Файл: Роль комплексного анализа в управлении производством и повышении эффективности хозяйственной деятельности.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА И ПРОДАЖИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ)
1.2. Методика анализа ассортимента продукции
1.3. Методика анализа качества продукции
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И ПРОДАЖИ ПРОДУКЦИИ ООО «УСЛАДА»
2.1. Анализ динамики производства и продажи продукции
2.2. Анализ ассортимента продукции
2.3. Анализ качества продукции
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ
В процессе анализа качества продукции решаются следующие задачи: оценивается технический уровень продукции; выявляются отклонения этого уровня по отдельным изделиям по сравнению с базовым уровнем и теоретически возможным; анализируется структура выпуска продукции по параметрам, характеризующим качество ее изготовления и поставки; выявляются факторы, сдерживающие рост технического уровня продукции; обосновываются возможности повышения качества продукции, сокращения брака и потерь[23].
При анализе качества продукции характеризуется сортностью, определяется средний коэффициент, который рассчитывается несколькими способами[24]. Наиболее простым из них является расчет исходя из сортовых коэффициентов и удельных весов продукции соответствующего сорта. Сортовые коэффициенты характеризуют отношение цены изделий каждого сорта к цене тех же изделий высшего сорта. Сортовые коэффициенты умножаются на плановый и фактический удельные веса изделий соответствующего сорта, переводя всю продукцию в условный высший сорт; полученные результаты суммируются[25]. Чем выше сортность продукции, тем ближе значение среднего коэффициента приближается к единице. Для того чтобы определить влияние изменения сортности на объем товарной продукции, необходимо отклонение по среднему коэффициенту сортности умножить на фактический выпуск продукции в денежном выражении и разделить на фактический средний сортности, то есть расчет производится по формуле:
(12)
где Kс - изменение среднего коэффициента сортности.
Для расчета влияния сортового состава продукции на объем ее производства в стоимостном выражении можно также использовать способы, которые применяются при анализе структуры производства продукции. Этот расчет производится способом абсолютных разниц[26].
Выводы: Анализ показателей производства и продажи продукции предполагает следующие этапы: анализ объема продукции; анализ ассортимента продукции; анализ структуры продукции; анализ качества продукции; анализ ритмичности производства; анализ выполнения договорных обязательств и продажи продукции.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И ПРОДАЖИ ПРОДУКЦИИ ООО «УСЛАДА»
2.1. Анализ динамики производства и продажи продукции
ООО «Услада» образовано в 1997 г. Основной вид деятельности ООО «Услада» – производство и продажа кондитерских изделий.
Для проведения анализа производства и продажи продукции использованы исходные данные за 2013-2015 гг. Исходные данные для проведения анализа представлены в таблице 1.
Таблица 1
Исходные данные о продаже продукции ООО «Услада»
Год |
Наименование показателей |
Ед. изм. |
I |
II |
III |
IV |
За год |
2013 |
Объем продажи |
Тыс.ед. Тыс.руб. |
254 2282 |
265 2388 |
262 2356 |
327 2942 |
1108 9968 |
2014 |
Объем продажи |
Тыс.ед. Тыс.руб. |
345 3439 |
303 3017 |
322 3204 |
342 3404 |
1311 13065 |
2015 |
Объем продажи |
Тыс.ед. Тыс.руб. |
386 3666 |
372 3529 |
373 3539 |
381 3622 |
1511 14358 |
Данные, представленные в таблице 1, свидетельствуют, что в 2015 г. объем продажи увеличился как в натуральном, так и в стоимостном выражении. Рост объема продажи в стоимостном выражении в 2015 г. составил 14 358 тыс. руб., что выше показателя 2013 г. на 4 389 тыс. руб., или на 44,04 %, а показателя 2014 г. на 1 293 тыс.руб., или на 9,89 %. Объем продажи в натуральном выражении в 2015 г. составил 1 511 тыс.ед., что выше показателя 2013 г. на 404 ед., или на 36,46 %, а показателя 2014 г. на 199 тыс.ед., или на 15,25 %.
В таблице 2 представлена динамика объема продажи за 2013-2015 гг. В 2015 г. объем продажи в стоимостном выражении увеличился за счет роста объема продажи в натуральном измерении, несмотря на то, что в структуре продажи увеличилась доля наименее дорогостоящих видов продукции.
Таблица 2
Динамика объема продаж
Год |
Объем продажи, тыс. руб. |
Абсолютный прирост, тыс.руб. |
Темп роста, % |
Темп прироста, % |
Значение % прироста руб. |
|||
Пред. |
Базис. |
Пред. |
Базис. |
Пред. |
Базис. |
|||
2013 |
9968 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2014 |
13065 |
3097 |
3097 |
131,07 |
131,07 |
31,07 |
31,07 |
99 |
2015 |
14358 |
1293 |
4389 |
109,89 |
144,04 |
9,89 |
44,04 |
131 |
Составной частью анализа динамики объема продажи является установление влияния структурных сдвигов в производстве (таблица 3).
