Файл: Понятие и условия назначения пособия по безработице.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 227

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соответствии со ст. 28 Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации» государство гарантирует безработным гражданам:

  • бесплатное получение информации и услуг при содействии в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве службы занятости;
  • бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации, психологической поддержке профессиональной подготовке, переподготовке и повышение квалификации по направлению службы занятости;
  • выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности;
  • выплату стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации по направлению службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;
  • возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

В полномочия службы занятости входят оказание психологической поддержки и социальная адаптация безработных граждан. При этом Административный регламент предоставления государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 27.11.2007 № 726[16]. В свою очередь, Административный регламент предоставления государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда прописан в Приказе Минтруда России от 09.01.2013 № 3н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда»[17].

При этом, согласно закону РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей, не прерывают трудового стажа.

Закон о занятости не относит материальную помощь безработным к гарантиям социальной поддержки, а именно в ст. 28 «Гарантии социальной поддержки безработных» о ней ничего не говорится. Наверняка это обусловлено тем, что оказание материальной и иной помощи безработным осуществляется по усмотрению службы занятости, это не обязательная выплата.


Пособие по безработице является новым для отечественного законодательства видом социального обеспечения[18].

В литературе можно встретить следующие определения понятия пособия по безработице.

Пособие по безработице - это регулярная государственная социальная денежная выплата лицам, признанными по закону безработными. Данное пособие имеют право получать граждане, зарегистрированные органом службы занятости как безработные, уволенные по любым основаниям, и впервые ищущие работу[19].

Пособие по безработице – это денежные выплаты гражданам оставшимся без работы в рамках государственных социальных программ. Пособие по безработице выплачивается с целью обеспечить временную и частичную компенсацию заработной платы людям, которые невольно остались без постоянной работы. Каждое государство имеет свою собственную программу поддержки безработным гражданам. Как правило, условия выплаты, размер пособия, прекращение выплаты пособия, регулируется на законодательном уровне. В большинстве стран мира, специальные службы занятости предлагают вакасии и возможность пройти переподготовку на период, пока человек признан безработным[20].

Пособие по безработице – это специальная денежная помощь лицам, лишившимся работы в связи с безработицей. Взносы на пособие по безработице чаще всего выплачиваются самими трудящимися и предпринимателями в равных размерах. При всех системах пособие по безработице назначается не на весь период безработицы: в первые 2-7 дней (т.н. период ожидания) пособие не выплачивается. Максимальный срок выплаты 3-24 месяцев; размер пособия по безработице составляет обычно 30-60% заработка. Для получения пособия требуется определённый стаж уплаты взносов, регулярная регистрация на бирже труда, активные самостоятельные поиски работы. Уволенные с работы «за проступки», за участие в забастовке, ушедшие с работы по собственной инициативе, отказавшиеся поступить на предложенную им работу и др. лишаются права на пособие[21].

Пособие по безработице – это регулярная государственная социальная денежная выплата лицам, признанным по закону безработными, в установленном надлежащем порядке[22].

По нашему мнению, пособие по безработице представляет собой регулярную социальную денежную выплату государством лицам, признанными по закону безработными.


Получение пособия по безработице – это мера государственной поддержки, на которую имеют право лица, официально признанные безработными. Во многих ситуациях такое пособие бывает единственным источником получения средств к существованию. Поэтому не стоит этим правом пренебрегать, и если вы не можете трудоустроиться, обязательно нужно оформиться в службе занятости и получать пособие по безработице[23].

Одной из важнейших социальных функций государства является материальная поддержка тех, кто вынужденно потерял работу. Право на пособие по безработице выплачивается гражданину, который признан государственной службой занятости безработным, и выплата начинается с момента признания его таковым.

Пособия по безработице предоставляются государством через системы финансирования – налоги и страхования по безработице в стране. Сотрудники, в том числе работающие на правительство, как правило, имеют право подавать заявки при наступлении страховых случаев за пособием по безработице, когда они страдают от снижения часов работы или потеряли свои рабочие места, например, через финансовые сокращения, закрытия заводов или в случае массовых увольнений.

Помимо права пособия по безработице, безработные также могут иметь право на приобретение временного продления пособия по медицинскому страхованию на себя и своих иждивенцев. Пособия по безработице зависят от государства, но обычно включают в себя денежные компенсации, возможности профессиональной подготовки и поиска работы, повторное трудоустройство для тех, кто прошел обучение (подготовку). Право требований также зависит от государства, но, как правило, безработные должны соответствовать определенным требованиям, чтобы определить размер пособия.

Потеря работы, как правило, не является виной безработных. Например, сотрудники, которые были уволены за нарушение дисциплины, те, кто добровольно ушли в отставку, имеют худшее положение, чем другие, имеющие уважительные причины. Несмотря на это, уволен или ушел в отставку сотрудник, ему нечего терять путем подачи требований пособий по безработице, потому что государственные служащие отдела занятости населения рассматривают каждый случай индивидуально. Не редкость для таких сотрудников, что Закон на их стороне и они могут выиграть при подаче в суд, если они не совершали серьезные грубые проступки[24].

