Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Сущность организационных структур
1.1 Сущность организационной структуры
1.2 Виды различных типов организационных структур управления
Глава 2 Методы оценки организационных структур
2.1 Факторы рационального выбора организационной структуры
2.2 Этапы проектирования и оценка эффективности организационной структуры
Вторым этапом процесса создания новой организационной структуры является непосредственно разработка самого проекта организационной структуры. Специфика проблемы проектирования организационной структуры управления состоит в том, что она не может быть адекватно представлена в виде задачи формального выбора наилучшего варианта организационной структуры по четко сформулированному, однозначному, математически выраженному критерию оптимальности. Это многокритериальная проблема, решаемая на основе методов анализа, оценки, моделирования организационных систем во взаимосвязи с субъективной деятельностью ответственных руководителей, специалистов и экспертов по выбору и оценке наилучших вариантов организационных решений.
Существуют следующие методы проектирования организационных структур:
- метод аналогий;
- экспертно-аналитический;
- метод структуризации целей;
- метод организационного моделирования.
В процессе проектирования организационных структур управления, как правило, решаются следующие задачи: определение типа структуры управления; уточнение состава и количества подразделений по уровням управления; численность административно-управленческого персонала; характер соподчиненности между звеньями организации; расчет затрат на содержание аппарата управления.
В конечном итоге устанавливаются управленческие функции для каждого структурного подразделения, потоки информации, взаимосвязи и документооборот, полномочия, ответственность и права подразделений и работников.
Вместе с тем, проектируя новую организационную структуру управления, нельзя забывать о требованиях, предъявляемых к организационным структурам, и принципах их построения.
Требования к организационной структуре
1. Оптимальность. Структура управления признается оптимальной, если между звеньями и ступенями управления на всех уровнях устанавливаются рациональные связи при наименьшем числе ступеней управления.
2. Оперативность. Суть данного требования состоит в том, чтобы за время от принятия решения до его исполнения в управляемой системе не успели произойти необратимые отрицательные изменения, делающие ненужной реализацию принятых решений.
3. Надежность. Структура аппарата управления должна гарантировать достоверность передачи информации, не допускать искажений управляющих команд и других передаваемых данных, обеспечивать бесперебойность связи в системе управления.
4. Экономичность. Задача состоит в том, чтобы нужный эффект от управления достигался при минимальных затратах на управленческий аппарат. Критерием этого может служить соотношение между затратами ресурсов и полезным результатом.
5. Гибкость. Способность изменяться в соответствии с изменениями внешней среды.
6. Устойчивость структуры управления. Неизменность ее основных свойств при различных внешних воздействиях, целостность функционирования системы управления и ее элементов.
Совершенство организационной структуры управления во многом зависит от того, насколько при ее проектировании соблюдались принципы проектирования:
1) целесообразное число звеньев управления и максимальное сокращение времени прохождения информации от высшего руководителя до непосредственного исполнителя;
2) четкое обособление составных частей организационной структуры (состава ее подразделений, потоков информации и пр.);
3) обеспечение способности к быстрой реакции на изменения в управляемой системе;
4) предоставление полномочий на решение вопросов тому подразделению, которое располагает наибольшей информацией по данному вопросу;
5) приспособление отдельных подразделений аппарата управления ко всей системе управления организацией в целом и к внешней среде в частности.
Следует иметь в виду, что в различных организациях (с учетом специфики их работы) используются и другие принципы построения организационных структур, наиболее полно отражающие особенности их функционирования.
Таким образом, в процессе проектирования организационных структур различают три стадии: аналитическую (изучение существующей практики и требований к построению организационных структур); проектную (проектирование (моделирование) структуры управления); организационную (организация внедрения спроектированной организационной структуры).[4, c 58-60].
Третий этап организационного проектирования (анализ (оценка) эффективности созданной организационной структуры) предназначен для измерения пользы от внедрения организационной структуры, дабы своевременно изменять процесс и постоянно улучшать результаты. Вообще, степень совершенства организационных структур проявляется в быстродействии системы управления организацией и высоких конечных результатах ее деятельности.
Оценка эффективности управления может быть произведена по уровню реализации заданий, надежности и организованности системы управления, скорости и оптимальности принимаемых управленческих решений. Отдельные параметры эффективности организационной структуры можно определить, использовав ряд коэффициентов:
а) коэффициент звенности:
Кзв= Пзв.ф/Пзв.о, (1)
где Пзв.ф – количество звеньев существующей организационной структуры; Пзв.о – оптимальное количество звеньев организационной структуры;
б) коэффициент территориальной концентрации:
Кт.к= П пр.ф/ П (2)
где Ппр.ф - количество организаций данного типа, функционирующих в регионе деятельности нашей организации; П - площадь региона, на которой функционируют все организации данного типа;
в) коэффициент эффективности организационной структуры управления:
КЭ = РП / Зу, (3)
где Рп - конечный результат (эффект), полученный от функционирования организационной структуры управления; Зу - затраты на управление (фонд заработной платы АУП, расходы на содержание помещений, на приобретение и ремонт средств, прием и передачу управленческой информации и др.).
Следует иметь в виду, что поиск взаимосвязей организационной структуры управления с результатами управленческой деятельности весьма затруднен. В преобладающем большинстве случаев состояние и эффективность организационной структуры оценивают через показатели, характеризующие деятельность управляемого объекта.
