Файл: Роль комплексного анализа в управлении производством и повышении эффективности хозяйственной деятельности.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА И ПРОДАЖИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ)
1.2. Методика анализа ассортимента продукции
1.3. Методика анализа качества продукции
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И ПРОДАЖИ ПРОДУКЦИИ ООО «УСЛАДА»
2.1. Анализ динамики производства и продажи продукции
2.2. Анализ ассортимента продукции
2.3. Анализ качества продукции
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Объем производства продукции (работ, услуг) лежит в основе выполнения хозяйственных договоров по поставкам, производственным заказам, подрядным услугам, что, в свою очередь, выступает основой производственной деятельности предприятия. Выпуск продукции связан с формированием важнейших экономических показателей предприятия – себестоимости, прибыли, использования основных производственных фондов и оборотных средств, текущего финансового состояния.
Важную роль в комплексном анализе производственной деятельности предприятия играет анализ производства продукции, выполнения поставок по договорам и обязательствам. При проведении анализа в натуральных и стоимостных показателях сравниваются плановые и фактические, базисные и отчетные значения объема производства продукции, анализируются номенклатура и качество производимой продукции, изучаются ритмичность и равномерность производства, оценивается эффективность продаж, определяются основные факторы, влиявшие на выпуск продукции, увеличение производства. Результаты анализа производства и продаж продукции служат важным аналитическим инструментом, помогающим принять правильное управленческое решение по объемам, структуре и динамике производства и продажи продукции.
Цель курсовой работы – проведение анализа объема, ассортимента и качества продукции, работ, услуг и разработка рекомендаций, направленных на повышение объема производства и продажи продукции.
Для достижения поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:
- изучить теоретические аспекты анализа объема производства и продажи продукции, работ, услуг;
- выполнить анализ объема производства и продажи, ассортимента и качества продукции исследуемого предприятия;
- разработать рекомендации, направленные на повышение производства и продажи продукции предприятия.
Предмет исследования – методика исследования анализа объема производства и продажи продукции.
Объектом исследования в работе является ООО «Услада», занимающееся производством кондитерской продукции.
Научно-методической основой работы явились законодательные и нормативные акты научная и методическая литература по исследуемой проблеме.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА И ПРОДАЖИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ)
Показатели объема производства и продажи продукции.
Методика анализа формирования и выполнения производственной
программы
Предприятия самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги[1]. В своей деятельности предприятия обязаны учитывать интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции и услуг[2]. Поэтому анализ работы предприятий начинают с изучения показателей производства продукции, который предполагает следующие этапы:
1. Анализ формирования и выполнения производственной программы;
1.1. Анализ объема продукции;
1.2. Анализ ассортимента продукции;
1.3. Анализ структуры продукции;
2. Анализ качества продукции;
3. Анализ ритмичности производства;
4. Анализ выполнения договорных обязательств и продажи продукции[3].
Информационным обеспечением анализа служат:
- данные бухгалтерского баланса предприятия, показывающие остатки незавершенного производства, готовой продукции, отгруженных товаров, дебиторскую задолженность покупателей и заказчиков, в том числе и оформленную векселями на дату составления баланса нарастающим итогом;
- данные бухгалтерского баланса предприятия, показывающие его задолженность перед покупателями и заказчиками по продукции, производимой под полученные авансы в оценке по договорной стоимости в сумме на дату составления баланса нарастающим итогом[4];
- данные отчета о финансовых результатах, отражающие величину выручки от продаж за вычетом косвенных налогов и по отдельным видам продукции, работ, услуг, в период, за который составлен отчет, нарастающим итогом;
- данные отчета о финансовых результатах, показывающие себестоимость в разрезе отдельных видов проданной продукции, величину коммерческих расходов и управленческих расходов по предприятию в периоде, за который составлен отчет, нарастающим итогом[5];
- данные регистров бухгалтерского учета по счетам 90 «Продажи» (об объемах продаж), 20 «Основной производство» (о списании готовой продукции и остатках незавершенного производства), 25 «Общепроизводственные расходы» (о списании расходов на незавершенное производство и готовую продукцию), 26 «Общехозяйственные расходы» (о величине общехозяйственных расходов, списанных на готовую продукцию или непосредственно на продажи), 28 «Брак в производстве» (о величине брака продукции), 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» (о величине производства продукции в оценке по себестоимости, еще не переданной на склад готовой продукции), 43 «Готовая продукция» (о стоимости готовой продукции в оценке по себестоимости, прошедшей ОТК, находящейся на складе готовой продукции, которая в любой момент может быть отгружена покупателю) [6].
Первичные документы, включая договоры поставки, накладные на отгрузку продукции, ГТД, коносаменты, акты приемки-сдачи работ, ведомости формирования себестоимости и продажной цене единицы продукции, производства продукции.
В ходе анализа динамики объема производства продукции могут применяться натуральные, условно-натуральные, стоимостные показатели объемов производства продукции. Последний показатель является более предпочтительным. Методика анализа объема производства предусматривает изучение динамики валовой и товарной продукции, расчета индексов их роста и прироста[7]. Индексы роста рассчитываются по формулам:
- базисный индекс роста:
Тб=ТПi/ТП0 * 100%; (1)
- цепной индекс роста:
Тц= ТПi /ТПi-1 * 100% (2)
где ТПi-1, ТПi – объем товарной продукции в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-1 и i-ом году соответственно;
ТПо - объем товарной продукции года, взятого за базу сравнения[8].
