Файл: Мотивационные программы для сотрудников ресторана (на примере ресторана «Телега», г. Москва).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы мотивации труда персонала в ресторанном бизнесе
1.1. Сущность мотивации труда и ее особенности в ресторанном бизнесе
1.2. Методы мотивации персонала на предприятиях ресторанного бизнеса
Глава 2. Анализ мотивации труда в ресторане «Телега»
2.1. Краткая характеристика ресторана «Телега»
2.2. Анализ персонала ресторана «Телега»
2.3. Анализ мотивации труда работников ресторана «Телега»
Глава 3. Пути совершенствования мотивации работников ресторана «Телега»
3.1. Рекомендации по совершенствованию системы оплаты труда в ресторане
3.2. Рекомендации по совершенствованию социального пакета работников ресторана
3.3. Рекомендации по развитию нематериального стимулирования персонала
Введение
Актуальность. Ресторан является самым комфортабельным предприятием питания. Это объект общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая фирменную и заказную, кондитерскую, табачную и винно-водочную продукцию, а также повышенный уровень обслуживания в сочетании с организацией досуга.
В большинстве случаев, руководство ресторанов акцент на управление финансами, производством, маркетингом, не учитывая то, что важным источником, который обеспечивает конкурентоспособность предприятия, является человеческий потенциал. Актуальность проблемы совершенствования мотивации и стимулирования, не оспаривается ни в науке, ни на практике, поскольку от разработки эффективной системы мотивации зависит не только повышение творческой и социальной активности конкретного сотрудника (менеджера, рабочего), но и итоговые результаты деятельности предприятий.
Объектом исследования в работе является система мотивации персонала в ресторане «Телега».
Предметом исследования является организационно-экономические подходы, методы и способы мотивации труда персонала.
Цель работы – разработка рекомендаций по совершенствованной системы мотивации персонала в ресторане «Телега».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты мотивации труда персонала предприятия и особенности мотивации труда в ресторанном бизнесе;
- проанализировать состояние мотивации труда персонала ресторана «Телега»;
- разработать рекомендации по совершенствованию системы мотивации труда персонала ресторана «Телега».
Теоретической основой работы послужили труды зарубежных и отечественных ученых, занимающихся проблемами мотивации деятельности.
Глава 1. Теоретические основы мотивации труда персонала в ресторанном бизнесе
1.1. Сущность мотивации труда и ее особенности в ресторанном бизнесе
Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил,
которые побуждают человека к деятельности, предоставляют этой деятельности направленность, ориентированную на достижение личных целей и целей организации.
Мотивация являет собой совокупность всех мотивов, которые имеют влияние на поведение человека. Мотивация трудовой деятельности персонала ресторанного бизнеса - это процесс побуждения человека или группы людей к достижению целей организации и включает в себя мотивы, интересы, потребности, увлечения, мотивационные установки или диспозиции, идеалы[1].
В широком понимании мотивация иногда определяется как детерминация поведения вообще[2]. Мотивация представляет собой, по своей сути, такой процесс побуждения каждого сотрудника той или иной организации к какой-либо трудовой деятельности, чтобы удовлетворить свои потребности или достигнуть целей. Мотивация - это внутреннее побуждение к действию для достижения личных целей или же целей организации. Она призвана снизить напряжение, возникающее в ответ на потребность или желание что-то заполучить[3].
К задачам мотивации относят:
- формирование у сотрудника какой-либо организации понимания значения мотивации труда;
- обучение сотрудников психологическому внутриорганизационному
поведению и общению; - обучение руководящего состава внутриорганизационному поведению и общению;
- формирование всех руководителей демократических подходов к управлению персоналом с использованием различных инновационных методов мотивации[4].
К мотивам трудовой деятельности персонала ресторанного бизнеса относится комплекс побуждений, которые действуют с полной силой на протяжении длительного периода времени, а также обязанность, стремление выполнить порученное задание, оказывать помощь коллеге и тому подобное. В ресторанных предприятиях большая часть работ требует высокой мотивации, тогда усилие и личный характер действительно имеют большое значение[5].
Мотивирование трудовой деятельности персонала ресторанного бизнеса включает в себя материальные и нематериальные побуждения, которые основываются на целеустремленном формировании мотивов труда и на использовании уже имеющихся мотивов[6].
В зависимости от стимулирующей сферы, они могут быть разделены на
мотивы материального и морального порядка.
Моральное мотивирование можно разделить на:
а) идейно-политические (стимулы, которые действуют во всем обществе);
б) моральные стимулы, которые вызывают определенные отношения в данной группе людей (чувство коллективизма, общительности, взаимопомощи в процессе работы).
Большую группу мотивов трудовой деятельности персонала ресторанного бизнеса представляют побуждения, которые стимулируются самим содержанием трудового процесса: чувство удовольствия от творческого напряжения сил, эстетическое удовольствие от хорошо сделанной вещи (то есть содержательные мотивы труда)[7].
Моральные стимулы трудовой деятельности персонала ресторанного бизнеса могут вызывать и негативные последствия: карьеризм, корыстолюбие. В то же время материальные стимулы способны порождать высоконравственные побуждения, желания работать больше, качественнее, оказывать помощь другим. Дело в том, что у разных людей в разном соотношении находятся подвижные силы и регуляторы поведения: инстинкт; интересы; потребности. Побуждает те или другие действия человека, стремление к самосохранению, гордость, честолюбие, амбиция, любознательность, симпатии, стремление к власти, комфорта и тому подобное[8].
