Файл: Роль комплексного анализа в управлении производством и повышении эффективности хозяйственной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 6

Расчетно-аналитические показатели исследования сезонности производства

Месяц

2014

2015

Ксез

Абсолютное отклонение

Квадрат абсолютного отклонения

Ксез

Абсолютное отклонение

Квадрат абсолютного отклонения

Январь

1,062

0,062

0,0038

0,998

0,002

0,0000

Февраль

1,055

0,055

0,0030

1,027

0,027

0,0007

Март

1,042

0,042

0,0018

1,040

0,040

0,0016

Апрель

1,013

0,013

0,0002

1,006

0,006

0,0036

Май

0,935

0,065

0,0042

0,981

0,015

0,0002

Июнь

0,823

0,117

0,0137

0,963

0,037

0,0014

Июль

0,875

0,125

0,0156

0,973

0,027

0,0007

Август

1,026

0,026

0,0007

0,981

0,015

0,0002

Сентябрь

1,042

0,042

0,0018

1,005

0,005

0,0000

Октябрь

1,043

0,043

0,0018

1,006

0,006

0,0000

Ноябрь

1,046

0,046

0,0021

1,009

0,009

0,0001

Декабрь

1,038

0,038

0,0014

1,012

0,012

0,0001

Итого

1,062

0,674

0,0501

1,027

0,201

0,0086


При условии сглаживания сезонности возможно получение дополнительного объема продажи, который можно определить по формуле:

∆ О сез = Оф * К вар, (13)

По данным за 2015 г. недоданный объем продажи составляет:

∆ О сез = 1 435 765 * 0,027 = 38 766 (тыс.руб.).

Практическая реализация мероприятий, направленных на сглаживание сезонных колебаний спроса, позволит получить дополнительный прирост объема продажи продукции в размере 38 766 тыс. руб.

Исходные показатели и результаты расчетов для анализа выполнения договорных обязательств и продажи продукции представлены в таблице 7. Анализируя данные таблицы 7 можно увидеть, что запланированный выпуск продукции 2015 г. не выполнен. По плану было предусмотрено выпустить продукции на 14 400 тыс.руб. в сопоставимых ценах. Темп роста фактического производства продукции по сравнению с планом 2015 г. составил 99,78 %, его снижение в абсолютном выражении равно 32 тыс.руб. В сравнении с фактическим показателем производства продукции 2014 г. темпы роста производства по плану равняются 110,03 %, фактически – 109,78 %. Наиболее высокие темпы роста имеет фактический выпуск продукции в 2015 г. по отношению к фактическому выпуску в 2014 г.

Таблица 7

Выполнение плана и динамики показателей объема производства и продаж продукции в сравнении с базисным годом

Показатель

Отчет за 2014 год, тыс.

руб.

2015 год

Выполнение плана

Темпы роста к 2014 году, %

План,

Тыс.

руб.

Отчет

Тыс.

руб.

Отклонение

Плановый

Отчетный

Выпуск продукции

13088

14400

14368

-32

99,78

110,03

109,78

Объем продаж

13065

14370

14358

-12

99,91

109,99

109,90

В том числе объем отгруженной и еще не оплаченной продукции на конец года

283

258

518

261

201,2

91,1

183,2

Нереализованная продукция на конец года в оценке по полной себестоимости + прибыль

80

70

120

50

171,4

87,5

150

Незавершенное производство на конец года в оценке по полной себестоимости

100

110

130

20

118,2

110

130


Объем продаж за 2015 г. был запланирован на уровне 14 370 тыс.руб., а фактически в ценах-нетто реализация продукции составила 14 358 тыс.руб. В 2014 г. объем продаж в сопоставимых ценах составлял 13 065 тыс.руб. Динамика объема продаж такова: темп его фактического роста по отношению к плану предприятия в 2015 г. равен 99,91 %, фактические продажи ниже плановых в 2015 г. на 12 тыс.руб. План продаж 2015 г. к отчету 2014 г. – 109,99 % (увеличение объема продаж на 1 305 тыс.руб.), фактические продажи 2015 г. к отчету 2014 г. – 109,90 % (увеличение объема продаж на 1 293 тыс.руб.). Можно отметить сравнимые темпы роста продаж и темпы роста производства продукции.

