Файл: Роль комплексного анализа в управлении производством и повышении эффективности хозяйственной деятельности.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА И ПРОДАЖИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ)
1.2. Методика анализа ассортимента продукции
1.3. Методика анализа качества продукции
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И ПРОДАЖИ ПРОДУКЦИИ ООО «УСЛАДА»
2.1. Анализ динамики производства и продажи продукции
2.2. Анализ ассортимента продукции
2.3. Анализ качества продукции
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ
Таблица 6
Расчетно-аналитические показатели исследования сезонности производства
Месяц |
2014 |
2015 |
||||
Ксез |
Абсолютное отклонение |
Квадрат абсолютного отклонения |
Ксез |
Абсолютное отклонение |
Квадрат абсолютного отклонения |
|
Январь |
1,062 |
0,062 |
0,0038 |
0,998 |
0,002 |
0,0000 |
Февраль |
1,055 |
0,055 |
0,0030 |
1,027 |
0,027 |
0,0007 |
Март |
1,042 |
0,042 |
0,0018 |
1,040 |
0,040 |
0,0016 |
Апрель |
1,013 |
0,013 |
0,0002 |
1,006 |
0,006 |
0,0036 |
Май |
0,935 |
0,065 |
0,0042 |
0,981 |
0,015 |
0,0002 |
Июнь |
0,823 |
0,117 |
0,0137 |
0,963 |
0,037 |
0,0014 |
Июль |
0,875 |
0,125 |
0,0156 |
0,973 |
0,027 |
0,0007 |
Август |
1,026 |
0,026 |
0,0007 |
0,981 |
0,015 |
0,0002 |
Сентябрь |
1,042 |
0,042 |
0,0018 |
1,005 |
0,005 |
0,0000 |
Октябрь |
1,043 |
0,043 |
0,0018 |
1,006 |
0,006 |
0,0000 |
Ноябрь |
1,046 |
0,046 |
0,0021 |
1,009 |
0,009 |
0,0001 |
Декабрь |
1,038 |
0,038 |
0,0014 |
1,012 |
0,012 |
0,0001 |
Итого |
1,062 |
0,674 |
0,0501 |
1,027 |
0,201 |
0,0086 |
При условии сглаживания сезонности возможно получение дополнительного объема продажи, который можно определить по формуле:
∆ О сез = Оф * К вар, (13)
По данным за 2015 г. недоданный объем продажи составляет:
∆ О сез = 1 435 765 * 0,027 = 38 766 (тыс.руб.).
Практическая реализация мероприятий, направленных на сглаживание сезонных колебаний спроса, позволит получить дополнительный прирост объема продажи продукции в размере 38 766 тыс. руб.
Исходные показатели и результаты расчетов для анализа выполнения договорных обязательств и продажи продукции представлены в таблице 7. Анализируя данные таблицы 7 можно увидеть, что запланированный выпуск продукции 2015 г. не выполнен. По плану было предусмотрено выпустить продукции на 14 400 тыс.руб. в сопоставимых ценах. Темп роста фактического производства продукции по сравнению с планом 2015 г. составил 99,78 %, его снижение в абсолютном выражении равно 32 тыс.руб. В сравнении с фактическим показателем производства продукции 2014 г. темпы роста производства по плану равняются 110,03 %, фактически – 109,78 %. Наиболее высокие темпы роста имеет фактический выпуск продукции в 2015 г. по отношению к фактическому выпуску в 2014 г.
Таблица 7
Выполнение плана и динамики показателей объема производства и продаж продукции в сравнении с базисным годом
Показатель |
Отчет за 2014 год, тыс. руб. |
2015 год |
Выполнение плана |
Темпы роста к 2014 году, % |
|||
План, Тыс. руб. |
Отчет Тыс. руб. |
Отклонение |
Плановый |
Отчетный |
|||
Выпуск продукции |
13088 |
14400 |
14368 |
-32 |
99,78 |
110,03 |
109,78 |
Объем продаж |
13065 |
14370 |
14358 |
-12 |
99,91 |
109,99 |
109,90 |
В том числе объем отгруженной и еще не оплаченной продукции на конец года |
283 |
258 |
518 |
261 |
201,2 |
91,1 |
183,2 |
Нереализованная продукция на конец года в оценке по полной себестоимости + прибыль |
80 |
70 |
120 |
50 |
171,4 |
87,5 |
150 |
Незавершенное производство на конец года в оценке по полной себестоимости |
100 |
110 |
130 |
20 |
118,2 |
110 |
130 |
Объем продаж за 2015 г. был запланирован на уровне 14 370 тыс.руб., а фактически в ценах-нетто реализация продукции составила 14 358 тыс.руб. В 2014 г. объем продаж в сопоставимых ценах составлял 13 065 тыс.руб. Динамика объема продаж такова: темп его фактического роста по отношению к плану предприятия в 2015 г. равен 99,91 %, фактические продажи ниже плановых в 2015 г. на 12 тыс.руб. План продаж 2015 г. к отчету 2014 г. – 109,99 % (увеличение объема продаж на 1 305 тыс.руб.), фактические продажи 2015 г. к отчету 2014 г. – 109,90 % (увеличение объема продаж на 1 293 тыс.руб.). Можно отметить сравнимые темпы роста продаж и темпы роста производства продукции.
