Файл: Общение как взаимодействие (Роль общения в социальной психологии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

“Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения”. (А. Экзюпери

социальная сторона жизни человека состоит из употребление множество слов, жестов, мимики, интонации. Важно понимать, что слово оказывает огромное воздействие на человека: “Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно войска за собой повести”. - Есть язык, состоящий из слов. А есть язык, состоящий из движений нашего тела. Тело человека выражает то, какой он сейчас: бодрый или усталый, весёлый или грустный, рассерженный или доброжелательный. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Почему же невербальные сигналы так важны в общении?

• около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу;

• невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника;

• наше отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия невербальных факторов – походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т.д.

Огромное значение невербальных сигналов в общении подтверждается экспериментальными исследованиями, которые гласят, что слова (которым мы придаем такое большое значение) раскрывают лишь 7% смысла, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % - позы и жесты.

Все это и составляет такое явление, как общение. общаясь с одним или несколькими людьми, делясь информацией, мы взаимодействуем друг с другом.

Целью данной курсовой работы является исследование общения как фактор взаимодействия. Исходя из поставленной цели, были выявлены следующие задачи:

  1. Раскрыть понятие общения, его функции и структуру;
  2. Установить взаимосвязь между общением и взаимодействием;
  3. Рассмотреть уровни и типы взаимодействия.

Глава 1 «Роль общения в социальной психологии» понятие, функции, средства и структура общения в социальной психологи

Общение это связи между людьми, при которых возникает психологический контакт, проявляющийся путем обмена информацией, взаимовлиянием, взаимопереживанием , взаимопониманием.


Основные характеристики общения это: содержание, средства и функци.

Выделяют несколько видов содержания общения:

• передача информации

• восприятие друг друга

• взаимооценка партнерами друг друга

• взаимовлияние партнеров

• взаимодействие партнеров

• управление деятельностью и т.д.

ОБЩЕНИЕ , в первую очередь - это комуникация, то  есть обмен информацией, который имеет значение для участников общения. Обычно средства общения подразделяются на 2 группы: вербальные (словесные), а также невербальные . через вербальный канал можно передавать чистую информацию, а через невербальный канал отношение к собеседнику.

Сегодня выделяют различные классификации невербальных средств общения.

Наиболее значемыми считаются КИНЕСИЧЕСКИЕ средства – движения другого человека, которые восрпенимаются при помощи зрительных каналов.

А характеристики голоса обычно относят к просодическим и экстралингвистическим явлениям.. Просодика – ритмико-интонационные стороны речи (высота, громкость голосового тона и т. д.).

Экстралингвистическая система – это психофизиологические проявления человека: плач, кашель, смех и т. д.

Такисические средства общения это динамические прикосновения.

Особой черстой общения является его пространственная организованность. теория Э. Холла говорит, что термин «проксимика», иначе говоря «близость»). Выделяют такие проксимические признаки, как ориентация собеседников в пространстве.

Согласно Э. Холлу существует нормы дистанции, которые определяются четырьмя расстояниями:

1. Интимное расстояние (от 0 до 45 см) – это общение самых близких людей;

2. Персональное (от 45 до 120 см) – это общение со знакомыми людьми;

3. Социальное (от 120 до 400 см) – дистанция для официального общения;

4. Публичное (от 400 до 750 см) – когда спикеры выступают перед аудиториями.

Наличие множества различных определений понятия “общения” основанно на различных взглядах ученых на эту проблему. Краткий психологический словарь дает свое определение понятию общение: “сложный многоплановый процесс установления и развития конфликтов между людьми, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии и взаимодействия, восприятие и понимание другого человека”. А. А. Бодалев предложил рассматривать общение как “взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми”. А.А. Леонтьев считает, что общение это не интериндивидуальный, а социальный феномен”, субъект которого “следует рассматривать не изолировано”. Точка точка зрения А.А. Леонтьева на “общение как вид деятельности” поддержали и другие авторы, к примеру В.Н. Панферов.


В соответствии с содержанием общения выделяют и его функции.

Функции общения имеют несколько классификаций. В. Н. Панферов выделяет шесть функций:

• коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия)

• Информационная (обмен информацией между людьми);

• Когнитивное (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии);

• Эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью);

• Конативная (управление и коррекция взаимных позиций);

• Креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними).

В других же источниках насчитывается 4 основные функции общения:

• Инструментальную (общение выступает как социальный механизации управления и передачи информации, необходимый для совершения определенного действия);

• Синдикативную (общение оказывается средством объединения людей);

• Самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста);

• Трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок).

А также дополнительные:

• экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний)

• Социального контроля (регламентации поведения и деятельности);

• Социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.

Общение считается не полным, когда отсутствует или нарушена хотя бы одна из перечисленных функций, поэтому, осуществляя анализ реальных процессов общения, следует сначала проводить диагностику присудствия этих функций, и лишь потом принимать меры для их коррекции.

Общение это процесс взаимодействия и взаимосвязи общественных субьектов (личностей, групп), которому характерен обмен деятельности, информации, опыта и так далее,. Это и есть одно из условий развития и формирования личности и общества.

