Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Сущность организационных структур
1.1 Сущность организационной структуры
1.2 Виды различных типов организационных структур управления
Глава 2 Методы оценки организационных структур
2.1 Факторы рационального выбора организационной структуры
2.2 Этапы проектирования и оценка эффективности организационной структуры
Введение
Организационная структура является, пожалуй, той основной базой, на которой строится вся управленческая деятельность. Успех организации во многом зависит от правильно подобранных кадров, их группировки, отношений в коллективе, от талантливых и инициативных руководителей, от того, насколько слажена деятельность всех ее сотрудников. Именно поэтому огромное внимание следует уделять изучению, практическому применению, анализу, проектированию и корректировке организационной структуры.
Заметим, что еще недавно проблема выбора рациональной организационной структуры и способа ее реформирования не была такой важной и актуальной. Например, в нашей стране при плановой экономике, когда руководители не стремились эффективно использовать потенциал, творческие способности и профессионализм своих работников с целью получения сверхприбыли, завоевания рынка, повышения качества продукции, практически на каждом предприятии существовала стабильная линейно – функциональная структура, не обладающая высокой степенью адаптивности к внешней среде.
И только в конце XX века, когда Россия встала на путь рыночных отношений, когда значительная часть собственности перешла из разряда государственной в разряд частной, управленцы стали всерьез задумываться над созданием эффективных организационных структур.
Цель данной работы состоит в изучении методов оценки организационных структур.
С учетом поставленной цели будут решены следующие задачи:
- изучить понятие, типологию и особенности организационных структур;
- провести исследование процесса проектирования организационной структуры, то есть формирования механизма функционирования предприятия;
- на примере ООО «Империал» оценить эффективной существующей организационной структуры методами коэффициентного анализа.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Глава 1 Сущность организационных структур
1.1 Сущность организационной структуры
Под организационной структурой управления понимается упорядоченная совокупность, устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационная структура управления определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. Иначе говоря, структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.
Ключевыми понятиями структур управления являются:
- элементы;
- связи (отношения);
- уровни;
- полномочия.
Элементами организационной структуры управления могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов выполняющих определенные функциональные обязанности.
Выделяют два направления специализации элементов организационной структуры управления:
1. В зависимости от состава структурных подразделений организации вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п.
2. Исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации.
Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на:
- вертикальные — связи руководства и подчинения, например связь между директором предприятия и начальником цеха;
- горизонтальные — связи равноправных элементов, например связи между начальниками цехов.
Существование большого разнообразия типов построения организации, безусловно, ведет к установлению разных видов взаимоотношений между членами организации, занимающими различные посты и должности. Виды отношений внутри организации аналогичны типу построения структуры ее управления и их можно разделить на:
а) линейные отношения — отношения между руководителем и его подчиненными (например, начальник цеха — мастер);
б) функциональные отношения — отношения специалиста, который уполномочен выполнять ту или иную функцию в рамках всей организации, с другими членами организации. Обычно такая производственная миссия имеет рекомендательный характер (например, начальник отдела кадров поддерживает функциональные отношения с начальником цеха в вопросах приема на работу, обучения и социального обеспечения работников);
в) отношения управленческого аппарата — данный тип отношений имеет место в случае представления чьих-либо прав и полномочий. Должностные обязанности при этом состоят в предоставлении рекомендаций, советов. Например, помощник начальника управления вступает в отношения с линейными руководителями как бы от имени и по поручению начальника управления, выражая волю и желание последнего. В этом случае помощник осуществляет полномочия, которыми обладает начальник управления. Не располагая лично полномочиями, помощник не принимает решения, но его обязанность состоит в предоставлении рекомендаций своему непосредственному руководителю по тем или иным производственным, коммерческим и другим вопросам, связанным с предпринимательством.
Указанный вид отношений имеет ряд преимуществ: это хороший метод обучения и подготовки будущих руководителей, он обеспечивает экономию рабочего времени для высшего звена руководителей, освобождает их от ежедневной чисто административной работы. Недостатки таких отношений обычно проявляются в следующем: помощники руководителей часто превышают свои полномочия, неофициально приобретая дополнительные власть и влияние; руководители, ответственные за решение кадровых вопросов, могут пытаться оказывать влияние на линейных руководителей;
г) латеральные отношения - данные отношения могут быть двух категорий:
-коллегиальные — отношения между служащими (работниками) одного отдела, подчиненными одному начальнику;
- параллельные — отношения, которые вызваны необходимостью обмена информацией, идеями и мнениями между служащими (работниками), занимающими одинаковое положение в организации, но работающими в разных отделах и подразделениях.
Полномочия, как правило, подразделяют на:
- полномочия линейного персонала — они дают право линейным руководителям решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации;
- полномочия штабного персонала — ограничивают наделенное ими лицо правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения;
- функциональные полномочия — предоставляют право тому или иному работнику управленческого аппарата принимать решения и совершать действия, обычно выполняемые линейными менеджерами.
