Файл: Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвесторов в российскую экономику.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 7

Место России в рейтинге The Corruption Perceptions Index[46]

Год составления

Рейтинг России

Количество стран в рейтинге

2013

133

176

2014

127

177

Несмотря на снижение в 2014 г. на 6 баллов, Россия в 2014 г. находится на 127 месте по индексу коррупции из 177 стран, охваченных исследованием.

2.Сложность открытия и ведения бизнеса. Как указывалось выше, в ежегодном рейтинге по благоприятным условиям ведения бизнеса DoingBusiness (составляется Всемирным банком и IFC) за 2014 г. Россия поднялась со 112 на 93 место. Стремительный скачок нашей страны сразу на 19 пунктов позволил России войти в тройку лидеров по темпам улучшения деловой среды. К слову, ближайшими «соседями» по рейтингу оказались Барбадос и Сербия. Исследование Всемирного банка включает в себя оценку страны по 10 показателям: налогообложение, регистрация собственности, получение разрешений на строительство и другим критериям. По трем параметрам (защита инвесторов, разрешение неплатежеспособности и кредитование) Россия показала худшие результаты, чем в 2013 г. В любом случае, 93-е место – это по-прежнему очень далеко от ТОПа. Кроме того, вряд ли оценку Всемирного банка можно назвать объективной, ведь данное исследование проводится лишь в столицах (в нашем случае, соответственно, в Москве). А ведь разница в доходах Москвы и, например, Ингушетии составляет 40 раз. Эксперты Всемирного банка подчеркивают высокую бюрократизацию всех важных процедур в бизнес-сфере. Так, например, для строительства здания в России необходимо собрать более 50 документов (в Сингапуре разрешительных документов понадобится всего 11). Для улучшения ситуации нужно, как минимум, уменьшить время регистрации форм и разрешить осуществлять операции через Интернет.

3.Противоречивость и количество законодательных актов. Запутанность отечественной законодательной базы известна далеко за пределами нашей страны. Скажем, Конституция – самый важный документ любого государства, в России содержит 137 статей (для сравнения, в Конституции США всего 7 статей и 27 поправок)[47].

4. Высокий уровень экономической преступности. В нашей стране уровень экономической преступности (в том числе, и киберпреступлений) гораздо выше среднемирового и среднеевропейского показателей. В такой ситуации доверять свои деньги недостаточно защищенным компаниям захочет далеко не каждый инвестор.


Среди причин, снижающих инвестиционную привлекательность России, можно назвать и высокую стоимость заемных средств, и жесткую привязку России к собственной нефти как к основному источнику наполнения бюджета, и низкое качество образования.

В числе факторов, ухудшающих инвестиционный климат в России, отдельно стоит отметить отсутствие экономического роста и неразвитость фондового рынка. По итогам 2014 г. около половины акций ММВБ (Московская межбанковская валютная биржа) показали отрицательную динамику (в том числе, и такие «гиганты» как ВТБ, Газпром, Роснефть и Лукойл).

События, начавшиеся в марте 2014 г. на Украине только усугубляют ситуацию в экономике России. Инвестиционная привлекательность России для внешних инвесторов снизилась очень сильно, что влечет за собой:

  • систематическое снижение стоимости активов, как котирующихся на биржах, так и прочих, в том числе земельных массивов;
  • экспорт газа, нефти, металла и прочих сырьевых ресурсов будет сокращаться, как в результате введения санкций, так и в результате усложнения механизмов транспортировки сырья конечному потребителю, что повлечет за собой сведение к минимуму инвестиционных программ госмонополий (РЖД, Газпром);
  • неустойчивый, стремящийся к снижению курс рубля, который не позволит инвесторам создавать финансовые и прочие инвестиционные модели участия в российских проектах, что повлечет за собой срыв многих уже начавшихся инвестиционных проектов;
  • снижение потребительской активности, которая отразится на всех секторах рынка, от банковского до технологического;
  • рост цен на весь импорт, без возможности быстрого создания импортозамещающих производств в виду отсутствия технологий, кадров и оборудования.

