Файл: Адаптация ребенка к школе (Адаптация детей младшего школьного возраста к условиям школьной жизни).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 155
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К УСЛОВИЯМ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ
1.1 Адаптация детей младшего школьного возраста к условиям школьной жизни
1.2 Особенности психологической помощи по адаптации младших школьников к условиям школьной жизни
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К УСЛОВИЯМ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ
Представим некоторые рекомендации.
День ребенка:
1. Пробуждение.
2. Выход в школу.
3. Возвращение из школы.
4. Домашние задания.
Ребенку, начинающему обучение в школе, необходима моральная и эмоциональная поддержка. Его надо не просто хвалить (и поменьше ругать, а лучше вообще не ругать), а хвалить именно тогда, когда он что-то делает.
1) ни в коем случае не сравнивать его посредственные результаты с эталоном, то есть с требованиями школьной программы, достижениями других, более успешных, учеников. Лучше вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми (вспомните свое детство).
2) Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем домашнем задании он сделал 3 ошибки, а в сегодняшнем - 2, это нужно отметить как реальный успех, который должен быть оценен искренне и без иронии родителями. Соблюдение правил безболезненного оценивания школьных успехов должно сочетаться с поисками такой деятельности, в которой ребенок может быть реализует себя и с поддержанием ценности этой деятельности. В чем бы ни был успешен ребенок, страдающий школьной неуспешностью, в спорте, домашних делах, в рисовании, контруировании и т.д., ему ни в коем случае нельзя ставить в вину неуспехи в других школьных делах. Напротив, следует подчеркнуть, что раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится всему остальному.
Родители должны терпеливо ждать успехов, ибо на школьных делах чаще всего и происходит замыкание порочного круга тревожности. Школа должна очень долго оставаться сферой щадящего оценивания.
Болезненность школьной сферы должна быть снижена любыми средствами: снизить ценность школьных отметок, то есть показать ребенку, что его любят не за хорошую учебу, а любят, ценят, принимают вообще как собственное дитя, безусловно, не за что - то, а вопреки всему.
Некоторые методы, при помощи которых можно избежать болезненного отношения к школьной сфере у младшего дошкольника:
1. Не показывать ребенку свою озабоченность его школьными успехами.
2. Искренне интересоваться школьной жизнью ребенка и смещать фокус своего внимания с учебы на отношения ребенка с другими детьми, на подготовку и проведение школьных праздников, дежурства, экскурсий и т.п.
3. Подчеркивать, выделять в качестве чрезвычайно значимой ту сферу деятельности, где ребенок больше успешен, помогать тем самым обрести веру в себя.
Это поможет снижению тревоги, а так как ребенок на уроках все же работает, то у него накапливаются некоторые достижения. Благодаря такой девальвации школьных ценностей, можно предупредить самый отрицательный результат – неприятие, отвержение школы, которая в подростковом возрасте может перейти в асоциальное поведение.
Таким образом, нельзя допустить, чтобы ребенок был замкнут на своих школьных неудачах, ему надо найти такую внеучебную деятельность, в которой он способен самоутверждаться. А это впоследствии скажется и на школьных делах. Чем больше родители фиксируют ребенка на школе, тем это хуже для его школьных успехов, тем хуже для его личности.
Чем больше мы пытаемся воспитывать, давить, тем больше растет сопротивление, которое проявляется иногда в резко отрицательном, ярко выраженном демонстративном поведении, как уже говорилось, демонстративность, истеричность, капризность порождается отсутствием любви, внимания, ласки, понимания в жизни ребенка. Каждый случай лучше рассматривать индивидуально. Можно лишь дать некоторые общие рекомендации.
1. Четкое распределение, регуляция родительского внимания к ребенку по формуле «уделять ребенку внимание не только когда он плохой, а когда он хороший и больше, когда он хороший». Здесь главное замечать ребенка, когда он незаметен, когда он не выкидывает фокусов, надеясь привлечь внимания.
Все замечания свести к минимуму, когда ребенок «фокусничает», а главное к минимуму свести эмоциональность ваших реакций, ибо именно эмоциональности ребенок и добивается. Эмоциональность для такого ребенка не наказание, а поощрение его ассоциативного способа привлечения внимания. Наказывать за истерики одним способом – лишением общения (спокойное, а не демонстративное).
