Файл: Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвесторов в российскую экономику.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 3
По данным таблицы видно, что в 2014 г. итоговый ранг России составил 112 баллов, что на 20 п. выше показателя 2013 г. На наш взгляд, несмотря на то, что этот рейтинг отличается конкретностью и характеризует уровень барьеров в основных сферах деятельности бизнеса, будет недостаточно только увеличения ранга России для реального улучшения инвестиционного климата, тем более, что другие рейтинги, например индекс экономической свободы и восприятия коррупции, свидетельствуют о тенденциях, неблагоприятных для инвесторов.
2. Рейтинг стран мира по уровню благоприятных условий ведения бизнеса в 2014–2018 гг. (Business Environment Rankings 2014–2018)[38] измеряет качество или привлекательность бизнес-среды в 82 странах, охваченных исследованием. Модель рейтинга состоит из 10 базовых критериев, включая политическую и макроэкономическую стабильность, рыночные возможности, политику в отношении свободного предпринимательства и конкуренции, политику по отношению к иностранным инвестициям, внешнеэкономический и валютный контроль, налогообложение, финансовая структура, рынок трудовых ресурсов и инфраструктуру. Каждая категория содержит ряд показателей, которые оцениваются в рейтинге за последние 5 лет, по ним же составляется прогноз на 5-летнюю перспективу.
Таблица 2 Место России в рейтинге Business Environment Rankings[39] |
||
Год составления |
Рейтинг России |
Количество стран в рейтинге |
2009-2013 |
59 |
82 |
2014-2018 |
60 |
82 |
3. Рейтинг Business Environment and Enterprise Performance Survey (BEEPS) — совместная инициатива Всемирного банка (США) и Европейского банка реконструкции и развития (Великобритания) — ставит целью получить представление фирм о восприятии деловой среды, в которой они работают. Интервьюирование проводят с интервалом в три года, что добавляет динамику в изучение бизнес-среды в странах с переходной экономикой. Рейтинг предоставляет данные по широкому кругу вопросов об эффективности предприятий, отношениях бизнеса и власти, состоянии частного сектора, проблемах финансирования, развитии трудовых отношений, инфраструктуры, объемах неформальных платежей и коррупции, а также подготовке кадров и инновациях. Данные публикуются на сайте Всемирного банка[40], там же приведены итоги опросов в 171 стране за 2005–2013 гг. Результаты рейтинга BEEPS по итогам опроса 4 220 респондентов в России, проведенного в 2012 г., представлены в табл. 3. Сравнивая результаты BEEPS в России с 2008 г. стоит отметить, что увеличилось число респондентов, которые считают, что коррупция не является препятствием для бизнеса. Одновременно с этим фирмы, которые давали взятки, сообщают, что вырос их размер.
Таблица 3
Результаты рейтинга России согласно Business Environment and Enterprise Performance Survey (BEEPS)[41]
Категория |
Показатель рейтинга |
Значение |
Регулирование |
Время, проведенное на ознакомление с требованиями постановлений Правительства, % времени высшего руководства |
14,7 |
Количество посещений или необходимые встречи с работниками налоговых органов в течение года |
1,1 |
|
Разрешения и |
Время, необходимое для получения лицензии, дн. |
56,3 |
Коррупция |
Неформальные выплаты чиновникам, % фирм |
20,5 |
Взяточничество, % фирм, хотя бы раз столкнувшихся с |
14,2 |
|
Глубина взяточничества, % от публичных сделок, где была предложена неформальная оплата |
9,7 |
|
Доля предприятий, идентифицирующих коррупцию как |
33,1 |
|
Преступность |
Потери из-за краж, грабежей, вандализма и поджогов, % продаж |
0,4 |
Неформальность |
Доля фирм, конкурирующих против незарегистрированных фирм, % |
30,2 |
Пол |
Доля фирм с женским топ-менеджментом, % фирм |
20,1 |
Финансы |
Доля фирм, использующих банки для финансирования инвестиций, % |
11,3 |
Инфраструктура |
Объем потерь из-за отключения электропитания, % продаж |
