Файл: Проблема мобилизации и эффективного использования инвестиций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Показатель собственных оборотных средств (СОС)

Значение показателя

Излишек (недостаток)*

на начало анализируемого периода (31.12.2012)

на конец анализируемого периода (31.12.2014)

на 31.12.2012

на 31.12.2013

на 31.12.2014

1

2

3

4

5

6

  СОС1 (рассчитан без учета долгосрочных и краткосрочных пассивов)

-584 101

-941 089

-661 251

-875 398

-1 010 086

  СОС2 (рассчитан с учетом долгосрочных пассивов; фактически равен чистому оборотному капиталу, Net Working Capital)

-147 023

-135 379

-224 173

-209 046

-204 376

  СОС3 (рассчитанные с учетом как долгосрочных пассивов, так и краткосрочной задолженности по кредитам и займам)

-86 856

5 130

-164 006

-172 089

-63 867

Поскольку на последний день анализируемого периода наблюдается недостаток собственных оборотных средств, рассчитанных по всем трем вариантам, финансовое положение организации по данному признаку можно характеризовать как неудовлетворительное. Несмотря на неудовлетворительную финансовую устойчивость, следует отметить, что два из трех показателей покрытия собственными оборотными средствами запасов за два последних года улучшили свои значения.

Рисунок 3 – Собственные оборотные средства организации

Ниже в таблице приведены основные финансовые результаты деятельности ОАО "Российские железные дороги" в течение анализируемого периода.

Таблица 4 - Основные финансовые результаты деятельности ОАО "Российские железные дороги"

Показатель

Значение показателя, млн. руб.

Изменение показателя

Средне-
годовая
величина, млн. руб.

2013 г.

2014 г.

млн. руб.
(гр.3 - гр.2)

± %
((3-2) : 2)

1

2

3

4

5

6

1. Выручка

1 376 582

1 401 729

+25 147

+1,8

1 389 156

2. Расходы по обычным видам деятельности

1 317 802

1 343 233

+25 431

+1,9

1 330 518

3. Прибыль (убыток) от продаж  (1-2)

58 780

58 496

-284

-0,5

58 638

4. Прочие доходы и расходы, кроме процентов к уплате

-14 193

-63 041

-48 848

-38 617

5. EBIT (прибыль до уплаты процентов и налогов) (3+4)

44 587

-4 545

-49 132

20 021

6. Проценты к уплате

25 188

34 693

+9 505

+37,7

29 941

7. Изменение налоговых активов и обязательств, налог на прибыль и прочее

-18 659

-4 840

+13 819

-11 750

8. Чистая прибыль (убыток)  (5-6+7)

740

-44 078

-44 818

-21 669

Справочно:
Совокупный финансовый результат периода

740

-44 078

-44 818

-21 669

Изменение за период нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) по данным бухгалтерского баланса   (измен. стр. 1370)

3 356

-32 667

х

х

х


В течение анализируемого периода имело место незначительное повышение выручки до 1 401 729 млн. руб. (+25 147 млн. руб.).

За последний год прибыль от продаж составила 58 496 млн. руб. За рассматриваемый период (с 31 декабря 2012 г. по 31 декабря 2014 г.) финансовый результат от продаж несколько уменьшился.

Изучая расходы по обычным видам деятельности, следует отметить, что организация не использовала возможность учитывать общехозяйственные расходы в качестве условно-постоянных, включая их ежемесячно в себестоимость производимой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг). Это и обусловило отсутствие показателя "Управленческие расходы" за отчетный период в форме №2.

Изменение отложенных налоговых активов, отраженное в форме №2 (стр. 2450) за последний отчетный период, не соответствует изменению данных по строке 1180 "Отложенные налоговые активы" Баланса. Аналогичная проблема имеет место и с показателем отложенных налоговых обязательств – данные "Отчета о финансовых результатах" расходятся с соответствующим показателем бухгалтерского баланса. Подтверждением выявленной неточности является и то, что даже в сальдированном виде отложенные налоговые активы и обязательства в форме №1 и форме №2 за последний отчетный период расходятся.

Изменение выручки наглядно представлено ниже на рисунке 4.

Рисунок 4 – Динамика выручки и чистой прибыли

Анализ рентабельности мы представили в таблице 5.

Таблица 5 - Анализ рентабельности ОАО «РЖД»

Показатели рентабельности

Значения показателя (в %, или в копейках с рубля)

Изменение показателя

2013 г.

2014 г.

коп.,
(гр.3 - гр.2)

± %
((3-2) : 2)

1

2

3

4

5

1. Рентабельность продаж (величина прибыли от продаж в каждом рубле выручки). Нормальное значение для данной отрасли: 12% и более.