Важное значение для устойчивого финансового положения предприятия имеет характеристика доли отгруженной продукции, не оплаченной покупателями в общем составе продаж. На конец 2014 г. размер отгруженной, но еще не оплаченной покупателями продукции, составлял 283 тыс.руб., или 28 % от величины реализованной за год. На 2015 г. по плану предполагалось снижение данного показателя до 258 тыс.руб. или до 1,8 % в плановой продажи 2015 г. Фактически же по балансовым данным на конец 2015 г. неоплаченная покупателями продукция составила 518 тыс.руб., или 3,6 % от фактически проданной. Таким образом, предприятию не удалось сократить долю отгруженной, но не оплаченной продукции в составе объема продаж. Темпы роста указанного показателя составили: при сопоставлении фактического значения с плановым в 2015 г. – 201, 2 %, при сравнении планового показателя 2015 г. с фактическим 2014 г. 91,1 % (то есть было намечено снижение на 8,9 %), фактического показателя 2015 г. с фактическим 2014 г. – 183,2 %.
Отчетное значение остатка непроданной продукции (120 тыс.руб.) больше запланированного на конце 2015 г. (70 тыс.руб.) на 171, 4 % или на 50 тыс.руб. Отношение планового остатка 2015 г. к фактическому остатку непроданной продукции 2015 г. составляет 87,5 %, а фактического остатка 2015 г. с тем же показателем 2014 г. – 150 %. Таким образом, план по снижению остатков непроданной продукции в 2015 г. выполнен не был.
Наряду с этим отмечается и увеличение незавершенного производства, которое на конец 2014 г. было на уровне 100 тыс.руб., на конец 2015 г.: по плану – 110 тыс.руб., фактически – 130 тыс.руб. По сравнению с планом 2015 г. незавершенное производство увеличилось на 20 тыс.руб. Темп роста незавершенного производства по отношению фактического значения к плановой величине на конец 2015 г. составил 118,2 %, планового значения 2015 г. к фактическому 2014 г. – 110 %, фактического показателя 2015 г. к фактическому значению 2014 г. – 130 %.
На основании проведенного предварительного анализа можно прийти к следующим выводам по операционной деятельности предприятия в 2015 г.:
- объемные показатели производства продукции и продаж возросли по сравнению с фактическими значениями 2014 г. Вместе с тем, плановые показатели по выпуску и продажи продукции не выполнены;
- не выполнен план мероприятий по снижению удельного веса отгруженной, но не оплаченной продукции, размер остатка непроданной продукции, величины незавершенного производства на конец 2015 г.;
- значительное увеличение неоплаченной покупателями отгруженной продукции свидетельствует о возможном ухудшении расчетов предприятия с работниками, поставщиками, диспропорции в снабжении материальными ресурсами, что, в конечном счете, могло наряду с другими факторами, повлиять на рост незавершенного производства.
В бизнес-плане предприятия на 2015 г. запланирована ритмичная отгрузка продукции по заключенным с покупателями договорами на поставку.
Ежемесячный объем отгруженной продукции по плану должен был составлять в стоимостном выражении: в первом квартале – 1 190 тыс.руб., во втором – 1 195 тыс.руб., в третьем квартале – 1 200 тыс.руб., в четвертом квартале – 1 205 тыс.руб. Всего по плану было необходимо отгрузить по договорам поставки продукции на сумму 14 370 тыс. руб. Фактически же за 2015 г. было отгружено продукции на 14 358 тыс.руб., в том числе по договорам поставки и сверх плана. Ежемесячный учет отгрузки продукции позволил выявить наличие недопоставки всего за 2015 г. на сумму 128 тыс.руб., возмещение которой составило 10 тыс.руб., а также сверхплановую отгрузку продукции на сумму 105 тыс.руб.