На основе полученных данных можно рассчитать среднегодовые темпы роста (Tср) и прироста (Тпр) объема производства продукции:
(3)
Тпр = Тср – 100 (4)
Оперативный анализ производства продукции осуществляется на основе данных за день, декаду, месяц, квартал нарастающим итогом с начала года.
Ритмичность производства – равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренном планом[9]. Аритмичность производства продукции влияет на все экономические показатели: снижается качество продукции, растут объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах, замедляется оборачиваемость оборотных средств предприятия. За невыполненные поставки продукции предприятие платит штрафы, несвоевременно поступает выручка, перерасходуется фонд оплаты труда, растет себестоимость продукции, падает прибыль[10]. Существуют прямые показатели оценки ритмичности, к которым относят:
- коэффициент ритмичности, который определяется отношением фактического (но не выше планового задания) производства продукции (или ее удельного веса) - VВП1,0 к плановому выпуску (удельному весу) - VВП0:
Крит = VВП1,0 : VВП0 (5)
- коэффициент вариации, который определяется как отношение среднеквадратичного отклонения от плановых заданий (за сутки, декаду, месяц) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному) плановому выпуску ():
(6)
где n – число суммируемых плановых заданий.
Косвенными показателями ритмичности являются наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине предприятия, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции[11]. В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой. Для этого используют: разность между плановым и засчитанным выпуском продукции; разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленным исходя из наибольшего среднесуточного (среднедекадного) объема производства[12].
В заключение анализа разрабатывают мероприятия по устранению причин неритмичной работы. На изменение объема продажи влияют многочисленные факторы (рис. 1).
Рисунок 1 - Модель факторной системы объема продажи
продукции[13]
Для анализа выполнения плана по объему продажи продукции составляется баланс товарной продукции в двух оценках: по себестоимости и по отпускным ценам[14]. Балансовое управление имеет вид:
РП = ГПзап.I + ВП - ГПзап.II (7)
где РП - объем проданной продукции;
ГПзап.I, ГПзап.II - запасы готовой продукции на начало и конец периода соответственно;
ВП - объем производства продукции за период[15].
Оценка продажи продукции тесно связана с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. При этом определяется коэффициент выполнения договорных обязательств:
Кд = (ВП0 - ВПн) / ВП0 (8)
где ВП0 - плановый объем продукции для заключения договоров;
ВПн - недопоставка продукции по договорам
Анализ выполнения договорных обязательств ведется работниками отдела продажи предприятия. Он должен быть организован в разрезе отдельных договоров, видов продукции, сроков поставки. При этом производится оценка выполнения договорных обязательств нарастающим итогом с начала года[16].
1.2. Методика анализа ассортимента продукции
Необходимым элементом аналитической работы является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту. Номенклатура – перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в классификаторе промышленной продукции (ОКПП), действующим на территории России[17]. Ассортимент – перечень наименований продукции с указанием объема ее производства по каждому виду. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент. Оценка выполнения плана по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и фактического производства продукции по основным видам, включенным в номенклатуру[18]. Оценка выполнения плана по ассортименту может производиться: по способу наименьшего процента; по удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которому выполнен план производства продукции; по способу среднего процента по формуле:
ВПа = ВПn : ВП0 * 100% (9)
где ВПа - выполнение плана по ассортименту, %;
ВПn – сумма фактически производимых изделий каждого вида, но не более их планового производства;
ВП0 - плановый выпуск продукции[19].
При этом изделия, производимые сверх плана или не предусмотренные планом, в расчет выполнения плана по ассортименту не принимаются. План по ассортименту считается выполненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам изделий. Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть внешние (изменение конъюнктуры рынка, спроса на отдельные виды продукции, несвоевременный ввод производственных мощностей предприятия по независимым от него причинам) и внутренние (недостатки в системе организации и управления производством, плохое техническое состояние оборудования) [20].
Структура продукции – это соотношение отдельных видов изделий в общем объеме ее производства[21]. Для расчета влияния структурных сдвигов с целью устранения их влияния на экономические показатели используют метод прямого счета по всем изделиям, метод средних цен.
Прямой счет по всем видам изделий производится по формуле:
(10)
где – изменения объема производства продукции за счет структуры;
ВП1 – фактический выпуск продукции при фактической структуре;
ВП1,0 – фактический выпуск продукции при плановой структуре.
Фактический выпуск продукции при плановой структуре рассчитывается путем умножения планового производства каждого изделия на средний процент выполнения плана по выпуску продукции или путем умножения общей суммы фактического производства продукции на плановый удельный вес каждого изделия.
При использовании средних цен расчет производится по формуле:
(11)
где Ц1, Ц0 - средняя оптовая цена группы изделий – фактическая и плановая соответственно;
VВП1 – фактическое количество изделий в отчетном периоде, натуральные измерители.
1.3. Методика анализа качества продукции
Важным показателем, характеризующим выпуск продукции, является качество продукции. Под качеством продукции понимается совокупность таких ее свойств, которые обуславливают способность данной продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением[22].