Файл: Понятие и условия назначения пособия по безработице.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 229
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Пособие по безработице как социальная гарантия и вид социального обеспечения
1.1 Правовой статус безработного
1.2 Понятие пособия по безработице
1.3 Порядок определения размеров, условия и сроки выплаты пособия по безработице
2.1 Размеры пособия по безработице
2.2 Прекращение и приостановление выплат пособия по безработице
Органам службы занятости населения в соответствии со ст.35 Закона о занятости предоставляется право, при наличии определенных обстоятельств, прекращения выплаты пособия, приостановления выплаты пособия на определенное время, а также сокращения размера пособия на определенный период времени. Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях:
1) признания гражданина занятым;
2) прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;
3) длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;
4) переезда безработного в другую местность;
5) попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем. Получение гражданином пособия по безработице обманным путем предполагает наличие следующих условий: предоставление в службу занятости фиктивных документов, позволяющих безработному получать пособие, вины гражданина в форме умысла, причинной связи между действием гражданина и наступившим последствием - выплатой пособия по безработице.
6) осуждения лица, получающего пособие по безработице, к наказанию в виде лишения свободы;
7) назначения в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет[50].
Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях:
- отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;
- отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволившихся по собственному желанию без уважительных причин более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы;
- явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ.
- увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия.
- нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного. Служба занятости может устанавливать различные сроки прохождения безработными перерегистрации, в том числе с указанием определенного периода времени, в течение которого гражданин должен пройти перерегистрацию, а также с указанием конкретного дня и часа посещения центра.
- самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости.
Так, К.Т.Н. обратилась в суд с иском к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению «Центр занятости населения Фрунзенского района Санкт-Петербурга», с учетом уточненных исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, о признании незаконным приостановление выплаты пособия по безработице, обязании выплатить пособие по безработице за период с <дата> по <дата> в размере <...> руб. В обоснование заявленных требований истец указал, что причиной того, что <дата> она не смогла явиться на очередную перерегистрацию в качестве безработной, явилось нахождение ее с несовершеннолетним сыном на медицинском обследовании в медицинском учреждении.
Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 11 октября 2012 года в удовлетворении исковых требований отказано. В апелляционной жалобе истец просит отменить указанное решение, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права. Судом установлено и подтверждено материалами дела, что истица состоит на учете в СПб ГУ ЦЗН Фрунзенского района Санкт-Петербурга в качестве безработной; <дата> приказом директора СПб ГУ ЦЗН Фрунзенского района Санкт-Петербурга выплата пособия по безработице истице была приостановлена по тому основанию, что истицей были нарушены сроки перерегистрации, о чем <дата> ей было направлено уведомление. Одновременно, из материалов дела усматривается, что <дата> в назначенный день для перерегистрации в качестве безработной истица не явилась по причине нахождения с несовершеннолетним сыном - К.Е. на приеме у врача в СПб ГУЗ ДГП №... Детское поликлиническое отделение №... Красногвардейского района.
Оценив представленные в материалах дела доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции, на основании объяснений сторон, тщательного анализа исследованных доказательств, руководствовался положениями Закона «О занятости населения в Российской Федерации», с учетом того, что <дата> истица с ребенком находилась на приеме у врача в 17 часов 30 минут, прием безработных граждан в СПб ГУ ЦЗН Фрунзенского района Санкт-Петербурга осуществлялся с 12 часов до 20 часов, истицей не представлено доказательств того, что она не имела возможности явиться на перерегистрацию в часы приема граждан <дата>, и пришел к обоснованному выводу, что отсутствуют основания для отмены приказа СПб ГУ ЦЗН Фрунзенского района Санкт-Петербурга о приостановлении выплаты пособия по безработице истице. Судебная коллегия, соглашаясь с выводом районного суда, принимает во внимание, что п. 3 ст. 35 Закона предусмотрено, что выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случае нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного[51].
Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице и не засчитывается в общий трудовой стаж. Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25 процентов на срок до одного месяца в случаях неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости или отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).
Выплата пособия по безработице не производится в периоды отпуска по беременности и родам, выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования, а также призыва безработного на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей. Указанные периоды не засчитываются в общий период выплаты пособия по безработице, но продлевают его. О всех решениях, которые принимаются органами службы занятости в отношении пособия по безработице (прекращение, приостановка выплаты, снижение размера пособия), безработный гражданин должен быть уведомлен в обязательном порядке.
Срок, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия и не продлевает его.
Указанные меры дисциплинируют безработных. О решении о прекращении, приостановлении или сокращении размера выплаты пособия по безработице орган службы занятости должен уведомить безработного.
В качестве пример приведем Определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от 23 июля 2012 г. по делу № 33-2336/2012. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РТ установила: Анисимов С.Д. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным решение казенного учреждения РТ «Центр занятости населения города Казани» Государственной службы занятости населения РТ от 16 января 2012 года о приостановлении выплаты пособия по безработице с 23 декабря 2011 года по 17 февраля 2012 года. Требования мотивировал тем, что он зарегистрирован в Центре занятости в качестве безработного, и ему установлены сроки перерегистрации 1 и 15 числа ежемесячно.
