Файл: Управление инновационным проектом (на примере ПАО «МОСТОТРЕСТ» Рязанской Территориальной Фирме «Мостоотряд-22»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.07.2023

Просмотров: 207

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты управления инновационной деятельностью и инновационными проектами предприятия 

1.1. Понятие инновационной деятельности предприятия и ее особенности

Глава 2. Анализ инновационная деятельности ПАО «МОСТОТРЕСТ» РТФ «Мостотряд-22»

2.1. Организационно-экономическая характеристика ПАО «МОСТОТРЕСТ» РТФ «Мостотряд-22»

2.2. Оценка инновационной деятельности предприятия

Глава 3. Разработка рекомендаций, направленных на совершенствование инновационной деятельности РТФ «Мостоотряд-22»

3.1. Разработка мероприятий по совершенствованию инновационной деятельности на предприятии

Для разработки мероприятий, направленных на совершенствование инновационной деятельности РТФ «Мостоотряд-22», определим факторы, влияющие на этот процесс. Для проводимой оценки были выбраны показатели, отражающие те или иные внешние и внутренние факторы развития РТФ «Мостоотряд-22».

3.2. Расчет экономической эффективности проектных мероприятий

Заключение

Список литературы

Таким образом, инновационная деятельность нуждается в специфическом виде управления, которое учитывает все вышеперечисленные особенности данной деятельности и основной целью которого является создание среды, благоприятной для стимулирования инноваций. В таком случае можно обозначить и задачи управления, основными из которых являются следующие:

1) управление социальными и психологическими аспектами нововведений;

2) управление маркетинговыми исследованиями при реализации инноваций;

3) управление интеллектуальной собственностью;

4) управление творческим потенциалом сотрудников,

5) обеспечение необходимыми ресурсами;

6) управление рисками[9].

1.2. Основные подходы к организации управления инновационной деятельностью и инновационными проектами на предприятии

Рассмотрение особенностей функций управления инновационной деятельностью проведем на основе следующий общих функций управления: планирование, организация, мотивация и контроль.

Планирование инновационной деятельности заключается в определении направлений инновационной деятельности в соответствие с принятыми прогнозами и предусматривает разработку системы планов, обеспечивающих достижения целей развития.

В зависимости от целей планирования различают следующие стадии планирования стратегическое, тактическое и оперативно-производственное. Стратегическое планирование инновационной деятельности представляет собой процесс формирования стратегии предприятия, обеспечивающей осуществление миссии и достижение хозяйственных целей предприятия в результате его эффективной инновационной деятельности. Принято различат активные (технологические) и пассивные (маркетинговые стратегии). Стратегии первой группы подразделяются на стратегии лидерства и имитационные стратегии («следование за лидером»; «копирование», «зависимость», «усовершенствование»)[10]. К группе маркетинговых стратегий относятся такие стратегии, как дифференциация продукта при помощи инструментов и методов маркетинга, формирование статуса инновационно-ориентированной организации в системе восприятия потребителей, конкурентов, посредников и поставщиков, повышение наукоемкости капитала марки (бренда).

На основе стратегии формируется портфель новшеств и инноваций предприятия[11]. Портфель инноваций представляет собой комплексно-обоснованный перечень новшеств покупных и собственной разработки, подлежащих внедрению в организации. Портфель новшеств представляет собой перечень разработанных организацией новшеств, подлежащих продаже[12].


Тактическое планирование можно назвать средством реализации стратегических планов. Тактический план охватывает период от одного года до двух лет. Как правило, при тактическом планировании разрабатывается бизнес-план, позволяющий оценить целесообразность освоения производства нового продукта, осуществить выбор приоритетных целей инновационного развития, определить показатели производства, товаров и услуг, спрогнозировать издержки и оценить риски.