Важное значение для устойчивого финансового положения предприятия имеет характеристика доли отгруженной продукции, не оплаченной покупателями в общем составе продаж. На конец 2014 г. размер отгруженной, но еще не оплаченной покупателями продукции, составлял 283 тыс.руб., или 28 % от величины реализованной за год. На 2015 г. по плану предполагалось снижение данного показателя до 258 тыс.руб. или до 1,8 % в плановой продажи 2015 г. Фактически же по балансовым данным на конец 2015 г. неоплаченная покупателями продукция составила 518 тыс.руб., или 3,6 % от фактически проданной. Таким образом, предприятию не удалось сократить долю отгруженной, но не оплаченной продукции в составе объема продаж. Темпы роста указанного показателя составили: при сопоставлении фактического значения с плановым в 2015 г. – 201, 2 %, при сравнении планового показателя 2015 г. с фактическим 2014 г. 91,1 % (то есть было намечено снижение на 8,9 %), фактического показателя 2015 г. с фактическим 2014 г. – 183,2 %.

Отчетное значение остатка непроданной продукции (120 тыс.руб.) больше запланированного на конце 2015 г. (70 тыс.руб.) на 171, 4 % или на 50 тыс.руб. Отношение планового остатка 2015 г. к фактическому остатку непроданной продукции 2015 г. составляет 87,5 %, а фактического остатка 2015 г. с тем же показателем 2014 г. – 150 %. Таким образом, план по снижению остатков непроданной продукции в 2015 г. выполнен не был.

Наряду с этим отмечается и увеличение незавершенного производства, которое на конец 2014 г. было на уровне 100 тыс.руб., на конец 2015 г.: по плану – 110 тыс.руб., фактически – 130 тыс.руб. По сравнению с планом 2015 г. незавершенное производство увеличилось на 20 тыс.руб. Темп роста незавершенного производства по отношению фактического значения к плановой величине на конец 2015 г. составил 118,2 %, планового значения 2015 г. к фактическому 2014 г. – 110 %, фактического показателя 2015 г. к фактическому значению 2014 г. – 130 %.

На основании проведенного предварительного анализа можно прийти к следующим выводам по операционной деятельности предприятия в 2015 г.:


  • объемные показатели производства продукции и продаж возросли по сравнению с фактическими значениями 2014 г. Вместе с тем, плановые показатели по выпуску и продажи продукции не выполнены;
  • не выполнен план мероприятий по снижению удельного веса отгруженной, но не оплаченной продукции, размер остатка непроданной продукции, величины незавершенного производства на конец 2015 г.;
  • значительное увеличение неоплаченной покупателями отгруженной продукции свидетельствует о возможном ухудшении расчетов предприятия с работниками, поставщиками, диспропорции в снабжении материальными ресурсами, что, в конечном счете, могло наряду с другими факторами, повлиять на рост незавершенного производства.

В бизнес-плане предприятия на 2015 г. запланирована ритмичная отгрузка продукции по заключенным с покупателями договорами на поставку.

Ежемесячный объем отгруженной продукции по плану должен был составлять в стоимостном выражении: в первом квартале – 1 190 тыс.руб., во втором – 1 195 тыс.руб., в третьем квартале – 1 200 тыс.руб., в четвертом квартале – 1 205 тыс.руб. Всего по плану было необходимо отгрузить по договорам поставки продукции на сумму 14 370 тыс. руб. Фактически же за 2015 г. было отгружено продукции на 14 358 тыс.руб., в том числе по договорам поставки и сверх плана. Ежемесячный учет отгрузки продукции позволил выявить наличие недопоставки всего за 2015 г. на сумму 128 тыс.руб., возмещение которой составило 10 тыс.руб., а также сверхплановую отгрузку продукции на сумму 105 тыс.руб.

