Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 5388
Скачиваний: 64
СОДЕРЖАНИЕ
1. Корпоративные информационные системы
1.1 Понятие и виды корпоративных информационных систем
1.2 Цели и задачи внедрения КИС
2. Внедрение КИС на примере организации
2.1 Характеристика организации
2.3 Проблемы внедрения автоматизированных систем управления в аптечной организации
Введение
Так уж сложилось, что нынешний век стал весьма необычным в истории человечества. Мы живем в Информационном веке. На самом деле, уже не один десяток лет миром правит информация. Информация стала играть решающую роль при организации и в ходе работы предприятия, являясь движущей силой бизнеса и наиболее ценным активом. Это связано как с развитием информационным технологий, так и с изменением технологии принятия решений. Объёмы информации растут постоянно, и также постоянно растёт их влияние на нас.
Во всем мире организации накапливают или уже накопили в процессе своей деятельности большие объемы данных. Эти коллекции данных хранят в себе большие потенциальные возможности по извлечению новой, аналитической информации, на основе которой можно и необходимо строить стратегию фирмы, выявлять тенденции развития рынка, находить новые решения, обусловливающие успешное развитие в условиях конкурентной борьбы. Для некоторых фирм такой анализ является неотъемлемой частью их повседневной деятельности, но большинство, очевидно, только начинает приступать к нему всерьез.
Целью работы является описание корпоративных информационных систем и перспектив их дальнейшего развития.
В соответствии с этой целью поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы разработки информационных систем;
- описать цели, задачи, проблемы внедрения корпоративных систем;
- рассмотреть применение КИС на примере организации.
1. Корпоративные информационные системы
1.1 Понятие и виды корпоративных информационных систем
Современные IT-технологии позволяют оптимизировать работы специалистов благодаря возможности автоматизации ряда постоянных повторяющихся операций труда. Рабочие места для автоматизации выполняемых операций, и создаваемые на основе компьютерных систем получили название автоматизированных рабочих мест (АРМ). В ГОСТ 34.003–90 дано определение АРМ – программно-технический комплекс (ПТК) автоматизированной системы (АС) предназначенный для автоматизации деятельности определенного вида.
Под системой понимается любой объект, который можно одновременно рассматривать и как единое целое, и как совокупность разнородных элементов, объединенных для достижения поставленной цели. В информатике понятие «система» получило широкое распространение и имеет несколько смысловых значений. Чаще всего оно применяется для обозначения набора программ и технических средств. Также системой может быть названа аппаратная часть ПК. Системой является также множество программ для решения определенных прикладных задач, которые дополнены процедурами управления расчетами и ведения документации [7, с.19].
Если добавить к понятию «система» слово «информационная», то становится понятной цель ее проектирования и функционирования. Информационные системы (ИС) создаются для обеспечения сбора, хранения, обработки, поиска, выдачи информации, которая необходима для принятия решений задач из любой области. ИС помогают при проведении анализа проблем и создания новых продуктов.
В ГОСТ 34.003–90 указаны определения автоматизированной системы (АС) как системы, состоящей из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующей информационную технологию выполнения установленных функций; и программно-технического комплекса автоматизированной системы (ПТК АС) как продукции, представляющей собой совокупность средств вычислительной техники, программного обеспечения и средств создания и заполнения машинной информационной базы при вводе системы в действие достаточных для выполнения одной или более задач АС.
Информационная система представляет собой взаимосвязанную совокупность методов, средств и персонала, которые используются для хранения, выдачи и обработки информации для достижения поставленной цели.