Бизнес-план содержит такие характеристики проекта, как сроки, объемы необходимых ресурсов, порядок оценки проекта, технические характеристики и внешний вид нового продукта, подчеркиваются его преимущества и отличия от аналогов. Также в бизнес-плане представлен анализ рынка и потребности в новом продукте, указана информация о конкурентах, представлен план маркетинга, план производства и затраты на него, стратегия ценообразования, план материально-технического снабжения. В данном документе содержатся описание системы управления предприятием, план управления персоналом, определен правовой статус промышленного предприятия, юридические аспекты управления интеллектуальной собственностью, основные риски и подходы к управлению ими. Завершается документ финансовым планом инновационного проекта.

К понятию «бизнес-план» близко понятие «проект», отличающегося от первого большей конкретизацией. Проект нововведения - комплект проектной документации по реализации взаимоувязанных по целям, ресурсам, срокам и исполнителям научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение конкретной научно-технической задачи, приводящей к инновации[13].

Оперативно-производственное планирование - это завершающая стадия планирования инновационной деятельности предприятия, состоящая из межцехового и внутрицехового планирования. К задаче первого относится определение плановых заданий всем цехам основного производства. Расчет производственных программ осуществляется в порядке, обратном ходу производственного процесса, то есть сначала производственная программа формируется цехам основной сборки, затем на ее базе - обрабатывающим цехам, и на базе последней - заготовительным цехам[14]. Внутрицеховое планирование обеспечивает разработку заданий для отдельных участков, бригад и рабочих мест цеха.


Реализация функции планирования также связана с определением факторов, оказывающих влияние на инновационную деятельность предприятия. Экономические и технологические факторы (наличие резерва финансовых и материальных средств, состояние научно-технической базы), политические и правовые факторы (законодательные меры антимонопольного, налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства), социально-психологические и культурные факторы (психологический климат, возможность самореализации, реакция на нововведения), организационно-управленческие (организационная структура, стиль управления, согласованность интересов участников инновационной деятельности) способны оказывать как поддержку, так и ограничение инновационной деятельности предприятия. Обобщенная классификация факторов приведена в работе Кулешовой Л. В. и Собченко Н. В. Авторы выделяют внешние и внутренние факторы, факторы экономического и неэкономического характера, прогнозируемые и непрогнозируемые факторы, управляемые и неуправляемые, факторы однократного, периодического и постоянного действия[15].

Кроме этого, следует знать источники инноваций. Инновация может родиться непосредственно из определенных «функциональных» взаимоотношений (автором инновации становится пользователь того или иного продукта, процесса или услуги, производитель продукта, поставщик или кто-то другой, так или иначе включенный в работу с продуктом, процессом или услугой)[16], либо стать результатом технологического трансферта, под которым понимается передача определенных научных или технических знаний и опыта для оказания определенных услуг, выпуска продукции или запуска технологических процессов от одной организации к другой.

Далее следует выделить особенности функции организации инновационной деятельности предприятия.

Во-первых, данная функция заключается в формировании процессов, поддерживающий инновационную деятельность, например, в разработке схемы управления каждой стадией инновационного процесса в хронологической последовательности - от зарождения идеи до ее воплощения в готовом продукте и выводе его на рынок. Обобщенная схема организации инновационного процесса предприятия состоит из следующих стадий:

1.Формирование механизма сбора и анализа идей, появившихся внутри компании или полученных извне, и последующего их запуска в проработку. В случае рождения идей изнутри важно реализовать систему сбора, обработки и обеспечения обратной связи не только идей топ-менеджеров, но и идей руководителей среднего звена, а также рядовых работников. Продвижение внешних идей может осуществлять отдел маркетинга или служба сервиса.


2.Организация подготовки к разработке нового продукта, которая начинается с выполнения предпроектного исследования и завершается запуском проектного управления. В случае четкого обозначения инициатором инновационной идеи требований к новому продукту предоставления достоверной информации об объеме потенциального рынка и возможностях предприятия проектное управление вводится, минуя стадию предпроектного исследования. Вместе с открытием проекта назначается его руководитель, оговариваются ответственность, вопросы и способы взаимодействия всех участников. Важно, чтобы ответственность за проект целиком несла вся команда[17].

3.Организация создания опытного образца с последующим его испытаниями сначала внутри компании, затем у потенциального потребителя. Для проведения внешних испытаний следует выделить специальную группу сотрудников, которая в ходе общения с потребителями сможет получать от них обратную связь.