2.3.Основные проблемы стимулирования и регулирования притока иностранных инвестиций в Россию в современных условиях развития экономики

Инвестиционный климат в России приобретает развивающийся и расширяющийся характер, что было указано в послании Президента РФ Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года: «Наша цель – приобрести как можно больше равноправных партнёров – как на Западе, так и на Востоке. Будем расширять своё присутствие в тех регионах, где сейчас набирают силу интеграционные процессы, где не смешивают политику и экономику, а наоборот, снимают барьеры для торговли, для обмена технологиями и инвестициями, для свободного передвижения людей. Повторю, Россия будет открыта для мира, для сотрудничества, для привлечения зарубежных инвестиций, для реализации совместных проектов»[48].


Также в обращение Президента было указано на развитие и перспективное будущее инвестиционного климата стран в тесном взаимодействии государства и бизнеса: «Сейчас важно перенести акцент на качество правоприменения, в партнёрстве с бизнесом содействовать распространению так называемых лучших практик в регионах, использовать для этого национальный рейтинг инвестиционного климата» [49].

Однако, в настоящее время сложилась не совсем благоприятная ситуация для инвестиционной активности с позиций финансирования. Политика ЦБ в отношении банков и денежно-кредитная политика не способствуют развитию рынка заёмного финансирования, то есть получить кредит тяжелее, а без него практически невозможно развиваться, особенно малому предпринимательству. Всё вышеуказанное усугубляется ухудшающейся экономической обстановкой в России – замедление ВВП, рост цен, снижение потребительского спроса[50].

В условиях глобальной экономики представить себе государство, не встроенное в систему мировых хозяйственных связей, невозможно. Однако степень взаимосвязи может быть разной. Для России подобная зависимость от мира может отразиться на ряде сфер. Во-первых, это обеспеченность страны стратегически важными товарами (продовольствие, лекарства, технологии, комплектующие для машин). В торговом балансе страны главными партнерами остаются: страны ЕС (42,2% импорта и 53,8% всего экспорта); АТЭС (34,3% импорта и 18,9 % экспорта); СНГ(13% импорта и 14% экспорта), крупнейшими из них - Китай и Германия. Если посмотреть на структуру иностранных инвестиций в Россию, то можно увидеть, что США выступают далеко не главным инвестором, на их долю приходится 2,7% всех иностранных инвестиций. Однако при сокращении инвестиций от Вашингтона могут пострадать такие отрасли, как производство кокса и нефтепродуктов (12 % идут от США) и производство машин и оборудования (28,1%).

Зависимость российских регионов от экономических санкций Запада очень неоднозначна. Есть несколько областей, где промышленность может ожидать определенный спад. Наиболее уязвимыми для санкций могут оказаться регионы, в которых сосредоточены оборонные и машиностроительные предприятия (Удмуртия, Тульская область, Санкт-Петербург). К числу компаний, находящихся в повышенной зоне риска можно отнести «Урал-вагонзавод» (Свердловская, Челябинская, Тверская, Томская области), «НПО машиностроения» (Московская, Оренбургская, Смоленская, Челябинская области, Пермский край), НПО «Базальт» (Москва, Костромская, Московская, Тульская области), Концерн «Созвездие» (Воронежская, Новгородская, Ростовская, Рязанская, Тамбовская, Тверская области, Краснодарский край, Северная Осетия, Москва), концерн «Радиоэлектронные технологии» (97 предприятий и НИИ), ПВО «Алмаз-Антей» (46 предприятий и НИИ во многих регионах).


Динамика развития «топливных» регионов Западной Сибири также находится в зависимости от санкций из-за снижения инвестиционной активности западных партнеров. Естественно, необходимо сказать о Крыме, на предприятия и компании которого пришлись адресные западные санкции. Давление ощутят такие крымские компании как Феодосийское предприятие по обеспечению нефтепродуктами, Керченская паромная переправа, Керченский и Севастопольский торговые порты, компании «Массандра» и ряд других. Наиболее тревожные ожидания заметны в регионах, всецело зависящих от благополучия бюджетообразующих организаций[51].

Санкции в отношении экспорта технологий российским нефтегазовым компаниям могут осложнить поддержание текущих темпов добычи ресурсов на истощающихся месторождениях в Западной Сибири. Это связано с тем, что методы повышения нефтеотдачи пластов, используемые на данных браунфилдах (месторождение со степенью выработанности более 75%), близки к тем, которые применяются при извлечении сланцевой нефти. А подобные технологии — одна из ключевых целей санкций со стороны западных стран. В среднесрочной перспективе, дискриминационные меры могут привести к откладыванию развития части более масштабных российских проектов, в частности в Арктике. Учитывая, что в долгосрочной стратегии российских нефтяных компаний Арктика занимает одну из ключевых позиций, такой эффект от санкций может стать достаточно неприятным. «Освоение Арктики — ключевая задача стратегии развития «Газпром нефти» до 2025 г. К 2050 г. арктический шельф будет обеспечивать от 20 до 30 процентов всей российской нефтедобычи, а добыча первой арктической нефти ожидается уже в 2018 г. Запрет на финансирование проектов и закупку западного оборудования — серьезная проблема, и добыча нефти из-за санкций действительно сократится.

