Файл: Роль комплексного анализа в управлении производством и повышении эффективности хозяйственной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В процессе анализа качества продукции решаются следующие задачи: оценивается технический уровень продукции; выявляются отклонения этого уровня по отдельным изделиям по сравнению с базовым уровнем и теоретически возможным; анализируется структура выпуска продукции по параметрам, характеризующим качество ее изготовления и поставки; выявляются факторы, сдерживающие рост технического уровня продукции; обосновываются возможности повышения качества продукции, сокращения брака и потерь[23].

При анализе качества продукции характеризуется сортностью, определяется средний коэффициент, который рассчитывается несколькими способами[24]. Наиболее простым из них является расчет исходя из сортовых коэффициентов и удельных весов продукции соответствующего сорта. Сортовые коэффициенты характеризуют отношение цены изделий каждого сорта к цене тех же изделий высшего сорта. Сортовые коэффициенты умножаются на плановый и фактический удельные веса изделий соответствующего сорта, переводя всю продукцию в условный высший сорт; полученные результаты суммируются[25]. Чем выше сортность продукции, тем ближе значение среднего коэффициента приближается к единице. Для того чтобы определить влияние изменения сортности на объем товарной продукции, необходимо отклонение по среднему коэффициенту сортности умножить на фактический выпуск продукции в денежном выражении и разделить на фактический средний сортности, то есть расчет производится по формуле:

(12)

где Kс - изменение среднего коэффициента сортности.

Для расчета влияния сортового состава продукции на объем ее производства в стоимостном выражении можно также использовать способы, которые применяются при анализе структуры производства продукции. Этот расчет производится способом абсолютных разниц[26].

Выводы: Анализ показателей производства и продажи продукции предполагает следующие этапы: анализ объема продукции; анализ ассортимента продукции; анализ структуры продукции; анализ качества продукции; анализ ритмичности производства; анализ выполнения договорных обязательств и продажи продукции.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И ПРОДАЖИ ПРОДУКЦИИ ООО «УСЛАДА»


2.1. Анализ динамики производства и продажи продукции

ООО «Услада» образовано в 1997 г. Основной вид деятельности ООО «Услада» – производство и продажа кондитерских изделий.

Для проведения анализа производства и продажи продукции использованы исходные данные за 2013-2015 гг. Исходные данные для проведения анализа представлены в таблице 1.

Таблица 1

Исходные данные о продаже продукции ООО «Услада»

Год

Наименование показателей

Ед. изм.

I

II

III

IV

За год

2013

Объем продажи

Тыс.ед.

Тыс.руб.

254

2282

265

2388

262

2356

327

2942

1108

9968

2014

Объем продажи

Тыс.ед.

Тыс.руб.

345

3439

303

3017

322

3204

342

3404

1311

13065

2015

Объем продажи

Тыс.ед.

Тыс.руб.

386

3666

372

3529

373

3539

381

3622

1511

14358

Данные, представленные в таблице 1, свидетельствуют, что в 2015 г. объем продажи увеличился как в натуральном, так и в стоимостном выражении. Рост объема продажи в стоимостном выражении в 2015 г. составил 14 358 тыс. руб., что выше показателя 2013 г. на 4 389 тыс. руб., или на 44,04 %, а показателя 2014 г. на 1 293 тыс.руб., или на 9,89 %. Объем продажи в натуральном выражении в 2015 г. составил 1 511 тыс.ед., что выше показателя 2013 г. на 404 ед., или на 36,46 %, а показателя 2014 г. на 199 тыс.ед., или на 15,25 %.

В таблице 2 представлена динамика объема продажи за 2013-2015 гг. В 2015 г. объем продажи в стоимостном выражении увеличился за счет роста объема продажи в натуральном измерении, несмотря на то, что в структуре продажи увеличилась доля наименее дорогостоящих видов продукции.

Таблица 2

Динамика объема продаж


Год

Объем

продажи, тыс.

руб.

Абсолютный прирост, тыс.руб.

Темп роста, %

Темп прироста, %

Значение % прироста

руб.

Пред.

Базис.

Пред.

Базис.

Пред.

Базис.

2013

9968

-

-

-

-

-

-

-

2014

13065

3097

3097

131,07

131,07

31,07

31,07

99

2015

14358

1293

4389

109,89

144,04

9,89

44,04

131

Составной частью анализа динамики объема продажи является установление влияния структурных сдвигов в производстве (таблица 3).

Таблица 3

Исходные данные для анализа структурных сдвигов

Показатели

Ед.

изм.

2013 год

2014 год

2015 год

Отклонение 2015/2014

абсолютное

%

Объем продажи

Тыс.руб.

9968

13065

14358

+1293

+9,89

Объем продажи

Тыс.ед.

1108

1311

1511

+199

+15,25

Средняя цена одного кг продукции

руб.