4.Организация производства и вывод продукции на рынок, которым предшествуют подготовка к серийному выпуску с параллельной подготовкой к продажам.

5.Формирование механизма сбора предложений по усовершенствованию продукта как от потребителей по каналам обратной связи, так и от работников предприятия и организация разработки следующей версии продукта[18].

Во-вторых, функция организации инновационной деятельности подразумевает формирование структур, способствующих инновационной деятельности. При формировании организационной структуры предприятия необходимо в первую очередь учитывать поставленные перед корпорацией цели. В условиях некризисной экономики целью чаще всего является повышение эффективности функционирования организации. Показателями улучшения при этом могут быть сокращение затрат, рост прибыли, улучшения обслуживания покупателей, ускорение технического развития, улучшенная координация деятельности в процессе реализации управленческих решений.

Проведенное в первой главе исследование позволяет сделать следующие выводы.

Инновационная деятельность представляет собой особый вид деятельности, связанный с разработкой, созданием, освоением и коммерциализацией продуктовых и процессных инноваций. Для инновационной деятельности характерны следующие особенности:

  • высокий уровень уникальности целей и задач, новизна, однократность его реализации;
  • целостный характер инновационного проекта, предусматривающий необходимость выполнения значительного числа интегрированных и разнородных работ, привлечения специалистов различного профиля;
  • высокий уровень сложности и низкий уровень технологической регламентации;
  • зависимость результата инновационного проекта от качества кадровых и информационных ресурсов;
  • вероятность внесения корректирующих изменений по задачам и ресурсам проекта в зависимости от текущих результатов;
  • лимитированость бюджета и сроков проекта;
  • нечеткий, вероятностный характер разработки и реализации проекта, повышенные риски участников;
  • чаще всего нематериальный характер промежуточных или конечных результатов инновационного проекта, что влияет на определение стоимости инновационного проекта;
  • сложность привлечения финансовых ресурсов из-за повышенного уровня риска и другие характеристики.

Инновационная деятельность и реализуемые инновационные проекты нуждаются в специфическом виде управления, которое учитывает все особенности данной деятельности и основной целью которого является создание среды, благоприятной для стимулирования инноваций.

Глава 2. Анализ инновационная деятельности ПАО «МОСТОТРЕСТ» РТФ «Мостотряд-22»

2.1. Организационно-экономическая характеристика ПАО «МОСТОТРЕСТ» РТФ «Мостотряд-22»

Рязанская территориальная фирма «Мостоотряд-22» является обособленным подразделением ПАО «МОСТОТРЕСТ». ПАО «МОСТОТРЕСТ» специализируется на строительстве и реконструкции автодорожных, железнодорожных и городских мостов, дорог, а также других инженерных сооружений; оказании сервисных услуг по эксплуатации, содержанию и ремонту автомобильных дорог и мостов; инвестировании в инфраструктурные проекты. Обособленное подразделение «Мостоотряд-22» выделено на самостоятельный баланс.

01 ноября 1968 г. по приказу Мостотреста Главмостстроя Минтрансстроя СССР № 348 от 05 ноября 1968 г. на базе Рязанского участка Мостостроительного отряда № 3 для строительства внеклассного городского моста через реку Оку в городе Рязани был создан Мостостроительный отряд № 22.

За годы своей деятельности «Мостоотряд-22» построил более 50 км мостов и путепроводов, более 75 объектов, среди которых:

  • строительство мостового перехода через реку Оку длиной 10.5 км с мостом длиной 1041м, путепроводом и мостом на грузовом обходе;
  • строительство мостового перехода через реку Оку у г. Мурома;
  • строительство путепроводной развязки на пересечении ул. Циолковского и Куйбышевское шоссе в г. Рязани;
  • строительство мостового перехода через реку Вятку у с. Буйский перевоз;
  • строительство мостового перехода через реку Оку в г. Касимове длиной более 1 км;
  • строительство транспортной развязки в г. Сочи перед Олимпиадой 2014 г.