Файл: Адаптация ребенка к школе (Адаптация детей младшего школьного возраста к условиям школьной жизни).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К УСЛОВИЯМ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ
1.1 Адаптация детей младшего школьного возраста к условиям школьной жизни
1.2 Особенности психологической помощи по адаптации младших школьников к условиям школьной жизни
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К УСЛОВИЯМ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ
Затем мы отметили стрелками выборы детей. Это позволяет увидеть характер межличностных связей в группе, особенности половых дифференцировок, взаимных симпатий, явления «неразделенной любви».
Таблица 2
Социометрическая матрица
ФИО |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
1 |
3 |
3 |
||||||||||||||||
2 |
2 |
1 |
||||||||||||||||
3 |
1 |
2 |
||||||||||||||||
4 |
1 |
3 |
||||||||||||||||
5 |
3 |
2 |
1 |
|||||||||||||||
6 |
1 |
3 |
2 |
|||||||||||||||
7 |
1 |
3 |
1 |
|||||||||||||||
8 |
2 |
3 |
1 |
|||||||||||||||
9 |
2 |
3 |
1 |
|||||||||||||||
10 |
||||||||||||||||||
11 |
1 |
|||||||||||||||||
12 |
1 |
3 |
||||||||||||||||
13 |
||||||||||||||||||
14 |
2 |
3 |
1 |
|||||||||||||||
15 |
1 |
2 |
3 |
2 |
||||||||||||||
16 |
1 |
1 |
2 |
|||||||||||||||
17 |
2 |
1 |
1 |
2 |
3 |
|||||||||||||
18 |
3 |
1 |
1 |
2 |
||||||||||||||
19 |
||||||||||||||||||
20 |
1 |
1 |
1 |
|||||||||||||||
21 |
1 |
3 |
1 |
2 |
1 |
|||||||||||||
Число полученных выборов |
2 |
15 |
3 |
1 |
4 |
1 |
9 |
4 |
2 |
1 |
3 |
16 |
3 |
4 |
5 |
4 |
2 |
4 |
Число взаимных выборов |
0 |
5 |
0 |
0 |
3 |
0 |
5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2
7
18
21
3
29
8
9
14
16
25
4
5
12
19
27
26
23
20
1
10
11
13
6
15
17
22
28
24
Рисунок 3. Социограмма
Итак, из полученной нами социограммы следует, что в данном классе «звездами» являются 21% детей, «предпочитаемыми» – 17% детей, «принятыми» – 59% детей и «непринятыми» – 3%. (рис. 3).
Мы выяснили, каким образом учащиеся мотивировали свои выборы. Например, учащиеся, у которых были взаимные выборы с №2 («1» статусная группа, «звезды») на вопрос «Почему ты в первую очередь решил(-а) дружить с №2», – ответили следующим образом: девочки: «Она моя самая хорошая подружка, с ней интересно играть…», мальчики: «Она хорошая, нравится, она красивая…»
Тогда мы задали детям следующий вопрос: «Если бы у тебя было много подарков, но одному ученику из твоего класса не хватило, кому бы ты не дал игрушку и почему…» Дети отвечают, например: «Он (-а) всегда дерется…», «Толкается…», «Жадная…» и т.д.
Мы выяснили, что у девочек, например, в основе мотива выбора находятся дружеские отношения, а также проявляется интерес к совместной деятельности с этим ребенком. Мальчики выбирают, исходя из эмоционально положительного отношения к девочке, выделяют внешние качества, проявляют симпатию к ней.
Рисунок 4. Статусное положение учащихся 1 «А» класса общеобразовательной школы № 1 города Череповца, %
Во-вторых, нами был выявлен уровень благополучия взаимоотношений (УБВ). В данном классе низкий уровень благополучия взаимоотношений, обуславливается он тем, что в группе большее количество учащихся имеет неблагоприятный статус (3 и 4 статус являются неблагоприятными). «Звезды» и «предпочитаемые» – 38% детей, «принятые» и «непринятые» – 62% детей.
Низкий УБВ означает неблагополучие большинства учащихся класса в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками.