Инвесторы беспокоятся о существование основных мировых производителей никеля и платиноидов (НорНикель), алюминия (РусАл) и алмазов (Алроса). Применение санкций против этих компаний маловероятно, но в противном случае российские корпорации смогут перенаправить поставки на другие направления, например, в Азию, Китай, Ближний Восток и Латинскую Америку, а цены на их продукцию в Европе и США могут резко вырасти. Пока геополитическая напряженность не оказала серьезного влияния на цену металлов, так как не несла риски перебоев поставок на мировой рынок. Однако санкции против российских экспортеров металлов и алмазов приведут к дефициту их продукции в Европе и США, а следовательно, и к росту цен. В азиатском регионе в этом случае возникнет профицит, и цены снизятся. Полный запрет российского экспорта металлов в Европу, США и Японию увеличит цены на продукцию российской горнодобывающей отрасли в диапазоне от 6 % до 61%. Чистая прибыль «РусАла» в случае роста цены алюминия на 100 долларов за тонну вырастет на 37%. Чистая прибыль «НорНикеля» увеличится на 6% при росте цен на никель на 1000 долларов за тонну, и на 5% - вследствие роста цены палладия и платины на 100 долларов за унцию. При росте цены алмазов на 10 долларов за карат «Алороса» нарастит чистую прибыль на 13%, по данным аналитиков «Morgan Stanley»[52].


Тем не менее, если российские производители не смогут переориентировать свои поставки на Азию, Китай, Ближний Восток и Латинскую Америку, возможные санкции окажут сильное влияние на экономические результаты «Норникеля», «РусАла» и «Алросы» и основных сталелитейных компаний[53].

Делая вывод по вышесказанному, можно резюмировать, что в виде санкций Россия получила некий удар по большинству сфер деятельности. Это те запреты, которые изменили инвестиционный климат страны и ее промышленную политику. В целом в результате произошедших событий инвестиционный климат ухудшился, а также Россия была названа наименее привлекательной для инвестиций экономикой, но есть отрасли, на которые санкции оказали растущий эффект. Запреты носят стимулирующий характер, который направлен на реальную работу государства по развитию экономики, а также существующие условия убирают с рынка слабых игроков, что позволяет стабильным компаниям упрочить свои позиции. Санкции Евросоюза ставят задачу импортозамещения на совершенно новый уровень. Привлеченные инвестиции создадут финансовую основу не только для импортазмещения, но и для реиндустриализации промышленности.

Выводы по Главе 2

Инвестиционный рейтинг России, несмотря на некоторое повышение в 2014 г. является низким. В числе причин, ухудшающих инвестиционных климат России, выделяют высокий уровень коррупции, сложность открытия и ведения бизнеса, противоречивость и большое количество законодательных актов; высокий уровень экономической преступности.

Сложная общехозяйственная и инвестиционная ситу­ация в России усугубляется проведением секторальной санкци­онной политики со стороны Запада. В этих условиях привлечение иностранного капитала с целью обеспечения структурной пере­стройки экономики значительно усложнилась, но, по-прежнему, является одной из приоритетных задач.

Структура поступающих в Россию инвести­ций на протяжении ряда лет остается неудовлетворительной. Доля прямых иностранных инвестиций в Россию составила в 2014 г. лишь 13 %. Кроме того, приток ПИИ недостаточно диверсифицирован: наблюдается концентрация преобладающей части текущих и накопленных иностранных инвестиций в производствах с низкой долей добавленной стоимости. В свою очередь производства инвестиционного назначения не на­ходятся в фокусе их интересов. В результате приток иностранных инвести­ций не привносит новые технологии, замораживает отсталую структуру национального хозяйства, усилива­ет отличия в уровнях экономическо­го развития регионов и преимуще­ственно финансируется за счет рос­сийских источников. Налицо перманентный кризис структуры иностранных инвести­ций.