Файл: Понятие и условия назначения пособия по безработице.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 228

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Работник центра занятости населения передает личное дело получателя государственной услуги работнику центра занятости населения, осуществляющему функцию по расчету и начислению пособия по безработице, который заносит в программно-технический комплекс данные и осуществляет в автоматизированном режиме расчет размера пособия по безработице за фактическое количество дней безработицы. Затем он формирует ведомость на выплату пособия по безработице получателю государственной услуги и представляет ведомость на выплату пособия по безработице в трех экземплярах директору центра занятости населения, который утверждает три экземпляра ведомости.

Работник центра занятости населения, осуществляющий функцию по расчету и начислению пособия по безработице, оформляет платежное поручение в установленном количестве экземпляров. Затем он передает платежное поручение в установленном количестве экземпляров директору центра занятости населения на подпись. Директор центра занятости населения подписывает установленное количество экземпляров платежного поручения.

Работник центра занятости населения, осуществляющий функцию по взаимодействию с Федеральным казначейством, представляет установленное количество экземпляров платежного поручения, один экземпляр ведомости на бумажном и электронном носителях в Федеральное казначейство. Затем он направляет один экземпляр ведомости на бумажном и электронном носителях в отделение кредитной организации или в почтовое отделение связи.

Последующее начисление гражданину пособия по безработице производится работником центра занятости населения, осуществляющим функцию по расчету и начислению пособия по безработице, после получения личного дела получателя государственной услуги от работника центра занятости населения, осуществляющего функцию перерегистрации граждан в качестве безработных.

Подведем некоторые итоги первой главы курсовой работы.

Государство признает право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включая достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Поэтому при безработице (потере работы) государство берет на себя обязанность осуществлять соответствующую социальную помощь.

Пособие по безработице – это регулярная государственная социальная денежная выплата лицам, признанным по закону безработными, в установленном надлежащем порядке. Решение о выплате пособия по безработице должно быть принято одновременно с принятием решения о признании гражданина безработным.


Глава 2. Особенности определения размера пособия по безработице, приостановления и прекращения выплаты пособия по безработице

2.1 Размеры пособия по безработице

Пособие по безработице выплачивается гражданам, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей). На это указано в п. 1 ст. 30 Закона о занятости. В эти 26 недель входит не только период работы по последнему месту работы, но и все периоды работы за год. При подсчете из 26 недель оплачиваемой работы исключается время, когда гражданин фактически не работал, в т.ч. периоды учебного, ежегодного отпусков и отпусков без сохранения заработной платы[40].

В данном случае размер пособий зависит от среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (приложение 1). При этом во всех случаях сумма выплат, увеличенных на размер районного коэффициента, не должна быть ниже минимальной величины пособия и не может превышать его максимальную величину (абз. 5 п. 1 ст. 33 Закона о занятости). В 2015 году минимальная величина пособия по безработице составляет 850 руб., максимальная - 4900 руб. (приложение 2). В иных случаях пособие по безработице начисляется в первом (6-месячном) периоде выплаты и во втором (6-месячном) периоде выплаты в размере его минимальной величины (850 руб.). К примеру, если гражданин не работал более года, либо в течение предыдущих 12 месяцев не имел оплачиваемой работы более чем 26 недель, либо был уволен за нарушение трудовой дисциплины (п. 1 ст. 34 Закона о занятости).

Отметим, что бывшие индивидуальные предприниматели, прекратившие свою предпринимательскую деятельность, вправе встать на учет в центр занятости. Здесь возникает вопрос, в каком размере им будет выплачиваться пособие по безработице? Ответ на него мы нашли на сайте агентства занятости Республики Калмыкия. Итак, данной категории граждан указанное пособие устанавливается как лицам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), т.е. не в процентном отношении к среднему заработку, а в размере минимальной величины (850 руб.).


Размер пособия по безработице и стипендий, выплачиваемых службой занятости, напрямую зависит от зарплаты гражданина по последнему месту его работы. Именно поэтому в пакет документов, предоставляемых гражданином в службу занятости, входит справка о среднем заработке (п. 2 ст. 3 Закона о занятости). При расчете среднего заработка следует воспользоваться Порядком исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, утвержденным постановлением Минтруда РФ от 12.08.2003 № 62[41] (далее - Порядок).

Средний заработок работника исчисляют за последние 3 календарные месяца - с 1-го до 1-го числа, предшествующие месяцу увольнения (п. 3 Порядка). В определении Верховного Суда РФ от 08.06.2006 № КАС06-151[42] прозвучало, что п. 3 Порядка по своему содержанию не исключает возможность включения в состав расчетного 3-месячного периода последнего месяца работы, в котором было произведено увольнение, если это отвечает интересам работника. Речь идет о случаях, когда сотрудник увольняется в последний день месяца и если при таком расчете средний заработок оказывается выше, чем при использовании данных трех предыдущих месяцев.