Главная награда – это доброе, любящее, открытое, доверительное общение в те минуты, когда ребенок спокоен, уравновешен, что-либо делает. (Хвалите его деятельность, работу, а не самого ребенка, он все равно не поверит). Мне нравится твой рисунок. Мне приятно видеть, как ты занимаешься со своим конструктором и т.д.).
2. Ребенку надо найти сферу, где он мог бы реализовать свою демонстративность (кружки, танцы, спорт, рисование, изостудии и т.д.).
Родители должны твердо оценить действенность этих рекомендаций и должны осознать, что в первое время изменение стиля общения с ребенком приведет не к снижению, а к взрыву негативизма, сопротивлению со стороны ребенка. Когда ребенок обнаружит, что средства, которые он до сих пор использовал, чтобы добиться внимания, перестали действовать, то первое, что он станет делать - это «прошибать стену лбом», то есть усилит свои средства воздействия на родителей. Но родители должны научиться за этим слышать детский крик о помощи, призыв к любви, вниманию, а не к наказанию (физическому), отвержению. Здесь не надо срываться. Спокойно лишить внимания, не наказывать, не ругать. А когда приступ истерики пройдет, и ребенок успокоится, найдет себе занятие, вот здесь и проявить любовь, нежность, внимание (почитать, поиграть, вместе что-то поделать).
В качестве психологических рекомендаций по адаптации ребенка к школе мы представим программу сопровождения адаптации первоклассников к школе «Умелые первоклашки»:
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям.
Начало обучения в школе совпадает с интенсивным психическим развитием. Идет формирование познавательной деятельности, развиваются различные виды памяти, словесно-логическое мышление. Высокая эмоциональность способствует преобладанию непроизвольных реакций. Но ученики уже могут сознательно управлять своим поведением, подчиняться необходимым требованиям – развивается произвольность. Поддержка мотивации идет через развитие любознательности. Недоразвитие мелкой моторики рук не позволяет некоторым детям достаточно успешно овладевать основами красивого письма. Поэтому важно уделять внимание развитию мелких мышц в разных видах деятельности. В младшем школьном возрасте у детей активно происходит формирование внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии.
В приложении 3 приведены занятия, направленные на успешную адаптацию младших школьников к условиям школьной жизни.
Таким образом, без преувеличения этап адаптации к условиям школьной жизни у первоклассников можно назвать самым сложным для детей и самым ответственным для взрослых.
Таким образом, в результате проведения опытно-экспериментального исследования мы использовали следующие методики для определения уровня адаптации учащихся первых классов общеобразовательной школы: методика «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В.); коммуникативная сфера – социометрический опрос, методика «Мой круг общения» (Т.Ю. Андрущенко).
Так, по результатам проведенной методики Чиркова В. И., Соколовой О. Л., Сорокиной О. В. Можно сказать о том, что в зоне дездаптации находится 1 учащийся, в зоне неполной адаптации – 9 человек и в зоне адаптации – 11 учащихся.
В результате проведенного социометрического исследования в группе учащихся с целью изучения межличностных отношений мы определили следующие диагностические показатели.
Итак, из полученной нами социограммы следует, что в данном классе «звездами» являются 21% детей, «предпочитаемыми» - 17% детей, «принятыми» - 59% детей и «непринятыми» - 3%. Низкий УБВ означает неблагополучие большинства учащихся класса в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками.
Таким образом, можно говорить о том, что работа в направлении адаптации первоклассников к условиям общеобразовательной школы должна осуществляться в течение всего 1-го класса, что предполагает следующее:
- Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление групп школьников, испытывающих трудности в школьном обучении, общении с педагогами и сверстниками, самочувствии.
- Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.
- Просвещение и консультирование педагогов по вопросам обучения и общения с отдельными школьниками и детьми данного возраста в целом.
- Организация педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учетом данных психодиагностики. Здесь же – методическая работа педагогов, направленная на анализ содержания и методики преподавания различных предметов. Цель такого анализа – выявить и устранить те моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, которые могут провоцировать различные школьные трудности.