В-третьих, мы определили коэффициент взаимности (КВ) – индекс групповой сплоченности, выражает характер отношений, существующих в классе.
КВ в данном классе – 28%, из чего следует, что данный класс относится ко 2-ому уровню взаимности (средний уровень). Значение коэффициента взаимности в том, что он дает нам представление о характере отношений, существующих в классе, то есть свидетельствует о разобщенности класса на отдельные группировки по 3 – 2 человека. Причем мы заметили, что девочки и мальчики создают свои группировки обособлено друг от друга, то есть наблюдается высокая половая дифференциация в классе, что характерно для данного возраста.
При исследовании половой дифференциации межличностных отношений младших школьников данного класса мы заметили тенденцию более благоприятного положения в группе девочек, чем мальчиков. Исходя из данных социограммы, мы выявили такой характер связи как взаимная симпатия (мальчик и девочка находятся в «1» статусной категории, «звезды»). Также наблюдаются явления «неразделенной любви» (в большинстве случаев мальчики выбирают девочек).
В-четвертых, мы определили коэффициент удовлетворенности младших школьников своими взаимоотношениями. В исследуемом нами классе КУ – 46%. Также мы определили КУ каждого отдельного ребенка класса (табл. 2) и получили следующие результаты: в первую (высшую) группу КУ входят 2 7% детей, во вторую группу КУ –24% детей, в третью группу КУ входят 14% детей и в четвертую группу –55% детей.
Из условного распределения учащихся на группы мы видим, что ученики, которых выбрали все или почти все сверстники из числа тех, кого они сами выбирали, имеют почву для более высокого эмоционального самочувствия, жизнерадостности, чем те ученики, которых может быть и выбирают, но совсем не те, к которым они сами стремятся.
В-пятых, мы выявили индекс изолированности (ИИ). В исследуемом нами классе он составил 4%. Исходя из этого, данный класс можно считать благополучным, статусную категорию «непринятые» имеет один учащийся.
После проведения выше описанного социометрического эксперимента, мы провели аутосоциометрический эксперимент. Мы задали каждому учащемуся вопрос: «А как ты думаешь (называем имя ребенка), кто тебе уже положил или положит открытку». Предполагаемые выборы мы также зафиксировали в таблице (табл. 3), а затем сопоставили с результатами социометрического эксперимента.
Таблица 3
Результаты аутосоциометрического эксперимента
ФИО |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
1 |
||||||||||||||||||
2 |
1 |
1 |
||||||||||||||||
3 |
1 |
1 |
||||||||||||||||
4 |
1 |
1 |
||||||||||||||||
5 |
2 |
2 |
2 |
|||||||||||||||
6 |
2 |
|||||||||||||||||
7 |
3 |
2 |
||||||||||||||||
8 |
1 |
|||||||||||||||||
9 |
2 |
1 |
||||||||||||||||
10 |
1 |
1 |
1 |
|||||||||||||||
11 |
1 |
2 |
||||||||||||||||
12 |
2 |
3 |
||||||||||||||||
13 |
2 |
2 |
||||||||||||||||
14 |
||||||||||||||||||
15 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
|||||||||||||
16 |
||||||||||||||||||
17 |
1 |
1 |
||||||||||||||||
18 |
1 |
1 |
||||||||||||||||
19 |
||||||||||||||||||
20 |
1 |
1 |
1 |
|||||||||||||||
21 |
1 |
3 |
1 |
2 |
1 |
|||||||||||||
Число полученных выборов |
1 |
6 |
3 |
1 |
3 |
0 |
5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
5 |
1 |
1 |
4 |
9 |
5 |
Число взаимных выборов |
0 |
2 |
0 |
0 |
1 |
0 |
3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
1 |
3 |
0 |
В результате проведении аутосоциометрического исследования мы получили результаты по количеству ожидаемых выборов и по количеству оправдавшихся выборов (табл. 3) и получили коэффициент осознанности отношений (КО). Для данной группы средний показатель коэффициента осознанности отношений равен 27%.
