Файл: Адаптация ребенка к школе (Адаптация детей младшего школьного возраста к условиям школьной жизни).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 165
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К УСЛОВИЯМ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ
1.1 Адаптация детей младшего школьного возраста к условиям школьной жизни
1.2 Особенности психологической помощи по адаптации младших школьников к условиям школьной жизни
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К УСЛОВИЯМ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ
Приложение 1
Методика «Экспертная оценка адаптированности ребёнка к школе»
(В.И. Чирков, О.Л. Соколова, О.В. Сорокина)
Схема изучения социально-психологической адаптации ребенка к школе (заполняют родители)
Инструкция: Выберите утверждение, наиболее точно отражающее состояние ребёнка на данный момент
I шкала «Успешность выполнения школьных заданий»
5. Правильное безошибочное выполнение школьных заданий.
4. Небольшие помарки, единичные ошибки.
3. Редкие ошибки, связанные с пропуском букв или их заменой.
2. Плохое усвоение материала по одному из основных предметов, обилие ошибок: частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий.
1. Плохое усвоение программного материала по всем предметам.
II шкала «Степень усилий, необходимых ребёнку для выполнения
школьных заданий»
5. Ребенок работает легко, свободно, без напряжения.
4. Выполнение школьных заданий не вызывает у ребёнка особых затруднений.
3. Иногда работает легко, в другое время проявляет упрямство, выполнение заданий требует некоторого напряжения для своего завершения.
2. Выполнение школьных заданий требует от ребёнка определённой
степени напряжения.
1. Ребёнок отказывается работать, может плакать, кричать, проявлять агрессию.
III шкала «Самостоятельность ребёнка при выполнении школьных заданий»
5. Ребёнок сам справляется со школьными заданиями.
4. Работает самостоятельно, почти не обращаясь к помощи взрослого.
3. Иногда обращается за помощью, но чаще выполняет задания сам.
2. Ребёнок мог бы справляться со школьными заданиями самостоятельно, но предпочитает делать их с помощью взрослого.
1. Для выполнения ребёнком школьных заданий требуется инициатива, помощь и постоянный контроль со стороны взрослого.
IV шкала «Настроение, с которым ребёнок идёт в школу»
5. Ребёнок улыбается, смеётся, с хорошим настроением идёт в школу.
4.Спокоен, деловит, нет проявлений сниженного настроения.
3.Иногда бывают проявления сниженного настроения.
2.Случаются проявления отрицательных эмоций:
а)тревожность, огорчение, иногда страх;
б)обидчивость, вспыльчивость, раздражительность.
1.Преобладание депрессивного настроения или агрессии (вспышка гнева, злости).
V шкала «Взаимоотношения с одноклассниками».
5.Общительный, инициативный, легко контактирует с детьми, у него
много друзей, знакомых.
4.Малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети.
3.Сфера общения несколько ограниченная: общается только с некоторыми ребятами.
2.Предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступать с ними в контакт.
1.а) Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться»
в одиночестве.
б) Инициативен в общении, но часто проявляет негативизм по отношению к детям: ссорится, дразнится, дерётся.
VI шкала «Обшая оценка адаптированности ребёнка»
5.Высокий уровень адаптированности.
4.Уровень адаптированности выше среднего.
3.Средний уровень адаптированности.
2.Уровень адаптированности ниже среднего.
1. Низкий уровень адаптированности.
Обработка результатов:
19-30 баллов - зона адаптации;
13-18 баллов - зона неполной адаптации;
0-12 баллов — зона дезадаптации.
Приложение 2
Социометрический опрос, методика «Мой круг общения» (Т.Ю. Андрущенко)
Тестовый материал
Стандартный лист с изображением концентрических большого и двух меньших кругов, пересеченных двумя – горизонтальной и вертикальной – линиями, два цветных карандаша (темный и светлый).
