Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 4
2. Анализ внутренней среды ОАО «Мостотрест»
ОАО «Мостотрест» - крупнейшая диверсифицированная компания в сфере инфраструктурного строительства, ведущая мостостроительная компания Российской Федерации.
«Мостотрест» специализируется на строительстве и реконструкции автодорожных, железнодорожных и городских мостов и других инженерных сооружений.
За годы своей деятельности компания построила и реконструировала более 7 500 различных инфраструктурных объектов - мостов, путепроводов, транспортных развязок.
В настоящее время «Мостотрест» участвует в реализации крупнейших проектов по развитию российской транспортной инфраструктуры. В рамках программы подготовки к Зимним Олимпийским играм в Сочи специалисты компании ведут строительство транспортных развязок «Адлерское кольцо», «Стадион», «Голубые Дали»; первой очереди дублера Курортного проспекта; совмещенной (автомобильной и железной) дороги на участке Адлер ? горноклиматический курорт «Альпика-Сервис». Также «Мостотрестом» продолжается строительство линии метрополитена в Нижнем Новгороде с мостовым переходом через Оку, участка Четвертого транспортного кольца в Москве, объектов на трассе М4 «Дон», совмещенного моста через Ангару у села Богучаны Красноярского края и других объектов.
В ходе строительства инфраструктурных объектов «Мостотрест» применяет современные технологии, соответствующие лучшим мировым аналогам.
Компания стремится занять ведущие позиции в сфере разработки и внедрения инновационных технологий, инвестируя в собственные НИОКР.
Основные технологии, применяемые ОАО «Мостотрест», включают:
·Современные мостостроительные технологии, такие как возведение мостовых опор, сооружение монолитных преднапряженных пролетных строений, монтаж железобетонных пролетных строений, монтаж стальных и сталежелезобетонных пролетных строений
·Технологии строительства фундаментов мостов, в том числе глубокого заложения с использованием забивных и буронабивных свай и устройство «стены в грунте»
·Строительство причальных сооружений и берегоукрепительные работы
·Технологии строительства мостов с высокими пилонами и большими пролетами
Компания «Мостотрест» разработала ряд собственных уникальных для России технологий. По состоянию на 30 июня 2010 г. предприятию принадлежит более 60 зарегистрированных в России патентов, в том числе такие патенты как «Устройство для надвижки железобетонных пролетных строений», «Объединенное сталежелезобетонное пролетное строение моста», «Конструкция сборно-монолитного пролетного строения» и другие. Применение собственных разработок позволяет «Мостотресту» повышать производительность труда, сокращать потребление ресурсов и соответствующие издержки, а также снижать зависимость компании от зарубежных поставщиков.
Страница 5 из 18
Мостотрест» планирует продолжать расширение своей научно-исследовательской деятельности. В частности, компания намерена развивать технологии строительства вантовых мостов, использование сборной железобетонной и бетонной кладки в строительстве пролетных строений автомобильных мостов и использование монолитной железобетонной и бетонной кладки для строительства пролетных строений автомобильных и железнодорожных мостов.
Кроме того, «Мостотрест» стремится развивать новые технологии применения антикоррозионного и водостойкого покрытия для автомобильных и железнодорожных мостов.
Структурная схема аппарата управления приведена в приложении 1.
Социальная политика Общества проводится в соответствии с Коллективным договором ОАО «МОСТОТРЕСТ» на 2007-2009 гг. Наблюдается рост социальных показателей(табл. 7,8, рис. 2).
Таблица 7
Социальные показатели общества 2008-2009 гг.
ПоказателиЗа предыдущий годЗа отчетный годСреднесписочная численность штатных работников (чел.)14 68814 856Затраты на оплату труда (тыс. руб.)5 569 0485 900 833Единый социальный налог (тыс. руб.)889 525766 053Среднемесячная зарплата работников (руб.)31 64833 100
Таблица 8
Динамика экономических и социальных показателей за 2007-2009 г.г. (млн. руб.)
Показатели2007 г.2008 г.2009 г.Чистая прибыль1275043 370Фонд заработной платы3 8425 5695 901
Рисунок 2. Динамика чистой прибыли и фонда заработной платы
Численность работников ОАО «МОСТОТРЕСТ» в январе 2010 г. составила 15313 человек, что на 41 человека меньше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
Таблица 9
Структура работающих по категориям
Категории работников (чел.)Общая численность работниковРуководителиСпециалистыСлужащиеРабочие135813971201243815313
Примечание 1:
Согласно стандартам, установленным Федеральной службой государственной статистики, для составления статистической отчетности:
в категорию «руководители» включены работники, занимающие должности руководителей организаций, структурных подразделений (управлений, отделов, цехов, участков) и их заместители (главные бухгалтеры, главные инженеры, производители работ, мастера);
в категорию «специалисты» включены работники, занятые инженерно-техническими, экономическими и другими работами, в частности, бухгалтеры, диспетчеры, инженеры, механики, специалисты.