2,0 |
Инновации |
Доля фирм, имеющих международно-признанный сертификат качества серии ИСО 9000, 9002 или 14000, % |
12,6 |
Торговля |
Среднее время, затрачиваемое на экспорт через таможню, дн. |
5,6 |
Рабочая сила |
Доля фирм, предлагающих обучение для штатных |
46,1 |
4. Индекс экономической свободы (Index of Economic Freedom)[42]. В 2014 г. составлялся двадцатый раз независимой организацией The Heritage Foundation, которая не пользуется государственной поддержкой. Данный индекс предполагает анализ экономик мира по 10 индексам, объединенным в 4 группы. Индекс изменяется от 0 до 100, где 100 соответствует максимальной свободе. Страны, имеющие индекс от 80 до 100, относятся к свободным; от 70 до 79,9 — к преимущественно свободным; от 60 до 69,9 — к относительно свободным; от 50 до 59,9 — к преимущественно несвободным; ниже 50 — к странам с подавленной свободой. Сведения о динамике значений составляющих индексов и итогового индекса экономической свободы России приведены в табл. 4.
Таблица 4
Составляющие рейтинга по группам индексов и ранг России
по Index of Economic Freedom за 2013 и 2014 гг.[43]
Группа |
Индексы |
Значение индексов |
|
2013 |
2014 |
||
Законность |
Обеспечение права собственности |
25,0 |
25,0 |
Свобода от коррупции |
24,0 |
22,1 |
|
Размер государственного участия в экономике |
Фискальная свобода |
86,9 |
85,6 |
Государственные расходы |
54,4 |
61,5 |
|
Эффективность национального законодательства |
Свобода в области бизнеса |
69,2 |
70,0 |
Свобода в области трудовых отношений |
52,6 |
55,8 |
|
Свобода в денежной сфере |
66,7 |
69,4 |
|
Открытость рынков |
Свобода в области торговли |
77,4 |
74,6 |
Инвестиционная свобода |
25,0 |
25,0 |
|
Финансовая свобода |
30,0 |
30,0 |
|
Итоговый ранг (значение индекса) |
139 |
140 |
В 2014 г. составители индекса сделали вывод о том, что экономическая свобода в России находится в состоянии застоя, так как за 20-летнюю историю индекса он повысился менее, чем на 1. Заметные улучшения свободы в области торговли и свободы в денежной сфере происходят на форе существенного снижения инвестиционной и финансовой свободы, свободы в области бизнеса и обеспечения прав собственности, что делает экономику России «в основном несвободной». В числе причин такого положения названы недостаточная правовая база, кумовство и коррупция, поразившая всю экономику, политические репрессии, зависимость государственного бюджета от экспорта природных ресурсов, слабая защита частной собственности, уязвимость судебной власти (подверженность политическому давлению, непоследовательность в применении закона), устаревший Трудовой кодекс РФ, ограничивающий рост занятости и вмешательство государства в экономику (большое количество государственных предприятий в некоторых секторах экономики, в том числе в финансовом секторе, обширные субсидии, применение экспортных пошлин на нефтепродукты и других средств, чтобы влиять на цены на внутреннем рынке).
Таким образом, по оценкам международных экспертов индекс экономической свободы находится на очень низком уровне и достаточно четко выделяет наиболее слабые звенья инвестиционного климата России, в том числе не улавливаемые рейтингом «Doing Business».
5. Рейтинг «Барометр предпринимательской деятельности G20» за 2013 г. (G20 Entrepreneurship Barometer 2013)[44]3 призван помочь каждой из включенных в рейтинг стран определить текущие преимущества в предпринимательской среде и основные возможности для дальнейшего развития. Согласно принятому подходу к определению членства в G20 в этот список входят 19 отдельных стран и в качестве дополнительного члена — Европейский союз (ЕС). В рамках исследования за 2013 г. использована модель балльной оценки стран по 5 критериям, отражающим основные факторы развития предпринимательства: доступ к финансированию; предпринимательская культура; налогообложение и регулирование; образование и обучение; согласованная работа по поддержке предпринимательства.