Эффективность управления Эу выражают, как правило, показателем, представляющим собой отношение экономичности управления Эс к эффективности производства Эп. Эс исчисляется делением затрат на управление Ау на совокупную стоимость основных и оборотных фондов Д и выражается в затратах на управление на единицу стоимости фондов. Эп определяется делением объема условно чистой продукции (Вч.п) на численность промышленно-производственного персонала Ст и выражается в количестве произведенной продукции на человека:
Эу= Эс/Эп = (Ау/Д)/(Ич.п/Ст). (4)
Для определения эффективности лучшим используется интегрированный показатель Кэ.ф.у:
Кэ.ф.у. = 1-(Qy/Lч.п)/(Fт/Eоф), (5)
где Кэ.ф.у. - коэффициент эффективности управлени; Qу - затраты на управление, приходящиеся на одного работника управления; Lч.п – удельный вес численности управленческих работников в общей численности работающих; Fт – фондовооруженность (стоимость основных и оборотных средств, приходящихся на одного рабочего); Еоф – фондоотдача (условно чистая продукция, приходящаяся на единицу основных и оборотных фондов).
Таким образом, приведенные коэффициенты наиболее полно характеризуют степень методов оценки эффективности организационной структуры.[4,c60-62].
Глава 3 Методы оценки организационной структуры на примере ООО «Империал»
На примере ООО «Империал» проведем расчет изложенных выше коэффициентов и показателей эффективности организационной структуры управления предприятием в главе 2. Результаты изложены в таблице 2.
Таблица 2 - Коэффициенты и показатели эффективности организационной структуры ООО «Империал»
Наименование |
2013г. |
2014г. |
Тенденции роста, снижения |
---|---|---|---|
Коэффициент эффективности организационной структуры управления |
134963 т.р. / 3276732 т.р. =4,12 |
142639 т.р. / 35052 т.р.= 4,07 |
Снижение |
Эффективность труда аппарата управления |
134963/11 = 12269,4 |
142639/11 = 12967,2 |
Рост |
Коэффициент надёжности |
55 / 70 = 0,79 |
51/80 = 0,64 |
Снижение |
Коэффициент звенности |
4/6=0,67 |
4/6 = 0,67 |
Без изменений |
Коэффициент дублирования функций |
15/25 = 0,6 |
18/25 = 0,72 |
Рост |
Степень централизации функции |
7/15 = 0,47 |
8/15 = 0,53 |
Рост |
Коэффициент эффективности |
72/88 = 0,82 |
75 / 90 = 0,83 |
Рост |
Проведенный расчет коэффициентов и показателей эффективности организационной структуры ООО «Империал» показало, что часть показателей имеет тенденцию роста, и часть – снижения.
Значительное беспокойство вызывает снижение коэффициента эффективности организационной структуры управления за последние два года с 4,12 до 4,07, что вызвано тем, что рост затрат на существующую структуру управления в 2014 году оказался выше темпа роста доходов. Также отрицательным моментом является рост коэффициента дублирования функций, что объясняется повышением количества функций, которые выполняют разные подразделения анализируемого предприятия.
Снижение коэффициента надежности также отрицательно характеризует существующую организационную структуру управления ООО «Империал».
Организационная структура управления предприятием характеризуется наличием, так называемых «разрывов», то есть факторов, снижающие целостность организационной структуры. Анализ основных “разрывов” в организационной структуре ООО «Империал» и возможные пути их устранения приведены в таблице 3.
Таблица 3 - Анализ основных "разрывов" в организационной структуре ООО «Империал» возможные пути устранения
"Разрыв" |
Возможные позитивные моменты |
Возможные негативные моменты |
---|---|---|
Огромное число связей, замкнутых непосредственно на уровне генерального директора |
- различные задачи на переходных этапах требовали принятия решений только на уровне первого лица - "доступность" первого лица |
- перегрузка генерального |
директора |
||
- нет времени заниматься |
||
стратегией |
||
- в случае расстановки |
||
приоритетов невозможность у |
||
остальных посоветоваться с |
||
непосредственным начальником |
||
Диапазоны ответственности четко не определены и вследствие этого частично пересекаются, а некоторые функции не выполняются |
- такое положение возможно и будет адекватно в случае разграничения иерархического, функционального и проектного подчинения - возможна оперативная взаимозаменяемость |
- исполнитель может не |
понимать чьи решения |
||
необходимо исполнять; |
||
- уход от ответственности за |
||
принятые решения |
||
- несвоевременность решения |
||
вопросов |
||
Отсутствие полномочий для |
"Экономия средств" |
- подавление инициативы |
принятия оперативных |
- лишний расход времени |
|
решений у руководителей |
- неоперативность решения |
|
среднего звена |
вопросов |
|
Слабые связи между |
-способность четко распланировать свою деятельность и минимизировать внешние вмешательства |
- возможно дублирование действий и усилий - нет ориентации на интегрированный конечный результат - сроки и качество прохождения информации |
подразделениями |
||
Отсутствие подразделения, осуществляющего маркетинговую политику |
- выбор нужного направлении - может быть политики формируются на неформальных совещаниях в неявном виде |
-необъективный взгляд на вещи "Незнание рождает страх - страх рождает насилие" - нерационально используются ресурсы организации |