Файл: Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвесторов в российскую экономику.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ динамики иностранных инвестиций показал, что во втором полугодии 2014 г. иностранные инвестиции практически перестали поступать в Россию. Общий отток иностранных капвложений за второе полугодие составил около $2,6 млрд. Наложенные санкции со стороны западных стран – это одна из причин снижения притока иностранных инвестиций. Однако, прямые иностранные инвестиции снижаются в большей степени не из-за геополитического фактора, а из-за негативной макроэкономической конъюнктуры в России, структурных проблем экономики и главное - общего оттока капиталов из развивающихся рынков.

Глава 3. Меры по стимулированию привлечения иностранных инвестиций в экономику России

В сложившихся экономических и политических условиях задача России развитие инвестиционного сотрудничества со странами Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Если в 90-е гг. основ­ными стратегическими партнерами России традици­онно были развитые страны Запада и США, то в настоящий момент возрождается суще­ствовавшее в эпоху СССР сотрудничество с неоправданно «забытыми» новыми индустри­альными странами Юго-Восточной Азии и странами Ближнего Востока. Различия между Россией и развитыми странами по таким фак­торам, как потребительские предпочтения, требования к качеству, покупательная спо­собность населения и уровень развития про­изводительных сил, затрудняли полноценное сотрудничество, взаимную торговлю и инве­стиционную активность. С другой стороны, новые индустриальные страны представляют для России как потенциальный рынок сбыта (в силу приемлемости качества наших това­ров для потребителей этих государств), так и перспективных поставщиков различной про­дукции, доступной по ценовым параметрам отечественным покупателям. Кроме того, эти страны никогда не находились в состоянии холодной войны с РФ, не вступали в антирос­сийские коалиции.

Перспективной страной для сотрудничества является Индия.

Главным объектом индийских инвестиций в российскую экономику был и остается проект «Сахалин-1». Объем инвестиций индийской компании ONGC Videsh Ltd., направляемых в этот проект, составляет 2,8 млрд долл. США. В числе конкретных реализуемых проектов следует отметить инвестиции в российскую фармацевтику индийских компаний Dr. Reddy’s Laboratories Ltd. и Lupin Ltd. В целом, несмотря на существующие проблемы (низкий уровень инвестиций, антидемпинговые меры Индии против российских товаров, слабое раз­витие транспортной инфраструктуры между двумя странами), российско-индийские отно­шения весьма перспективны.


Одним из перспективных проектов в этой области может стать сделка «Роснефти» и индийской ONGC. В обмен на гарантии ONGC по обязательному выкупу части акций в ходе предстоящего IPО индийская компания хочет приобрести эквивалентную по стоимости долю в нефтегазовых активах «Роснефти» в России. Взамен ONGC готова предложить «Роснефти» доли в своих проектах по нефтепереработке и в газовом секторе в Индии. При продуманной селективной стратегии нефтегазовый сектор может сыграть важную роль в привлечении инвестиций в Россию. В Минэнерго, например, разрабатывается проект либерализации правил работы нефтегазовых концернов в Арктике. Россия готова предоставить лицензии на разработку шельфовых месторождений зарубежным корпорациям. Сейчас компании с зарубежным капиталом могут участвовать в разработке шельфа только как миноритарные партнеры «Газпрома» и «Роснефти». Новым этапом в развитии сотрудничества в рамках БРИКС могут стать многосторонние мегапроекты, требующие более высокого уровня координации инвестиционной политики. Один из таких проектов – прокладка подводного интернет-кабеля, связывающего страны БРИКС между собой и с США. Его общая стоимость оценивается примерно в 1,5 млрд. долл. Протяженность кабельной системы с двумя волокнами по трассе Владивосток–Шаньтоу–Сингапур–Ченнаи–Маврикий–Кейптаун–Форталеза–Майами составит более 34 тыс. км, а пропускная способность будет достигать 12,8 Тбит/с[54].

Другой пример стратегического партнер­ства – Китайская Народная Республика.

В мае 2014 г. состоялся визит президента Путина в Китай. Отметим, что планируемый контракт о поставках в Китай российского газа подписан не был. Однако, по итогам визита был подписан меморандум о сотрудничестве по программе перспективного пассажирского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета, а также  меморандумы об инвестициях в логистическую компанию и о сотрудничестве в сфере туризма.

