Высокоскоростные магистрали |
50 |
25 |
25 |
|
Развитие существующих объектов железнодорожного транспорта |
3,2 |
96,8 |
||
Модернизация существующих объектов железнодорожного транспорта |
100 |
|||
Развитие пропускных способностей существующей инфраструктуры (строительство дополнительных главных путей) |
18 |
82 |
||
Обновление подвижного состава |
2,7 |
27,9 |
69,4 |
|
Локомотивы |
15 |
85 |
||
Грузовые вагоны |
50 |
50 |
||
Пассажирские вагоны |
15 |
85 |
||
Моторвагонный подвижной состав |
50 |
50 |
||
Итого |
24,1 |
4,3 |
18,9 |
52,7 |
Отметим, что операторы и собственники подвижного состава, помимо уже указанных промышленных предприятий и ОАО «РЖД», осуществляющие предоставление услуг по перевозкам пассажиров и грузов по сети железных дорог России также инвестируют, ориентируясь, прежде всего, на развитие парка подвижного состава. В данном случае они не рассматриваются в виду ограниченности объекта исследования холдингом ОАО «РЖД».
При этом структура заемных средств ОАО «РЖД» (табл. 9) позволяет сделать вывод об использовании в инвестиционной деятельности, прежде всего, путем размещения облигаций, которые размещаются и торгуются на бирже ММВБ-РТС и Ирландской фондовой бирже.
Таблица 9 -Динамика заемных средств (займы и облигации) ОАО «РЖД» по срокам привлечения (в среднем за год), млн. руб.
год |
Займы, в том числе: |
Кратко-срочные |
Долго-срочные |
Облигации, в том числе: |
краткосрочные |
долгосрочные |
Всего: |
2004 |
12065 |
12065 |
- |
6029,9 |
2008,7 |
4021,2 |
18095 |
2005 |
24023 |
15319 |
8704,1 |
22637 |
2008,7 |
20629 |
46660 |
2006 |
25412 |
8370,7 |
17041 |
38363 |
7027,3 |
31335 |
63774 |
2007 |
33099 |
18802 |
14297 |
36486 |
7027,3 |
29459 |
69585 |
2008 |
133191 |
94053 |
39138 |
55088 |
7160,3 |
47928 |
188279 |
2009 |
164150 |
82736 |
81414 |
148357 |
15857 |
132500 |
312508 |
2010 |
110830 |
15871 |
94960 |
204952 |
20717 |
184235 |
315783 |
В ср. за год |
71824 |
35317 |
36508 |
73131 |
8829,6 |
64301 |
144955 |
ОАО «РЖД» в качестве источников заемного капитала для финансирования инвестиций используют помимо облигаций и банковских займов также синдицированные кредиты и проектное финансирование.
Подходы ОАО «РЖД» к формированию инвестиционной программы кардинально меняются. В 2012 году и Компания, и государство пересмотрели свои взгляды по вопросам определения источников финансирования инвестиционной программы ОАО «РЖД» и выбора приоритетных направлений развития железнодорожной инфраструктуры.