Мотивация трудовой деятельности персонала ресторанного бизнеса возникает из недовольных потребностей и действий, которые дают ей толчки, если они успешны и удовлетворяют эти потребности[9]. В процессе мотивирования должно регулироваться много экономических, организационно-правовых, социально-психологических, технологических и других факторов с таким расчетом, чтобы деятельность работников осуществлялась в желательном направлении. При условии правильных действий со стороны руководства можно активизировать личность, ее интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы, обеспечить реализацию потенциальных интеллектуально-творческих и психофизиологических возможностей каждого работающего.
1.2. Методы мотивации персонала на предприятиях ресторанного бизнеса
Можно выделить три направления мотивации труда: моральную, социальную и материальную.
Моральное стимулирование выражается в возникновении у работника чувства внутреннего удовольствия от результатов своей работы. Моральное вознаграждение направлено исключительно на удовлетворение вторичных потребностей работника (согласно теории А. Маслоу) и может выражаться в форме публичной благодарности со стороны руководства, представление к отмечанию государственными наградами и тому подобное. Общественное признание способствует повышению престижа (благодарность, грамота, доска почета, присвоения почетных званий, награждения орденами или медалями и тому подобное). В данном случае в качестве предмета потребности выступают ценности и явления, которые способствуют повышению престижа и авторитета объекта управления[10].
Социальное стимулирование - разновидность стимулирования, которое выражается в изменении социального (как административного, так и общего) статуса работника[11]. Административный социальный статус - это положение работника в организационной структуре (социальной нише общества). В качестве вознаграждения в этом случае выступает не только вертикальное перемещение работника на высшую должность, но и горизонтальное перемещение на должность того же иерархического уровня, который в большей степени удовлетворяет вторичные потребности работника (работа более творческого характера, с меньшим контролем и тому подобное)[12].
Одной из важнейших форм мотивации труда на предприятиях ресторанного бизнеса есть материальное стимулирование. Система материальных стимулов труда основывается на разнообразных побудительных мотивах, которые дополняют друг друга и подчинены цели относительно создания материальной заинтересованности в осуществлении трудовой деятельности.
Отдельным методом стимулирования труда персонала ресторанного бизнеса являются чаевые. Остановимся детальнее на чаевых, принципах их «оплаты» и размерах, так как именно чаевые в ресторанном бизнесе в размерах, могут существенно превышать размер заработной платы. Чаевые чрезвычайно распространены во всех областях сферы услуг, в том числе в гостиницах, ресторанах, барах, кафе во всех странах мира, однако подход к вознаграждению обслуживающего персонала зависит от традиций страны и места происходящего.
В Европе, США и Канаде чаевые имеют твердо установленные размеры (процент от суммы счета — в ресторане, фиксированная сумма при дополнительной оплате других услуг). В странах Востока и Азии размер местных чаевых — бакшиш — каждый исполнитель определяет сам, к тому же бакшиш принято просить открыто, что в Европе совершенно недопустимо.
Главная задача персонала ресторана — качественно обслужить гостя, чтобы он остался доволен и стал постоянным клиентом. Если при этом официант заработает дополнительные деньги, то есть получит чаевые, это будет дополнительным стимулом для его качественной работы. Это понимает не только обслуживающий персонал, но и работодатель, поэтому ни один официант в российской ресторанной системе, за редким исключением, не работает только за заработную плату.
Средний размер чаевых в ресторанах составляет 10 % суммы счета. Однако в некоторых странах, например в США, средним размером вознаграждения официанту считается 15-25 % суммы счета. Гостю, оставившему официанту чаевые в размере 10%, могут прямо сказать, а не намекнуть, что принято оставлять 15-25 %. Причем, совсем не важно, понравилось посетителю обслуживание или нет. Удивительно, но большинство следует этому неписаному правилу. Более того, кроме таких разовых платежей за оказанную услугу в США принято делать рождественские подарки обслуживающему персоналу.
При оплате счета в предприятиях общественного питания возможны два варианта: чаевые уже включены в счет или решение об их оплате оставлено на усмотрение гостя.
Достоинства первого варианта в том, что официанты более или менее одинаково относятся ко всем гостям. Такой вариант позволяет ввести ежемесячную переменную часть заработной платы для работников кухни. Включать чаевые в счет максимально эффективно в сетевых ресторанах, где официанты работают в первую очередь с корпоративными программами и специальными предложениями, что облегчает планирование продаж. Отрицательные моменты этого варианта связаны с тем, что требуется максимально четко прописать все стандарты и процедуры, осуществлять постоянный контроль над работой официантов, выставлять цели по продажам, проработать системы оценки деятельности официантов. Кроме того, в данном варианте возникает дополнительное налогообложение и в кассовом чеке должна быть пробита сумма чаевых.
В большинстве крупных московских заведений общественного питания давно отказались от идеи принудительного взимания платы за обслуживание, но отдельные случаи все еще имеют место. Чаще всего это говорит о том, что заведение не очень твердо стоит на ногах.
В России на данный момент чаще встречается второй вариант. Достоинство его в том, что он ориентирован на самостоятельную работу официанта с гостем: насколько хорошо официант обслужил гостя, настолько больше получил денег (иначе говоря, получил принятые 10 % суммы счета или нет). Этот вариант максимально эффективен в единичных (несетевых) ресторанах. Однако такой вид дополнительной оплаты обслуживания рождает негативные моменты.