Между всеми названными выше составляющими организационной структуры управления существуют сложные отношения взаимозависимости: изменения в каждой из них вызывают необходимость пересмотра всех остальных. Увеличение количества элементов и уровней в организационной структуре управления неизбежно приводит к многократному росту числа и сложности связей, возникающих в процессе принятия управленческих решений; следствием этого нередко является замедление процесса управления, что в современных условиях тождественно ухудшению качества функционирования менеджмента организации.
Та или иная форма структуры определяется задачами, стоящими перед предприятием, особенностями взаимоотношений предприятия с внешней средой, принципами построения организации. Однако всегда основными свойствами структуры являются: масштаб, иерархичность, периферийность.
Масштаб определяет размер структуры. Он характеризуется числом объектов, составляющих структуру. Чем сложнее организация, тем больше объектов ее составляет, тем масштабнее структура этой организации. Как правило, масштаб в большей мере характеризует определенное количество объектов, находящихся на одном уровне структуры.
Иерархичность предполагает расположение объектов, составляющих структуры в порядке убывания от высшего уровня организации к низшему, то есть уровневое, этажное построение организации. При этом составляющие иерархию уровни находятся между собой в отношении субординации. Это означает, что объекты, расположенные на более высоком уровне структуры по отношению к объектам, расположенным на более низких этажах иерархии, являются управляющей системой, тогда как объекты, составляющие нижние уровни структуры, являются управляемыми подсистемами по отношению к верхним этажам (так, первый низший уровень управления предприятием — это рабочие места, второй — производственные участки, третий — цехи, четвертый — предприятие в целом). То есть объекты, составляющие структуру предприятия, находятся в отношении распоряжения-подчинения. Иерархичность структуры предприятия — это та основа, на которой осуществляются процессы управления.
Поскольку организация является системой, то составляющие ее объекты пространственно отделены друг от друга. В этом смысле структура характеризуется признаком периферийности, в соответствии с которым каждый объект организации отдален от другого объекта.[5, с 80-84].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что все организационные структуры характеризуются своими элементами, внутренними связями, полномочиями персонала, обладают определенными свойствами. Поэтому существуют различные группы организационных структур.
1.2 Виды различных типов организационных структур управления
В основу типологии организационных структур могут быть положены различные критерии: способы осуществления власти, способы взаимодействия организации с внешней средой, способы взаимодействия подразделений внутри организации, размер организации, применяемая технология, стратегия.
С позиции системного подхода выбор организационной структуры означает необходимость изучения характера взаимодействий на уровнях: “организация - внешняя среда”; “подразделение – подразделение”; “индивидуум – организация’. Рассмотрим одну из основных типологий организационных структур - по взаимодействию с внешней средой. Анализ взаимодействия на этом уровне позволит выбрать оптимальную структуру для организации.
Вообще, исследование характера взаимодействий на уровне “организация – внешняя среда” позволяет сделать вывод о том, что все организации можно разделить на два типа: бюрократический и органический.[1, с 199-200].
Бюрократический (механистический) тип организационных структур
Исторически этот тип структур сформировался первым. Соответствующую концепцию подхода к построению организационных структур разработал в начале XX в. немецкий социолог М. Вебер. Он предложил нормативную модель рациональной бюрократии, кардинальным образом менявшую ранее действовавшие системы коммуникации, отчетности, оплаты труда, структуры работы, отношений на производстве. В основе этой модели было положено представление о предприятиях как об «организованных организациях», предъявляющих жесткие требования как к людям, так и к структурам, в рамках которых они действуют. Основные концептуальные положения нормативной модели рациональной бюрократии заключаются в следующем:
- четкое разделение труда, использование на каждой должности квалифицированных специалистов;
- иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим;
- наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения менеджерами своих задач и обязанностей;
- дух формальной обезличенности, характерной для выполнения официальными лицами своих обязанностей;
- осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями к данной должности, а не с субъективными оценками.
Таким образом, основными понятиями бюрократического типа структуры управления являются рациональность, ответственность и иерархичность. Бюрократические структуры управления показали свою эффективность, особенно в крупных и сверхкрупных организациях, в которых необходимо обеспечивать слаженную, четкую деятельность больших коллективов людей, работающих на единую цель. Эти структуры позволяют мобилизовать человеческую энергию и кооперировать труд людей при решении сложных проектов, в массовом и крупносерийном производстве.
Несмотря на вышеописанные положительные моменты, бюрократическому типу присущи и недостатки:
- этот тип структуры управления не способствует росту потенциала людей, каждый из которых использует только ту часть своих способностей, которая непосредственно требуется по характеру выполняемой работы;
- поскольку вопросы стратегии и тактики развития организации решаются лишь на высшем уровне, а все остальные уровни заняты исключительно исполнением принятых наверху решений, теряется общий управленческий интеллект;