Файл: Понятие и условия назначения пособия по безработице.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 239

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если безработный исчерпал свое право на пособие по безработице, он может получить пособие по системе вспомоществования.

1.3 Порядок определения размеров, условия и сроки выплаты пособия по безработице

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным (п. 2 ст. 31 Закона № 1032-1). Начисляется гражданам пособие по безработице с первого дня признания их безработными. Гражданам, уволенным из организаций в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации и признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата (с зачетом выходного пособия), пособие по безработице начисляется начиная с первого дня по истечении указанного периода (п. 3 ст. 31 Закона № 1032-1).

В арбитражной практике известны случаи, когда в результате выплаты пособия по безработице возникло судебное разбирательство. Так, в постановлении ФАС Поволжского округа от 24.03.08 г. № А12-10850/07 судом было установлено, что, признав гражданина в качестве безработного, ему было выплачено пособие по безработице. Далее, как следует из материалов дела и установлено судом, на основании выявленного факта незаконного увольнения работника решением районного суда формулировка приказа была изменена с увольнения по собственному желанию на увольнение по сокращению численности штата. В результате этого территориальному органу занятости населения причинены убытки в виде выплаты пособия за период, когда за работником по последнему месту работы сохранялась средняя заработная плата. На основании изложенного суд удовлетворил исковое заявление территориального органа занятости населения о взыскании убытков с ответчика (работодателя) в пользу истца[30].

В соответствии с Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы гражданина. Именно поэтому в обязанности бывшего работодателя входит выдача увольняемому сотруднику справки о среднем заработке для предоставления ее в службу занятости.


Административный регламент предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержден приказом Минтруда России от 29.06.2012 № 10н[31]. Регламент определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) при осуществлении социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными. В свою очередь правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, правила регистрации безработных граждан и требования к подбору подходящей работы прописаны в постановлении Правительства РФ от 07.09.2012 № 891[32]. Отметим, что для признания гражданина безработным должен быть соблюден ряд условий, в частности, органы службы занятости населения принимают решение о признании гражданина безработным при условии, что он зарегистрирован по месту жительства. В определении Верховного Суда РФ от 13.06.2012 № 74-АПГ12-6 прозвучало, что законодательство о занятости населения распространяется в том числе на иностранных граждан и лиц без гражданства[33]. Соответственно, иностранные граждане, предоставившие в службу занятости населения документы о временном пребывании, не могут быть зарегистрированы в качестве безработных.

В статье 30 Закона о занятости регламентируется порядок определения размеров пособий по безработице различным категориям граждан, признан-ным в установленном порядке безработными. Таких категорий граждан – три.

К первой категории относятся граждане, перечисленные в п. 1 ст. 30 Закона о занятости. Размеры пособий по безработице, выплачиваемых этим гражданам, устанавливаются в процентном отношении к их среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы при условии, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей)[34].

Механизм определения размеров пособий по безработице, выплачиваемых указанной категории безработных граждан, а также сроки выплаты пособий приводятся в ст. 33 Закона о занятости. Отметим, что установленный п. 1 ст. 30 Закона о занятости порядок определения размеров пособий по безработице распространяется, в том числе, на безработных граждан, до увольнения работавших по трудовому договору у индивидуальных предпринимателей.


Ко второй категории относятся все иные безработные граждане, в том числе те, которые перечислены в п. 2 ст. 30 Закона о занятости. Указанным гражданам, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 недель, а также гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, пособие по безработице устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице. При этом гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, пособие по безработице, установленное в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличивается на размер районного коэффициента.

Размеры пособий по безработице указанным безработным гражданам и сроки их выплаты определяются в соответствии со ст. 34 Закона о занятости.

К третьей категории безработных граждан относятся (п. 4 ст. 30 Закона о занятости) лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и признанные в установленном порядке безработными. Этим гражданам к пособию по безработице, выплачиваемому согласно Закону о занятости, выплачивается дополнительное пособие в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

Рассмотрим условия и сроки выплаты пособия по безработице. Как следует из текста пунктов 1 – 3 ст. 31 Закона о занятости, право на получение пособия по безработице имеют все граждане, признанные органами службы занятости безработными. Это право возникает одновременно с принятием органами службы занятости решения о признании граждан безработными.

Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными. Из этого правила сделано исключение для безработных граждан, уволенных в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, признанных в установленном порядке безработными, но не трудоустроенных в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата (с зачетом выходного пособия). Этим гражданам пособие по безработице начисляется начиная с первого дня по истечении указанного периода. Этим гражданам в соответствии со ст. 178 ТК РФ[35] по последнему месту работы выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также им сохраняется этот заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). По решению органа службы занятости указанный заработок сохраняется также в течение третьего месяца со дня увольнения, но при условии, если гражданин обратился в орган службы занятости в двухнедельный срок после увольнения, и не был им трудоустроен.


Абзацем 1 п. 4 ст. 31 Закона о занятости установлено общее правило, согласно которому каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Т.е. эти 12 месяцев могут следовать подряд один за другим или быть рассредоточены в течение 18 календарных месяцев.

Особые условия выплаты пособия по безработице согласно аб. 2 п. 4 ст. 31 Закона о занятости установлены для безработных граждан, перечисленных в указанном аб. 2. Для этих граждан каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать 6 месяцев в суммарном исчислении в течение 12 месяцев. При этом общий период выплаты пособия по безработице этим категориям безработных граждан не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев[36].

Согласно п. 5 ст. 31 Закона о занятости безработные граждане, не трудоустроенные по истечении первого периода выплаты пособия по безработице, имеют право на повторное получение пособия по безработице, если иное не предусмотрено Законом о занятости. В таких случаях (при повторном получении пособия) общий период выплаты пособия безработным гражданам не может превышать 24 месяцев в суммарном исчислении в течение 36 месяцев. По окончании указанного общего периода выплаты пособия граждане теряют право на его получение. Они могут рассчитывать только на материальную помощь согласно ст. 36 Закона о занятости.

О последовательности действий работников центров занятости населения при назначении безработным гражданам пособия по безработице. Обратимся к основным положениям «Административного регламента Министерства труда и социальной защиты РФ предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными»[37], определяющим последовательность действий работников центров занятости населения при назначении безработным гражданам пособия по безработице.

Основанием для начала предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданину, признанному в установленном порядке безработным, в виде пособия по безработице является решение о признании гражданина безработным в соответствии с законодательством о занятости населения и Административным регламентом Министерства труда и социальной защиты РФ по исполнению государственной функции регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и безработных граждан, оформленное приказом центра занятости населения о признании гражданина безработным.


Работник центра занятости населения, осуществляющий функцию по назначению социальных выплат, принимает решение о назначении безработному гражданину пособия по безработице после получения личного дела получателя государственной услуги от работника центра занятости населения, выполняющего функцию по регистрации граждан в качестве безработных.

Работник центра занятости населения задает параметры поиска сведений о гражданине, признанном в установленном порядке безработным, в программно-техническом комплексе, содержащем регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения, и находит соответствующую форму бланка учетной документации. Затем он заносит в форму бланка учетной документации в электронном виде сведения о принятом решении о назначении гражданину, признанному в установленном порядке безработным, пособия по безработице. После этого он определяет в соответствии с Законом о занятости населения размер и сроки выплаты пособия по безработице гражданину, признанному в установленном порядке безработным[38].

Работник центра занятости населения информирует гражданина о принятом решении, разъясняет нормы Закона о занятости населения в части осуществления социальных выплат. Далее он информирует гражданина о том, что перечисление пособия по безработице через кредитную организацию возможно только после получения центром занятости населения сведений об открытом гражданином лицевом счете в кредитной организации.

Работник центра занятости населения формирует в программно-техническом комплексе проект приказа о назначении, размере и сроках выплаты пособия по безработице и знакомит гражданина с проектом приказа о назначении, размере и сроках выплаты пособия по безработице (приложение № 3 к настоящему Административному регламенту). В случае если гражданин выражает свое согласие с установленными ему размером и сроками выплаты пособия по безработице, он ставит свою подпись на проекте приказа. В случае если гражданин выражает свое несогласие с установленными ему размером и сроками выплаты пособия по безработице, он вправе обжаловать действия работника центра занятости населения в установленном настоящим Административным регламентом порядке.

Работник центра занятости населения представляет проект приказа о назначении гражданину пособия по безработице, определении его размера и сроков выплаты директору центра занятости населения, который подписывает приказ о назначении гражданину пособия по безработице, его размере и сроках выплаты. Работник центра занятости населения назначает гражданину, признанному в установленном порядке безработным, пособие по безработице за фактическое количество дней безработицы со дня признания гражданина безработным. После этого он вносит сведения о назначении пособия по безработице в форму бланка личной карточки учета в программно-техническом комплексе и в личное дело получателя государственной услуги[39].