В январе 2012 года Центр занятости произвольно перенес установленный срок перерегистрации с 15 на 10 января 2012 года, и в указанный день он на перерегистрацию не явился по уважительной причине, поскольку находился за пределами РТ и в дороге у него сломался автомобиль. Кроме того, он является «данные изъяты», в связи с чем имеет право на 2 дня отдыха, и на перерегистрацию пришел 16 января 2012 года. Несмотря на это, Центр занятости незаконно приостановил выплату пособия за нарушение условий и сроков перерегистрации.
Изучив дело, проверив решение в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив эти доводы, выслушав представителя Центра занятости-Никитина С. В., возражавшего против удовлетворения жалобы, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, судебная коллегия оснований для удовлетворения жалобы не находит по следующим причинам. Как следует из дела и установлено районным судом, Анисимову С. Д., признанному в установленном порядке безработным, очередная перерегистрация была назначена на 10 января 2012 года в 13 часов 10 минут. К указанному времени он не явился, в связи с чем решением Центра занятости выплата пособия по безработице приостановлена с 23 декабря 2011 года по 17 февраля 2012 года. В силу п. 6 ст. 31 Закона пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц. Таким образом, органы службы занятости сроки перерегистрации назначают по своему усмотрению, но они не могут быть более двух раз в месяц, что по настоящему делу соблюдено.
Что касается обстоятельств, приведенных в заявлении, по которым 10 января 2012 года Анисимов С. Д. в Центр занятости не явился, то их наличие соответствующими доказательствами не подтверждено. А поскольку других сведений, свидетельствующих о невозможности явиться на перерегистрацию по иным уважительным причинам, в деле также нет, то районный суд пришел к правильному выводу, что он нарушил срок перерегистрации в качестве безработного без уважительных причин, и за это нарушение Центр занятости мог приостановить выплату пособия по безработице до трех месяцев. При этом наличие у него права на отдых в связи «данные изъяты» не освобождало Анисимова С. Д. от исполнения обязанностей, возложенных на него вышеуказанным Законом, как на лица, имеющего статус безработного[52].
Помимо совершения виновных действий, есть несколько объективных оснований, когда гражданину перестают выплачивать пособие по безработице. Это: 1) устройство на работу; 2) прохождение профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению центра занятости с выплатой стипендии; 3) переезд безработного в другую местность; 4) назначение пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет, а также назначение пенсии при отсутствии возможности для трудоустройства безработным мужчинам старше 58 лет и женщинам старше 53 лет; 5) отказ от посредничества центра занятости (по письменному заявлению безработного); 6) смерть безработного.
Таким образом, мы можем утверждать, что активная защита занятости в отношении работников, находящихся под угрозой увольнений или уволенных, а также оставшихся без работы по иным причинам, представляется особенно значимой, учитывая потенциальную нагрузку на рынок труда, которую несут такие обстоятельства. В целом более эффективно, в том числе и с финансовой точки зрения, осуществлять профилактику безработицы, а не борьбу с ее негативными социально-экономическими последствиями. Безработицу следует предупреждать и данное мероприятие должно стать не разовой антикризисной мерой, а целостной системой, работающей при любом состоянии экономики.
Меры, которые направлены на защиту безработного гражданина, должны быть четко разработанными, не поддаваться критике и обсуждению. Защита занятости должна осуществляться не только на уровне государства и ограничиваться в рамках конкретного предприятия, но и сам работник, который находится по каким-то причинам под риском увольнения, либо остался без работы и заработка не должен сидеть, сложа руки и ждать, что все решится само собой, он должен препятствовать поиску работы.
В свою очередь просто необходимо безработному зарегистрироваться в органах службы занятости для приобретения статуса безработного. Статус безработного позволяет гражданину получить поддержку от государства в виде пособий, а также в кротчайшие сроки реализовать (восстановить) свое право на труд. Правовой статус, который приобретает безработный гражданин, является необходимым элементом поддержания жизнедеятельности.
Следует отметить, что правовой статус безработного гражданина, включающий в себя права и обязанности должен стать в каком-то смысле слова опорой, лучом света в поддержании жизнеспособного состояния безработных. И в свою очередь, органы службы занятости населения должны приложить все усилия, чтобы помочь безработному получить статус безработного, и тем самым в ближайшее время реализовать его право на труд.
Заключение
Государство признает право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включая достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Поэтому при безработице (потере работы) государство берет на себя обязанность осуществлять соответствующую социальную помощь.
Пособие по безработице – это регулярная государственная социальная денежная выплата лицам, признанным по закону безработными, в установленном надлежащем порядке. Решение о выплате пособия по безработице должно быть принято одновременно с принятием решения о признании гражданина безработным.