Файл: Анализ действующей в Российской Федерации системы налогообложения банков (Банки как субъекты налоговых отношений).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения банков
1.1 Банки как субъекты налоговых отношений
1.2. Виды налогов, уплачиваемых банками
Глава 2. Анализ налогообложения банков на примере АО «ФИА-Банк»
2.1. Анализ динамики и структуры налоговых платежей
2.2. Оценка налоговой нагрузка кредитной организации
Прибыль банков облагается налогом по ставке 20 %.
Налог на добавленную стоимость уплачивается банками на основании главы 21 Налогового Кодекса РФ. НДС уплачивают коммерческие банки и другие кредитные учреждения, осуществляющие обороты и операции, облагаемые налогом на добавленную стоимость.
Объектом налогообложения признаются операции банка, установленные НК РФ. Налоговой базой признаются получаемые банком доходы, являющиеся объектом налогообложения, исчисленные с учетом особенностей оказания услуг (реализации имущества) [21].
Налоговый период устанавливается как календарный месяц. Налогообложение производится по налоговой ставке 18 процентов при оказании услуг (реализации имущества) [22].
Плательщиками налога на имущество являются российские банки; иностранные банки, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ. Объектом налогообложения для российских банков признается движимое и недвижимое имущество (включая объекты, переданные во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенные в совместную деятельность), учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета. Налоговая база по налогу на имущество организаций (в том числе банков) устанавливается как среднегодовая стоимость имущества, определяемая исходя из его остаточной стоимости. При определении среднегодовой стоимости имущества в него включаются отражаемые в активе баланса остатки по счетам бухгалтерского учета.
Налоговым периодом является календарный год, отчетными - квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Предельный размер налоговой ставки на имущество организаций ограничен 2,2%.
Банки также являются плательщиками страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования и предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь. Банки относятся к категории налогоплательщиков-работодателей, которые производят выплаты наемным работникам. Налоговая база по единому социальному налогу определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных работодателями за налоговый период в пользу работников[23].
Выводы
Во взаимоотношениях с налоговыми органами банк выступает в трех лицах: непосредственно как самостоятельный налогоплательщик; как посредник между государством и налогоплательщиками, через которого осуществляют финансово-хозяйственные операции другие налогоплательщики (предприятия, организации, граждане) и который в силу указанного может предоставить налоговым органам специфические услуги, в том числе необходимую информацию для проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налогов в бюджет; как налоговый агент (в части исчисления, удержания налогов из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщиками, и перечисления их в бюджет. Налогообложение банков имеет свои отличительные черты, которые связаны со спецификой банковской деятельности. Одной из таких отличительных черт является
Наибольшую значимость и особенности исчисления кредитными организациями в Российской Федерации имеют налог на прибыль банков, налог на добавленную стоимость и налог на имущество банков.
Глава 2. Анализ налогообложения банков на примере АО «ФИА-Банк»
2.1. Анализ динамики и структуры налоговых платежей
Проведем анализ налоговых платежей АО «ФИА-Банк».
Основные налоги, которые уплачивает этот банк, являются: налог на прибыль организаций; страховые взносы; налог на добавленную стоимость; налог на имущество предприятий; налог на доходы физических лиц (в качестве налогового агента).
Главным же налогом, уплачиваемым банком, является налог на прибыль организации, как в количественном выражении, так и в том, что он напрямую снижает финансовый результат (прибыль) организации (все остальные налоги относятся на расходы банка).
Налоговая база для расчета налога на прибыль определяется, как разница между полученными доходами организации и произведенными расходами. Доходы банка за период 2014–2016 гг. представлены в таблице 1.