Информационная система управления организацией должна обеспечить следующие свойства информации [6, с.25]:
- полноту информации для каждого звена системы управления. Полноту информации можно определить, как отношение полученной информации к запрошенной или нужной для управления. Так как наши знания относительны, то 100% полноты информации добиться не получится. Кроме того, нужно учитывать, что стремление увеличить полноту информации приводит к тому, что растут затраты на управление и снижается его оперативность;
- ценность и полезность информации. Информация только тогда имеет ценность для руководителя, когда она может быть использована для принятия управленческих решений. Поэтому информационные потоки в системе управления организацией должны быть направлены по определенным адресам, т.е. конкретным специалистам, руководителям и служащим аппарата управления;
- достоверность и точность информации. При принятии решений на основе недостоверных или недостаточно точных данных повышает риск допущения ошибки, принятия неверного решения;
- своевременность поступления информации. При поступлении информации не своевременно, то орган управления не сможет принять решение именно в тот момент, когда предприятие больше всего нуждается в принятии этого решения;
- агрегируемость информации. Под агрегируемостью понимается рациональное распределение информации по уровням иерархии управления. Более обобщенная информация должна поступать на высшие уровни управления, более детальная – на нижние. Примером агрегируемости является система оперативного, статистического и бухгалтерского учета. Для принятия решений на уровне управления республикой важны статистические данные, для начальника участка предприятия важны данные оперативного учета;
- актуальность информации. В современном темпе развития рыночной экономики, в условиях постоянного обновления информация очень быстро теряет свою актуальность. Поэтому для принятия решений нужно учитывать возраст информации и ее актуальность для решения определенных управленческих задач;
- эффективность обработки и экономичность информации. Для оценки эффективности создания ИС существуют различные методики. Например, эффективность можно оценить, сопоставляя базовые затраты на обработку информации с проектируемым вариантом. Кроме того, автоматизированная информационная система должна соответствовать таким техническим требованиям, как:
- быстродействие – скорость при поиске, вводе и обработке информации;
- надежная защита данных от несанкционированного доступа;
- удобный пользовательский интерфейс системы;
- возможность дальнейшего развития системы;
- интеграция с другими системами;
- высокая надежность работы.
Информационная система организации включает носители и каналы информации, субъектов коммуникации, а также технические средства информационной работы.
Различают автоматизированные и ручные информационные системы [2, с.31]. Автоматизированные информационные системы (АИС) – это упорядоченная совокупность информации, экономико-математических моделей и методов, программных и технических средств, которые организованы на основе новой информационной технологии в решении экономических задач и информационного обслуживания специалистов служб управления.
Рисунок 1. Информационные системы [7, с.43]
По сфере функционирования объекта бывают информационные системы [9, с.56]:
- финансовых органов банков;
- банков;
- фирм или организаций;
- статистики и т.д.
По видам процессов управления выделяют следующие виды систем:
- системы управления технологическими процессами;
- системы организационного управления;
- системы управления организационно-технологическими процессами;
- системы научных исследований;
- обучающие системы.
По уровню в системе государственного управления бывают: территориальные АИС; отраслевые АИС; межотраслевые АИС.
По участию в производстве различают производственные АИС, которые связаны с производством материальных благ, и непроизводственные АИС (например, в милиции, медицине и т.д.) (рисунок 2).
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
АИС промышленности
АИС сельского хозяйства
АИС транспорта
АИС связи
и т.д.
Сфера функционирования
объекта управления
АИС управления технологическими процессами
АИС организационного управления
АИС научных исследований
АИС связи
и т.д.
Виды процессов
управления
Отраслевые АИС
Территориальные АИС
Межотраслевые АИС
Уровень в системе
государственного
управления
Рисунок 2. Классификация автоматизированных систем
1.2 Цели и задачи внедрения КИС
Цель внедрения КИС – повышение эффективности работы компании за счет организации системы регулярного менеджмента с использованием компьютерных технологий, увеличивающих производительность труда персонала и позволяющих принимать более взвешенные управленческие решения. Построение КИС требует разработки и реализации программы мероприятий и соблюдения ряда правил (регламентов) как в процессе проектирования и внедрения КИС, так и в ходе ее эксплуатации.
Организация представляет собой некую систему, в которую входят разнообразные объекты и субъекты, взаимодействующие между собой и обладающие рядом характеризующих их атрибутов. При этом необходимо решить ряд задач, чтобы поддержать данную систему в равновесии или перевести ее в другое состояние, например, при проведении запланированных реформ и внедрении инноваций. Данные целенаправленные воздействия относятся к категории управления, т. е. осуществления воздействия на объект, субъект или целостную систему с целью получения требуемого результата – изменения некоторых контролируемых атрибутов.
