Файл: Общение как взаимодействие (Роль общения в социальной психологии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обычно различают три формы или модели организации совместной деятельности:

1. каждый участник делает свою часть общей работы независимо от другого;

2. общая задача выполняется последовательно каждым участником;

3. имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными.

Общие устремления людей вместе с тем могут привести к столкновениям в процессе согласования позиций. В результате люди вступают в отношения «согласия-несогласия» друг с другом. В случае согласия происходит вовлечение партнеров в совместную деятельность. При этом происходит распределение ролей и функций между участниками взаимодействия. Эти отношения вызывают особую направленность волевых усилий у субъектов взаимодействия. Оно связано либо с уступкой, либо с завоеванием определенных позиций. Поэтому от партнеров требуются проявления взаимной терпимости, собранности, настойчивости, психологической подвижности и других волевых качеств личности, опирающихся на интеллект и высокий уровень сознания и самосознания личности.

В это время происходит постоянное согласование мыслей, чувств, отношений партнеров по совместной жизнедеятельности. Оно облекается в различные формы влияния людей друг на друга. Регуляторами взаимовлияний являются механизмы внушения, конформности и убеждения, когда под действием мнений, отношений одного партнера изменяются мнения, отношения другого партнера.

Высшим уровнем взаимодействия всегда выступает исключительно эффективная совместная деятельность людей, сопровождающаяся взаимопониманием.

Взаимопонимание людей – такой уровень их взаимодействия, при котором они осознают содержание и структуру настоящего и возможного очередного действия партнера, а также взаимно содействуют достижению единой цели. Существенной характеристикой взаимопонимания всегда выступает его адекватность. Она зависит от целого ряда факторов: от типа отношений между партнерами (отношений знакомства и приятельства, дружеских, любовных и супружеских отношений, товарищеских деловых отношений), от знака или валентности отношений (симпатий, антипатий, индифферентных отношений); от степени возможной объективации, проявляемости свойств личности в поведении и деятельности людей (общительность, например, легче всего наблюдается в процессе взаимодействия, общения).

Для взаимопонимания недостаточно совместной деятельности, нужно взаимосодействие. Оно исключает свой антипод – взаимопротиводействие, с появлением которого возникают недопонимание, а потом и непонимание человека человеком.


В психологии все многообразие взаимодействий между людьми принято подразделять на следующие типы:

1) сотрудничество: оба партнера по взаимодействию активно помогают друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных целей каждого и общих целей совместной деятельности;

2) противоборство: оба партнера противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого;

3) уклонение от взаимодействия: оба партнера стараются избегать активного сотрудничества;

4) однонаправленное содействие: когда один из участников совместной деятельности способствует достижению индивидуальных целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним;

5) однонаправленное противодействие: один из партнеров препятствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с первым;

6) контрастное взаимодействие: один из участников старается содействовать другому, а второй прибегает к стратегии активного противодействия первому (в подобных ситуациях такое противодействие может маскироваться в той или иной форме);

7) компромиссное взаимодействие: оба партнера проявляют отдельные элементы как содействия, так и противодействия.

Обобщение вышеперечисленных видов позволяет выделить два основных вида взаимодействия: 1) направленное на сотрудничество и кооперацию и 2) основанное на соперничестве и конкуренции, часто ведущих к конфликтному взаимодействию.

2.2 Кооперативное взаимодействие.

Достаточное количество внимания в социальной психологии уделяется и типам взаимодействий. ясно, люди вступают практически в большое количество разных типов взаимодействий, которые подразделяются на уже описанные вида: Коопирация и конкурентное взаимодействие.

Кооперация, или, так называемое кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (суммирование, комбенирование, упорядачивание этих сил). необх, порожденный ее особой природой. А.Н. Леонтьев называл две основные черты совместной деятельности: а) разделение единого процесса деятельности между участниками; б) изменение деятельности каждого, т.к. результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности, что на общепсихологическом языке означает, что "предмет" и "мотив" деятельности не совпадают (Леонтьев, 1972. С. 270-271).

Каким же образом соединяется непосредственный результат деятельности каждого участника с конечным результатом совместной деятельности? Отношения, развившиеся в ходе совместной деятельности, яявляются средством такого соединения, которое реализованно в первую очередь в кооперации. Важным показателем «Тесноты» кооперативного взаимодействия считается включенность в него всех участников процесса. Поэтому экспериментальные исследования кооперацииодимый элемент совместной деятельность и есть кооперация. Чаще всего,особую роль играет анализ вкладов участников взаимодействия и степень их включенности в него.


Проблема содержания деятельности принципиально важна при анализе различных типов взаимодействия, в рамках этой деятельности даны те или иные виды взаимодействия. Таким образом можно выделить кооперативную форму взаимодействия не только в условиях производства, но, например, и при осуществлении каких-либо асоциальных, противоправных поступков - совместного ограбления, кражи и т.д. Поэтому кооперация в социально-негативной деятельности не обязательно та форма, которую необходимо стимулировать: напротив, деятельность, конфликтная в условиях асоциальной деятельности, может оцениваться позитивно. Кооперация и конкуренция лишь формы "психологического рисунка" взаимодействия, содержание же и в том и в другом случае задается более широкой системой деятельности, куда кооперация или конкуренция включены. Поэтому при исследовании как кооперативных, так и конкурентных форм взаимодействия недопустимо рассматривать их обе вне общего контекста деятельности.

2.3 Конкурентное взаимодействие.

Если рассматривать другой тип взаимодействия - конкуренцию, то анализ здесь чаще всего концентрируется на наиболее ее яркой форме, то есть на конфликте. Изучая конфликт в социальной психологией прежде всего следует определить собственный угол зрения по этому вопросу, так как предметом исследования в ряде других дисциплин также выступает конфликт, а именно в : политологии, социологии и другое.