4,3

4,2

-0,1

-2,3

2. Рентабельность продаж по EBIT (величина прибыли от продаж до уплаты процентов и налогов в каждом рубле выручки).

3,2

-0,3

-3,5

3. Рентабельность продаж по чистой прибыли (величина чистой прибыли в каждом рубле выручки).

0,1

-3,1

-3,2

Cправочно:
Прибыль от продаж на рубль, вложенный в производство и реализацию продукции (работ, услуг)

4,5

4,4

-0,1

-2,4

Коэффициент покрытия процентов к уплате (ICR), коэфф. Нормальное значение: 1,5 и более.

1,8

-0,1

-1,9


За период 01.01–31.12.2014 организация получила прибыль от продаж и убыток в целом от финансово-хозяйственной деятельности, что и обусловило положительные значения первого и отрицательные значения двух других показателей рентабельности, приведенных в таблице.

Тем не менее, имеет место падение рентабельности продаж по сравнению с данным показателем за период 01.01–31.12.2013.

Рисунок 5 – Динамика показателей рентабельности продаж

Анализ показателей автономии, концентрации заемного капитала, соотношения заемного и собственного капитала, структуры долгосрочных вложений, устойчивости финансирования свидетельствуют о достаточно высоком уровне финансовой устойчивости предприятия. При этом поскольку средства предприятия представлены в основном собственным капиталом можно констатировать низкую зависимость общества от заемных средств. Это обстоятельство в частности может рассматриваться как свидетельство о достаточной перспективности использования в качестве внешних источников финансирования инвестиций заемный капитал.

Среди показателей финансовой устойчивости негативную сторону для организации демонстрирует показатель маневренности собственных средств, что, однако, во многом связано со спецификой деятельности организации, которая отражается в отсутствии у предприятия собственных оборотных средств.

Платежеспособность предприятия также достаточно высока, однако в динамике ее показателей (коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент текущей ликвидности) в рассматриваемом временном периоде сложно выделить какие-либо определенные тенденции. Тем не менее, снижение показателей ликвидности может рассматриваться как отражение влияния негативных факторов развития компании. Более конкретные выводы на эту тему можно сделать только в случае, анализа более длительного периода или будущих результатов деятельности предприятия.

Рентабельность деятельности ОАО «РЖД» в динамике показателей демонстрирует влияние отрицательных факторов. Прежде всего, это связано с низкой прибыльностью предприятия в связи с тем, что, выполняя функции социального перевозчика, общество осуществляет пассажирские перевозки, выручка от которых едва покрывает затраты на их осуществление. В связи с этим прибыльность по грузовым перевозкам некоторым родов в общей прибыли нивелируется. В целом можно говорить о том, что ОАО «РЖД» развивающаяся компания, которая однако подвержена влиянию некоторых негативных факторов, для снижения которого необходимо в частности проводить посредством грамотной работы в рамках инвестиционной деятельности. В связи с этим важным, представляется рассмотрение перспективных направлений развития ОАО «РЖД».


2.2 Инвестиционная стратегия ОАО «РЖД» в контексте основных целей развития компании

Инвестиционная стратегия ОАО «РЖД» как уже отмечалось выше, базируется на положениях инновационной стратегии («Белая книга ОАО «РЖД») и стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 г. И именно на обеспечение достижения целей, поставленных в указанных стратегических документах, направлена реализация инвестиционной деятельности ОАО «РЖД».

Цели инвестиционной деятельности ОАО «РЖД», таким образом, были уже отмечены ранее. Задачи на краткосрочную перспективу определены инвестиционной программой ОАО «РЖД» и включают:

- количественное и качественное обновление подвижного состава ОАО «РЖД», инвестиционный стратегия источник инвестор

- повышение качества обеспечивающей инфраструктуры железных дорог за счет внедрение в ее систему ее эксплуатации возможностей для пропуска высокоскоростных пассажирских и тяжеловесных грузовых поездов, а также поездов с новыми габаритами,

- ликвидация «узких мест» по основным перевозочным направлениям за счет строительства параллельных линий, развития системы станций, модернизации обеспечивающей перевозки инфраструктуры,

- обеспечение надежности и безопасности процесса перевозок в ходе эксплуатации железнодорожной инфраструктуры за счет снижения износа основных средств, повышения надежности работы оборудования различных типов, используемого в перевозочном процессе и приведение их в соответствие современным требованиям.

Структура капитальных вложений по основным направлениям представлена в таблице 6.