- Организация групповой психокоррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении.
- Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной в течение полугодия и года в целом работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При поступлении в школу абсолютным образом изменяются условия жизни и деятельности ребенка. Первоклассник, приходя в школу, сталкивается с новой средой, и ему нужно время, чтобы адаптироваться к ней.
Проблема охраны психического здоровья детей, актуальность которой становится все более очевидной в связи с наблюдаемым ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств среди детского населения, требует широких профилактических мер в системе образования.
Качественно иная, в сравнении с предшествующими институтами социализации (семья, дошкольные учреждения), атмосфера школьного обучения, складывающаяся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, усложненные требования не только к психофизиологической конституции ребенка или его интеллектуальным возможностям, но и к целостной его личности, и, прежде всего, к ее социально-психическому уровню. Так или иначе, поступление в школу всегда связано с изменением привычного образа жизни и требует адаптации к новым условиям социального существования.
Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к психике ребенка и требуют активного приспособления к этой новой общественной организации. Не у всех детей оно происходит безболезненно, это может определяться состоянием ребенка, психологической готовностью к обучению.
Таким образом, в результате проведения опытно-экспериментального исследования мы использовали следующие методики для определения уровня адаптации учащихся первых классов общеобразовательной школы: методика «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В.); коммуникативная сфера – социометрический опрос, методика «Мой круг общения» (Т.Ю. Андрущенко).
Так, по результатам проведенной методики Чиркова В. И., Соколовой О. Л., Сорокиной О. В. Можно сказать о том, что в зоне дездаптации находится 1 учащийся, в зоне неполной адаптации – 6 человек и в зоне адаптации – 11 учащихся.
В результате проведенного социометрического исследования в группе учащихся с целью изучения межличностных отношений мы определили следующие диагностические показатели.
Итак, из полученной нами социограммы следует, что в данном классе «звездами» являются 21% детей, «предпочитаемыми» – 17% детей, «принятыми» – 59% детей и «непринятыми» – 3%. Низкий УБВ означает неблагополучие большинства учащихся класса в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками.
В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школьника» неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 176 с.
- Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация (пограничные нервно-психические расстройства). – М.: Прогресс, 1976. – 272 с.
- Андреева Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе // Человек и общество, Вып. XI-II. – Л.: Дело, 1973.
- Асеев В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности. – Иркутск: Сова, 1986.
- Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. – 1989. – №1.
- Безруких М.М., Ефимова С., Круглов Б. Почему трудно учиться // Семья и школа. – 2001. – № 7.
- Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л.: Прогресс, 1988.
- Вострокнутов Н. В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации // Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. – М.: Инфра-М, 1995.
- Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С.А. Беличевой, И.А. Коробейникова, Г.Ф. Кумариной. – М.: Право, 2014.
- Жадинец особенности и сложности периода адаптации //Дошкольное воспитание. – 1983. – № 11.
- Железку Р. Психологические условия адаптации //Дошкольное воспитание. – 1982. – № 6.
- Заваденко Н.Н. и др. Клинико-психологическое исследование школьной дезадаптации: ее основные причины и подходы к диагностике // Неврологический журнал. – 1998. – №6.
- Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями обучения. – М.: Инфра-М, 2012. – 64 с.
- Медведев В.И. О проблеме адаптации // Компоненты адаптационного процесса. – Л.: Наука, 1984.
- Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. – М.: Прогресс, 1981. – 278 с.
- Мышкис А.И. О некоторых вопросах адаптации // Дошкольное воспитание. – 1980. – № 6.
- Остроухова А. Успешная адаптация. Как её «измерить»? // Обруч. – 2012. – № 3.
- Олиференко Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. – М.: Издательский центр Академия, 2014. – 381 с.
- Овчарова Р.В. Психология родительства: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр Академия, 2015. – 478 с.
- Хрипкова А..Г. Здоровье школьников // Биология в школе. – 1997. – №2.
- Ямбург Е. А. Школа для всех. Адаптивная модель. – М.: Академия, 1996. – 452 с.
- Яницкий М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики: Учебное пособие. – Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 2016. – 84 с.