в категорию «служащие» включены работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, хозяйственное обслуживание, делопроизводители, кассиры, коменданты, секретари, табельщики.
- в категорию рабочие относятся лица, непосредственно занятые в процессе создания материальных ценностей, а также занятые ремонтом, перемещением грузов, перевозкой пассажиров, оказанием материальных услуг, уборщики, няни, гардеробщики, сторожа, продавцы непродовольственных и продовольственных товаров, операторы электронно-вычислительных машин (персональных электронно-вычислительных машин) и другие.
Рисунок 3. Структура работающих по категориям
Средний возраст работников ОАО «МОСТОТРЕСТ» - 41-50 лет, что составило 29,4% общей численности Общества, и не изменился по отношению к 2008 г. (табл. 10, рис. 4)
Таблица 10
Возрастной состав кадров (по состоянию на 31 декабря 2009 г.)
Возрастной интервал (лет)до 1818-3031-4041-5051-60свыше 60ВСЕГОКоличество (человек)1347535264509336743515313
В составе руководителей, специалистов и служащих ОАО «МОСТОТРЕСТ» 10 кандидатов наук, 68% имеют высшее профессиональное образование, 31% - среднее профессиональное и среднее специальное образование, 1% - среднее общее (рис. 5).
Рисунок 4. Возрастной состав кадров
Рисунок 5. Качественный состав работников
Благодаря принятым мерам по улучшению условий труда и быта работающих, удовлетворению социальных нужд и своевременной выплате заработной платы удалось стабилизировать процесс текучести кадров. Этот показатель за последний год снизился на 3,3%. Тем не мене данный показатель остается гораздо выше естественного уровня(3-5%) (табл. 11, рис. 6).
Таблица 11
Текучесть кадров
2007 г.Численность на 01.01.2007 (чел.)Принято всего (чел.)Уволено всего (чел.)Численность на 01.01.2008 (чел.)Текучесть кадров %11666463730141328922,72008 г.Численность на 01.01.2008 (чел.)Принято всего (чел.)Уволено всего (чел.)Численность на 01.01.2009 (чел.)Текучесть кадров %13289623941741535425,32009 г.Численность на 01.01.2009 (чел.)Принято всего (чел.)Уволено всего (чел.)Численность на 01.01.2010 (чел.)Текучесть кадров %15354332833691531322,0
Страница 6 из 18
Рисунок 6. Динамика текучести кадров за последние 3 года
Несмотря на кризис, компания продолжает демонстрировать стабильный рост финансовых показателей.
Выручка от реализации строительно-монтажных работ, услуг в 2009г. увеличилась на 15% (табл. 12), рентабельность основного вида деятельности увеличилась с 11% в 2008 г. до 16,9% в 2009 г. (табл. 13).
Таблица 12
Динамика показателей финансовой деятельности за период 2007-2009 гг. (млн. руб.)
Показатели2007 год2008 год2009 г.1. Выручка (нетто) от реализации продукции, работ, услуг21 65428 70533 1682. Себестоимость реализованной продукции, работ, услуг-20 258-25 527-27 5723. Прибыль от реализации1 3963 1785 5964. Прочие операционные, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы-937-2 078-1 2115. Прибыль отчетного года4591 1004 3856. Налог на прибыль, отложенные налоговые активы и обязательства-316-584-1 0157. Пени и штрафы по налогам и сборам-16-12-278. Чистая прибыль (остающаяся в распоряжении Общества)1275043 3709. Увеличение (уменьшение) нераспределенной прибыли за счет уменьшения добавочного капитала на сумму дооценки (уценки) выбывших основных средств3125710. Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного года1585293 377
Компания показала заметное улучшение чистой рентабельности. Данный рост, прежде всего, обусловлен существенным снижением цен на цемент и металлопродукцию - главные статьи расходов компании после заработной платы. Хотя, возможно, столь резкий скачек имеет краткосрочный характер, т.к. следом за снижением цен на материалы идет логичное снижение стоимости контрактов со стороны заказчиков.
Таблица 13
Анализ финансового положения Общества за период 2007-2009 гг.
