Файл: Анализ и оценка показателей оборотных активов (на примере ООО «Европа»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оборотные производственные фонды и фонды обращения, находясь в постоянном движении, обеспечивают бесперебойный кругооборот средств. При этом происходит постоянная смена форм авансированной стоимости: из денежной она превращается в материальную, затем в производственную, в товарную и денежную. Оборотные средства обслуживают производственно-коммерческий цикл предприятия. Предприятие самостоятельно определяет величину оборотных средств, необходимую для её производственной деятельности. Недостача оборотных средств влияет на перебои в производственном процессе, на снижение объемов производства и на прибыль. Возникает потребность в пополнении оборотных средств за счет кредита в банке и не всегда на выгодных условиях. Избыток оборотных средств замедляет развитие предприятия, так как свободные ресурсы не используются для расширения производства, разработку новых проектов[14].

При анализе недочеты в плановом размере оборотных средств снижаются. Так постоянную составляющую оборотных средств компании следует обеспечивать за счет собственных средств, временную часть активов - за счет средств заемных[15].

Предприятию необходимо осуществлять планирование оборотных средств по группам и осуществлять контроль за поддержанием требуемого их уровня на каждой стадии кругооборота. Важным показателем потребности предприятия в финансировании оборотных средств является рабочий капитал.

Рабочий капитал включает дебиторскую задолженность, запасы за вычетом краткосрочной кредиторской задолженности. Рабочий капитал зависит от финансового цикла производственно-коммерческого цикла и характеризует величину средств необходимую для обеспечения нормального кругооборота запасов и дебиторской задолженности в дополнение к кредиторской задолженности, которая покрывает часть текущих активов. На рабочий капитал влияют: вид и характер деятельности, положение к экономике, наличие ресурсов, условия работы с поставщиками и покупателями, условия денежного рынка[16].

Основой планирования оборотных средств предприятия является нормирование. Нормирование используется на всех стадиях кругообращения оборотных средств. Основной задачей нормирования оборотных средств является разработка и установление экономически обоснованных норм запасов по отдельным элементам оборотных средств, обеспечивающих при их минимальном размере бесперебойность процесса производства и реализации[17]. Нормирование оборотных средств выявляет резервы повышения эффективности производства, основывается на имеющихся договорах по снабжению и сбыту, на реальных условиях расчетов. При нормировании необходимо исходить из экономии в расходовании материальных ценностей, то есть использовать новые и более дешевые материалы без ухудшения качества и внешнего вида продукции, экономить на транспортных, заготовительных и других расходах. Разработанные нормативы необходимо увязать с планом материально-технического снабжения и другими разделами бизнес-плана предприятия. Оптимизацию оборотных средств организации необходимо осуществлять на всех стадиях и по каждому элементу.


Для сокращения и нормирования запасов необходимо выявлять и уменьшать неликвидные запасы, разрабатывать специальные меры по сокращению запасов до оптимального уровня. Для снижения стоимости закупок необходимо исследовать рынок, отслеживать изменения ситуации на нем, сравнивать альтернативные источники пополнения запасов (закупок), тщательно разрабатывать схемы закупок. Оптимизация логистических схем, снижающих затраты на транспортировку, складирования, является неотъемлемой частью в снижении стоимости[18].

Для дебиторской и кредиторской задолженности необходимо определять сроки оплаты, которые будут выгодны для организации. Сбалансированность задолженностей будет зависеть от показателей, которые необходимы для организации. Если необходимо увеличение платежеспособности, то минимизируется отсрочка платежа дебиторов и увеличивается отсрочка перед кредиторами, при этом кредиторы увеличивают стоимость продукции. Если необходим высокий показатель рентабельности, то соответственно увеличивается отсрочка дебиторов и уменьшается отсрочка перед кредиторами[19].

Для нормального и бесперебойного функционирования предприятия важен контроль за осуществлением платежей. Для этого разрабатываются методики контроля или используются услуги сторонних организаций, а именно услуги факторинга или форфейтинга. Факторинг и форфейтинг обеспечивает предприятие реальными денежными средствами, способствует ускорению оборота капитала, повышению доли производительного капитала и увеличению доходности. Помимо финансирования оборотных средств банк покрывает значительную часть рисков поставщика: валютные, процентные, кредитные и ликвидные риски[20].