Из расчетного периода исключают время (а также начисленные за эти периоды суммы), когда (п. 4 Порядка):

- за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством;

- работник получал пособие по временной нетрудоспособности либо пособие по беременности и родам;

- работник не работал в связи с простоем, возникшим по вине работодателя, либо по причинам, не зависящим от работодателя и работника;

- работник не участвовал в забастовке, но в связи с ней не имел возможности трудиться;

- работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства;

- работник освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством;

- работнику предоставлялись дни отдыха (отгулов) в соответствии с законодательством[43].

Если в расчетном периоде (3 месяца, предшествующие увольнению) работник не имел начисленной зарплаты или отработанных дней либо этот период состоял из исключаемого времени, то средний заработок рассчитывают исходя из зарплаты, начисленной за предшествующий период времени, равный расчетному (п. 5 Порядка).


Если работник не только в расчетном периоде, но и до него не имел начисленной зарплаты или отработанных дней, то средний заработок определяют исходя из суммы зарплаты, начисленной за отработанные работником дни в месяце увольнения (п. 6 Порядка).

При расчете среднего заработка следует учесть все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат. К таковым относятся зарплата, надбавки, доплаты, премии и т.д. При этом заработную плату, окончательно рассчитанную по завершении года, учитывают в размере 1/12 за каждый месяц расчетного периода вне зависимости от времени ее начисления (п. 2 Порядка). Согласно п. 9 Порядка премии и вознаграждения учитываются следующим образом:

- ежемесячные премии и вознаграждения - не более одной выплаты за одни и те же показатели за каждый месяц расчетного периода;

- премии и вознаграждения за период работы, превышающий один месяц, - не более одной выплаты за одни и те же показатели в размере месячной части за каждый месяц расчетного периода;

- вознаграждение по итогам работы за год, единовременное вознаграждение за выслугу лет (стаж работы), иные вознаграждения по итогам работы за год, начисленные за предшествующий календарный год, - в размере одной двенадцатой за каждый месяц расчетного периода независимо от времени начисления вознаграждения.

Если время, приходящееся на расчетный период, отработано не полностью или в нем были исключаемые периоды, то премии и вознаграждения учитывают пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде. Исключение составляют ежемесячные премии, выплачиваемые вместе с зарплатой за данный месяц.

Если работник проработал неполный рабочий период, при этом премии и вознаграждения были начислены пропорционально отработанному времени, то их учитывают исходя из фактически начисленных сумм в вышеприведенном порядке.

Работодатель обязан выдать бывшему сотруднику справку о среднем заработке не позднее трех рабочих дней со дня получения соответствующего письменного заявления (ст. 62 ТК РФ[44]). Отметим, что количество обращений гражданина к работодателю за справкой о заработке не лимитируется ни одним нормативно-правовым актом. Зачастую бывает, что работнику проблематично получить справку о среднем заработке, т.к. место его последней работы находится на значительном расстоянии от нынешнего места жительства. В этом случае рекомендуется сделать письменный запрос работодателю, чтобы он почтой направил работнику эту справку.


Отметим, что на законодательном уровне форма указанной справки не утверждена. Чаще всего региональные центры занятости принимают сведения по ими установленным образцам. Роструд в письме от 08.11.2010 № 3281-6-2 указал, что справка, утвержденная местными властями, может быть использована в работе органов службы занятости до принятия данной формы на федеральном уровне. Также чиновники отметили, что работодатель вправе заполнить справку в произвольном формате с указанием общепринятых для документов реквизитов и содержащую сведения о среднем заработке[45].

Обычно под общепринятыми реквизитами подразумеваются угловой штамп (либо наименование работодателя, его адрес и телефон), круглая печать, подписи с расшифровкой, ИНН. Центры занятости вправе проверить достоверность документов и информации, представляемой работодателями и гражданами. На это указали специалисты Департамента труда и занятости населения города Москвы[46].

Отметим, что получение гражданами пособия по безработице путем введения в заблуждение специалистов центров занятости, сокрытия факта занятости, предоставления подложных документов и недостоверной информации влечет:

- взыскание с граждан всей суммы незаконно полученного пособия по безработице и процентов за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 и 1102 ГК РФ[47]);

- уголовную ответственность по статье «Мошенничество» (ст. 159 УК РФ[48]).

Восстановление на работе незаконно уволенного гражданина не свидетельствует о том, что в период после увольнения гражданин получил статус безработного безосновательно. Дело в том, что до восстановления на работе он не имел работы и заработка и вправе был обратиться в Центр занятости населения для регистрации и получения пособия по безработице[49].

2.2 Прекращение и приостановление выплат пособия по безработице

Содержащиеся в любой отрасли права правовые нормы сами по себе не порождают, не изменяют и не прекращают правоотношений. Для этого необходимо наступление предусмотренных правовыми нормами обстоятельств, которые называются юридическими фактами. Поэтому юридические факты выступают в качестве связующего звена между правовой нормой и социальным правоотношением. Без юридических фактов не устанавливается, не изменяется и не прекращается ни одно правоотношение.