Файл: Адаптация ребенка к школе (Адаптация детей младшего школьного возраста к условиям школьной жизни).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 159
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К УСЛОВИЯМ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ
1.1 Адаптация детей младшего школьного возраста к условиям школьной жизни
1.2 Особенности психологической помощи по адаптации младших школьников к условиям школьной жизни
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К УСЛОВИЯМ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ
Р.В. Овчарова отмечает, что «одним из отрицательных последствий трансформации брачно-семейных отношений в ходе адаптации к социальным переменам, происходящим сейчас в обществе, является увеличивающееся число разводов, неполных семей, одиноких матерей» [3, с. 207].
3. Недостаточный уровень «школьной зрелости» (готовности к школе).
Сегодня проблема готовности ребенка к обучению в школе привлекает к себе особое внимание в связи с тем, что «около 16% детей в шестилетнем возрасте не готовы к школьному обучению, а у 30 – 50% выявляется функциональная незрелость» [5]. По мнению исследователей, современные дети существенно изменились, у них проявляются большие различия паспортного и физиологического возраста, обширная информированность, приводящая к тревожности и неуверенности, более свободное и независимое поведение, наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых, дети «плохо понимают, как вести себя в коллективе сверстников, какие существуют нормы поведения». Неслучайно Министерством образования РФ был выпущен целый ряд документов, касающихся подготовки детей к школе.
4. Перегруженное содержание школьного обучения.
Все больше исследователей считает, что ухудшение состояния здоровья первоклассников обусловлено возрастающим объемом учебной нагрузки (М. В. Антропова, В. Ф. Базарный, М. М. Безруких, С. П. Ефимова, Е. Н. Юркевич). По мнению, например, М. М. Семаго: «Современная школа предъявляет к ребенку < …> завышенные требования. Особенно это относится к системе обучения Эльконина–Давыдова, Занкова, обучение по Петерсон, «Школа-2000». Чем сложнее система, тем более она не соответствует состоянию ребенка, тем больше он в ней дезадаптирован» [18].
Нужно признать, что проблема адаптации к школе активно изучается и в педагогической науке. Но, в своих исследованиях педагоги в основном рассматривают вопросы адаптивной организации образования (Т. И. Давыденко, Н П. Капустин, М. М. Поташник, Т. И. Рогачева, В. К. Селевко, И. Б Сенновский, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова, И. С. Якиманская, Е. А. Ямбург и др.). Сегодня педагогика располагает теоретическими основами адаптивного управления педагогическими системами, концепцией адаптивной модели общеобразовательной школы, принципами реализации адаптивного образования и т. п. Тем не менее, теория и практика образования еще незначительно продвинулась в решении возникшей проблемы формирования в школе адаптивной образовательной среды. Именно это привело создателя реальной адаптивной модели школы Е. А. Ямбурга к тому, что он был вынужден представлять свою модель, «рисуя крупными мазками широкую панораму адаптивной школы, не всегда вдаваясь в детали» [8].
Пока отсутствуют специальные педагогические исследования по вопросам адаптации ребенка в начальной школе. Не решена до конца и проблема обоснования содержания обучения, соответствующего специфике адаптивной модели школ, и особенно в самый ответственный период «физиологической бури» обучения первоклассника.
Возникла парадоксальная ситуация: проблема развития младшего школьника фактически решается за счет его же и без того ограниченных физических и психических ресурсов. Такие экстенсивные подходы не могли не привести к ухудшению здоровья учащихся и, в конечном счете, негативно сказаться на адаптации младших школьников. Сегодня особенно остро стоит вопрос о создании в школах необходимых условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся в первую очередь за счет реальной разгрузки содержания общего образования и использования эффективных методов обучения.[12].
Безусловно, данные мероприятия в определенной степени снимают остроту проблемы адаптации детей к школе, однако полностью ее не решают.
Не решает ее и принцип «парадигматической кооперации» Е. А. Ямбурга, который допускает использование в адаптивной модели школы на равноправных условиях любых из существующих в настоящее время образовательных технологий (учебников). Хотя, как отмечалось выше, ни один из современных учебников не отвечает в полном объеме всем требованиям принципа адаптивности образования. Более того, они нередко провоцируют своим содержанием дезадаптацию младших школьников.
Таким образом, обнаруживается явное противоречие между существующими подходами к адаптивной модели начальной школы и ее реализацией на уровне содержания обучения. Необходимость преодоления данного противоречия объективно потребовала выяснить: каким должно быть адаптивное содержание обучения в первом классе начальной школы.
Анализ теоретической литературы показал, что период 6-8 лет – один из самых трудных периодов жизни ребенка. Здесь происходит осознание своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми, стремление к осуществлению общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. У ребенка возникает понимание возможностей своих действий, он начинает осознавать, что не все может.
Как указывала Л.И. Божович, переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительным изменением места ребенка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни. Все эти условия приводят к тому, что школа становится центром жизни детей, наполненной их собственными интересами, взаимоотношениями и переживаниями. Следовательно, вопросы школьного обучения – это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребенка, но и формирования его личности, вопросы воспитания.
Проблема охраны психического здоровья детей, актуальность которой становится все более очевидной в связи с наблюдаемым ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств среди детского населения, требует широких профилактических мер в системе образования.
Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к психике ребенка и требуют активного приспособления к этой новой общественной организации.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К УСЛОВИЯМ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ
2.1 Организация и методы исследования
В исследовании принял участие 21 человек – учащиеся общеобразовательной школы № 1 города Череповца 1 «А» класса; 20 человек – родители учащихся 1 «А» класса.
Целью исследования является изучение уровня адаптации первоклассников к условиям школьной жизни.
В работе были использованы следующие методики:
1. Методика «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В.) – Приложение 1.
О степени адаптированности ребенка к школе, судят по показателям или параметрам адаптации: отклоняющееся поведение, тревожная застенчивость, проблемы в учебе.
2. Коммуникативная сфера – социометрический опрос, методика «Мой круг общения» (Т.Ю. Андрущенко) – Приложение 2.
Статус ребенка определяется числом полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из 4-х статусных категорий:
1 – «звезды» – 5 и более выборов,
2 – «предпочитаемые» – 3-4 выбора,
3 – «принятые» – 1-2 выбора,
4 – «непринятые» – 0 выборов.
б) уровень благополучия взаимоотношений (УБВ).
2.2 Анализ результатов исследования
1. Методика «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В.).
Представим результаты исследования.
Таблица 1
Результаты проведения методики «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В.)
ФИО |
I шкала |
II шкала |
III шкала |
IV шкала |
V шкала |
VI шкала |
Итого |
1 |
2 |
1 |
1 |
4 |
5 |
3 |
16 |
2 |
3 |
2 |
1 |
3 |
3 |
4 |
16 |
3 |
2 |
2 |
2 |
4 |
4 |
5 |
19 |
4 |
2 |
1 |
2 |
4 |
4 |
4 |
17 |
5 |
4 |
5 |
3 |
5 |
5 |
3 |
25 |
6 |
2 |
1 |
1 |
3 |
2 |
2 |
11 |
7 |
4 |
5 |
5 |
3 |
5 |
3 |
25 |
8 |
5 |
4 |
2 |
4 |
4 |
3 |
22 |
9 |
4 |
4 |
1 |
2 |
5 |
4 |
20 |
10 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
23 |
11 |
5 |
4 |
3 |
4 |
4 |
5 |
25 |
12 |
2 |
2 |
2 |
5 |
3 |
2 |
16 |
13 |
2 |
2 |
2 |
4 |
2 |
3 |
15 |
14 |
3 |
1 |
2 |
3 |
4 |
3 |
16 |
15 |
4 |
4 |
2 |
4 |
4 |
3 |
21 |
16 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
4 |
25 |
17 |
5 |
5 |
2 |
5 |
1 |
5 |
23 |
18 |
5 |
2 |
3 |
5 |
2 |
2 |
19 |
19 |
4 |
4 |
1 |
2 |
5 |
4 |
20 |
20 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
23 |
21 |
5 |
4 |
3 |
4 |
4 |
5 |
25 |
Таким образом, мы видим, что родители оценивают различным образом уровень адаптации ребенка к школе.
Средний результат по итогам проведения данной методики – это 18 баллов, данный балл относится к зоне неполной адаптации.
Так, по результатам проведенной методики Чиркова В. И., Соколовой О. Л., Сорокиной О. В. Можно сказать о том, что в зоне дездаптации находится 1 учащийся, в зоне неполной адаптации – 9 человек и в зоне адаптации – 11 учащихся.
Высокий балл получили 11 человек (65%), средний – 9 человек (25%), низкий – 1 человек (10%).
Данные, представленные в таблице 1 можно изобразить графически (рис. 1 и рис. 2).
Рисунок 1. Промежуточные результаты проведения методики «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В.), %
Рисунок 2. Результаты проведения методики «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В.), %
Таким образом, мы видим, что значительное количество детей находится в зоне среднего уровня адаптации – 25%, что является существенным процентом.
Перейдем к анализу коммуникативной сферы учащихся.
2. Коммуникативная сфера – социометрический опрос, методика «Мой круг общения» (Т.Ю. Андрущенко) – Приложение 2;
В результате проведенного социометрического исследования в группе учащихся с целью изучения межличностных отношений мы определили следующие диагностические показатели.
Во-первых, мы определили статусные категории каждого ученика. Обработка результатов социометрического изучения статуса каждого ученика в классе была осуществлена следующим образом: в заготовленной социометрической таблице – матрице, мы зафиксировали все выборы учащихся. Затем нами были подсчитаны выборы, полученные каждым ребенком, и отмечены взаимные выборы, которые мы также подсчитали и записывали в таблице (табл. 2).
Далее результаты эксперимента были нами оформлены графически в виде социограммы - карты групповой дифференциации (См. Рис. 3). Сначала мы начертили четыре концентрические окружности и разделили их диаметром пополам. Справа мы расположили мальчиков, слева – девочек. Мальчики изображены в виде треугольников, девочки в виде кружков. Размещение учеников на социограмме соответствует числу полученных ими выборов. Так, в центральной окружности находятся учащиеся, получившие 5 и больше выборов – 1 группа, второй круг – 2 группа – 3-4 выбора; третий круг – 1-2 выбора; четвертый круг – ни одного выбора.