Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Сущность, роль и виды прибыли
1.2 Управление распределением и использованием прибыли
1.3 Методика оценки распределения и использования прибыли
2.1 Экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ финансового состояния ООО «Автомама» за 2017-2019 годы
2.3 Оценка распределения и использования прибыли в ООО «Автомама» за 2017-2019 годы
3. Разработка рекомендаций по повышению прибыли в ООО «Автомама» на 2021-2022 годы
3.1 Проблемы и мероприятия по их решению направленные на повышение прибыли в ООО «Автомама»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования определяется тем, что финансовые результаты деятельности организации показывают эффективность ее функционирования по всех сферах и закладывают основу для экономического развития организации, а также укрепляют партнерские деловые отношения. В управлении организацией, на финансовые результаты организации ключевое, определяющее воздействие оказывают успехи, достижения, а также недостатки. Самые распространенные проблемы, при получении прибыли – это обусловленные временными рамками признания, в том числе подсчет и определение доходов и затрат. Формирование бухгалтерского учета, определение эффективности деятельности организации, разбор и процесс принятия управленческих решений, формирование и использование прибыли организации, планирование финансовых результатов и прочее происходит в процессе управления прибылью организации. Основной целью любой коммерческой организации является получение прибыли. Прибыль является главным индикатором экономического развития организации. Таким образом, бизнес создается для того, чтобы получать прибыль. Нет смысла вкладывать деньги в организацию, не приносящую дохода. Эффективно управлять прибылью предприятия одна из ключевых задач любой организации.
Теоретической основой исследования явились труды ведущих отечественных ученых в области управления финансовыми результатами функционирования предприятия – Белопольской Т.В., Бондаревой И.А., Вишневской Е.Н., Водолазской Н.В., Зориной М.С., Кондауровой И.А., Корнева М.Н., Кравцовой Л.В., Квилинского А.С. Моисеенко А.Р., Рябоконь М.В., Шабалиной Л.В. и других. В работах этих ученых рассмотрены проблемы, связанные с мероприятиями по увеличению величины прибыли как основной экономической категории, занимающей одно из важных мест в общей системе стоимостных инструментов рыночной экономики. Однако целостная система инструментов решения данных проблем на текущее время сформирована не полностью. Данный аспект обуславливает целеполагание проведенного исследования.
Объектом исследования является прибыль организации.
Предметом исследования является распределение и использование прибыли ООО «Автомама».
Целью исследования является анализ распределение и использование прибыли ООО «Автомама».
Для выполнения данной цели, необходимо определить следующие задачи:
- определить сущность, роль и виды прибыли;
- исследовать особенности управления распределением и использованием прибыли;
- определить методику оценки распределения и использования прибыли;
- провести экономическую характеристику предприятия ООО «Автомама»;
- провести анализ финансового состояния ООО «Автомама» за 2017-2019 годы;
- провести оценку формирования и распределения прибыли в ООО «Автомама» за 2017-2019 гг.;
- исследовать проблемы и мероприятия по их решению направленные на повышение прибыли в ООО «Автомама»;
- провести оценку эффективности мероприятий, направленных на повышение эффективности использования механизмов распределения и использования прибыли в ООО «Автомама».
Основными методами исследования являются: синтез, анализ, правовой анализ, сравнительный анализ, исторический анализ, экономический анализ, статистический анализ.
Структура исследования состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
1. Теоретические и методические подходы к механизмам распределения и использования прибыли на предприятии
1.1 Сущность, роль и виды прибыли
В целях получения основных характеристик финансовых результатов и хозяйственного положения организации в целом на основании данных бухгалтерской (финансовой) отчетности и прочей необходимой документации за период проводится анализ формирования и использования ее прибыли. При этом результат методических основ анализа прибыли может быть недостаточным для принятия управленческих решений отдельными субъектами [4].
Внутренним пользователям информации (руководству организации, собственникам, акционерам) в ходе осуществления как текущего, так и долгосрочного (стратегического) управления необходимо обладать дополнительными сведениями, получаемыми в результате внутреннего управленческого анализа. В целях принятия рациональных решений по вопросам управления ресурсным обеспечением, производством и реализацией продукции, финансовыми вложениями и т.д. руководству предприятия и его структурных подразделений требуется всеобъемлющая, оперативная и при этом достаточно детализированная информация. Подобная информация представляет собой коммерческую тайну [2].
Ее формирование становится осуществимым на конкретных этапах проведения внутреннего управленческого анализа, состоящего из сбора и обработки сведений, а также разработки способов корректировки управления для достижения главной цели – повышения уровня эффективности хозяйственной деятельности организации. Прибыль является объектом разных видов анализа, одним из которых является налоговый анализ. Он представляет собой совокупность приемов, позволяющих дать характеристику налоговой политике организации и изучить налоговые изъятия за отдельные временные периоды. В роли субъекта налогового анализа выступает государство в лице органов своей налоговой системы [7].
Таких пользователей информации правильнее будет отнести к группе внешних, однако в период осуществления налоговых проверок они получают право доступа к внутренней бухгалтерской и налоговой документации предприятия. Налоговый анализ важное значение имеет и для руководства организации, поскольку может являться основой для принятия мер по оптимизации налоговых расходов при осуществлении налогового планирования, а также при составлении учетной политики организации для целей налогообложения.
Другим важным видом анализа является статистический анализ, результаты которого дают пользователю широкое представление о деятельности предприятия, поскольку включают в себя количественные данные о важных показателях, характеризующих производство, отгрузку и реализацию продукции; численность работников, фонд оплаты труда и др. Важную роль в анализе прибыли организации может играть эпизодический (выборочный) анализ, используемый в целях повышения эффективности управления бизнес-процессами предприятия [6].