Методика управления денежными потоками немаловажна, необходимо отслеживать свободные денежные средства и разрабатывать схемы для их управления и определения лимита денежных средств на счетах[21]. В настоящее время в финансовом менеджменте наблюдается повышение интереса к денежным потокам как к объекту управления, так как именно рассмотрение денежных потоков позволяет оценивать развитие предприятия в динамике, а его финансовое состояние на конкретную дату, зафиксированное в соответствующих формах финансовой отчетности, обусловлено материальными и им сопутствующими денежными потоками[22].

Денежные потоки предприятия характеризуются несбалансированностью объемов и неравномерностью поступлений и выплат средств в разрезе отдельных временных интервалов. С одной стороны, это может привести к временному дефициту денежных средств. С другой - к возникновению значительных объемов временно свободных денежных средств. Поэтому основной целью оперативного управления денежными потоками является обеспечение синхронности и сбалансированности положительных и отрицательных потоков по времени возникновения и объему, что позволит поддерживать достаточный уровень платежеспособности и финансовой устойчивости, а также эффективно использовать временно свободные средства[23].


Отдельные вопросы управления денежными потоками рассмотрены в работах Л.М. Кинга, Е.Ф. Бригхэма, Л.Л. Бернстайна, Д.И. Финнерти, Р.С. Сайфулина, А.Д. Шеремета, И.Л. Бланка, Е.С. Стояновой, Т.Е. Унковской и других авторов. Вместе с тем следует отметить, что денежные потоки как самостоятельный объект финансового управления разработаны недостаточно. В частности, не предложен комплексный инструментарий их оптимизации, который охватывал бы всю совокупность денежных потоков предприятия, их взаимосвязи и влияющие факторы. В целях управления денежные потоки требуют определенной классификации[24]. Общепринятой является классификация денежных потоков по следующим основным признакам:

  • масштабы обслуживания хозяйственного процесса;
  • виды хозяйственной деятельности;
  • направленность движения денежных средств;
  • метод исчисления объема;
  • уровень достаточности объема;
  • метод оценки во времени;
  • непрерывность формирования в рассматриваемом периоде;
  • стабильность временных интервалов формирования[25].

Основной вклад в формирование финансовых результатов и денежных потоков предприятия вносит его операционная деятельность. В связи с этим целесообразно расширение классификационных признаков относительно денежных потоков в результате операционной деятельности. Это позволит выявить влияющие на них факторы с целью оказания воздействия на них. Денежные потоки от операционной деятельности целесообразно классифицировать на зависящие от объема продажи продукции (обьемозависимые) и не зависящие от них (обьемонезависимые). Некоторой аналогией такой классификации является классификация затрат на переменные и постоянные, но, несмотря на отмеченную аналогию, полного соответствия между этими понятиями нет. Например, сумма выплат поставщикам основных материалов зависит от плановых объемов продажи и производства, так как бюджет производственных запасов, а соответственно объем закупки материалов и график выплат поставщикам формируются на основе бюджета производства[26]. С другой стороны, если поставка производственных запасов уже осуществлена, предприятие имеет обязательства по расчетам с поставщиком с известной датой осуществления выплаты. Фактическое сокращение производства в таких условиях сумму выплаты не повлияет. Таким образом, этот вид денежных потоков, хотя и определяется плановым объемом производства, в течение определенного периода времени не зависит от него (корректировка объема приобретаемых основных материалов может касаться только следующих партий).


Выводы. Оборотные активы - характеризуют совокупность имущественных ценностей предприятия, обслуживающих текущую производственно-коммерческую (операционную) деятельность и полностью потребляемых в течение одного производственно-коммерческого цикла.

Эффективное управление оборотными активами - наиболее важный аспект финансовой политики предприятия, так как именно оборотные активы, в отличие от внеоборотных, обеспечивает наибольшую норму рентабельности и практически полностью отвечает за платежеспособность предприятия в текущей деятельности.