Выделяют непосредственное и опосредованное, межличностное и массовое общение.

Под непосредственным общением подразумевается общение лицом к лицу; здесь иможно наблюдать не только речевое общение, но и не вербально общение. .

Непосредственное общение подразделяется на формальное и личное. Непосредственное общение может произходить только в малых группах, в которых все субъекты знают друг друга лично. Опосредованное или косвенное общение возможно только, когда его участники друг от друга отдалены временем или расстоянием.


Особым видом общения считается массовое общение. обычно различают прямое и опосредованное массовое общение. Прямое массовое общение может происходить в крупных социальных группах: в аудиторие, публике, толпе.

Что касается опосредованного массового общения, то оно тесно связанно со средствами массовой коммуникации и массовой культурой.

Различают несколько уровней общения. Самым примитивным уровнем общения считается – ФАТИЧЕСКИЙ(от лат. fatuus – «глупый»), когда происходит простой обмен предложениями,которые используют для поддержания разговора в при условии, если стороны общения особенно не особо заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены вести разговор. Этот уровень общения иногда называют конвенциональным (конвенция – «соглашение»).

Следующим уровнем общения считается информационный уровень. В данном случае происходит обмен, интересной для собеседников информацией, которая является источником разных видов сфер деятельности человека (мыслительной, эмоциональной, поведенческой). Обычно информационный уровень общения имеет стимулирующий характер.

На личностном уровне общения происходит такое взаимодействие, при котором субъекты способны к самому глубокому постижению сущности другого человека и самораскрытию. Для личностного, или духовного общения характерно только такое общение, при котором основной целью является активация позитивного отношения самих субъектов взаимодействия к себе, другим людям и окружающему миру в общем.

Структура общения.

Понятие “общение” – это сложное явление.сложность этого феномена пораждает необходимоть рассмотреть его структуру. При характеристике структуры общения в психологической литературе обычно выделяют три вззаимосвязанных ее стороны: комуникативную, перцептивную и интерактивную.

Коммуникативная сторона общения – это когда участники процесса общения обмениваются информацией. От установления и сохранениия коммуникации зависит понимание одного человека другим человеком.

Следующей важной стороной общения является перцептивная сторона. Установление восприятия партнерами по общению друг друга имеет особое значение. Участники общения на этой почве устанавливают взаимодействие. Если смотреть на это с точки зрения восприятия, то необходимо верно сформировать первое впечатление . Психологи обнаружили, что образ другого человека может строится по разным типовым схемам. Часто применяется схема восприятия по типу переоценки качеств людей. При встрече с человеком, превосходящим нас по важному партнеру, мы оцениваем его более положительно. А если мы имеем дело с человеком, которого мы превосходим, то мы его недооцениваем. Следует при этом знать, что превосходство фиксируется по одному параметру, а недооценка происходит по нескольким параметрам. Эта ошибка в восприятии имеет свое название — фактор превосходства.


Последняя, третья сторона общения – это интерактивная. Этот термен считается условным, который обозначает характеристику тех компонентов общения, связанных с взаимодействием людей, а именно непосредственно с организацией их совместной деятельности. В социальной психологии много лет исследуют взаимодействие. Несомненную связь допустить интуитивно легко. Эта связь существует между общением и взаимодействием людей, однако трудно разделить эти понятия и таким образом сделать более точно ориентированные эксперименты. Некоторые авторы ставят общение и взаимодействие на один уровень, говоря, что эти два понятия есть коммуникация в ее узком смысле, то есть утверждая, что это есть обмен информацией. Другие авторы считают, что нужно рассматривать отношение между общением и взаимодействием,учитывая взаимосвязь некоторого процесса и его содержания. Есть также мнение, что общения как коммуникации и взаимодействия как интеракции – понятия одновременно связанные, но в то же время отдельные. Такое разностороннее понимание возникло из-за терменологических трудностьей, а именно потому, что понятие "общение" употребляется то в узком, то в широком смысле слова. Если придерживаться предложенной при характеристике структуры общения схемы, т.е. полагать, что общение в широком смысле слова (как реальность межличностных и общественных отношений) включает в себя коммуникацию в узком смысле слова (как обмен информацией), то логично допустить такую интерпретацию взаимодействия, когда оно предстает как другая - по сравнению с коммуникативной - сторона общения. Какая "другая" - на этот вопрос еще надо ответить.

1.2. Место взаимодействия в структуре общения.

Для того, чтобы определить что есть взаимодействие, необходимо отдельно рассмотреть интерактивную сторону общения. Так как именно эта сторона позволяет нам понять, что такое взаимодействие. Рассматривая ее, можно попытаться разделить понятия «Общение» и «взаимодействие».

Интерактивная сторона общения — это условный термин, характеризующий те компоненты общения, которые связаны с непосредственной организацией совместной деятельности людей, их взаимодействием.

Общую стратегию взаимодействия представляет собой инттерактивная сторона общения. . здесь можно рассмотреть множество типов взаимодействия людей, основными здесь являются кооперация и конкуренция. Хотя следует отметить, что абстрактная оценка данных типов в качестве простого согласия или конфликта ведет к формальному описанию взаимодействий. Это не всегда отвечает потребностям социальной психологии.