У прибыли существуют несколько функций:
1. Прибыль является экономическим эффектом, полученным в результате работы организации. Получение прибыли организацией является результатом того, что доходы превышают расходы, связанные с его деятельностью. Не каждый аспект деятельности организации можно оценить с помощью прибыли. На практике не существует показателя, который мог бы всесторонне отразить всю деятельность организации. В этом деле больше поспособствует использование совокупности показателей. Именно так, анализ финансово-хозяйственной деятельности или любой другой схожий анализ будет полный. Прибыль же выступает финальным финансовым показателем [4].
2. Прибыли присуще стимулирующая функция. Также, прибыль означает не только финансовый результат, но и выступает основным компонентом фин. ресурсов организации. Абсолютно каждая организация имеет своей целью получение прибыли, чтобы в последствии получить чистую прибыль (ЧП) [5]. Перед тем, как начать распределение прибыли организации следует провести ряд обязательных действий: уплатить налоги, а также другие обязательные платежи, затем производится распределение на отрасли работы организации (оплата труда, амортизация, улучшение рабочих условий, проведение мероприятий и так далее) [8].
3. Прибыль-ключевой фактор формирования бюджетов, фондов любых уровней внутри организации. Формирование резервных фондов обеспечивает уверенность организации, в случае финансовых проблем. Так, возможно избежать разорения или банкротства из-за непредвиденных обстоятельств. Подавляющее большинство организаций имеют основным источником дохода производственную, либо хозяйственную, либо предпринимательскую деятельность. Наиболее результативное использование прибыли подразумевает превосходное владение инструментами маркетинга, грамотный менеджмент всех отраслей организации, отличное знание специфики рынка, умение приспосабливаться к изменчивым потребностям покупателей и быстро подстраиваться под новые технологии, получившие развитие на рынке [9].
Правильный выбор отрасли деятельности организации имеет огромную роль в получении прибыли. Важно выбрать ту область, в которой: отсутствует монополия, не позволяющая развиться в данной отрасли начинающим организациям; ведется только законный бизнес; есть возможность выходы на рынок мелкой организации; спрос потребителя на товары, или услуги представленного рынка. В дальнейшем, грамотный маркетинг, менеджмент всех отраслей деятельности предприятия, нацеленность на развитие и увеличение объемов реализации продаж, приведет к росту организации на рынке, из чего следует повышение прибыли.
Обычно осуществление анализа предполагает комплексное использование разных его видов, что способствует получению объективных результатов, дающих всестороннюю характеристику хозяйственной деятельности изучаемого предприятия, и позволяет выработать наиболее оптимальные управленческие решения [13].
Для проведения эффективного анализа прибыли предприятия в ходе его осуществления необходимо руководствоваться рядом принципов, таких как [14]:
- непрерывный и регулярный характер наблюдений за состоянием и развитием хозяйственных процессов, отечественными и мировыми стандартами;
- преемственность в вопросе методологии и методики осуществления анализа;
- научность, выраженная в применении последних актуальных достижений теории, методологии, методики, методов и инструментов проведения анализа;
- всесторонность и комплексность изучения хозяйственных процессов, а также выявления связей между ними;
- системный характер исследования хозяйственных процессов, позволяющий выявить взаимосвязи с другими объектами анализа;
- объективность получаемых в ходе анализа результатов, а также сделанных на его основе выводов и рекомендаций, основывающихся на доступных и достоверных сведениях, представленных в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности [16];
- точность, корректность и достоверность выводов, осуществленных по результатам проведенного анализа;
- полезность, выражающаяся в практической значимости результатов анализа и возможности их использования в целях повышения эффективности деятельности предприятия.
Как для органов налоговой службы, так и для самих организаций, большой интерес представляет налогооблагаемая прибыль, так как от ее величины непосредственно зависит сумма налога на прибыль, а следовательно, и размер чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после осуществления всех обязательных платежей. Экономический показатель чистой прибыли – один из важнейших для фирмы, поскольку именно он наиболее наглядно демонстрирует итоговый хозяйственный результат деятельности фирмы в отчетном периоде [17].
Чистая прибыль – не что иное, как разность между совокупной величиной валовой прибыли и суммой выплаченных из нее налогов, штрафов, пеней, неустоек и иных обязательных платежей предприятия [16, с. 7]. Из этого можно сделать вывод, что показатель чистой прибыли зависит от двух групп факторов: - изменения общей массы валовой прибыли (за счет изменения объемов производства и реализации, внешних условий и др.); - изменения удельного веса чистой прибыли в общей массе валовой прибыли, вызванные изменением доли налогов и прочих обязательных платежей в общей сумме прибыли. Чистая прибыль подлежит расходованию в порядке, установленном уставом организации.
Как уже было сказано выше, она может направляться на текущее потребление, накопление, выплату дивидендов участникам, формирование резервного капитал и др. В процессе осуществления анализа необходимо изучить динамику и осуществить контроль за исполнением плана по использованию сумм чистой прибыли. Для достижения этих целей следует сопоставить фактические данные об использовании чистой прибыли организации по конкретным направлениям расходования с аналогичными данными прошлых отчетных периодов, после чего выявить факторы, ставшие причиной отклонений [22, с. 22].
Последующий анализ показателя прибыли призван продемонстрировать, насколько и под влиянием каких факторов изменились направления ее использования. По результатам проведенного анализа производится разработка мероприятий по усовершенствованию существующего механизма распределения прибыли, конечной целью которых является укрепление положения предприятия на рынке и повышение доходов его собственников.