Таблица 6 - Структура капитальных вложений ОАО "РЖД" по направлениям инвестирования (млн. рублей без НДС)

Показатели

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

факт

факт

факт

план

Всего, в том числе:

480 066,9

467 220,1

396 831,1

414 128,6

Проекты, связанные с выполнением поручений Правительства РФ

96 758,3

95 941,1

68 780,9

198 741,6

Организация интермодальных пассажирских перевозок по маршруту Владивосток - аэропорт "Кневичи"

1 460,0

Развитие ж.д. инфраструктуры для обеспечения
транспортного обслуживания XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 г.

7 460,2

1 827,9

Совмещенная (автомобильная и железная) дорога
Адлер – горноклиматический курорт "Альпика-Сервис" со строительством
сплошного второго железнодорожного пути на участке Сочи - Адлер - Веселое

57 978,6

38 800,8

800,0

Развитие инфраструкутры в целях подготовки и проведения Олимпийских игр

6 544,0

5 417,1

Комплексная реконструкция участка м.Горький - Котельниково - Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского узла*

6 451,4

1 518,7

3 838,9

9 933,2

Комплексное развитие участка Междуреченск - Тайшет Красноярской железной дороги

2 199,9

1 709,0

4 830,6

9 715,1

Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей*

4 072,8

21 913,1

124 711,1

Развитие Московского транспортного узла (с учетом строительства дополнительного главного пути на участке Москва - Крюково)**

14 516,2

42 309,4

36 864,2

42 819,4

Строительство вторых ж.д. путей и электрификация уч. Выборг - Приморск - Ермилово

148,0

285,3

534,1

4 562,8

Строительство железнодорожной линии Прохоровка - Журавка - Чертково - Батайск

7 000,0

"Собственные" проекты ОАО "РЖД":

383 308,6

371 279,0

328 050,2

215 387,0

Обеспечение безопасности на ж.д. транспорте

66 858,2

56 107,6

46 744,6

45 091,6

Снятие инфраструктурных ограничений в регионах России

169 342,8

161 435,1

139 928,2

61 295,9

Повышение транспортной доступности для населения страны

21 758,9

17 217,5

12 850,5

5 609,6

Обновление подвижного состава, в т.ч.:

75 520,2

118 682,4

104 703,1

88 477,5

Прочие проекты

49 828,5

17 836,5

23 823,8

14 912,4


Таким образом, Объем инвестиционного бюджета ОАО "РЖД" на 2014 год составляет 396,8 млрд рублей.

В 2014 году ОАО "РЖД" осуществлялось масштабное развитие инфраструктуры. Прежде всего, планы компании направлены на реализацию капиталоемких проектов, значительно влияющих на развитие экономики всей страны.

В первую очередь, это реализация проектов, связанных с выполнением поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

В результате принятых Правительством Российской Федерации решений за счет средств государственной поддержки в 2014 году будут профинансированы мероприятия по модернизации железнодорожной инфраструктуры (БАМа и Транссиба), комплексной реконструкции участка Междуреченск - Тайшет, реконструкции участка М.Горький - Котельниково - Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского узла, а также развитию железнодорожной инфраструктуры Московского транспортного узла.

Реализация проекта развития железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона (БАМ и Транссиб) позволит не только ежегодно дополнительно вывозить 55 млн тонн грузов крупнейшим российским компаниям, но и будет способствовать развитию промышленных предприятий региона, созданию рабочих мест, формированию необходимых экономических условий для эффективного и устойчивого развития Сибири и Дальнего Востока.

Осуществление работ по комплексной реконструкция участка Междуреченск – Тайшет направлено на обеспечение перевозки железнодорожным транспортом грузов пользователей услуг компании и освоение перспективного грузопотока, в первую очередь, с линии Кызыл – Курагино (Элегестского каменноугольного месторождения) в объеме 12 млн т. в год, в направлении портов Дальнего Востока.

Мероприятия по развитию железнодорожной инфраструктуры Московского транспортного узла направлены на повышение пропускной и перерабатывающей способности объектов железнодорожной инфраструктуры в условиях увеличивающихся размеров пассажирского движения на участках Московского железнодорожного узла.

Целью инвестиционного проекта "Комплексная реконструкция участка М.Горький - Котельниково - Тихорецкая - Крымская со строительством обхода Краснодарского узла" является реконструкция железнодорожной инфраструктуры для обеспечения доставки грузов в порты Азово-Черноморского транспортного узла (Новороссийск, Туапсе, Кавказ, Темрюк и новый морской порт Тамань), а также в оптимизации работы Краснодарского узла с переключением грузового движения в обход на участок Тимашевская – Крымская.