Таблица 1
Динамика доходов банка за 2014–2016 гг., тыс.руб.[24]
№ |
Наименование дохода банка преобразований система налогообложения инвестиционной деятельности коммерческих банков будет сочетать в себе максимальные ставки и значительные объемы предоставляемых льгот, при этом будет выполнена фискальная функция налогов и обеспечены приоритетные направления развития России на долгосрочную перспективу. При реализации указанных преобразований система налогообложения инвестиционной деятельности коммерческих банков будет сочетать в себе максимальные ставки и значительные объемы предоставляемых льгот, при этом будет выполнена фискальная функция налогов и обеспечены приоритетные направления развития России на долгосрочную перспективу. При реализации указанных преобразований система налогообложения инвестиционной деятельности коммерческих банков будет сочетать в себе максимальные ставки и значительные объемы предоставляемых льгот, при этом будет выполнена фискальная функция налогов и обеспечены приоритетные направления развития России на долгосрочную перспективу. При реализации указанных преобразований система налогообложения инвестиционной деятельности коммерческих банков будет сочетать в себе максимальные ставки и значительные объемы предоставляемых льгот, при этом будет выполнена фискальная функция налогов и обеспечены приоритетные направления развития России на долгосрочную перспективу. При реализации указанных преобразований система налогообложения инвестиционной деятельности коммерческих банков будет сочетать в себе максимальные ставки и значительные объемы предоставляемых льгот, при этом будет выполнена фискальная функция налогов и обеспечены приоритетные направления развития России на долгосрочную перспективу. При реализации указанных преобразований система налогообложения инвестиционной деятельности коммерческих банков будет сочетать в себе максимальные ставки и значительные объемы предоставляемых льгот, при этом будет выполнена фискальная функция налогов и обеспечены приоритетные направления развития России на долгосрочную перспективу. При реализации указанных преобразований система налогообложения инвестиционной деятельности коммерческих банков будет сочетать в себе максимальные ставки и значительные объемы предоставляемых льгот, при этом будет выполнена фискальная функция налогов и обеспечены приоритетные направления развития России на долгосрочную перспективу. При реализации указанных преобразований система налогообложения инвестиционной деятельности коммерческих банков будет сочетать в себе максимальные ставки и значительные объемы предоставляемых льгот, при этом будет выполнена фискальная функция налогов и обеспечены приоритетные направления развития России на долгосрочную перспективу. При реализации указанных преобразований система налогообложения инвестиционной деятельности коммерческих банков будет сочетать в себе максимальные ставки и значительные объемы предоставляемых льгот, при этом будет выполнена фискальная функция налогов и обеспечены приоритетные направления развития России на долгосрочную перспективу. При реализации указанных преобразований система налогообложения инвестиционной деятельности коммерческих банков будет сочетать в себе максимальные ставки и значительные объемы предоставляемых льгот, при этом будет выполнена фискальная функция налогов и обеспечены приоритетные направления развития России на долгосрочную перспективу. |
За 2014 год |
За 2015 год |
За 2016 год |
Темп роста 2016 год к 2014 в % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Проценты от размещения банком от своего имени и за свой счет денежных средств, предоставления кредитов и займов |
32509 |
39023 |
44932 |
138,22 |
2 |
Плата за открытие и ведение банковских счетов клиентов |
4087 |
4905 |
5648 |
138,22 |
3 |
Инкассация денежных средств |
5018 |
6024 |
6936 |
138,22 |
4 |
Проведение операций с иностранной валютой |
2988 |
2992 |
3445 |
115,28 |
5 |
Положительная переоценка иностранной валюты |
17180 |
20623 |
23746 |
138,22 |
6 |
Предоставление банковских гарантий |
742 |
890 |
1025 |
138,25 |
Продолжение таблицы 1
Расходы банка за тот же период соответственно приведены в таблице 2.