Наибольшую значимость в социальной психологии играют 2 основных вопроса:: с одной стороны, на анализе вторичных социально-психологических аспектов в каждом конфликте (например, осознание конфликта его участниками); с другой - на выделении частного класса конфликтов, порождаемых специфическими социально-психологическими факторами. Обе эти задачи могут быть успешно решены лишь при наличии адекватной понятийной схемы исследования. Она должна охватить как минимум четыре основные характеристики конфликта: структуру, динамику, функцию и типологию конфликта (Петровская, 1977. С. 128).

Конфликт, что в переводе с латинского значит conflictus – столкновение, этопериод общения, когда имеет место сталкновение противоположных интересов, целей, мнений, позиций или взглядов оппонентов , другими словами субъектов взаимодействия. Ситуация является основой любого конфликта. Она включает в себя либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо несовпадение желаний, желаний, влечений оппонентов и т. п. таким образом, конфликтная ситуация состоит из объекта возможного конфликта и его субъектов. Тем не менее, для развития конфликта необходим инцидент, в котором действия одной из сторон ущемляют интересы другой стороны. Если противоположная сторона начинает так же реагировать, то конфликт из потенциального становится актуальным.


Благодаря социально-психологическому анализу можно выделить четыре типа конфликта:

– внутриличностный. В качестве сторон конфликта могут выступать две или более составляющих одной и той же личности, например, отдельные типы, инстанции или черты. В данном случае можно отметить конфликтогенное столкновение отдельных особенностей личности и поведения человека;

– межличностный конфликт возникает между двумя (или более) отдельными личностями. В таком случае можно заметить конфронтацию по поводу мотивов, потребностей, ценностей, целей и/или установок;

– личностно-групповой конфликт чаще всего возникает при несоответствии поведения личности групповым нормам и ожиданиям;

– межгрупповой конфликт. Это когда происходит столкновение стереотипов поведения, целей, норм и/или ценностей различных групп.

Согласно динамике конфликта обычно выделяют такие четыре основные стадии:

1. когда возникает объективная конфликтная ситуация. Люди не сразу могут осознать, что они находятся в такой ситуации, поэтому мы будем называть ее «стадией потенциального конфликта».

2. когда люди осознают объективную конфликтную ситуацию. Для осознания конфликта необходим инцидент, то есть ситуация, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны.

3. когда люди переходят к конфликтному поведению. После осознания конфликта стороны переходят к конфликтному поведению, которое направлено на блокирование достижений противоположной стороны, ее намерений, целей, стремлений. Если конфликт переходит из потенциального в актуальный, то у него имеются ледующие пути развития: прямой или опосредованный, конструктивный, стабилизирующий или неконструктивный.

Конструктивным межличностным конфликтом можно назвать такой конфликт, когда стороны не выходят за рамки деловых аргументов, отношений и не касаются личности противоположной стороны. В таком случае мы можем наблюдать различные стратегии поведения. К. У. Томас и Р. Х. Килман выделили следующие стратегии поведения конфликтных ситуаций:

1) сотрудничество, направленное на поиск решения, которое удовлетворяет интересы всех сторон;

2) компромисс – урегулирование разногласий путем взаимных уступок;

3) избегание, которое заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем;

4) приспособление – тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами;

5) конкуренция – соперничество, открытая борьба за свои интересы.


Продуктивный конфликт обычно возникает в том случае, когда столкновение касается не несовместимости личностей, а из-за различия точек зрения сторон на какую-либо проблему, на способы ее решения. В такой ситуации именно конфликт способствует формированию более разностороннего понимания проблемы, а также мотивации партнера, который защищает другую точку зрения - она становится более "легитимной". Сам факт другой аргументации, признания ее законности способствует развитию элементов кооперативного взаимодействия внутри конфликта и тем самым открывает возможности его регулирования и разрешения, а значит, и нахождения оптимального решения дискутируемой проблемы.

Определение деструктивного конфликта в большей степени совпадает с обыденным представлением. Именно такого типа конфликт ведет к рассогласованию взаимодействия, к его расшатыванию. Деструктивный конфликт чаще становится не зависимым от причины, его породившей, и легче приводит к переходу "на личности", чем и порождает стрессы. Для него характерно специфическое развитие, а именно расширение количества вовлеченных участников, их конфликтных действий, умножение количества негативных установок в адрес друг друга и остроты высказываний ("экспансия" конфликта). Другая черта - "эскалация" конфликта означает наращивание напряженности, включение все большего числа ложных восприятий как черт и качеств оппонента, так и самих ситуаций взаимодействия, рост предубежденности против партнера. Понятно, что разрешение такого типа конфликта особенно сложно, основной способ разрешения - компромисс - здесь реализуется с большими затруднениями.

 Заключительной стадией является разрешение конфликта, его протекания. Оно становится возможным не только за счет изменения объективной конфликтной ситуации, но и за счет преобразования ее образов, которые имеются у оппонентов. Встечается частичное разрешение конфликта. Это когда конфликтные действия исключаются, а побуждение к конфликту остается. Полный конфликт, это когда он может быть устранен на уровне внешнего поведения и на уровне внутренних побуждений. Исходя из этого, можно выделить четыре возможных типа разрешения конфликтов:

1. полное разрешение на объективном уровне при помощи преобразования объективной конфликтной ситуации, например, пространственное или социальное разведение сторон, предоставление им дефицитных ресурсов, отсутствие которых привело к конфликту;

2. частичное разрешение конфликта на объективном уровне при помощи преобразования объективной конфликтной ситуации в направлении создания незаинтересованности в конфликтных действиях;