Файл: Роль комплексного анализа в управлении производством и повышении эффективности хозяйственной деятельности.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА И ПРОДАЖИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ)
1.2. Методика анализа ассортимента продукции
1.3. Методика анализа качества продукции
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И ПРОДАЖИ ПРОДУКЦИИ ООО «УСЛАДА»
2.1. Анализ динамики производства и продажи продукции
2.2. Анализ ассортимента продукции
2.3. Анализ качества продукции
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.2. Анализ ассортимента продукции
В таблице 9 представлена структура ассортимента.
Таблица 9
Структура ассортимента
Показатель |
2014 |
2015 |
Изменение |
|
Абс. |
% |
|||
Объем продажи изделий в шоколадной глазури, тыс.руб. |
4690 |
4767 |
76 |
1,63 |
Объем продажи изделий в шоколадной глазури в натуральном выражении, тыс.ед. |
339 |
336 |
-3 |
-1,23 |
Средняя цена продукции, руб. |
13,80 |
14,20 |
0,4 |
2,90 |
Удельный вес продажи изделий в шоколадной глазури в общем объеме продажи (в натуральном измерении), % |
35,90 |
33,20 |
-2,70 |
- |
Объем продажи неглазурованных изделий, тыс.руб. |
8374 |
9591 |
1216 |
14,52 |
Объем продажи неглазурованных изделий в натуральном выражении, тыс.ед. |
972 |
1176 |
204 |
21,01 |
Средняя цена продукции, руб. |
8,62 |
8,15 |
-0,47 |
-5,45 |
Удельный вес продажи неглазурованных изделий в общем объеме продажи (в натуральном измерении), % |
64,10 |
66,80 |
2,70 |
Как видно из данных таблицы 9, в 2015 г. удельный вес продажи изделий в шоколадной глазури составил 66,80 % от общего объема продажи, что на 2,7 процентного пункта ниже, чем в 2014 г.. Средняя цена на изделия в шоколадной глазури в 2015 г. составила 14,20 руб., что на 6,05 руб., или на 74,23 % выше цены неглазурованного изделия.
Проведем анализ влияния структуры продажи на изменение среднего уровня цены изделий (таблица 10). Как видно из данных таблицы 10, в связи с повышением в структуре продукции удельного веса менее дорогостоящих изделий (неглазурованных), средняя цена изделий в 2015 г. на 0,16 руб. меньше, чем в 2014 г. Снижение средней цены изделий в 2015 г. повлек снижение объема продажи на 242 тыс. руб. (- 0,16 * 1 511).
Таблица 10
Влияние структуры продажи на изменение средней цены изделия
Продукция |
Средняя цена в 2014 году |
Средняя цена в 2015 году |
Структура продукции |
Изменение средней цен, руб. |
||
2014 год |
2015 год |
Изменение |
||||
Глазированная шоколадом |
13,80 |
14,20 |
0,3590 |
0,3320 |
-0,0270 |
(-0,0270* 14,20) = - 0,3834 |
Неглазированная |
8,62 |
8,15 |
0,6410 |
0,6680 |
+0,0270 |
(+0,0270 * 8,15) = 0,2201 |
Итого |
- |
- |
1,0000 |
1,0000 |
- |
-0,16 |
Проведем анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту продукции. Исходная информация для проведения анализа выполнения плана по номенклатуре ассортименту приведена в таблице 11.
Таблица 11
Выполнение плана по номенклатуре и ассортименту
Наименование продукции |
Плановый объем продаж, тыс.руб. |
Фактический объем продаж (2015 год), тыс. руб. |
Выполнение плана, % |
|||
Всего |
В том числе |
|||||
В рамках плана |
Сверх плана |
Недовыполнено |
||||
Изделия в шоколадной глазури |
4760 |
4767 |
4760 |
7 |
- |
100,14 |
Неглазурованные изделия |
9600 |
9591 |
9591 |
- |
9 |
99,91 |
Итого |
14370 |
14358 |
14351 |
7 |
9 |
99,91 |
По данным таблицы видно, план по продажи изделий в шоколадной глазури перевыполнен на 0,14 %, перевыполнение равно 7 тыс.руб. По неглазурованным изделиям план выполнен лишь на 99,91 %, недовыполнение плана составляет 9 тыс.руб. В стоимостном аспекте план по номенклатуре и ассортименту выполнен по позициям, стоимость которых составляет в плановой оценке 4760 тыс.руб., или 33,12 %, и не выполнен по позициям со стоимостью 9600 тыс. руб., или 66,88 %.
2.3. Анализ качества продукции
Проведем анализ качества продукции, а также рассмотрим влияние качества продукции на ее выпуск и объем продаж. В таблице 12 представлена структура производства продукции по категориям качества.