Показатели2007 год2008 год2009 г.Коэффициент абсолютной ликвидности0,290,130,06Коэффициент быстрой ликвидности1,020,801,01Коэффициент текущей ликвидности1,431,171,50Коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности0,700,330,58Величина собственных оборотных средств, тыс.руб.3 413 3202 246 8865 427 410Оборачиваемость собственного капитала4,885,817,30Оборачиваемость дебиторской задолженности, дней67,1762,773Оборачиваемость кредиторской задолженности, дней45,4856,2375Коэффициент соотношения заемного и собственного капитала2,182,851,64Коэффициент концентрации собственного капитала0,310,260,38Рентабельность продаж, %6,4511,0716,87Чистая норма прибыли, %0,591,7610,16Рентабельность собственного капитала, %2,9010,742,6Рентабельность активов, %1,13,0416,14
Исходя из изложенного выше можно проиллюстрировать эффективность работы предприятия следующей таблицей, в которой отражен сводные показатели эффективности работы организации эффективность работы организации(табл. 14).
Таблица 14
Выполнение основных показателей Бизнес-плана Общества на 2009 г.
Показателифактплан% выполненияВыручка всего, тыс. руб.33 168 40431 916 502104Чистая прибыль, тыс. руб.3 370 3171 329 264254Рентабельность, %2214157Производительность труда, руб. на чел. в мес.143 665122 058118Численность с привлеченными всего, чел.15 83816 45396
Приоритетные направления деятельности Общества
Приоритетным направлениями деятельности Общества в отчетном году являлось строительство железнодорожных, автодорожных и городских мостов, путепроводов, транспортных развязок, и других инженерных сооружений с использованием железобетонных (монолитных и сборных) и металлических конструкций, осуществляемых по заказу государственных и муниципальных образований.
Основными государственными заказчиками выступают организации, находящиеся в ведении Федерального дорожного агентства, а также администраций субъектов Российской Федерации, в первую очередь, городов Москвы, Нижнего Новгорода, Ростова на Дону, Ярославля. После длительного перерыва возобновлено сотрудничество с ОАО «Российские железные дороги», на объектах которого, в качестве субподрядной организации ООО «Трансюжстрой» ОАО «МОСТОТРЕСТ» возводит искусственные сооружения на совмещенной (автомобильной и железной) дороге Адлер - горноклиматический курорт Альпика-сервис.
Важнейшим направлением деятельности в 2009 г. стало строительство объектов транспортной инфраструктуры г. Сочи.
Помимо указанных направлений деятельности, Обществом ведутся незначительные объемы работ в промышленном и гражданском строительстве, осуществляется изготовление конструкций из сборного железобетона, отдельных конструкций для мостовых сооружений.
Основными факторами конкурентоспособности Общества являются:
) долгосрочное стратегическое взаимодействие с организациями-поставщиками сырья и материалов и изделий, используемых при строительстве объектов транспортной инфраструктуры, что позволяет снизить их стоимость;
) наличие квалифицированных специалистов, обладающих необходимым образованием и квалификацией;
Страница 7 из 18
) наличие необходимых машин и механизмов, средств механизации, требующихся для возведения объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности компании;
) применяемая на всех объектах система контроля качества производимых работ;
) использование современных технологий производства работ, новых конструкций и материалов;
) применение перспективных технических решений при разработке проектно-технической документации;
) взаимодействие с хорошо зарекомендовавшими себя субподрядными организациями (рис. 7).
Рисунок 7. Факторы конкурентоспособности Общества
Влияние перечисленных факторов на конкурентоспособность производимых работ является комбинированным и зависит от сложности возводимого объекта, экономического и географического положения региона, в котором ведется строительство объекта.
В. 2009 г. Общество приступило к реализации бизнес-проектов по увеличению активов Общества, путем приобретения блокирующих пакетов акций организаций транспортного строительства, что существенно расширяет географию деятельности Общества и повышает его конкурентоспособность.
Исходя и вышеизложенного, можно выделить сильные и слабые стороны ОАО «Мостотрест»:
Таблица 15
Сильные и слабые стороны организации
№ п/пСильные стороныСлабые стороны1.Высокая репутация организацииИзлишняя текучесть кадров2.Использование современных технологий производства работ, новых конструкций и материаловВысокие издержки на привлечение и высвобождение персонала3.Долгосрочное стратегическое взаимодействие с организациями-поставщиками сырья и материалов и изделий, используемых при строительстве объектов транспортной инфраструктуры, что позволяет снизить их стоимостьНесовершенная структура управления персоналом, служба персонала представлена только отделом кадров4.Возможность предоставлять услуги генподрядчика