Еще один стратегический партнер РФ – Исламская Республика Иран. Целесообраз­ность развития сотрудничества с Ираном определяется тем, что он является крупным торговым партнером России на Среднем Вос­токе и обширным рынком сбыта российского оборудования, транспортных средств и метал­лопродукции. Доля этих товаров в российском экспорте достигает 80%. Примечательно, что экспорт России в эту страну не включает нефть и нефтепродукты, поскольку Иран обладает об­ширными собственными запасами. Таким об­разом, сотрудничество с Ираном способствует развитию не связанных с добычей ресурсов от­раслей экономики РФ.


Россия и Иран имеют общие интересы в стратегически важном Каспийском регионе, прежде всего в проведении геологоразведоч­ных работ на Каспии с целью точного опреде­ления углеводородных запасов, сохранения и рационального использования его биоресур­сов. Взаимодействие с Ираном в нефтегазовой области, в том числе в сфере транспортировки угле­водородного сырья, выгодно России в эконо­мическом отношении, а также укрепляет наши геополитические позиции на Каспии, в Цен­тральной Азии, на Ближнем и Среднем Вос­токе, способствует стабилизации обстановки в регионе в целом.

В августе 2014 г. глава Минэнерго Александр Новак и министр нефти Ирана Бижан Намдар Зангане подписали Меморандум о взаимопонимании между правительствами двух стран сроком на пять лет. Согласно пятилетнему Меморандуму о взаимопонимании Россия поможет Ирану в развитии нефтегазового комплекса и организации продажи нефти, в сферах строительства и реконструкции генерирующих мощностей, в расширении электросетевой инфраструктуры, а также в области поставок машин, оборудования, товаров народного потребления и сельхозпродукции, пишет газета The Telegraph в статье, перевод которой предоставлен ИноТВ. Россия будет покупать 500 тыс. баррелей иранской нефти в день. Как отмечает издание, это составит примерно половину экспорта страны. Таким образом, в результате этой сделки Россия может стать крупнейшим импортёром иранской нефти. Это соглашение является выгодным для обеих стран, так как им был нанесен ущерб западными санкциями, ограничивающими их энергетический сектор. Евросоюз ограничил поставки оборудования для добычи нефти в Россию после того, как президент США Барак Обама назвал действия Москвы на Украине «незаконными».

Иран, в свою очередь, столкнулся с санкциями из-за нежелания свернуть свою ядерную программу. В результате переговоров с шестью мировыми державами – Британией, Китаем, Францией, Россией, США и Германией – стране удалось добиться временного снятия запрета на торговлю с ЕС и Азией в ноябре 2013 г. Однако с тех пор переговоры зашли в тупик, и экспорт иранской нефти сократился вдвое[55].

Выводы по Главе 3

В сложившихся экономических и политических условиях задача России – развитие новых форм инвестиций, активная реализация мер, способствующих созданию условий, выгодных для иностранных инвесторов.

Важная тенденция в развитии мировой экономики, на которую следует обратить вни­мание, связана с перспективностью сосредо­точения внешнеполитических и экономиче­ских интересов РФ на ряде развивающихся государств. Если в 90-е гг. основ­ными стратегическими партнерами России традици­онно были развитые страны Запада и США, то в настоящий момент возрождается суще­ствовавшее в эпоху СССР сотрудничество с неоправданно «забытыми» новыми индустри­альными странами Юго-Восточной Азии и странами Ближнего Востока. Особенно актуальной эта проблема стала в связи с экономическими санкциями, введенными США и ЕС в отношении России в 2014 г. Перспективными стратегическими партнерами России являются Индия, Китай, Иран.


Заключение

Иностранные инвестиции – это важнейший источник получения прибыли как отечественными, так и зарубежными инвесторами, поступления дополнительных средств в госбюджет. Привлеченные инвестиции позволяют создать новые рабочие места, и как следствие - увеличить объемы налоговых отчислений, что благоприятно скажется на формировании дополнительных источников финансирования социально-экономического развития; а также повысить качество физической и мягкой инфраструктуры; стимулировать развитие предпринимательской деятельности на территории и диверсифицировать ее отраслевую структуру и снизить риски, связанные с цикличностью развития отраслей.