Системный анализ позволяет выявить объекты, субъекты, подсистемы, их атрибуты и выполняемые функции, а также установить взаимосвязи между ними и сформировать модель деятельности организации (МДО), отражающую текущее состояние ее развития. В процессе системного анализа можно выяснить, что существующая модель организации не является оптимальной по ряду критериев. Ее оптимизация может позволить компании занять более выгодное положение на рынке товаров и услуг.
В период перехода от одной модели к другой необходимо осуществлять управление изменениями. Например, концепция BPI (Business Process Improvement) выделяет несколько уровней совершенствования бизнес-процессов:
хаос;
контроль;
оптимизация;
адаптация;
«мировой класс».
При внедрении КИС происходит процесс «взаимного отражения» и сближения существующей модели организации и модели, реализуемой в ПО. Разнообразные функции программного обеспечения КИС, возможность ее адаптации к специфике деятельности компании и гибкость настроек позволяют разработать МДО с различным уровнем детальности, в различные сроки и с различными финансовыми затратами.
КИС обеспечивают ввод, хранение, поиск и вывод данных в необходимой для той или иной категории пользователей форме, тем самым создавая информационную систему поддержки принятия управленческих решений разных уровней.
Внедрение КИС предполагает разработку и проведение программы действий, включающих мероприятия по решению всевозможных организационных, технических, финансовых, психологических и других задач компании. Построение КИС поэтапно охватывает разные аспекты деятельности организации и разные подсистемы существующей модели. В связи с этим можно уверенно говорить о том, что с течением времени комплексные информационные системы будут содержать все более разнообразную и детализированную информацию, касающуюся деятельности организации, и все большее количество персонала будет использовать КИС в процессе выполнения своих должностных обязанностей.
В связи с долгим жизненным циклом КИС организации необходимо наличие формализованных открытых описаний протоколов, форматов, интерфейсов и регламентов, доступных любому участнику процесса разработки и эксплуатации комплексных информационных систем.
Одной из задач внедрения КИС является оценка ее собственной эффективности на основе выбранных критериев, таких как стоимость внедрения, стоимость владения, динамика производительности труда, объем издержек и пр. Необходимо постоянное совершенствование КИС, а также знаний и навыков ее пользователей. В противном случае снижается вероятность развития организации в плане повышения эффективности ее деятельности и конкурентноспособности.
Поэтапное создание единой информационной системы организации предполагает модульное построение программного обеспечения. В задачи КИС входят:
учет кадровый, административный, производственный, финансовый, бухгалтерский, налоговый и пр.;
мониторинг контролируемых параметров функционирования организации;
анализ и планирование;
управление человеческими ресурсами, финансами, производством, качеством, материальными потоками, сбытом и сервисным обслуживанием, проектами и пр.
Общие требования к КИС:
1) Лицензионная «чистота». При создании и внедрении КИС должно использоваться только лицензионное программное обеспечение во избежание судебных санкций со стороны законных правовладельцев.
2) Критерий «цена-качество». В условия ограниченного бюджета, выделяемого на внедрение КИС, необходимо выбирать такие варианты комплексных информационных систем, которые обеспечивают максимум функциональных возможностей по фиксированной цене.
3) Модульность построения, настраиваемость и масштабируемость. Выбранная КИС должна обладать оптимальным для данного заказчика набором функций, быстро адаптироваться под конкретные нужды предприятия и иметь возможность подключения новых функций. Комплексная информационная система должна обеспечивать работу с любым количеством данных, при этом их число со временем может возрастать.
4) Надежность и безопасность. КИС должна обеспечивать надежное функционирование и сохранность данных в течение всего срока эксплуатации, который может исчисляется десятками лет. Открытые исходные тексты ПО гарантируют отсутствие «закладок» и прочих недокументированных функций, а также предоставляют возможность доработать программные коды системы с привлечением сторонних разработчиков.