Процедура проведения беседы
Психолог, используя графические приемы (цвет, интенсивность штриховки и др.), выявляет в беседе круг общения ребенка и характер его взаимодействия с окружающими (сверстниками, родителями, учителями). Беседа строится так, как показано в табл
Этап беседы |
Высказывания-побуждения психолога |
Действия психолога |
Выявление круга симпатий/ антипатий |
«Давай обозначим в твоем круге людей, с которыми у тебя сложились добрые отношения, и тех, общение с которыми тебя огорчает. Давай будем использовать два карандаша: темный — «недоброжелательный», «неприятный» и светлый — «радостный», «приветливый»» |
В ходе штриховки прямоугольников красным или синим карандашом психолог выясняет подробности, обстоятельства, характер сложившейся ситуации. С помощью частоты штриховки выявляется выраженность модальности переживаний. Высказывания ребенка фиксируются в протоколе |
Выявление меры взаимопринятия участников общения с точки зрения ребенка |
«Давай в большом круге нарисуем еще два круга: один — в середине и еще один, маленький, — в центре, здесь поместим тебя, напишем твое имя. С помощью двух карандашей давай покажем, кто как к кому относится, кто больше друг другу доставляет радость, кто и насколько друг другу неприятен» |
С помощью линии соответствующего цвета показывается модальность взаимоотношений (симпатия/антипатия) между участниками круга общения. С помощью стрелки обозначаются направление и мера выраженности отношений (до внутренней или внешней окружности и др.) |
Установление контакта |
«Я знаю, что любой человек не очень любит отвечать на вопросы незнакомого. Давай лучше мы вместе попытаемся изобразить твою жизнь, а потом обсудим некоторые интересные и важные ее моменты» |
Организация сотрудничества с ребенком, снятие настороженности, присущее началу общения |
Построение круга («дома») общения |
«Давай представим, с кем и где тебе приходится общаться в течение всего дня, каждому найдем место («дом») в этом круге твоего общения» |
Рисует (или предлагает готовый) круг. Делит (или объясняет принцип разделения) круг на секторы (сферы общения). Вертикальная черта разделяет секторы «школа» и «вне школы». Горизонтальная черта выделяет секторы «сверстники», «взрослые» |
«Заселение» круга общения |
«Теперь надо «заселить» каждый «дом» людьми, с которыми тебе приходится сталкиваться более близко, это могут быть и симпатичные тебе люди (друзья, приятели), а могут среди них оказаться и неприятные, ты бы с ними и не хотел общаться, но приходится по самым разным причинам» |
«Вводит» в круг общения всех названных ребенком детей и взрослых с помощью условного обозначения (прямоугольник на окружности). Выясняет возраст детей, обстоятельства взаимодействия. Высказывания ребенка фиксируются в протоколе |
Анализ содержания беседы
Качественный анализ хода и результатов беседы (особенности поведения подростка при совместном с психологом заполнении круга общения, характер его высказываний, результат работы) предполагает:
сравнение полноты взаимодействия ребенка с окружающими в разных сферах общения;
сравнение характера переживаний ребенком своего взаимодействия с окружающими в разных сферах, выявление личностно значимых отношений, их анализ с точки зрения задач возрастного развития;
выявление отношения ребенка к себе как к субъекту общения (принятие себя, позиция в общении и др.);
выделение зоны неблагополучия в социальной ситуации развития (отсутствие или дефицит взаимодействия, трудности, конфликтность общения и др.).
Приложение 3
Занятия
Занятия входят в систему сопровождения адаптации первоклассников к школе, поэтому в ходе их проведения проходят консультации с учителем на протяжении всего учебного года, встречи с родителями детей индивидуально и на родительских собраниях.
Часть занятий носит двойственный характер: они содержат не только развивающие, коррекционные упражнения, но и диагностические задания.
Программа рассчитана на работу в группе из 10-20 человек, поэтому класс рекомендуется делить на подгруппы и проводить занятия одновременно с уроком ритмики или обучения письму.
Для занятий каждый ребенок должен иметь тетрадь в клетку, альбом, цветные карандаши.
Продолжительность занятия 30 – 40 минут.
Оптимальная периодичность встреч – 1-2 раза в неделю.
Важно создать доброжелательную обстановку в классе, чтобы каждый чувствовал себя уверенно и не боялся сделать ошибку.
Необходимое обеспечение: магнитофон, кассеты со спокойной нейтральной инструментальной музыкой.
1 занятие «Ромашка».
Ход занятия: «Ромашка»
«На что похоже?»
Расскажи стихи руками
Рисование
«Цветик-многоцветик»
2 занятие «Путешествие по воде»
Ход занятия: Ассоциации
«Графический диктант»
Игра «Морская фигура»
Штриховка
Составление рассказа
Настроение
3 занятие «Школа»
Ход занятия: Ассоциации
Рисование
Расскажи стихи руками
«Лабиринты»
Настроение
4 занятие «Животные»
Ход занятия: «Что изменилось?»
«Кто лишний?»
Штриховка
Физкультминутка «Зайка»
«Назови одним словом»
«Кто больше назовет»
Настроение
5 занятие «Космонавт»
Ход занятия: Ассоциации
«Летающая тарелка»