Время, когда уволенные должны были иметь оплачиваемую работу в течение необходимого периода времени, называется «базовый период». Большинство государств считают базовым периодом 1 год из последних пяти кварталов, до подачи заявления на пособия по безработице. Они не должны получать не меньше, чем минимальное количество в базовом периоде, но, как правило, это зависит от государства.


Безработные должны быть готовы и в состоянии работать. Например, безработные, которые вернутся к работе на полный рабочий день могут потерять свои права на получение пособия по безработице. То же самое касается тех, кто стал инвалидом во время получения пособия по безработице, но некоторые люди могут получить право на государственные программы страхования на случай инвалидности.

Минимальная и максимальная компенсация выплат по безработице зависит от государства, но, условно говоря, даже максимальная сумма не такая уж большая в любом государстве. Компенсация может быть уменьшена на федеральный подоходный налог. Например, на момент написания статьи, максимальные пособия по безработице в США составляют $ 450 в неделю ($ 1850 в месяц). Безработные в ряде других государств получают значительно меньше[25].

При установлении размера пособия законодателем всегда правомерен вопрос о том, будет ли оно играть мотивирующую или дестимулирующую роль в поисках работы. Практика показывает: если работник, став безработным, теряет лишь небольшую часть своего дохода, то он может затянуть поиски новой работы ожидая, когда подойдет окончание срока выплаты пособия. Другой дестимулирующий фактор заключается в том, что если уровень пособия по безработице достаточно высок, то соответственно высокими будут и требования безработного к заработной плате на новом рабочем месте, а это также может затруднить устройство на работу.

Соответствующее обследование, проведенное в 10 странах ЕЭС, в семи странах выявило дестимулирующий эффект пособий (значительный в США, Канаде и Англии и менее значительный во Франции, Бельгии и Федеративной Республики Германии). Размеры пособий по безработице исчисляются в этих странах либо в процентах от заработной платы, либо в твердых размерах. В США, например, они составляют около 50 процентов средней заработной платы[26].

Размеры пособий варьируются в разных штатах. Так, минимальное пособие колеблется от 5 до 62 долл. в неделю, максимальное – от 95 до 330 долл. В Канаде размер пособия составляет 60 процентов заработной платы, в Австрии в зависимости от количества уплаченных страховых взносов пособия составляют от 30 до 60 процентов средней заработной платы. В Бельгии в течение первого года безработицы размер пособия составляет 60 процентов заработной платы, в течение второго года – 40 процентов заработной платы (50 процентов – если у безработного есть иждивенцы). В некоторых странах устанавливаются твердые размеры пособий (Италия, Великобритания).


В ряде стран пособие исчисляется по двойному принципу. Например, во Франции основное пособие по безработице для лиц, имеющих страховой стаж от трех до шести месяцев, составляет 36 швейцарских Франков в день плюс 30 процентов среднего заработка, исчисленного за три последних месяца работы. Максимальный размер пособия – 56 процентов заработка. Для безработных со страховым стажем в шесть месяцев и более размер пособия составляет 44 валюты Швейцарии в день плюс 40 процентов средней заработной платы. Минимальный размер пособия – 112 швейцарских Франков в день. Пособие не может превышать 75 процентов среднего заработка. Работник лишается права на получение пособия по безработице, если он уволился по собственному желанию, был уволен из-за плохого поведения, участия в стачке или отказался от предлагаемой работы, соответствующей его специальности и квалификации. Так, законодательства Германии, Бельгии, Финляндии, Австрии предусматривают дисквалификацию такого работника на четыре месяца[27].

Законодательством ряда стран предусмотрено увеличение пособия по безработице при наличии иждивенцев (Великобритания, Финляндия, Австрия, Италия). Упоминание о страховом стаже связано с тем, что в большинстве развитых, стран фонды страхования по безработице формируются в основном из взносов предприятий и самих работников. В разных странах доля участия работников и предприятий в создании таких фондов различна. Так, в Республики Германии работники (с заработной платы) и предприятия (из фонда заработной платы) выплачивают в страховые фонды по 2,15 процента. В ряде стран бизнесмены выплачивает больший процент, чем работники (например, в Канаде, Франции). В некоторых странах взносы делают только предприятия: в США они выплачивают 0,8 процента от фонда заработной платы в федеральный страховой фонд по безработице и 5,4 процента – в фонды штатов. Активное участие в формировании фондов страхования по безработице принимает государство. Так, в Японии оно покрывает 25-33 процента затрат на пособия по безработице, в Швеции – 40,4 процента, во Франции – 34,9 процента[28].

Продолжительность выплаты пособий зависит от двух факторов: периода ожидания до начала получения пособия и ограничения самого периода выплаты пособия. Период ожидания выплаты пособия обычно равен неделе, хотя могут быть и другие сроки. Конвенция МОТ № 102 предусматривает выплату пособий по безработице по системам страхования не менее 13 недель за 12 месяцев[29]. Однако со времени ее принятия (1952г.) максимальная продолжительность выплаты пособий по безработице была увеличена в большинстве промышленно развитых стран до года с небольшими колебаниями по отдельным странам.