Таблица 8
Анализ выполнения обязательств по поставкам продукции
Номер месяца 2015 года |
Ежемесячная плановая отгрузка,тыс.руб. |
Ежемесячная фактическая отгрузка, тыс.руб. |
В том числе |
Плановая отгрузка нарастающим итогом в начала отчетного года, тыс.руб. |
Фактическая отгрузка продукции по договорным поставкам без учета возмещения нарастающим итогом, тыс.руб. |
Процент выполнения плановых договорных поставок без учета возмещения |
||
Ежемесячная недопоставка продукции, тыс.руб. |
Сверхплановая отгрузка продукции, тыс.руб. |
Возмещение недопоставленной продукции, тыс.руб. |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
1190 |
1194 |
0 |
4 |
- |
1190 |
1190 |
100,31 |
2 |
1190 |
1229 |
0 |
39 |
- |
2380 |
2380 |
103,23 |
3 |
1190 |
1244 |
0 |
54 |
- |
3570 |
3570 |
104,6 |
4 |
1195 |
1204 |
0 |
9 |
- |
4765 |
4765 |
100,74 |
5 |
1195 |
1174 |
2127 |
0 |
Остаток 21 (5) |
5960 |
5939 |
98,20 |
6 |
1195 |
1152 |
4308 |
0 |
Остаток 21 (5) + 43 (6) |
7155 |
7091 |
96,40 |
7 |
1200 |
1164 |
3617 |
0 |
Остаток 21 (5) + 43 (6) + 36 (7) |
8355 |
8254 |
97,00 |
8 |
1200 |
1174 |
26 |
0 |
Остаток 21 (5) + 43 (6) + 36 (7) + 26 (8) |
9555 |
9428 |
97,80 |
9 |
1200 |
1202 |
0 |
0 |
2 (5) Остаток 19 (5) + 43 (6) + 36 (7) + 26 (8) |
10755 |
10631 |
100,20 |
10 |
1205 |
1204 |
1 |
0 |
Остаток 19 (5) + 43 (6) + 36 (7) + 26 (8) + 1 (10) |
11960 |
11834 |
99,90 |
11 |
1205 |
1207 |
0 |
0 |
2 (5) Остаток 17 (5) + 43 (6) + 36 (7) + 26 (8) + 1 (10) |
13165 |
13041 |
100,2 |
Продолжение таблицы 8
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
12 |
1205 |
1211 |
0 |
0 |
6 (5) Остаток 11 (5) + 43 (6) + 36 (7) + 26 (8) + 1 (10) |
14370 |
14252 |
100,5 |
Итого |
14370 |
14358 |
128 |
105 |
Остаток 117 |
- |
- |
- |
По данным таблицы 8 можно определить уровень недовыполнения бизнес-плана по продажи продукции с учетом выполнения договорных обязательств по поставкам за каждый отчетный месяц, нарастающим итогом с начала года или в целом за год. При этом фактический объем отгрузки по договорам принимается сначала без учета возмещения недопоставленной продукции в следующих месяцах работы предприятия, а затем с учетом возмещения. Рассчитаем показатель уровня недовыполнения бизнес-плана по продажи за 2015 г.: без учета возмещения недопоставленной продукции: 14 252 *100 / 14 370 = 99,18 %; с учетом возмещения в следующие месяцы недопоставленной продукции: (14 252 + 10) * 100 / 14 370 = 99,25 %. Из расчета следует, что за 2015 г. не выполнены в срок договорные обязательства, соответственно, отклонение составило 14 370 – 14 252 = 118 тыс.руб., или 0,82 %. Однако в 2015 г. часть недопоставленной продукции была, хотя с задержкой, но отгружена. С учетом возмещения на конец года остаток неотгруженной по договорам продукции составляет 118 тыс. руб., или 0,81 %.
В целом, в течение 2015 г. договорные обязательства почти полностью были выполнены. Вместе с тем срыв поставок может отрицательно сказаться на деловых отношениях с покупателями и заказчиками, а также привести к негативным финансовым последствиям в идее пени и штрафов за просрочку по условиям хозяйственных договоров. Для предприятия рационально рассмотреть возможности продажи продукции с применением следующих форм расчетов: с поэтапным авансированием за установленный срок до отгрузки очередной партии продукции; продажа в кредит – продажа с отсрочкой платежа в форме товарного (коммерческого кредита).