Файл: Формы правления в прошлом и настоящем (Понятие и виды форм правления).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 3
Введение
Данная курсовая работа раскроет такой вопрос как «Формы правления в прошлом и настоящем». Эта тема была выбрана по следующим причинам: актуальность и необходимость изучения данного вопроса с точки зрения истории для полноты понимания, происходящих сегодня в мире процессов и изменений, а также прогнозирования их в будущем.
Цель данной курсовой работы: изучение форм правления.
Задачи, необходимые к решению:
1. Раскрыть понятие формы правления;
2. Рассмотреть виды государственного правления: монархия и республика;
3. Рассмотреть формы правления в прошлом и настоящем, а так же их взаимосвязь и отличия.
Данная курсовая работа состоит из:
- введения
- двух глав
- заключения
- списка использованной литературы и интернет ресурсов.
В первой главе мы раскроем понятие формы правления, а также виды форм правления, такие как монархия и республика. Особо в данной главе остановимся на способах организации верховной государственной власти, образовании ее органов и управлении ими, взаимодействии их между собой, порядок и возможность участия населения в их создании.
Во второй главе будут рассмотрены формы правления в прошлом и настоящем, их историческое развитие.
Тема данной работы затрагивается во всех юридических учебных пособиях, так как является одной из наиважнейших тем при изучении такого предмета как теории государства и права.
Глава I. Форма правления. Понятие и виды.
1.1 Понятие и виды форм правления.
Форма правления – это способ организации высшей власти государства, и являет собой основу и стержень социальной и политической жизни в любом государстве.
Понимание формы правления является основой к пониманию суверенности государственной власти[1]. Одним из актуальных вопросов теоретической науки являлось: дать четкое и развернутое определение понятию «Форма правления». Такое понятие было выработано ученым доктринальным путем.
Таким образом, форма правления, установленная в том или ином государстве обуславливается его историческим развитием, территориальной расположенностью, традициями, сложившимися в ходе его развития и национально – культурными особенностями.
В теоретической науке выделены 2-е основных плоскости научного поиска вопроса о форме правления:
- Юридическое оформление государственной власти (Г.Ф. Шершеневич)
- Фактическое состояние и взаимодействие государственной власти (Б.А. Стародубский).
Таким образом, форма государственного правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними.[2]
Раскрывая данную тему, следует отдельно остановиться на основных формах правления, а именно:
1.2 Монархия
Монархия — это форма правления государством, при которой верховная власть осуществляется единолично (или практически единолично) и переходит, как правило, по наследству.[3]
Зарождение монархии как формы правления началось еще в период рабовладельческого строя. А в период феодализма монархия становится основной формой правления.
Монархическая форма правления обладает следующими признаками:
- монарх – единственный носитель и источник власти
- пожизненное правление, т.к. законом не предусматривается иное
- династическое наследование власти, чаще по праву первородства
- безответственность монарха, т.к. право требования ответа от монарха зачастую признавалось как «преступление против короны» или попытка «свержения правящей династии»
Однако выше перечисленные признаки не являются абсолютно верными, т.к. в истории встречались и встречаются по сей день отступления. Так, например, власть в Объединенных Арабских Эмиратах принадлежит совету эмиров объединившихся эмиратов.
Также имелись прецеденты и выборности монархов. Например, верховных правителей – ханов в Монгольской империи выбирали на курултае, всенародном съезде знати. История показывает, что институт монархии весьма нестабилен. В истории достаточно примеров свержений правящих династий или более того, переходов от одной формы правления к другой революционными путями.
Монархия делится на следующие виды:
- Абсолютная
- Ограниченная
При абсолютной монархии верховная государственная власть принадлежит монарху – единственному носителю и источнику власти, а также носителю суверенитета государства. Таким образом, мы видим, что власть при абсолютной монархии сосредоточена в одних руках, а так же полное отсутствие сдерживающих «самодержавие» органов или факторов, что приводило к произволу и беззаконию в прошлом. Такую данность подтверждает высказывание Лорда Актона: «Всякая власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно».
При ограниченной монархии верховная власть разделена между монархом и одним или несколькими государственными органами. Разделение государственной власти привело к неоднозначному положению монарха. С одной стороны, он независим от «Парламента» (государственный орган, ограничивающий власть монарха), а с другой стороны с властью и мнением «Парламента» монарх обязан считаться. В то же время монарх также имеет право наложения «Вето» на рассматриваемые законы, или даже право на роспуск «Парламента».