Таблица 8

Анализ выполнения обязательств по поставкам продукции

Номер месяца 2015 года

Ежемесячная плановая отгрузка,тыс.руб.

Ежемесячная фактическая отгрузка, тыс.руб.

В том числе

Плановая отгрузка нарастающим итогом в начала отчетного года, тыс.руб.

Фактическая отгрузка продукции по договорным поставкам без учета возмещения нарастающим итогом, тыс.руб.

Процент выполнения плановых договорных поставок без учета возмещения

Ежемесячная недопоставка продукции, тыс.руб.

Сверхплановая отгрузка продукции, тыс.руб.

Возмещение недопоставленной продукции, тыс.руб.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

1190

1194

0

4

-

1190

1190

100,31

2

1190

1229

0

39

-

2380

2380

103,23

3

1190

1244

0

54

-

3570

3570

104,6

4

1195

1204

0

9

-

4765

4765

100,74

5

1195

1174

2127

0

Остаток

21 (5)

5960

5939

98,20

6

1195

1152

4308

0

Остаток 21 (5) + 43 (6)

7155

7091

96,40

7

1200

1164

3617

0

Остаток 21 (5) +

43 (6) + 36 (7)

8355

8254

97,00

8

1200

1174

26

0

Остаток 21 (5) +

43 (6) + 36 (7) + 26 (8)

9555

9428

97,80

9

1200

1202

0

0

2 (5)

Остаток

19 (5) +

43 (6) + 36 (7) + 26 (8)

10755

10631

100,20

10

1205

1204

1

0

Остаток

19 (5) +

43 (6) + 36 (7) + 26 (8) + 1 (10)

11960

11834

99,90

11

1205

1207

0

0

2 (5)

Остаток

17 (5) +

43 (6) + 36 (7) + 26 (8) + 1 (10)

13165

13041

100,2


Продолжение таблицы 8

1

2

3

4

5

6

7

8

9

12

1205

1211

0

0

6 (5)

Остаток

11 (5) +

43 (6) + 36 (7) + 26 (8) + 1 (10)

14370

14252

100,5

Итого

14370

14358

128

105

Остаток 117

-

-

-

По данным таблицы 8 можно определить уровень недовыполнения бизнес-плана по продажи продукции с учетом выполнения договорных обязательств по поставкам за каждый отчетный месяц, нарастающим итогом с начала года или в целом за год. При этом фактический объем отгрузки по договорам принимается сначала без учета возмещения недопоставленной продукции в следующих месяцах работы предприятия, а затем с учетом возмещения. Рассчитаем показатель уровня недовыполнения бизнес-плана по продажи за 2015 г.: без учета возмещения недопоставленной продукции: 14 252 *100 / 14 370 = 99,18 %; с учетом возмещения в следующие месяцы недопоставленной продукции: (14 252 + 10) * 100 / 14 370 = 99,25 %. Из расчета следует, что за 2015 г. не выполнены в срок договорные обязательства, соответственно, отклонение составило 14 370 – 14 252 = 118 тыс.руб., или 0,82 %. Однако в 2015 г. часть недопоставленной продукции была, хотя с задержкой, но отгружена. С учетом возмещения на конец года остаток неотгруженной по договорам продукции составляет 118 тыс. руб., или 0,81 %.

В целом, в течение 2015 г. договорные обязательства почти полностью были выполнены. Вместе с тем срыв поставок может отрицательно сказаться на деловых отношениях с покупателями и заказчиками, а также привести к негативным финансовым последствиям в идее пени и штрафов за просрочку по условиям хозяйственных договоров. Для предприятия рационально рассмотреть возможности продажи продукции с применением следующих форм расчетов: с поэтапным авансированием за установленный срок до отгрузки очередной партии продукции; продажа в кредит – продажа с отсрочкой платежа в форме товарного (коммерческого кредита).