Места России, попавшей в 3 квартиль рейтинга, наряду с Бразилией, Саудовской Аравией, Китаем и Мексикой, приведены в табл. 5.
Таблица 5
Составляющие рейтинга G20 Entrepreneurship Barometer 2013 и ранг России
Показатель |
Ранг России |
Доступ к финансированию |
15 |
Предпринимательская культура |
10 |
Налогообложение и регулирование |
9 |
Образование обучение |
14 |
Согласованная работа по поддержке предпринимательства |
1 |
Итоговый ранг (балл) |
11 (27.43) |
7. Индекс глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index) рассчитывается по методике Всемирного экономического форума (World Economic Forum), основанной на комбинации статистических и динамических компонент: официальных данных и результатов глобального опроса руководителей компаний. При расчете индекса выделено 3 субиндекса: базовые требования, усилители эффективности и инновационный фактор, которые включают 12 столпов конкурентоспособности, объединяющих 114 показателей, характеризующих национальную конкурентоспособность.
Таблица 6
Место России в рейтинге The Global Competitiveness Index[45]
Год составления |
Рейтинг России |
Количество стран в рейтинге |
2012-2013 |
67 |
144 |
2013-2014 |
64 |
148 |
Россия в 2014 г. поднялась в рейтинге с 67 до 64 места. Соседями страны в списке на этот раз оказались Венгрия (63 место) и Шри-Ланка (65). В докладе отмечается, что по сравнению с 2013 г. положение России улучшилось во многом за счет макроэкономических факторов. Благодаря низкому уровню государственного долга и сохраняющемуся профициту бюджета страна за 2014 г. поднялась в этом разделе рейтинга с 22 на 19 место. Несмотря на то, что российская экономика сейчас балансирует на грани рецессии, пока ее макроэкономические показатели выгодно отличаются от показателей ряда других стран. К сильным сторонам российской экономики авторы доклада также отнесли высокую распространенность высшего образования, состояние инфраструктуры и значительный объем внутреннего рынка. Однако воспользоваться своими конкурентными преимуществами России мешают низкая эффективность работы государственных институтов (118 место), недостатоточный инновационный потенциал (78), неэффективная антимонопольная политика (116), неразвитость финансового рынка (121), низкий уровень конкуренции на рынках товаров и услуг (135) и дефицит доверия инвесторов к финансовой системе (132 место). Как и в 2013 г., ключевыми проблемами для экономического развития в России представители бизнеса называют коррупцию, неэффективность государственного аппарата, высокие налоговые ставки. Все эти факторы способствуют неэффективному распределению ресурсов страны и препятствуют росту конкурентоспособности. Среди стран бывшего СССР Россия пропустила вперед Эстонию (32 место), Литву (48), Азербайджан (46), Казахстан (50) и Латвию (52). Остальные государства постсоветского пространства расположились ниже: Грузия (72 место), Армения (79), Украина (84, снижение на 11 позиций), Молдова (89) и Кыргызстан (121).
Можно сделать вывод о том, что достижение определенного рейтингового места, используемого в качестве индикатора в официальных документах, не будет способствовать реальному улучшению ситуации, поскольку нами было показано, что повышение ранга России в одном рейтинге сопровождается сохранением низкого места в других.
2.2. Факторы, ухудшающие инвестиционный климат России
Рассмотрим ряд причин, ухудшающих инвестиционных климат России.
1.Высокий уровень коррупции.
Индекс восприятия коррупции (The Corruption Perceptions Index) обеспечивает ранжирование государств по уровню совокупной коррумпированности, то есть учитывает разные виды и формы коррупции, что обеспечивается самим способом построения индекса.