Файл: Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвесторов в российскую экономику.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итогом исследования взаимосвязи ПИИ с уровнем развития технологий явилось возникновение теории пути инвестиционного развития наций Дж. Даннинга, Р.Нарула. Данной теорией обосновывается наличие зависимости между экспортом и импортом ПИИ от уровня экономического развития страны относительно государств остального мира. Выделение пяти фаз инвестиционного развития позволяет определить инвестиционные позиции страны как нетто-импортера или нетто-экспортера. Фазы 1-3 характеризуют низкие притоки и оттоки ПИИ, низкую долю ВВП в расчете на душу населения. Развитие капиталоёмкой промышленности на 2-3 фазах обеспечивает переход на последующие фазы[19].

Страна превращается в нетто-экспортера инвестиций в 4-5 фазы. Применение теории пути инвестиционного развития может быть использована для выработки основных рекомендаций экономической политики стран, проводящих трансформационные преобразования[20].

Теории интернационализации имеют целью объяснить мотивацию поведения иностранных инвесторов в инвестируемых странах. Изучение и применение положений рассмотренных выше теорий позволяет экономистам обосновать экономическую политику в области использования основных концепций привлечения иностранных инвестиций в современных условиях[21].

Рассмотрим основные теории иностранных инвестиций в контексте институционального подхода, а также их использование в условиях проведения институционально-рыночных преобразований экономики. В последнее время активизировали свою деятельность сторонники институциональных теорий инвестиций, объясняющих мотивацию предпринимательской деятельности разделением прав собственности и управления в современной корпорации. Они обосновывают отсутствие совпадения целей и интересов менеджеров и аппарата управления в корпорации[22]. Представители институционального направления настаивают на создании макротеории инвестиций, аргументируя это тезисом о том, что инвестиции являются важнейшей составляющей национального дохода. К числу положительных черт привлечения иностранного капитала следует отнести более высокий уровень заработной платы, предоставляемый многонациональными фирмами своим филиалам в стране-реципиенте инвестиций. Например, в Венгрии и Ирландии рабочие получают дополнительную компенсацию, которая составляет 53 % от совокупного уровня заработной платы в промышленности, причем такие дочерние компании составляют 13 % и 16% соответственно от общего числа фирм-изготовителей. Иностранные фирмы расходуют значительные средства на развитие НИОКР, которые достигают 12 % в США, около 20 % во Франции и 40 % в Великобритании[23].


Существование стабильной системы прав собственности составляет основу для принятия инвестиционных решений при минимизации величины издержек от сделок. Право собственности предоставляет индивидууму право на присвоение дохода от собственности. Используя это право, общество может обеспечить увеличение дохода с возрастающим эффектом. Возникновение частной собственности создает стимулы для наиболее эффективного использования природных ресурсов. Частная собственность выступает основой концентрации средств и установления контроля над активами в личных интересах. Развитие прав частной собственности прошло два параллельных пути[24]. Первый основывался на приватизации государственной собственности самим же государством. Второй — это спонтанное развитие небольших частных фирм. Определение системы прав собственности и либерализация существующих прав посредством их либерализации оказывает воздействие на процесс создания рыночной среды, стимулирует приток ПИИ в страну.

Специфические формы инвестиции зависят от инвестиционных решений и видов предприятий. Экономической деятельности субъекта отводится важная роль в системе действующих институтов. В переходной экономике функциональные связи между субъектами устанавливаются в условиях еще несформировавшейся институциональной системы. Принадлежность экономического субъекта к институту обеспечивает доступ к определенному набору благ. Существует и обратный эффект, который выражается в воздействии функционирующих отношений на институциональные процессы[25]. Социально-экономические изменения могут привести к деструкции ряда институтов. Определение прав собственности через систему прав направлено на уменьшение издержек от сделок, что стимулирует рост притока ПИИ. Это позволяет получать наибольшую выгоду от эффективного функционирования такой системы. Создание новых рыночных институтов направлено на формирование системы прав собственности, обеспечивающей соблюдение прав частной собственности, их защиту при одинаковом использовании всех источников дохода и поддержание функционирующего капитала и финансовых рынков[26].

Иностранные инвестиции очень важны для стабильного и эффективного развития экономики государства. Инвестиции при определенных условиях могут послужить подъему в некоторых областях промышленности и сельского хозяйства, а, следовательно, и экономического положения в целом, тем самым способствуя укреплению общих основ экономической и национальной безопасности государства[27].


1.2. Пути привлечения иностранных инвестиций

Целенаправленное воздействие на инвестиционные ресурсы должно обеспечивать наращивание производственного потенциала и повышение международной конкурентоспособности национальной экономики, что обеспечивается путем разработки политики по привлечению и использованию иностранных инвестиций[28].

Политика привлечения и использования иностранных инвестиций базируется на следующих принципах:

– интеграция в общую инвестиционную политику государства;

– учет мнений и предложений заинтересованных сторон при ее разработке;

– постоянная актуализация и гибкость;

– обеспечение национальной экономической безопасности страны;

– обеспечение защиты иностранных инвесторов с точки зрения предоставляемых гарантий;

– обеспечение стабильных и предсказуемых условий осуществления иностранных инвестиций[29].

Любая политика разрабатывается и реализуется по определенным этапам.

На первом этапе для формирования базы принятия управленческих решений необходима оценка состава и структуры иностранных инвестиций в экономику России в отраслевом и региональном аспектах. Результатом данного этапа должна быть полная и неискаженная информация об уровне внешней инвестиционной активности регионов и изменениях, происходящих в отдельных отраслях экономики страны[30]. Без отсутствия полной и достоверной информации невозможно принятие эффективных стратегических решений в области привлечения и использования иностранных инвестиций[31].