Таблица 3
Исходные данные для анализа структурных сдвигов
Показатели |
Ед. изм. |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Отклонение 2015/2014 |
|
абсолютное |
% |
|||||
Объем продажи |
Тыс.руб. |
9968 |
13065 |
14358 |
+1293 |
+9,89 |
Объем продажи |
Тыс.ед. |
1108 |
1311 |
1511 |
+199 |
+15,25 |
Средняя цена одного кг продукции |
руб. |
9,00 |
9,95 |
9,50 |
-0,45 |
-4,52 |
Из данных таблицы 3 видно, что количество объем продажи в натуральном исчислении за 2015 г. увеличился на 199 тыс.ед., или на 15,25 %. Средняя цена одного изделия снизилась на 0,45 руб., или на 4,52 %. Объем продажи в стоимостном выражении увеличился на 1 293 тыс.руб., или на 9,89 %. Увеличение объема продажи за счет роста объема продажи в натуральном измерении составляет 1 883 тыс. руб. ((1 511 – 1 311) * 9,50 = 1 883 тыс. руб.). Уменьшение объема продажи за счет снижения средней цены одного изделия составляет 590 тыс.руб. (0,45 * 1 311 = 590 тыс.руб.). Результат влияния двух факторов (объема продажи в натуральном выражении и средней цены одного изделия): 1 883 – 590 = 1 293 (тыс.руб.). Таким образом, увеличение объема продажи на предприятии может быть достигнуто за счет дальнейшего привлечения дополнительного потока потребителей, а также совершенствования структуры продаж.
Важным условием роста объема продажи является равномерная работа предприятия в течение года по месяцам. По данным таблицы 4 видно, что в целом план по выпуску продукции в 2015 г. выполнен на 99,90 %. При этом план выполнялся в первом и четвертом квартале 2015 г., во втором и третьем кварталах, напротив, отмечается невыполнение месячных планов производства продукции. Отклонения фактического производства продукции от плановых показателей составляют порядка 1-2 процентов в месяц. Наибольшее отклонение от плана отмечается в июне, когда план был выполнен лишь на 96,4 %. Таким образом, проведенный анализ свидетельствует о неритмичности работы предприятия в течение года.
Таблица 4
Исходные данные для определения коэффициента ритмичности
Месяц года |
План 2015 год, Тыс.руб. |
Отчет 2015 год, тыс.руб. |
Коэффициент ритмичности |
Январь |
1190 |
1194 |
1,000 |
Февраль |
1190 |
1229 |
1,000 |
Март |
1190 |
1244 |
1,000 |
Апрель |
1195 |
1204 |
0,982 |
Май |
1195 |
1174 |
0,982 |
Июнь |
1195 |
1152 |
0,964 |
Июль |
1200 |
1164 |
0,970 |
Август |
1200 |
1174 |
0,978 |
Сентябрь |
1200 |
1202 |
1,000 |
Октябрь |
1205 |
1204 |
0,999 |
Ноябрь |
1205 |
1207 |
1,000 |
Декабрь |
1205 |
1211 |
1,000 |
Всего за год |
14370 |
14358 |
0,999 |
Проведем анализ равномерности производства (таблица 5).
Если принять годовой фактический объем производства продукции за 100 %, то уровень среднемесячного производства составит 8,3 %. Таким образом, в 2015 г. в течение февраля-апреля и сентября-декабря фактические объемы производства продукции в течение месяца были выше среднемесячного показателя за год, а в течение мая-августа, напротив, ниже среднемесячного показателя за год.
Таблица 5
Анализ равномерности производства
Месяц года |
Коэффициент равномерности в 2014 году |
Коэффициент равномерности в 2015 году |
Отклонение от среднемесячного коэффициента |
|
2013 |
2014 |
|||
Январь |
0,089 |
0,083 |
0,006 |
- |
Февраль |
0,088 |
0,086 |
0,005 |
0,003 |
Март |
0,087 |
0,087 |
0,004 |
0,004 |
Апрель |
0,084 |
0,084 |
0,001 |
0,001 |
Май |
0,078 |
0,082 |
-0,005 |
-0,001 |
Июнь |
0,069 |
0,080 |
-0,014 |
-0,003 |
Июль |
0,073 |
0,081 |
-0,010 |
-0,002 |
Август |
0,086 |
0,082 |
0,003 |
-0,001 |
Сентябрь |
0,087 |
0,084 |
0,004 |
0,001 |
Октябрь |
0,087 |
0,084 |
0,004 |
0,001 |
Ноябрь |
0,087 |
0,084 |
0,004 |
0,001 |
Декабрь |
0,087 |
0,084 |
0,004 |
0,001 |
Среднемесячный коэффициент |
0,083 |
0,083 |
- |
- |
Существенное влияние на равномерность продажи продукции оказывает сезонность в работе предприятия. Среднемесячный объем продаж:
Омес (2014) = 13 065 : 12 = 1 089 (руб.);
О мес (2015) = 14 358 : 12 = 1 197 (руб.).
Расчетные значения коэффициента сезонности, абсолютное отклонение от средней величины и квадрат абсолютного отклонения систематизированы в таблице 6. По данным таблицы 6, на исследуемом предприятии размах вариации составляет: в 2014 г. 1,062 – 0,823 = 0,239; в 2015 г. 1,027 – 0,963 = 0,064. Размах вариации уменьшился, что свидетельствует о снижении сезонных колебаний в 2015 г.
Среднелинейное отклонение за каждый год: в 2014 г.: Θ = 0,674 : 12 = 0,056; в 2015 г.: Θ = 0,201 : 12 = 0,017. Среднеквадратические отклонения: Ơ2014 = 0,065; Ơ 2015 = 0,027. Если в 2014 г. отклонение максимального объема продажи от минимального составляло 6,5 % , то в 2015 г. оно снизилось до 2,7 % от среднемесячной величины (значительное изменение).