Таблица 12
Выпуск продукции по категориям качества
Показатель |
За соответствующий период 2014 года |
2015 год |
||||
Тыс. руб. |
Удельный вес, % |
План |
Факт |
|||
Тыс.руб. |
Удельный вес, % |
Тыс.руб. |
Удельный вес, % |
|||
Выпуск продукции в сопоставимых ценах, в том числе |
1308795 |
100 |
1440000 |
100 |
1436800 |
100 |
Высшей категории качества |
261759 |
20 |
360000 |
25 |
316096 |
22 |
Первой категории качества |
759101 |
58 |
878400 |
61 |
876448 |
61 |
Второй категории качества |
287935 |
22 |
201600 |
14 |
244256 |
17 |
Анализируя показатели таблицы, можно увидеть структур распределения всей производимой продукции по качественным уровням, оценить структуру производства продукции предприятием по различным категориям качества в плане отчетного года и фактически, в сравнении с фактическими данными 2014 г. В 2015 г. предприятием был запланирован рост в целом объема и удельного веса продукции высшей категории качества: по объему на 982 тыс.руб., или на 37,53 %; по удельному весу в общей структуре продукции – на 5 процентных пунктов. Предприятием было также запланировано увеличить объем продукции первой категории качества на 1 193 тыс. руб., или на 15,72 %, а ее удельный вес в общей структуре – на 3 процентных пункта. В то же время удельный вес продукции второй категории качества планировалось существенно снизить – на 8 процентных пунктов. Выпуск продукции третьего качества на предприятии не предусмотрен, такая продукция расценивается как брак. Достигнуть предусмотренного планом показателей качества производимой продукции удалось не по всем позициям. Так, удельный вес продукции высшего качества в объеме продукции в 2015 г. составил 22 %, что на 3 процентных пункта ниже планового показателя. Удельный вес продукции первой категории качества соответствует плановому показателю.
В таблице 13 проведен анализ влияния сверхплановых нормируемых потерь на выпуск продукции.
Таблица 13
Влияние сверхплановых потерь на объем
производства продукции
Показатель |
План |
Факт |
Отклонение |
Производственная себестоимость фактически выпущенной продукции, тыс.руб. |
13880 |
13855 |
-25 |
Нормируемые потери, тыс.руб. |
1 |
48 |
47 |
То же в процентах к производственной себестоимости выпущенной продукции, % |
0,01 |
0,35 |
+ 0,34 |
Выпуск продукции в оптовых ценах, тыс.руб. |
14400 |
14368 |
-32 |
Влияние отклонения потерь от брака на изменение объема производства продукции, тыс.руб. |
- |
- |
-48 |
Из данных таблицы 13 видно, что в целом по предприятию нормируемые потери в бизнес-плане были предусмотрены на уровне 1 тыс. руб., фактически же нормируемые потери составили в 2015 г. 49 тыс.руб., что привело к увеличению производственной себестоимости выпущенной продукции на 0,34 %. Стоимость фактического производства продукции в 2015 г. за вычетом сверхплановых потерь уменьшилась на 49 тыс. руб. Таким образом, качество продукции является высоким.
Выводы: Анализ показателей производства и продажи продукции ООО «Услада» показал, что объемные показатели производства продукции и продаж в 2015 г. возросли по сравнению с фактическими значениями 2014 г. Вместе с тем плановые показатели по выпуску и продажи продукции не выполнены. Не выполнен план мероприятий по снижению удельного веса отгруженной, но не оплаченной продукции, размер остатка непроданной продукции, величины незавершенного производства на конец 2015 г. Значительное увеличение неоплаченной покупателями отгруженной продукции свидетельствует о возможном ухудшении расчетов предприятия с работниками, поставщиками, диспропорции в снабжении материальными ресурсами, что, в конечном счете, могло наряду с другими факторами, повлиять на рост незавершенного производства.
Анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту продукции показал, что план по продажи изделий в шоколадной глазури перевыполнен на 0,14 %. По неглазурованным изделиям план выполнен на 99,91 %.
Анализ качества производимой продукции показал, что в 2015 г. предприятием был запланирован рост в целом объема и удельного веса продукции высшей категории качества. Предприятием было также запланировано увеличить объем продукции первой категории качества. В то же время удельный вес продукции второй категории качества планировалось существенно снизить. Достигнуть предусмотренного планом показателей качества производимой продукции удалось не по всем позициям. Удельный вес продукции высшего качества в объеме продукции в 2015 г. составил 22 %, что на 3 процентных пункта ниже планового показателя. Удельный вес продукции первой категории качества соответствует плановому показателю.
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ
В целях повышения выручки от продажи продукции предлагается оптовым покупателям предоставление скидок с договорной цены на продукцию при условии досрочной оплаты.
На предприятии годовая выручка в 2015 г. от продажи продукции составила 14 358 тыс. руб. При этом 38 % (5 456 тыс. руб. = 14 358*38/100) выручки от продажи было получен на условиях последующей оплаты (с образованием дебиторской задолженности).
Средний период погашения дебиторской задолженности на предприятии в 2015 г. составил 17,63 дня (0,60 месяца). Среднемесячный темп инфляции в 2015 г. был равен 1,075 %, индекс цен, соответственно - 1,01075. Таким образом, в результате месячной отсрочки платежа предприятие получало лишь 98 % (1 : 1,0075 * 100) договорной стоимости продукции. Для сложившегося на предприятии периода погашения дебиторской задолженности 17,63 дня индекс цен составит в среднем 1,020 (1,0075 в степени 0,60). Тогда коэффициент падения покупательной способности денег будет равен 0,980 (1 : 1,020). Иначе говоря, при среднем сроке возврата дебиторской задолженности, равном 17,63 дня, предприятие реально получало лишь 98,0 % стоимости договора, потеряв с каждой тысячи рублей 20 руб. (или 2,0 %).
Таким образом, от годовой выручки за продукцию предприятие получило реально лишь 5347 тыс. руб. (5 456 * 0,98). Следовательно, 109 тыс. руб. (5 456 - 5 347) составляют скрытые потери от инфляции. В этой связи для предприятия может оказаться целесообразным установить скидку в размере 1,0 % с договорной цены на продукцию при условии досрочной оплаты (в течение 5 дней) по договору. Для обоснования размера скидки с договорной цены был проведен расчет эффективности мероприятия при различных значениях процентных скидок.