Таким образом, у учащихся общее число ожидаемых выборов значительно больше, чем оправдавшихся и этот факт свидетельствует о высоком уровне притязаний учащихся 1 «А» класса, которые имеют неблагоприятный статус.
Результаты, полученные путем проведения социометрического и аутосоциометрического экспериментов, представлены в таблице 4.
Таблица 4
Результаты социометрического и аутосоциометрического экспериментов
Наименование |
Показатель |
Звезд (5 и более выборов) |
21% |
Предпочитаемых (3 – 4 выбора) |
17% |
Принятых (1 – 2 выбора) |
59% |
Непринятых (нет выборов) |
3% |
Уровень благополучия взаимоотношений |
61% |
Коэффициент взаимности |
28% |
Коэффициент удовлетворенности взаимоотношений |
45% |
Индекс изолированности |
4% |
Коэффициент осознанности взаимоотношений |
27% |
Данные, представленные в таблице 4, мы изобразим графически (рис. 5).
Рисунок 5. Результаты социометрического и аутосоциометрического экспериментов, %
Итак, в данном классе у учащихся низкий уровень благополучия взаимоотношений, обусловленный тем, что большое количество учащихся имеет неблагоприятный статус в классе. Большое количество учащихся имеет неблагоприятный статус – «принятый» и один ребенок занимает статус «непринятого». Такие показатели свидетельствуют о том, что большинство детей в классе ощущают неудовлетворенность в общении и признании сверстниками. Это происходит вследствие неблагополучия учащихся в системе межличностных отношений. Многие учащиеся с неблагоприятным статусом в классе обладают высоким уровнем притязаний. Такой вывод мы сделали на основании того, что оправдавшихся выборов гораздо меньше, чем ожидаемых.
Также отметим низкую удовлетворенность младших школьников своими взаимоотношениями в классе, обусловленную немногочисленными взаимными выборами учащихся. В данном классе также присутствует такое явление как «неразделенная любовь» (в большинстве случаев мальчики выбирают девочек).
Данный детский коллектив включает в себя несколько группировок, состоящих из 2-3 человек. При этом наблюдается высокая половая дифференциация в классе, т.е. мальчики больше общаются с мальчиками, девочки с девочками. Один ребенок в классе изолирован от коллектива (не получил ни одного выбора). Это значит, что друзей в классе у него нет, он мало общается с ребятами, сверстники относятся к нему равнодушно.
Таким образом, можно говорить о том, что в исследуемом классе учащихся наблюдается протекание кризиса семи лет, который сопровождается появлением следующих реакций в группе:
1. Негативизм. 27% детей отказывается вообще подчиняться определенным требованиям учителя.
2 Упрямство. Учащийся настаивает на своем требовании, на своем решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались.
3. Строптивость. Близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические особенности. Строптивость, носит более генерализованный и более безличный характер. Это протест против порядков, которые существуют.
4. Своеволие. Стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам хочет что - то делать.
Далее мы прейдем к анализу следующей методики, направленной на изучения уровня адаптации младших школьников к обучению в школе.
3. Проективные рисуночные методики: «Что мне нравится в школе», «Я в школе».
Итак, можно говорить о том, что данные методики № 1, направленной на изучение степени адаптированности ребенка к школе, и данные, полученные в ходе применения методики № 2, направленной на изучении социального статуса ребенка подтверждают друг друга. Мы выявили, что те дети, которые по методике № 1 оказались в зоне среднего и низкого уровня адаптации, по методике № 2 также имеют низкий уровень благополучия отношений в классе.
2.3 Методические рекомендации для родителей и педагогов по адаптации младших школьников к условиям школьной жизни
Самый важный результат помощи – это восстановить у ребенка положительное отношение к жизни, в том числе и к повседневной школьной деятельности, ко всем лицам, участвующим в учебном процессе (ребенок - родители - учителя). Когда учеба приносит детям радость или хотя бы не вызывает негативных переживаний, связанных с осознанием себя неполноценным, недостаточным любви, тогда школа не является проблемой.