В Теории государства и права вделается такая ограниченная монархия как Конституционная, которая делится на парламентскую и дуалистическую. Такая монархия характеризуется в первую очередь ограничением власти и полномочий монарха Конституцией государства. При конституционной монархии издаваемые законы или акты вступают в силу и имеют юридическую силу только после их утверждения в парламенте большинством голосов. Сам же монарх рассматривается как символ нации, как например, в княжестве Лихтенштейн князь Ханс-Адам II.
При парламентской монархии власть монарха огранивается с одной стороны парламентом - законодательно, а с другой стороны правительством – исполнительно. И все же монарх обладает властью и полномочиями, например, право на объявление войны или ее прекращение. Парламентская форма правления обладает следующими признаками:
- правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;
- лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;
- в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует и является символической;
- законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;
- правительство, согласно конституции, несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.[4]
Дуалистическая монархия являет собой переходную форму правления от абсолютной к парламентской. Разделение власти в таком виде управления происходит формально, а также юридически между парламентом и монархом. Таким образом, монарх управляет своей страной через назначаемое им же и в то же время ответственное перед ним же правительство, при этом парламент принимает законы. Попробуем проанализировать существующую разницу между парламентской монархией и ее разновидностью – дуалистической. Совершенно ясно, что в дуалистической монархии глава государства – монарх - лишен любой законодательной власти. Тогда как в парламентской или конституционной тот же монарх лишен как законодательных, так и исполнительных полномочий.
1.3 Республика
Республика - это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.
Республика как форма правления обладает следующими признаками:
- выборность и срочность полномочий главы государства и других верховных органов государственной власти
- осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа
- юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом
- обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов
- преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства[5].
Существует несколько основных видов республиканского правления, которые разделяются на основе различия их друг от друга по форме государственного устройства:
- президентская
- парламентская
- смешанная
Президентская республика – разновидность современной формы государственного правления, при которой полномочия главы государства и главы правительства объединены в лице президента.
Обладает следующими признаками:
- избрание президента методом народного голосования и формирование правительства им же
- подотчетность правительства президенту
- широкий круг возможностей главы государства
При президентской республике президент может совмещать полномочия главы государства и главы правительства, а также участвует в формировании кабинета правительства или совета министров, как например в Индии и Франции. Так же президент:
- имеет право роспуска парламента
- является верховным главнокомандующим
- утверждает законы путем подписания их
- объявляет чрезвычайное положение
- назначает членов Верховного суда и др.
Парламентская республика – еще одна разновидность государственного правления современности, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Само же слово "парламент" впервые было использовано в Англии в ХШ-ХIV веках и стало использоваться как обозначение регулярно собираемого представительного совещания по государственным делам.
Такой республике характерны следующие признаки:
- правительство формируется парламентским путем из числа депутатов тех партий, которые располагают большинством голосов в парламенте
- правительство несет ответственность перед парламентом
- правительство остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством, а в случае утраты большинства правительство уходит в отставку или добивается роспуска парламента через главу государства и назначения досрочных парламентских выборов.
Глава государства избирается двумя способами:
- избирается парламентом (основной способ парламентского контроля над исполнительной властью)
- избирается специально образованной парламентской коллегией
Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией.
Глава государства обладает следующими полномочиями:
- издание декретов
- назначение главы правительства
- награждает за заслуги
- право помилования
Однако, круг полномочий главы государства существенно уже чем при президентской республике, т.к. основные направления деятельности и их осуществление возлагается как правило на правительство и его главу. В отличии от президентской республики при парламентской республике президент уже не является главой исполнительной власти.
Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министра, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью.
Смешанная республика обладает такой выраженной чертой как ответственность и перед парламентом и перед президентом, так и избрание как президента, так и парламента народным голосованием. При смешанной республике главой государства является президент, который назначает главу правительства и кабинет министров с учетом распределения мест в парламенте. Также президент председательствует на заседании кабинета министров и утверждает его решения. Парламент также имеет возможность контролировать правительство путем вынесения первому вотума недоверия.