Главной целью анализа оборотных активов предприятия является поиск резервов максимизации прибыли, повышения финансовой устойчивости и платежеспособности за счет ускорения оборачиваемости оборотных активов.

Глава 2. Анализ оборотных активов ООО «Европа»

2.1. Краткая характеристика ООО «Европа»

ООО «Европа» зарегистрировано в 2001 г. Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и иные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридический адрес предприятия: 305048, область Курская, Курск, проспект Дружбы, 9,А.

Основной и единственный вид деятельности ООО «Европа» на данный момент – производство и реализация хлебобулочной продукции и полуфабрикатов.

Главные задачи, которые ставятся при управлении ООО «Европа» заключаются в том, чтобы выпускать высококачественную продукцию в объемах и ассортименте соответствующую рыночному спросу, по приемлемым для целевой группы потребителей ценам, экономически выгодную для предприятия.

Система управления ООО «Европа» включает в себя две подсистемы: управляющую и управляемую. В состав управляющей системы входят руководители функциональных подразделений и специалисты, возглавляемые директором предприятия. В качестве управляемой системы выступают основные и вспомогательные подразделения, обеспечивающие производственные процессы.

Для предприятия характерна линейно-функциональная система управления, когда функциональные службы или отдельные специалисты в зависимости от выполняемых функций разрабатывают программы работы производственных подразделений, которые согласовываются и утверждаются линейным руководителем (рис. 1). Подобное сочетание делает ее достаточно эффективной. При четкой системе взаимосвязей и полной ответственности происходит высвобождение линейных руководителей от решения несвойственных им вопросов.


Рисунок 1 - Организационная структура управления

ООО «Европа»[27]

Директор предприятия определяет политику и стратегию управления предприятием, осуществляет функции планирования, координацию действий вторичного звена управления, решение общих организационных вопросов.

Заместитель директора по производству решает вопросы технологического обеспечения производства, несет ответственность за качество продукции, осуществляет ряд функций оперативно-производственного планирования.

Заместитель директора по сбыту и снабжению совместно с руководителями других подразделений предприятия участвует в формировании планов производства и реализации по объему и ассортименту; проводит ежемесячный, ежеквартальный анализ выполнения плана реализации и принимает меры по выполнению этих планов; отвечает за бесперебойность процесса поступления сырья и материалов; отвечает за организацию правильно хранения готовой продукции; регулирует взаимоотношения с потребителями; участвует в рассмотрении и удовлетворении обоснованных рекламаций по проданной продукции.

Заместитель директора по административно-хозяйственной части несет ответственность за состояние парка автотранспорта предприятия; регулирует процессы товародвижения на предприятии; отвечает за работу складского хозяйства.

Главный бухгалтер отвечает за организацию бухгалтерского учета на предприятии, занимается составлением и ведением отчетности предприятия (балансов, смет), осуществлением платежей.

Существующая на предприятии структура управления, при которой директор непосредственно связан с главными специалистами по определенным функциям, позволяет оперативно принимать управленческие решения, благоприятно влияет на эффективность хозяйственной деятельности предприятия.

Для анализа основных экономических показателей деятельности предприятия было исследовано их изменение за период 2013-2015 гг. (табл. 2).

Таблица 2

Основные показатели деятельности ООО «Европа»

в 2013-2015 гг.[28]

Показатели

Абсолютное значение

Темп роста, %

2015 г.

2013 год

2014 год

2015 год

к 2013 г.

к 2014 г.

Выручка, тыс.руб.

9967

13064

14357

144,04

109,90

Численность работающих всего, чел. в том числе

рабочих, чел.

41

28

45

32

40

27

97,56

96,43

88,89

84,38

Полная себестоимость, тыс.руб.

10864

12399

13854

127,53

111,73

Затраты на 1 руб. продаж, руб.

1,09

0,95

0,97

88,53

102,11

Прибыль от продаж, тыс. руб.

-896

665

502

-

75,62

Рентабельность продаж, %

-

5,1

3,5

-

-