Вторым этапом является анализ внешнего окружения и конкуренции на мировом инвестиционном рынке. Кроме анализа текущей ситуации с привлечением иностранных инвестиций внутри страны, важным условием принятия верных решений является формирование информационной базы о состоянии мирового инвестиционного рынка и действиях, предпринимаемых правительствами других стран, являющихся конкурентами России по привлечению иностранных инвестиций.

На третьем этапе необходимо определение типа формируемой ИИ-политики. Разные страны в зависимости от объема привлекаемого иностранного капитала могут формировать два принципиальных типа политики: наступательную (агрессивную) и оборонительную (консервативную) [32]. Если цель — привлечение иностранных инвестиций и оптимизация их структуры в сторону увеличения доли прямых иностранных инвестиций, то необходимо разрабатывать наступательную политику, которая предполагает активные действия, направленные на поиск и привлечение иностранных инвестиций в заранее определенные приоритетные отрасли экономики, в первую очередь, в реальный ее сектор[33].


Четвертым этапом является формирование системы инструментов и механизмов, обеспечивающих эффективность реализации разрабатываемой политики. В большинстве стран, добившихся успеха в привлечении иностранных инвестиций, система инструментов и механизмов, которую также определяют как инвестиционная инфраструктура, достаточно хорошо разработана и, как правило, включает в себя следующие элементы: информационную систему для инвесторов; консалтинг для топ-менеджмента; зоны экономического и технологического развития; побудительные механизмы; промоутерские и коммуникационные кампании; финансовый инжиниринг[34].

И пятым, заключительным этапом, должно стать обеспечение реализации ИИ-политики и оценка ее эффективности.

Выводы по Главе 1

Иностранные инвестиции – это важнейший источник получения прибыли как отечественными, так и зарубежными инвесторами, поступления дополнительных средств в госбюджет. Привлеченные инвестиции позволяют создать новые рабочие места, и как следствие - увеличить объемы налоговых отчислений, что благоприятно скажется на формировании дополнительных источников финансирования социально-экономического развития; а также повысить качество физической и мягкой инфраструктуры; стимулировать развитие предпринимательской деятельности на территории и диверсифицировать ее отраслевую структуру и снизить риски, связанные с цикличностью развития отраслей.

Ключевыми направлениями совершенствования политики по привлечению и использованию иностранных инвестиций в экономике России являются:

– совершенствование нормативно-правового обеспечения инвестиционного процесса;

– упрощение административных процедур;

– развитие инфраструктуры, в том числе энергетической, транспортной, финансовой;

– улучшение инвестиционного имиджа России и ее регионов.

Глава 2. Анализ инвестиционной привлекательности России

2.1. Инвестиционный климат в России

Конкурентоспособность страны в привлечении иностранных инвестиций можно определить, как способность государства более успешно по сравнению с другими странами обеспечивать устойчивый рост притока инвестиций в экономику путем наращивания своего инвестиционного потенциала, снижения рисков, а также создания привлекательных условий для инвестирования и ведения бизнеса. При оценке конкурентоспособности страны в привлечении иностранных инвестиций особая роль отводится индикаторам, характеризующим инвестиционную привлекательность принимающей экономики для иностранных инвесторов[35].


Для оценки инвестиционного климата в России рассмотрим место страны в различных международных рейтингах.

1. Рейтинг «Ведение бизнеса» (Doing business)[36] основан на изучении условий ведения бизнеса по 4 основным источникам информации: опрос респондентов, изучение законодательства, норм и правил, регулирующих предпринимательскую деятельность, консультации правительств исследуемых стран, данные World Bank Group. В 2014 г. исследованием охвачено 189 экономик мира, было привлечено 10 200 экспертов из разных стран мира, опрошено 13 026 респондентов. Число исследованных показателей 10 584 по 56 в каждой стране рейтинга. Все значения показателей по странам публикуются на официальном сайте проекта, начиная с первого года использования анализируемого показателя или включения страны в выборку исследования. Результаты рейтинга подлежат корректировке по жалобе заинтересованных лиц. Так, в 2013 г. было получено более 140 запросов, что привело к коррекции 8,5 % данных. Рейтинг составляется на основании 11 групп показателей (табл. 1).

Таблица 1

Составляющие рейтинга по группам показателей и ранг России

по Doing Busines за 2013 и 2014 гг.[37]

Группа

Предмет изучения

Ранг России

2013

2014

Сложность и стоимость процессов, регулирующих предпринимательскую деятельность

Регистрация бизнеса

Процедуры, сроки, стоимость и минимальный размер оплаченного уставного капитала на момент регистрации

101

88

Разрешений на строительство

Процедуры, сроки и стоимость

178

178

Подключение к электрическим сетям

Процедуры, сроки и стоимость

184

117

Регистрация собственности

Процедуры, сроки и стоимость

46

17

Налоговые платежи

Виды налогов, сроки уплаты, ставки
налогообложения

64

56

Международная торговля

Документы, сроки и стоимость

102

157

Сила правовых институтов

Получение кредитов

Правила залога и система кредитной
информации

104

109

Защита инвесторов

Ответственность по сделкам

117

115

Обеспечение исполнения контрактов

Процедуры, сроки, стоимость решения хозяйственного спора

11

10

Решение о закрытии предприятия (несостоятельности)

Сроки признания неплатежеспособности, стоимость и период возобновления деятельности

53

55

Итоговый ранг

112

92