Инвестиционный рейтинг России, несмотря на некоторое повышение в 2014 г. является низким. В числе причин, ухудшающих инвестиционных климат России, выделяют высокий уровень коррупции, сложность открытия и ведения бизнеса, противоречивость и большое количество законодательных актов; высокий уровень экономической преступности.

Сложная общехозяйственная и инвестиционная ситу­ация в России усугубляется проведением секторальной санкци­онной политики со стороны Запада. В этих условиях привлечение иностранного капитала с целью обеспечения структурной пере­стройки экономики значительно усложнилась, но, по-прежнему, является одной из приоритетных задач.

Структура поступающих в Россию инвести­ций на протяжении ряда лет остается неудовлетворительной. Доля прямых иностранных инвестиций в Россию составила в 2014 г. лишь 13 %. Кроме того, приток ПИИ недостаточно диверсифицирован: наблюдается концентрация преобладающей части текущих и накопленных иностранных инвестиций в производствах с низкой долей добавленной стоимости. В свою очередь производства инвестиционного назначения не на­ходятся в фокусе их интересов. В результате приток иностранных инвести­ций не привносит новые технологии, замораживает отсталую структуру национального хозяйства, усилива­ет отличия в уровнях экономическо­го развития регионов и преимуще­ственно финансируется за счет рос­сийских источников. Налицо перманентный кризис структуры иностранных инвести­ций.

Анализ динамики иностранных инвестиций показал, что во втором полугодии 2014 г. иностранные инвестиции практически перестали поступать в Россию. Общий отток иностранных капвложений за второе полугодие составил около $2,6 млрд. Наложенные санкции со стороны западных стран – это одна из причин снижения притока иностранных инвестиций. Однако, прямые иностранные инвестиции снижаются в большей степени не из-за геополитического фактора, а из-за негативной макроэкономической конъюнктуры в России, структурных проблем экономики и главное - общего оттока капиталов из развивающихся рынков.


В сложившихся экономических и политических условиях задача России – развитие новых форм инвестиций, активная реализация мер, способствующих созданию условий, выгодных для иностранных инвесторов.

Важная тенденция в развитии мировой экономики, на которую следует обратить вни­мание, связана с перспективностью сосредо­точения внешнеполитических и экономиче­ских интересов РФ на ряде развивающихся государств. Если в 90-е гг. основ­ными стратегическими партнерами России традици­онно были развитые страны Запада и США, то в настоящий момент возрождается суще­ствовавшее в эпоху СССР сотрудничество с неоправданно «забытыми» новыми индустри­альными странами Юго-Восточной Азии и странами Ближнего Востока. Особенно актуальной эта проблема стала в связи с экономическими санкциями, введенными США и ЕС в отношении России в 2014 г. Перспективными стратегическими партнерами России являются Индия, Китай, Иран.

Список литературы

  1. Боброва В. В. Прямые иностранные инвестиции в странах БРИКС / В. В. Боброва, К. С. Протасов // Мировая экономика и международные отношения. — 2013. — № 2. — С. 30-34.

Вечканов, Г. Инвестиции: объемы, динамика, структура / Г.Вечканов. // Экономист. - 2012. - № 3. - С.16-28.

Гришина, Г.П. Системный подход инновационно-инвестиционных вложений в приоритетные направления развития экономики / Г.П.Гришина, Е.В.Будумян // Актуал. пробл. совр. науки. - 2012. - N 2. - С.26-28.

Зубченко, Л. Иностранные инвестиции. / Л.Зубченко. – М.: Книгодел, 2012.

Ивасенко, А. Иностранные инвестиции / А.Ивасенко, Я.Никонова. - КноРус, 2011.

Калиновский И. Инвесторы выжидают// «Expert Online» 10 окт 2014.

Климова Н.В., Мурашкина С.Ю. Влияние санкций на инвестиционный климат и промышленную политику России // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 106. С. 162-174.

Коваль, И.Ю. Прямые иностранные инвестиции как фактор модернизации российской экономики: логистический аспект / И.Ю.Коваль.// Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2011. - № 36. - С.46-49.

  1. Кондратьев В. Б. Оценки конкурентоспособности стран / В. Б. Кондратьев, А. С. Егоров, С. П. Аукционек // Мировая экономика и международные отношения. — 2013. — № 2. — С. 13-18.

Лысенко Ю.В. Современные проблемы совершенствования механизма управления иностранными инвестициями, направленными в экономику России // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2011. № 2. С. 405-406.