Таблица 2.2
Суммы расходов банка за 2014-2016 гг., тыс.руб. [25]
№ |
Наименование расходов банка преобразований система налогообложения инвестиционной деятельности коммерческих банков будет сочетать в себе максимальные ставки и значительные объемы предоставляемых льгот, при этом будет выполнена фискальная функция налогов и обеспечены приоритетные направления развития России на долгосрочную перспективу. При реализации указанных преобразований система налогообложения инвестиционной деятельности коммерческих банков будет сочетать в себе максимальные ставки и значительные объемы предоставляемых льгот, при этом будет выполнена фискальная функция налогов и обеспечены приоритетные направления развития России на долгосрочную перспективу. При реализации указанных преобразований система налогообложения инвестиционной деятельности коммерческих банков будет сочетать в себе максимальные ставки и значительные объемы предоставляемых льгот, при этом будет выполнена фискальная функция налогов и обеспечены приоритетные направления развития России на долгосрочную перспективу. При реализации указанных преобразований система налогообложения инвестиционной деятельности коммерческих банков будет сочетать в себе максимальные ставки и значительные объемы предоставляемых льгот, при этом будет выполнена фискальная функция налогов и обеспечены приоритетные направления развития России на долгосрочную перспективу. При реализации указанных преобразований система налогообложения инвестиционной деятельности коммерческих банков будет сочетать в себе максимальные ставки и значительные объемы предоставляемых льгот, при этом будет выполнена фискальная функция налогов и обеспечены приоритетные направления развития России на долгосрочную перспективу. При реализации указанных преобразований система налогообложения инвестиционной деятельности коммерческих банков будет сочетать в себе максимальные ставки и значительные объемы предоставляемых льгот, при этом будет выполнена фискальная функция налогов и обеспечены приоритетные направления развития России на долгосрочную перспективу. При реализации указанных преобразований система налогообложения инвестиционной деятельности коммерческих банков будет сочетать в себе максимальные ставки и значительные объемы предоставляемых льгот, при этом будет выполнена фискальная функция налогов и обеспечены приоритетные направления развития России на долгосрочную перспективу. При реализации указанных преобразований система налогообложения инвестиционной деятельности коммерческих банков будет сочетать в себе максимальные ставки и значительные объемы предоставляемых льгот, при этом будет выполнена фискальная функция налогов и обеспечены приоритетные направления развития России на долгосрочную перспективу. При реализации указанных преобразований система налогообложения инвестиционной деятельности коммерческих банков будет сочетать в себе максимальные ставки и значительные объемы предоставляемых льгот, при этом будет выполнена фискальная функция налогов и обеспечены приоритетные направления развития России на долгосрочную перспективу. При реализации указанных преобразований система налогообложения инвестиционной деятельности коммерческих банков будет сочетать в себе максимальные ставки и значительные объемы предоставляемых льгот, при этом будет выполнена фискальная функция налогов и обеспечены приоритетные направления развития России на долгосрочную перспективу. |
За 2014 год |
За 2015 год |
За 2016 год |
Темп роста 2016 год к 2014 в % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Проценты по: |
29084 |
34038 |
38405 |
132,05 |
1.1 |
договорам банковского вклада |
28502 |
33356 |
37637 |
132,05 |
1.2 |
собственным долговым обязательствам |
581 |
679 |
767 |
131,99 |
1.3 |
межбанковским кредитам |
1 |
2 |
2 |
200,00 |
Продолжение таблицы 2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2 |
отчисления в резерв на возможные потери по ссудам |
15133 |
17711 |
19984 |
132,05 |
3 |
Отчисления в резерв под обесценения вложений в ценные бумаги |
724 |
848 |
956 |
132,04 |
4 |
комиссионные сборы за услуги по корреспондентским отношениям |
315 |
369 |
416 |
132,07 |
5 |
расходы от проведения операций с иностранной валютой |
287 |
336 |
379 |
132,05 |
6 |
Отрицательная переоценка иностранной валюты |
17236 |
20171 |
22760 |
132,05 |
7 |
расходы по переводу пенсий и пособий |
2639 |
3089 |
3485 |
132,06 |
8 |
расходы по изготовлению и внедрению платежно-расчетных средств |
2947 |
3448 |
3891 |
132,07 |
9 |
инкассация банкнот, монет, чеков |
15 |
17 |
19 |
132,05 |
10 |
расходы по ремонту инкассаторских сумок |
11 |
13 |
15 |
132,05 |
11 |
расходы по оплате услуг расчетно-кассовых и вычислительных центров |
51 |
32 |
67 |
131,93 |
12 |
расходы, связанные с осуществлением форфейтинговых и факторинговых операций |
87 |
101 |
114 |
131,49 |
13 |
Расходы по предоставлению гарантий |
588 |
688 |
776 |
131,99 |
14 |
Прочие расходы |
7314 |
8559 |
9658 |
132,05 |
15 |
Итого расходов |
76431 |
89422 |
100927 |
132,05 |
Можно заметить, что в за 2016 г. по сравнению с 2014 г. наблюдается рост как доходов банка (практически по всем статьям примерно на 38%) так и расходов (примерно на 32%).