9,00

9,95

9,50

-0,45

-4,52

Из данных таблицы 3 видно, что количество объем продажи в натуральном исчислении за 2015 г. увеличился на 199 тыс.ед., или на 15,25 %. Средняя цена одного изделия снизилась на 0,45 руб., или на 4,52 %. Объем продажи в стоимостном выражении увеличился на 1 293 тыс.руб., или на 9,89 %. Увеличение объема продажи за счет роста объема продажи в натуральном измерении составляет 1 883 тыс. руб. ((1 511 – 1 311) * 9,50 = 1 883 тыс. руб.). Уменьшение объема продажи за счет снижения средней цены одного изделия составляет 590 тыс.руб. (0,45 * 1 311 = 590 тыс.руб.). Результат влияния двух факторов (объема продажи в натуральном выражении и средней цены одного изделия): 1 883 – 590 = 1 293 (тыс.руб.). Таким образом, увеличение объема продажи на предприятии может быть достигнуто за счет дальнейшего привлечения дополнительного потока потребителей, а также совершенствования структуры продаж.


Важным условием роста объема продажи является равномерная работа предприятия в течение года по месяцам. По данным таблицы 4 видно, что в целом план по выпуску продукции в 2015 г. выполнен на 99,90 %. При этом план выполнялся в первом и четвертом квартале 2015 г., во втором и третьем кварталах, напротив, отмечается невыполнение месячных планов производства продукции. Отклонения фактического производства продукции от плановых показателей составляют порядка 1-2 процентов в месяц. Наибольшее отклонение от плана отмечается в июне, когда план был выполнен лишь на 96,4 %. Таким образом, проведенный анализ свидетельствует о неритмичности работы предприятия в течение года.

Таблица 4

Исходные данные для определения коэффициента ритмичности

Месяц года

План 2015 год,

Тыс.руб.

Отчет 2015 год, тыс.руб.

Коэффициент ритмичности

Январь

1190

1194

1,000

Февраль

1190

1229

1,000

Март

1190

1244

1,000

Апрель

1195

1204

0,982

Май

1195

1174

0,982

Июнь

1195

1152

0,964

Июль

1200

1164

0,970

Август

1200

1174

0,978

Сентябрь

1200

1202

1,000

Октябрь

1205

1204

0,999

Ноябрь

1205

1207

1,000

Декабрь

1205

1211

1,000

Всего за год

14370

14358

0,999

Проведем анализ равномерности производства (таблица 5).

Если принять годовой фактический объем производства продукции за 100 %, то уровень среднемесячного производства составит 8,3 %. Таким образом, в 2015 г. в течение февраля-апреля и сентября-декабря фактические объемы производства продукции в течение месяца были выше среднемесячного показателя за год, а в течение мая-августа, напротив, ниже среднемесячного показателя за год.


Таблица 5

Анализ равномерности производства

Месяц года

Коэффициент равномерности в 2014 году

Коэффициент равномерности в 2015 году

Отклонение от среднемесячного коэффициента

2013

2014

Январь

0,089

0,083

0,006

-

Февраль

0,088

0,086

0,005

0,003

Март

0,087

0,087

0,004

0,004

Апрель

0,084

0,084

0,001

0,001

Май

0,078

0,082

-0,005

-0,001

Июнь

0,069

0,080

-0,014

-0,003

Июль

0,073

0,081

-0,010

-0,002

Август

0,086

0,082

0,003

-0,001

Сентябрь

0,087

0,084

0,004

0,001

Октябрь

0,087

0,084

0,004

0,001

Ноябрь

0,087

0,084

0,004

0,001

Декабрь

0,087

0,084

0,004

0,001

Среднемесячный коэффициент

0,083

0,083

-

-

Существенное влияние на равномерность продажи продукции оказывает сезонность в работе предприятия. Среднемесячный объем продаж:

Омес (2014) = 13 065 : 12 = 1 089 (руб.);

О мес (2015) = 14 358 : 12 = 1 197 (руб.).

Расчетные значения коэффициента сезонности, абсолютное отклонение от средней величины и квадрат абсолютного отклонения систематизированы в таблице 6. По данным таблицы 6, на исследуемом предприятии размах вариации составляет: в 2014 г. 1,062 – 0,823 = 0,239; в 2015 г. 1,027 – 0,963 = 0,064. Размах вариации уменьшился, что свидетельствует о снижении сезонных колебаний в 2015 г.

Среднелинейное отклонение за каждый год: в 2014 г.: Θ = 0,674 : 12 = 0,056; в 2015 г.: Θ = 0,201 : 12 = 0,017. Среднеквадратические отклонения: Ơ2014 = 0,065; Ơ 2015 = 0,027. Если в 2014 г. отклонение максимального объема продажи от минимального составляло 6,5 % , то в 2015 г. оно снизилось до 2,7 % от среднемесячной величины (значительное изменение).